Турист Vasilii San (user282950)
Vasilii San
был 16 января 19:31

Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Аргентина, Перу, Боливия, Чили Октябрь 2019
7 24

Боливия оставила два впечатления, оба — крайности.

Первая крайность — нищая, совершенно безнадежная страна, сумасшедшие водители маршруток, мусор и непонятно за что платные дороги.

1 из 4
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
 

Думаю, это больше субъективные впечатления, потому что все же я путешествовал по стране в нетрадиционной манере. Гид, свой водитель, туристические направления, специальные ресторанчики, которые все вместе обойдутся не дороже, чем ехать в одиночку на арендованной машине. Я пожелал в одиночку и получил соответственно. В обзорах путешественников в основном наблюдал иную страну, без всего вот этого вот.

Это был в основном негативный, но ценный опыт. Так сказать — взглянул на другую сторону медали, а там шоколадка заветренная, но, хотя бы шоколадка.

Находил единичных желающих на различных форумах посетить Боливию примерно так же, как сделал это я, потому эти подробности больше для них — чего стоит ожидать. Остальным желаю не париться и брать гидов, водителей и прочих и вкусить все прелести страны без этих всяких платных дорог.

Есть такая штука в Боливии, как дорожная виза, которую (наверное) можно где-то купить и проехать свободно по большинству туристических направлений (не точно). Не точно, потому что на одной и той же дороге в сторону Уюни я натыкался как на визовые посты, так и на обычные посты, где эта виза не действовала.

Как вы уже догадались, у меня не было этой визы.

Когда есть гидводитель, то и нет проблем, всё предусмотрено. А когда ты один и понятия не имеешь, то эти посты оплаты начнут тихо выводить из себя. Видишь захудалую деревню впереди, а они там каждые 20–40 км, готовь наличку в размере от 4 до 12 боливианов (в моих случаях), и недоумевай, за что же ты платишь, потому что это далеко не чилийские ограничения в 120 км с декоративными пальмами и чистыми туалетами на заправках.

В очередной такой деревне у меня иссякли наличные, банкоматы не предвиделись, и мне пришлось включить все свои скудные навыки убеждения и красноречия. Молодой парень хотел 8 монет, а у меня было только три. В итоге, языком жестов он смилостивился: «видишь того военного, который бдит за нами? Когда ему надоест бдить, проезжай бесплатно». Так и поступили. В последствии, движимый праведным гневом, я смекнул и почти никогда больше не платил. Во многие деревушки можно углубиться и объехать посты, дороги в деревнях отсутствуют, но внедорожник справится. Где не было объезда, включал незадачливого туриста, размахивал билетиками с тех первых постов оплаты и утверждал, что «все уже оплачено, чего вы меня не пропускаете?». В каких-то случаях без слов пропускали, в каких-то смотрели на меня как на дурака и недоумевающе тоже пропускали. Так что, если имеете длинный язык — пользуйтесь.

Дальше — маршрутки. Благодаря им Ла-Пас походит на психбольницу образца 19 века, с лоботомией и змеиными ямами.

2
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

У меня получилось сразу с корабля на бал. Корабль — аэропорт, бал — город. Как только проехал пункт оплаты в аэропорту, тут же очутился на рынке, где стеной прут маршрутки, между ними снуют невозмутимые Чолиты, а где-то под ними всеми дорога, по которой надо вроде бы ехать. Водители маршруток сравни «божественному ветру» при атаке на Перл-Харбор: застенчивый взгляд в даль и героическое самоотречение. Когда ты думаешь, что вот он уже должен, напирая, ткнуться в твой бампер, он напирает ещё на 10 сантиметров ближе.

Выползаешь из затора в тихие улочки, стираешь пот со лба, намереваясь перевести дух и поглазеть в навигатор, как откуда ни возьмись волна маршруток и во мгновение мертвая пробка.

Со временем я затесался в «свои» и начал так же переть напролом со стеклянным взглядом, не обращая внимания на маршрутки, колоритных Чолит и иногда даже получал от этого стихийного бедствия удовольствие.

Ну, либо линял из города в 5 утра, пока маршрутчики спят и видят, как становятся посмертными героями, протаранив американский авианосец.

Еще одна неприятная особенность — в темное время суток половина водителей ездят с дальним светом, другая половина рьяно моргает дальним тем, кто едет с дальним светом — настоящий цирк со светомузыкой. Возвращался из Уюни в Ла-Пас уже под ночь, по приезду посмотрел на себя в зеркало — а там замученный наркоман с опухшими красными глазами. Избегайте езды ночью, мой вам совет.

