Патагония и Огненная Земля
Холодный край, буйный ветер и льды. Живописная природа, о которой усердно заботятся, арктический воздух, цены на бензин и самонаводящиеся кролики. Все это напомнило Исландию, только без кроликов, и я с удовольствием бы пожил там месяц другой.
Пунта Аренас, город, в котором я приземлился после длинного пути из Перу, ничем особо не примечателен, но вполне себе современен и ухожен. Вся слава, которая должна была бы прилагаться этому городу, уходит другому — аргентинской Ушуайе, приоритетной точке на карте.
Но сначала я решил слегка углубиться в материк, посетить Эль-Калафате, Аргентина. По пути через знаменитые Торрес-дель-Пайне, так ни разу мне и не открывшиеся.
В Пунта-Аренасе взял в прокат авто, со скрипом оформив разрешение на выезд в Аргентину, но об этом в конце.
Поговорим лучше о кроликах. Патагонские кролики крайне многочисленны, думается, что людей в тех местах живет в десятки раз меньше. У них есть особенность, раскрывающаяся предпочтительно в темное время суток. Они не становятся вурдалаками, всё куда печальнее. Поджидая твой автомобиль на обочине дороги, они со скоростью, присущей кроликам, бегут тебе прямиком под колеса. Слава мне — ни один кролик так и не пал под колесами моего авто, но нервишки они мне изрядно потрепали. За городом не проедете и пары километров, не встретив стаю ушастых.
Позже я прознал их тактику и маневрировать стало проще. Так что, слушайте внимательно: если вы едете и видите на обочине кучку остолбеневших кроликов, то побегут под колеса те дуралеи, которые именно в тот момент смотрели в вашу сторону. Все просто, куда смотрел, туда и побежал, со страху. Остальные же исчезнут где-нибудь в полях. Таков инструктаж.
Эль-Калафате — очень приятный, современный городок с безналами, чудесными ресторанчиками и красивыми людьми.
Недалеко от города располагается главная достопримечательность тех мест — ледник Перито-Морено. Гуляешь такой по лесу, а из-за деревьев на тебя выглядывает 60-ти метровая стена голубого льда.
Пампасы — практически не заселенная область в Аргентине, граничащая с Патагонией. Зато Альпаки, кролики, даже страусы (?) — в изобилии.
Чтобы добраться из Пунта-Аренаса или Ушуайи до Эль-Калафате, придется поколесить по бескрайним Пампасам. Заправки редки, и хорошо, если на них есть бензин. На этих заправках, кстати, можно протянуть смесь из чилийских и аргентинских песо и долларов США и вас заправят, сложив всё в единую сумму.
Торрес-дель-Пайне я пытался увидеть дважды, оба раза:
Туман, все дела.
Ушуайа труднодоступна и по-своему прекрасна. Паромные переправы, дикая Огненная Земля и арктические ветра. Маленький город, в котором есть огромный порт и казино.
Вкуснейшая еда на Огненной Земле, это когда ты с раннего утра, чтобы успеть, голодный добираешься 9 часов до паромной переправы, выходишь поглазеть на Магелланов пролив, ожидая тот самый паром, промерзаешь от ветра за три минуты, заходишь в кафешку близ переправы и берешь себе добротный такой горячий сэндвич с бараниной. Ничего вкуснее в жизни не ел, сами понимаете.
Южная Америка в одиночку. Часть 1 — Чили
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
Напоследок, чисто техническая часть о пересечении границы с Аргентиной и в общем об аренде авто в Южной Америке.
Чтобы из Чили на арендном авто проехать в Аргентину, нужно, чтобы прокатная контора оформила вам так называемый пермит (permit). А он в Патагонии необходим, потому что если вы посмотрите на карту, то увидите, что дороги там только и делают, что пересекают границы. Я за несколько дней путешествия по Патагонии и Огненной Земле пересек границу Чили-Аргентина 6 раз.
(слева Чили, справа Аргентина)
Без пермита не пустят. Цены на оформление встречались разные, от 2500р. до 10000р. Я хотел за 2500, но оформил за 4000р, и не там, где рассчитывал. Проблема в том, что часто его нужно оформлять за несколько дней. Я прекрасно знал об этом, забронировав авто с пермитом за полтора месяца до вылета в Южную Америку. Оплата была по месту и в этом крылась проблема. Я заранее несколько раз писал прокатчику на емэйл и ватсап с просьбой удостовериться, всё ли хорошо с моей бронью, упоминая пермит. Мне всегда отвечали, что всё хорошо, мы вас ждем. Южноамериканский сервис. Прилетел, а мне говорят, что пермит не оформлен, потому что нужно заранее предоставить документы. Я послал их к черту с их «всё хорошо, мы вас ждем» и в соседнем ларьке оформил пермит за 40 минут, только уже с другим авто и на других условиях, пинающих по карману.
Контора, для справки, в которой мне оформили пермит за 40 минут, Avis, а контора «мы вас ждем», всем известный Европкар.
В общем, пермит — дело проблемное, суетитесь и продумывайте заранее.
Аренда авто в Южной Америке. В целом, всё, как и в остальном мире, за исключением некоторых мелких нюансов. Например, у всех местных контор, вроде chileanrentacar, невозможно забронировать авто напрямую через сайт, потому что там своя неведомая система бронирования, которая в России не работает. Это можно сказать и про другие сервисы. Бронирование через агрегаторы спасает, но может привести к другой проблеме — бронируешь авто, прилетаешь в аэропорт, а там этой конторы никогда не было. Твоя бронь у какой-нибудь другой конторы, пойди найди, плюс у неё свои условия по всяким депозитам и прочему. Так было в Икике, например. Я забронировал авто с функцией «без депозита», в итоге иная контора, у которой была моя бронь, этой функцией не жаловала.
Тактика «перелетать в другую страну/город, брать авто и колесить по округе» тоже не от хорошей жизни. Помимо экономии, не дозволяется, например, из Чили уехать в Боливию на арендном авто ни на каких условиях. Так что — перелеты, которые в целом дешевы.
Есть и проблема в такой тактике, если решитесь путешествовать подобным образом — депозиты/франшизы/страховки на авто. В общем, та сумма, которую у вас удерживают в виде залога и возвращают после возврата авто. В Южной Америке сумма колеблется от 30 000р. до 150 000р, и если вы, как и я, намерены постоянно менять авто, то запасайтесь резиновыми кредитками. Сдал авто, через несколько часов берешь другое, а от старого залог ещё заморожен. Залог обещают вернуть в среднем за 2–3 дня, некоторые за 15 минут — забудьте и не рассчитывайте на эти сроки. Мне только единожды вернули в обещанный срок в 36 часов, на 36-ой час. Все остальные тянули недели. Эти залоги по цепочке были моей проблемой, которая всегда встревала в вопросе, когда и где я возьму авто.
Кредитка в Южной Америке — это одно и тоже, что у нас и кредитка и дебетовая карта. А дебетовая карта в Южной Америке, это нечто вроде сберкнижки для местных. Так что забудьте в Южной Америке слово «дебетовая». С этим все всегда путаются.
Для аренды авто подойдет любая кредитка-дебетка в нашем понимании, на которой вытеснено ваше имя, на которое, кстати, никто не смотрит.
Права на вождение авто, что бы ни писали прокатные конторы, в том числе боливийские, подойдут наши обычные, которые международного образца, где имя продублировано английскими буковками. Это они и имеют в виду, но, видимо, трудности перевода и адаптации, как с кредитками и дебетками. Прокатные конторы, дорожный патруль и погранконтроли не имели ко мне никаких вопросов.
Теги:
Самостоятельные путешествия