От Пирны до Мейсена меньше часа езды. Произносим Саксония — подразумеваем Дрезден. Произносим Мейсен — подразумеваем фарфор. Стереотипы. Я понимаю, что организованная в 1710 году в городе фарфоровая мануфактура принесла городу всемирную известность. Но этим посещением хотелось сломать оба стереотипа. Во-первых, ни слова о фарфоре (почти), в основном будем говорить о Средневековье и красивой архитектуре Возрождения, когда фарфора и в проекте не было. Во-вторых, постараемся оценить старый Мейсен, основанный еще в XII веке, именно как «колыбель Саксонии», как его называют сами немцы. Многовековые свидетели истории немецкого государства и Саксонской земли — сказочный замок, средневековые улицы и дома, величественные церкви, завораживающие виды с обзорных площадок — всем этим Мейсен богат.
Свои плюсы путешествия вне сезона — без труда нашли недорогой миниотель в пяти минутах ходьбы от старого центра. Машин мало — бесплатная в выходные парковка прямо на улице напротив подъезда. Вот на этой улице.
За четверть века жизни в Европе привык ко многим особенностям. В том числе к порядкам, к безопасности… Но иногда всё равно кажется странным. Миниотель, напросто шикарный внутри — просто вход в подъезд. Дверь на улицу открыта. Внутри никого, приколот листочек — семья такая-то — комната номер, семья такая-то комната номер, встретимся на завтраке. Комнаты открыты, ключи на столе. Заходи, не хочу… Кроме нас ещё 2 семьи, а всего комнат не менее 12. Несезон.
С другой точки зрения, зато всё быстро. Вещи кинули, побежали — и так уже 2 часа дня, а в четыре сумерки в это время.
Ещё по пути к самому центру видна подготовка к Рождеству. Привезли бочку — с открытием ярмарки будут наливать.
Сразу на Маркт. К которому идём по улице Флайшергассе.
Она почти вся застроена особняками эпохи Возрождения.
Закономерно, что самое старое место в Мейсене, которое совпадает по возрасту с самим городом, Рыночная площадь, возникла в конце XII века. Здесь целый ряд старинных, любовно отреставрированных бюргерских домов эпохи готики и Ренессанса, свидетельствующих о процветании Мейсена во времена Средневековья и Возрождения. Как и в Пирне, весь нижний план закрывают неработающие киоски Рождественской ярмарки, которая откроется в следущие выходные.
Доминирует на Рыночной площади городская Ратуша, которая является старейшей в Саксонии. Построена она в 1470–1486 годах известным архитектором Арнольдом Вестфальским, главным шедевром которого в Мейчене является замок Альбрехтсбург, куда мы придём позже. Позднеготическое здание выделяется благодаря трем поперечным фронтонам и мощной 18-метровой крыше.
Фасад здания украшен резным балкончиком и солнечными часами, под ними — герб Мейсена. В это время все окна Ратуши закрыты ставнями с числами. Это своеобразный «адвентный календарь». 1 декабря, сразу после начала ярмарки, откроется первое окно. За каждым жителей ждёт какой-то сюрприз. Последний «сюрприз», под номером 24, известен заранее — 24 декабря на балкончик выйдет бургмейстер и поздравит жителей с наступающим Рождеством.
На восточной стороне площади стоит большой Олений дом. В 1744 году в нём останавливался прусский король Фридрих II. Дом был капитально перестроен в 1901 году, но олений портал — подлинный ренессансный, был изготовлен в 1624 году. Небольшой барельеф над порталом и объясняет происхождение названия дома. В основе — мифологический сюжет. Актеон подсматривал за богиней охоты Дианой, пока она купалась обнажённой. Рассерженная Диана превратила Актеона в оленя, и его разорвали собственные собаки.
Нарядный бело-серый ренессансный жилой дом был построен в 1548 году для богатого бюргера, постоянного члена городского совета Мейсена. Справа к нему примыкает узкий зеленый жилой дом XVI века, который принадлежит старейшей частной пивоварне Мейсена и всей Саксонии — Privatbrauerei Schwerter. Когда-то давно в нём была также и пекарня. Слева видна старинная Рыночная аптека, ренессансный дом середины XVI века с двухэтажным барочным эркером, добавленным в 1717 году. Аптеки в Германии — самые постоянные предприятия на Маркте. И эта работает до сих пор непрерывно с 1508 года.