Про мусор упоминают многие: обочины завалены, города-свалки. Мусор исчезает совсем лишь в окрестностях Уюни и близлежащих деревнях. Может, для туристов стараются.

Нищета — повсеместная и удручающая, при этом люди, будто бы, довольны. Нагородить не облагороженные коробки из убогого кирпича посреди пустыни — вот тебе и вполне средняя деревня. А те самые племенные деревушки, которых нет на карте, там и вовсе из сена и грязи. К слову, такие деревушки, как ни странно, выглядят куда приятнее и самобытнее «зажиточных» кирпичных.

1
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Вторая крайность. Боливия, несмотря на все её недостатки, оставила самые яркие позитивные воспоминания среди всех стран Южной Америки, которые я посетил.

Несмотря на нищету и озверевших маршрутчиков, люди там самые:

Колоритные. Старомодно одетые Чолиты, а каждый второй мужчина подойдет на главную роль вождя Могикан в каком-нибудь вестерне.

Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Колоритные — не всегда красивые, в общем понимании этого слова. Скорее даже — некрасивые. Но очень интересные. Сидеть на лавочке где-нибудь в парке и просто таращиться на проходящих мимо людей одно удовольствие.

Скромные и безобидные. Вероятно, субъективное впечатление. Заезжая в деревню из сена и грязи, которой нет на карте, невольно напрягаешься. Очевидно, почему: никаких законов, никакой связи с крупными селениями, нищета. Но, жители при виде одинокого странника на новом автомобиле прятали детей по хижинам, а сами не смели поднять на тебя глаза. Пойди разберись, кто кого больше боялся. Чтобы снять общее напряжение, я обычно действовал просто: взмах руки в приветствии и улыбка, что моментально разряжало обстановку, люди с облегчением приветствовали в ответ и разбредались по своим делам.

Честные — та черта боливианцев, которая хорошо выделяется на фоне нищеты. Продуктами в дорогу я всегда закупался у простых торговцев. А питался исключительно в самых простых забегаловках для местных. Там, где питаются работяги, а по всему залу местная кухарка гоняет ребятню, пытаясь заставить их сесть за стол и делать домашнее задание. Еда была без изысков, кормили на убой и за гроши, но суть не в этом. Ты видишь перед собой белого парня, вполне себе нормально одетого — явно залетного туриста, ни слова не понимающего по-испански, который протягивает тебе горсть монет, чтобы взяли, сколько нужно. Он пришел и больше никогда не явится — почему бы и не обмануть, не обсчитать. Но — нет. Со временем я был уже в курсе всех приблизительных расценок: сколько стоит кило бананов, литр колы и тазик риса с курицей. И всегда брали столько, сколько причитается и во взгляде ни секунды сомнения.

Ла-Пас. Ближе к ночи, мотаясь по Ла-Пасским серпантинам на одной из возвышенности передо мной открылся вид на ночной город, от которого всё еще мурашки по коже. Передать словами не смогу, как и фотографией — снимок смазал, да и не то это всё равно.

1
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Природа. Едешь по равнине, на горизонте слегка заснеженные горы, всё бы ничего, но ты уже на высоте 4000 м.

2
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
3
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Грозовые тучи вдалеке на уровне глаз, чистое звездное небо.

5
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
7
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
5
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Пастушки, гоняющие овец.

7
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Викуньи, потешные альпаки.

6
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
5
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Солончак Уюни на рассвете, на котором ты совершенно один.

6
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
2
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
5
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Гиды везут туда туристов начиная часов с 8–9 утра, а самостоятельные туристы там не в моде, так что 5–6 утра, самое то, чтобы побыть там в абсолютном одиночестве.

Дорога смерти

4
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
3
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

При посещении дороги смерти, на подъезде к ней со стороны Ла-Паса, будет несколько постов. На одном из них, помимо документов, будут проверять наличие аптечки и её содержимого. Дорога то смертельно опасная. При мне не пустили мужика, у которого аптечка была просрочена, так что имейте в виду.

Перу

Времени на Перу было выделено меньше недели — страну решил посетить «заодно», так сказать. Прилететь на другой край земли и не побывать на Мачу-Пикчу — выглядит довольно грешно, сами понимаете.

У меня был билет на прямой автобусный рейс из Боливии в Пуру, Куско, но Эво Моралес и оппозиция вовремя спохватились и решили выяснить, кто главнее — какие тут могут быть прямые рейсы.

На пару с таким же озадаченным австралийцем обменяли билеты на билеты с кучей пересадок и вместо 11 часов мотались по автовокзалам 23 часа. К такому повороту событий, естественно, были не готовы, — горсть случайных монет вскладчину — и мы довольствовались связкой бананов на завтрак обед и ужин, и это было веселое время.

