Скрепя сердце покидали мы очень понравившийся нам домик в Синтре. Но что поделаешь, законы путешествия неутомимы и заставляют непрестанно двигаться вперёд! И вот нам предстоит дорога на юг, в Алгарве!
Алгарве — хотя и главный курортный регион страны, но при этом абсолютная провинция в прямом смысле слова. Здесь нет промышленности, крупных городов и широко известных достопримечательностей. Только небольшие тихие курортные городки, пляжи, белый песок, природа, мандариновые, пробковые и миндальные рощи.
Автомобильные дороги в Португалии сейчас не вызывают нареканий. В 90-х, во времена образования объединённой Европы, немцы помогли этой стране получить отличные пути между различными регионами.
А ведь совсем недавно, как я читал, автомобильные дороги в Португалии были большой проблемой. Ещё в 50-е годы добраться на автомобиле из Лиссабона в Порту, например, было почти что подвигом. Выручал железнодорожный транспорт, а где позволяла возможность, пользовались водными путями. Поэтому, например, в Порту вина доставлялись на barco rabelo — специальных лодках для перевозки портвейна.
Итак, солнечным сентябрьским утром, наша небольшая кампания, погрузив пожитки, покинула гостеприимную Casa da Nogueira, где нам было так тепло и уютно, и устремились на южное побережье Португалии.
Как в России большинство путей пролегает через Москву, так и здесь нам трудно было миновать Лиссабон.
Достигнув городских окраин, мы въехали на знаменитый мост имени 25 апреля.
Выезд из Лиссабона
Прошу прощения за вертикальную ориентацию кадра, привычки на телефон снимать я ещё не приобрёл, поэтому получилось не очень.
По автодорогам Португалии путешествовать довольно приятно. Они не только отличного качества и включают всю необходимую путешественнику инфраструктуру, но и имеют свободный трафик, без пробок и иных неприятностей. Правда, местные водители не являют собой образец для подражания. Стиль местных водителей часто можно охарактеризовать такими словами: «местные водят так, будто только что угнали машину и несутся на ней с места преступления». Однако, всё равно это нивелируется низким трафиком на дорогах. Двухполосной магистрали вполне хватает для спокойной езды. За целый день в дороге мы видели последствия только одной аварии на нашем пути.
Дорожные указатели на нашем пути периодически показывали направление на Эвору. Постепенно и у нас в головах зародилась мысль: «А не посетить ли нам этот город, всё равно времени у нас достаточно?»
И вот, после остановки в придорожном кафе за чашечкой ароматного португальского капучино, было решено свернуть на Эвору. Нас заинтересовала, кроме всего прочего, Capela dos Ossos — ведь наш план посещения парижских катакомб не был выполнен по причине опоздания на пересадку в рижском аэропорту (рассказ «Увидеть Париж и не умереть»)
Свернув с магистрали, мы попали на бесплатную дорогу, ведущую в город Эвора. Ещё раз упомяну про отличные португальские дороги. Даже оказавшись на местной, не магистральной трассе, мы не уставали удивляться, насколько качественные дороги проложены там, где на самом деле проезжает лишь пара десятков машин в день — и это в разгар туристического сезона!
Вот уже за окнами нашего четырёхколёсного скакуна разворачиваются бескрайние просторы выпасов для скота.
А за ними мелькают деревушки
После долгих пустынных пространств и маленьких деревушек за окном наконец появилась Эвора. Очаровательные узкие улочки, выложенные древним булыжником и окаймлённые белыми оштукатуренными стенами старинных домиков под ярким
солнцем Алентежу.
При въезде в город меня поразила крепостная стена Эворы. Время, как будто пронеслось мимо неё, не причинив ей никакого урона, а может быть, по ошибке, просто её не заметив. Как бы то ни было, это сыграло всем нам на руку, потому что стена Эворы будто нежная рука матери защитила город, который расположился вдали от разрушительных катаклизмов последних эпох.
Еще при римлянах Эвора была важным стратегическим центром, затем сюда пришли визиготы, которых сменили мавры. При маврах Эвора стала крупным торговым центром. В XIV–XVI-ом веках Эвора был королевской резиденцией, и это было время расцвета города. В XVI-ом веке тут открыли иезуитский унивеситет, с тех пор Эвора — университетский город. С приходом к власти Филиппа II Испанского, женившегося на Марии Португальской и ставшим королем Португалии Филиппом I, двор покинул Эвору, что стало началом заката города. И теперь уже со словом «университет» ассоциируется не Эвора, а Коимбра, перехватившая эстафетную палочку за право называться университетским городом. А в Эворе университет преобразовали в лицей. Сегодня Эвора является одним из красивейших городов Португалии, а старый город входит в список культурного наследия Юнеско.
По нашей традиции, подробного плана осмотра города у нас не было. Главное было найти церковь Святого Франциска, где и находится Капелла костей.
На площади ду Жиральду перед зданием банка нам наперерез выскочила ватага школьников, весело гомонящих на свои школьные, наверное, темы.
Школьники высыпали на улицу
Интересно, что от этой площади расходятся улица с прикольными названиями. Как вам, например, такие: Аллея небритого мужчины, или Улица портного графини.
Уточнили дорогу и вновь пришлось пуститься в лабиринт древних улочек Эворы. С непривычки повернули не туда и оказались перед церковью августинского монастыря Носа Сеньора да Граса с причудливыми фигурами на фронтоне.
Церковь августинского монастыря Носа Сеньора да Граса
Построенная испанским зодчим Диего де Торалва в 1529–1537 годах, ее интересной особенностью являются скульптурные глобусы, установленные по углам фронтона, под которыми, свесив ноги на фасад расположились четыре гранитных фигуры с факелами. В народе их прозвали «Уш Эворские парни».
Внутри оказалось не так озорно, вполне по канонам католической церкви.
Алтарь, так вообще поразил какой-то своей суровостью, аскетизмом. Поэтому, наверное, показался мне очень исренним, не замутнённым наносным великолепием.
Убедившись, что опять промахнулись с капеллой, мы устремились на улицу и тут, неожиданно оказались внутри свадебной процессии, собиравшейся с силами при входе во храм.
Последний порыв в поисках капеллы оказался успешен. Почему-то я ожидал увидеть церковь Святого Франциска благообразно старой, словно вобравшей в своём облике все года, которые её пришлось простоять в этом городе, где все строения напоказ выставляют свой возраст: «мои года — мои богатства», как пел В.Кикабидзе. Оказалось, на вид церковь святого Франциска вполне может показаться каким-то новоделом на фоне своих соседей, хотя и была отреставрирована ещё в 1550 году.
Наконец, мы у цели. Вот она, капелла. над входом можно прочесть надпись на латыни: «Наши кости здесь ждут ваших костей».
Надпись, встречающая посетителей капеллы.
Приветствие, конечно, немного жутковатое!
Часовню в готическом стиле построили в XV–XVI веках. В частности, в 1460–1510 годах её проектировали и строили три монаха. Главная задумка постройки — вызвать у своих братьев размышления о преходящей, непостоянной и мимолётной природе жизни.
Во времена строительства Костяной часовни два городских францисканских кладбища переполнялись от захоронений. Для освобождения пространства приходилось выкапывать останки. Тогда трое монахов и придумали создать часовню, в которой кости и черепа служили бы украшением стен, колонн, арок и куполов. Кроме того, они решили использовать костные фрагменты как ингредиент раствора. Предполагается, что в строительстве использовали по меньшей мере 5000 останков тел.
Капелле предназначено было принимать на вечное упокоение кости умерших священников, ведь в городе Эвора, где она и возведена, было более 40 кладбищ, которые не давали даже нормально развернуться. Теперь же в ней нашли свой приют более пяти тысяч умерших людей различного социального статуса.
Но это не единственная цель, которая преследовалась при постройке капеллы — монахи хотели донести окружающему миру, что жизнь земная является только лишь первым этапом существования, подготовкой к куда более важному потустороннему существованию.
В разных источниках я встречал описание висящих на стене капеллы скелетов, прикованных к стене. Однако, при нашем посещении прикованных скелетов не было, а были витрины с лежащими там скелетами.
Капелла костей Осуш вызывает огромный интерес у туристов, ведь кости, находящиеся здесь, — это не просто элемент, вгоняющий трепет в души посетителей, а рабочий материал, из которого были построены стены. Вместе с цементом они обеспечивают крепкую смесь, стоящую уже около 500 лет.
Это место по праву можно считать обителью для подготовки отхождения в мир иной, ведь все здесь гласит о загробном существовании.
И все становится на свои места, когда до нас доходят знания о том, что Капелла костей Осуш в Эворе была построена францисканцами, проповедующими именно такие жизненные параграфы.
Те же, кто внес свою лепту в создание часовни, покоятся не в стенах, а в центре помещения — в белом гробу. Как для места упокоения усопших она имеет достаточно немалые размеры: три пролета в 18,7 метров по длине и 11 метров по ширине.
Скульптура при входе в часовню
Таинственности месту предает еще то, что свет очень слабо проникает в часовню костей — здесь есть всего три небольших отверстия, которые трудно назвать полноценными окнами. Капелла костей — одна из самых популярных и известных достопримечательностей португальского города Эвора, после посещения которой никого не останется равнодушным.
Немного успокоившись после посещения такого необычного объекта, мы прошли в музей того же храма, где выставлено множество скульптур на религиозную тематику: вертепы, скульптуры, распятия.
Выйдя из храма, мы немного расстроились. Время поджимало, надо было ехать к нашему жилью в Албуфейре, а в Эворе мы многое не успели осмотреть.
Теги:
Самостоятельные путешествия