На Рыночную площадь выходит своей алтарной частью знаменитая церковь Богоматери, одно из самых древних сооружений в Мейсене. Упоминается в начале XIII века. Нынешняя позднеготическая церквь стоит неизменна с 1520 года. 57-метроваю башню с позолоченным шаром и флюгером отремонтировали в 1549 году после пожара.
Церковь известна также своими уникальными фарфоровыми колоколами, которые были установлены в 1929 году, по случаю празднования 1000-летия Мейсена, вместо традиционных, утерянных во время Первой мировой войны. Фарфоровая звонница из 37 колоколов шесть раз в день по расписанию исполняет различные хоралы, нежный «фарфоровый» звон не спутаешь с обычными колоколами.
Около церкви небольшой скверик, на месте которого когда-то было церковное кладбище, а Ворота Суконщиков тогда были всего-навсего входом на это кладбище. Кладбища нет, а арка, возведенная в 1614 году по заказу городской гильдии суконщиков в стиле Ренессанс стала одной из городских достопримечательностей. Вот только изготовлена была из такого мягкого песчанника, что стала сама по себе разрушаться. И в 1956 году была заменена точной копией. За аркой виден белый фасад исторической старейшей мейсенской пивоварни Privatbrauerei Schwerter.
Пивоварня была здесь не всегда. Нынешнее здание было построено в 1569–1574 годах взамен старого 1460 года постройки, владели им мясники, затем суконщик. С XVI века сохранился превосходный ренессансный портал, высокий фронтон с фигурками ангелов и амфорами. Портал украшен барельефом «Самсон, сражающийся со львом». Резная деревянная дверь также подлинная с XVI века.
На север от церкви стоит живописное фахверковое здание с башенкой, в котором в далёкие времена находилась гильдия суконщиков. Дом построен в 1523 году. С 1873 года дом принадлежит семейству Рихтер, владеющему винодельней. В том же 1873 году Рихтеры открыли в здании винный ресторан «Винцент Рихтер», в котором сегодня трудится пятое поколение виноделов.
Старинная улочка за рестораном — один из самых живописных уголков Старого города.
Здесь несколько интересных зданий, и сравнительно новых. Например, этот пасторский (общинный) дом с могучим полукруглым эркером и барельефами.
В 1914 году его построила администрация лютеранской общины Мейсена.
Из-за гористого рельефа многие улицы старого Мейсена являются фактически не улицами, а лестницами и называются соответствующе. Идём вверх по Фрауэнштуфен.
Всё выше и выше. На полпути оглянемся назад — на церковь Богоматери.
Наверху в стене лестницы можно заметить так называемый «мейсенский буквенный камень». Это барельеф второй половины XVII века, на нём переплетены буквы A, B, C и D. Сначала историки предположили, что на камне могли быть буквы по инициалам владельцев дома, первоначально построенного на этом месте. Но в 1690 году здесь проживали чиновник Иоганн Кристоф Байер и его жена Елизавета. По другой версии, это не инициалы, а начальные буквы алфавита, которые служат напоминанием о «мейсенском (саксонском) канцелярском языке». Он был разработан в XVI веке и лёг в основу общего литературного немецкого языка, на который Мартин Лютер перевёл Библию в 1522 году.
Эту теорию доказывает и то, что из переплетений вензеля можно вычленить абсолютно все буквы латинского алфавита.
Лестница переходит в улицу под названием Фрайхайт -«привилегия». Не без причины — в этом обособленном укрепленном районе Мейсена на горе издавна селились дворяне и духовные лица. Они не подчинялись обычной юрисдикции городских властей и были освобождены от большинства налогов. Эти привилегии сохранялись вплоть до XIX века.
Здесь же находится комплекс бывших построек августинского монастыря Святой Афры, в числе которых бывшая монастырская церковь, которая после Реформации стала приходской. Часовня монахов августинского ордена стояла на этом месте уже в X веке, а готическая трёхнефная базилика, которую мы видим, возникла в 1240 году.
С южной стороны церкви находится интересный раннебарочный портал 1670 года с фигурами Моисея со Скрижалями завета и апостола Павла. Виден и грандиозный герб саксонских курфюрстов.
Далее по улице выходим к комплексу «Янаишер-Хоф», который был построен в 1610 году и принадлежал дворянину Гансу фон Шлайницу. Высокая стена отделяет от улицы небольшой сад перед двухэтажным домом с флигелями. Главная цель нашего интереса здесь — два превосходных портала. На улицу выходит главный портал 1616 года с гербами баронов фон Шлайниц и баронов фон Энде.
Для того, чтобы увидеть второй, Львиный портал 1610 года, надо пройти внутрь, за ворота. Львиный портал — это вход в лестничную башню дома.
Вот и пришли к Передним замковым воротам. Они фактически являются воротами большого ренессансного дома середины XVI века под названием Бурглен. До него на этом месте с XIII века располагалась часть укреплений со рвом и подъемным мостом.
После Тридцатилетней войны здание отремонтировали, в 1743 году расширили, сейчас оно принадлежит Евангелической академии.
Отсюда, сверху, постоянно открываются сказочные виды старого Мейсена и более нового города на другой стороне реки.
Бесконечное разнообразие многоуровневых пейзажей с красными черепичными крышами и башенками.
Переходим по Замковому мосту, под которым проходит нижняя улица Хольвег, ведущая к Маркту в нижнем уровне.
На пути — готические Средние ворота, которые были построены в XIII веке одновременно с Замковым мостом. В Средневековье это были главные ворота с подъемным мостом на дороге к замку. Через навесные бойницы можно было поливать врагов кипящей смолой. Красочные мозаики, изображающие Святого Иоанна и Святого Георгия появились гораздо позднее — в 1890 году.
И вот мы на Крепостном холме, большую часть которого занимает Соборная площадь. О замке и Кафедрале, как о главных зданиях, расскажу позже. А пока о остальных сооружениях, расположившихся на холме. Северо-западную часть площади занимает Корнхаус, или зернохранилище. Но не только оно было в этом здании, построенном в 1480 году в качестве хозкорпуса для замка Альбрехтсбург. Кроме хлебного амбара в нём были конюшня, пекарня и кухня.
Корнхаус и замок соединяет неоготический переход, построенный в 1860 году после того, как снесли здание фарфоровой мануфактуры, переехавшей в другое место.
На южной стороне площади выделяется бывший дом соборного пробста, иными словами настоятеля Кафедрала. Двухэтажное здание в стиле поздней готики было построено в 1497–1503 годах для Мельхиора фон Мекау. Мекау был личностью известной и влиятельной, между иными титулами был князем-епископом Бриксена (Брессаноне), кардиналом, финансировал некоторые мануфактуры. И сегодня в здании размещается администрация собора.
Через один дом от него находится ресторан Domkeller, который считается старейшим рестораном Мейсена. Первые сведения о нём относятся к 1470 году.
Перед воротами на террасу по правой стороне стоит позднеготическое здание соборного деканата, построенное в 1526 году. После Реформации некоторое время здание использовалось как курятник и амбар, что сильно ему повредило.
Проходим под арку ворот. Здесь справа от собора находится северный фасад епископского дворца. Над входом — герб епископа Иоганна фон Вайсенбаха, епископа Мейсена с 1476 по 1487 год, при котором строился дворец.
Одна из дверей в стене епископского дворца только кажется обычной дверью. За ней — лестница, ведущая с Крепостного холма в нижний город.
Напротив епископского дворца находится отличная смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на противоположный берег Эльбы
Над обрывом Крепостного холма нависает восточный фасад замка.
А в самой арке можно увидеть свидетельство того, что и Саксония долгие годы входила в состав Великой Римской империи Германской нации.
Есть выход с Соборной площади и на север, где под стеной замка был создан скромный парк.
Входим в небольшой клуатр, через который попадём внутрь собора, в следующем рассказе. Клуатр появился в конце XV века благодаря архитектору фон Клаусу. Сводчатые галереи были возведены в 1490–91 годах.
В следующем рассказе будет о соборе и замке, о династиях и пангерманизме. А пока немного передохнём