Заодно прогулялся с полчаса по берегу Титикаки, чего не планировал.

1
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

Подоспел я аккурат на поезд до Мачу-Пикчу, который отходил в 6 утра, так что нормально лечь поспать после отбытия из Боливии мне удалось только через два дня.

Отдельно нужно сказать про железнодорожное сообщение из Куско до поселка Мачу-Пикчу (Есть древние руины Мачу-Пикчу, и есть одноименный жилой поселок рядом). Это единственный возможный наземный вид транспорта до Мачу-Пикчу, иначе только пешком, примерно по тем же железнодорожным путям несколько дней. Думается, железная дорога была построена исключительно в туристических целях, цены, к сожалению, неестественно высокие. Такая сложность и дороговизна, если отбросить природные условия, по моему мнению оправдана. Ибо если построить туда автомобильные дороги, то от Мачу-Пикчу камня на камне не останется. Стоит только представить себе, что на автобус от поселка Мачу-Пикчу до древних руин цепочкой едут автобусы с туристами, но всё равно очереди на эти автобусы километровые, то недолго думая, понимаешь, что хватит и железной дороги с конскими ценами.

Древний город Мачу-Пикчу впечатляет своей грандиозностью и природой вокруг, фотографии этого не передают, как бы банально это ни прозвучало. Так что оно того стоит: дорогие билеты и толпы туристов.

6
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
6
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
4
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
3
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
4
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу
2
Южная Америка в одиночку. Часть 2 — Боливия и Перу

В поселке Мачу-Пикчу я задержался на три дня, в первую очередь отсыпался, а во вторую — там было хорошо. Отсутствие автомобильных дорог и самого автотранспорта, современная спортивная площадка в центре, где по утрам местные дети хором поют песни, занимаясь физкультурой, а по вечерам проходят футбольные турниры на любительском уровне. Все это обтянуто немногочисленными домишками, а вокруг крутые горы, уходящие в облака. С раннего утра совершал набеги на перуанские кафешки, отъедался, залезал на трибуны посмотреть футбол, сползал, отъедался. Ел я там много, потому что вкусно. Прогулки по Куско и поездка на «гору 7-ми цветов» сами собой отменились.

На Куско у меня оставалось меньше суток и… Я там тоже отъедался. Советую рынки для местных. Там вам продадут съестное, а если пожелаете, тут же усадят и приготовят тазик чего-нибудь.

1 из 3

Начал чувствовать себя медведем перед спячкой, потому решил двигаться дальше, на юг, поближе к Антарктиде.

Южная Америка в одиночку. Часть 1 — Чили

Южная Америка в одиночку. Часть 3 — Аргентина-Чили

Об аренде автомобиля, безнале и booking в Боливии.

Аренда авто в Боливии — довольно проблемная задача, пришлось изрядно поковырять интернет и немного рискнуть. Проблемы две, первая — заоблачные цены, особенно когда пузотерки неактуальны в боливийских пустынях. Вторая проблема — ограничение в пробеге. Пробег ограничивают так, чтобы ты, ясное дело, не шатался по всяким пустыням, а если и шатался, то за очень дорого.

Нашел две подходящие по разным критериям конторы, у которых можно снять ограничение в пробеге за определенную сумму. Это Europcar, но это лишь слухи, потому что система бронирования не предоставляет выбора и нужно договариваться на месте. А договариваться на месте — дело непредсказуемое. Потому выбрал контору под названием Saav rent a car. Контора родом из США, отзывов ноль, в аэропорту Эль-Альто не представлены, только город. Через агрегатор забронировал и оплатил сразу без ограничения в пробеге и со встречей в аэропорту. Всё в итоге прошло без значительных проблем.

Безнал я встретил лишь раз — в самом центре Ла-Паса в небольшом более-менее современном торговом центре, откуда сразу можно было и на фуникулере уехать. А так, банковская карта в Боливии бесполезна повсеместно, в том числе и на заправках.

Банкоматы можно найти — снятие наличных в любом из них с безумными комиссиями, как и во всей Южной Америке, так что, если решитесь, снимайте сразу и на все путешествие.

Букинг очень советую обходить стороной. Южноамериканский сервис плюс беспощадная наличка делают свое дело. Бронируешь с возможностью оплатить прямо через сайт, приезжаешь на место, а там только наличка, цена выше и разные другие радости. Разбирательства, потерянное время и прочие нервы, и я быстро пересел на airbnb.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии