Цикл рассказов «Моё Евровидение 2019»: Эстония.
Прошло примерно три месяца после моего первого и крайнего отчета о запутанной, но грандиозной поездке в Европу, которая случилась летом прошлого года. За это время я чуть ли не схватил два инфаркта: мобильные фотографии вместе с телефоном утонули во время обрушения волны на пляже в Тель-Авиве, а снимки с камеры едва ли не были стерты с карты памяти в процессах безалаберного форматирования. Несколько месяцев писать отчет об одном из своих самых любимых городов и чуть не остаться без единой фотографии; невольно и схватишься за сердечко.
Напомню, что в прошлый раз речь шла об Эстонии и Максиме Старостине, поэтому если Вы пропустили этот захватывающий и душевный эпизод, то милости прошу к нашему шалашу. Сегодня же я продолжу исполнение начатой песни; эта партия будет посвящена Швеции, а если быть точнее, её столице на воде — Стокгольму. Впереди Вас ждут двадцать минут нордической прохлады, трепещущей красоты и африканского гостеприимства. Поехали!
День 4. Польские авиалинии, Арланда, прогулки по Стокгольму в поисках шведских семей, столов и массажа. Время прощания с Таллином подошло крайне быстро и незаметно. Однако грусти и лирики по этому поводу собственно не было; хотелось двигаться дальше, тем самым разгонять центрифугу своего обширного путешествия. С этими несколько возбуждающими мыслями я чилю в Юлимисте в ожидании своего утреннего рейса в Арланду, что близ Стокгольма. Его выполняла польская а/к LOT под брендом Nordica на древнем до без приличия Bombardier CRJ-900. Внутри самолет был очень похож на маршрутку в прямом смысле этого слова (состояние и форма кресел, крошечные расстояния между ними, шаг «2–2», сетчатые кармашки в спинках и др.). Время в пути 42 минуты; две пожилые стюардессы с каменными и хмурыми лицами бегло предлагали горячие напитки и прессу. Ей Богу, им бы поспать, а не катать пассажиров через Балтийское море. В 07:18 мы оторвались от земли, а в 07:00 совершили очередную посадку. Резюмируя отмечу, что от полета осталось всего два приятных воспоминания: 1) тариф сразу включал багаж и стоил всего 25 евро; 2) половину пути вид из иллюминатора сопровождался многочисленными островами, которые Балтика порезала словно нож тонкую скатерку. При ясной погоде эта картина по истине захватывает дух, а челюсти выпадают словно кислородные маски при каждом маневре пилота самолета.
Арланда произвел впечатление аэропорта, который словно специально застрял в недалеком прошлом. Подобные интерьеры я видел только в фильмах и клипах из 80-ых, поэтому ожидание багажа было наполнено разглядыванием старых стен, часов и плакатов. Сумки выкинули быстро, а я, недолго думая, на месте покупаю билет на автобусный экспресс Flygbussarna до исторического центра. Он стоил 120 крон (11,5 евро), а время в пути составляет всего 50 минут. В автобусе я оказался совсем один; водитель тепло поприветствовал, затем по-компанейски навалил на колонки веселое кантри и наш заводной автобус отправился в путь. Чувство частного сервиса и уединения захватило моё сознание и погрузило в зону внутреннего комфорта. Да и спокойные лесные мотивы за окном также способствовали этому. Сквозь окна можно было прочувствовать свежесть и дыхание зеленого леса, временно прерывающегося небольшими озерцами. Так мы ехали большую часть пути, а вскоре началась старина местной архитектуры, от которой так сладко щемило сердце.
Тем не менее, в конце поездки этот кантри-лаунж был очень резко и грубо разрушен. Крах уюта и привата произошел на конечной остановке — Stockholms Centralstation. При выходе из автобуса, меня тут же накрыла волна суетливых прохожих, которая так и норовила утащить за собой. Все кругом чего-то сигналят, повсюду звуки скрипов наземного метро, а также сверла, отбойника и прочего сопровождения ремонтных работ. После сонного Таллина, такого количества людей и звуков я никак не ожидал здесь увидеть; в определенные моменты даже начинал теряться в этой мясной интернациональной тусовке.
»Час-пик понедельника — дело серьезное» — подумал я, когда по моим ногам проехались две телеги. Из этой западни я, как дикарь, рванул в метро, но ситуация там была усугублена в виду узкого перрона. Слава Богу, я проживал там, откуда в это время едут на работу, поэтому в вагон я смог хотя бы зайти. А далее непродолжительная поездка длиной в несколько станций, так что можно немного потолкаться.
Проживал я в пригороде — посёлок Sandsborg, до старого города примерно семь километров. Район мне крайне понравился. Очень тихий, зелёный и умиротворяющий домашний оазис, особенно после вылазок в неспокойный центр. Неслучайно Стокгольм входит в десятку самых зеленых городов мира. Одним словом, здесь царил высокоуровневый загородный образ жизни. Ещё один плюс в том, что в супермаркетах цены на товары рассчитаны для местных, чего не скажешь о центре. И вопреки ужасам о неимоверных ценах в Швеции, я покупал еду в супермаркете по ценам Москвы. Правда, она вся безотказно была очень вкусной, а в Москве бывает по разному. Например, сыр Пошехонский. А вот цены на метро, конечно, чисто шведские. Одна поездка по проездному обойдётся в 250 рублей, одноразовый жетончик стоит около 330 рублей. Надеюсь, Екатеринбург не будет равняться на Стокгольм.
Остановился я у кенийско-шведской пары, но познакомиться успел лишь с хозяйкой Норой, которая стала иконой гостеприимства, порядка и чистоты. Шебутная, весёлая и гиперактивная — женщина-вулкан. В доме царит идеальная чистота, а она всегда заботится, чтобы постоялец не был голоден. Просто так, безвозмездно. Ей важно, чтобы гость чувствовал себя максимально комфортно. Ранний чек ин — пожалуйста, заехать на кофе и помыть ноги после чек аута — без проблем, только рада будет. Любит поговорить, похохотать и желать доброго утра. На мои подарки из России немедленно последовали алаверды — кенийский браслет. Одним словом, она классная. За это я и люблю бронировать жилье на портале Airbnb, правда, немало рисков напороться и на обратный джек-пот, что тоже случалось.
Закинув вещи в комнату, я снова направился в сторону станции метро, чтобы вновь вернуться в людоворот из нашего раннего утра. Знакомство со Стокгольмом я начал с крошечного средневекового острова Риддархольмен (рыцарский остров), который по левую руку от станции метро. Вот я и пошел налево.
Остров датируется XIII веком; связан с другими частями Стокгольма с помощью «моста рыцарского острова». На сегодняшний день является самой маленькой (я бы сказал крошечной) административной единицей Стокгольма. Главной достопримечательностью является церковь Riddarholmskyrkan, которая использовалась в качестве усыпальницы шведских королей с XVII по XX века. Здесь также похоронен ряд более ранних шведских монахов. Чтобы посмотреть на шикарно украшенные гробы придется заплатить около 150 крон (14,5 евро). В путеводителях это место рекомендуется к посещению только знатокам и любителям истории.
Крошечный остров словно раскаленным утюгом проехался по моей сорочке впечатлений. Именно в этом месте мне впервые довелось вкусить архитектурные яства шведской столицы, а также моментально осознать, что ты здесь и сейчас находишься в Стокгольме. Забылись все недосыпы, усталости и дискомфорт раннего утра, а я радовался, как ребенок. Просто так. Не ожидал, обомлел, растерялся. И это всё несмотря на то, что здесь расположена малая и не самая выдающаяся часть исторического архитектурного ансамбля: причал, дворец Стэнбок и церковь.
Красиво обустроенная набережная рыцарского острова носит название «терраса Эверта Таубе». Она была создана в начале 60-ых годов XX века, но своё имя получила лишь 37 лет назад в честь шведского и аргентинского поэта, писателя и художника — Эверта Таубе.
В этой стороне особенно ветрено, возможно ещё и поэтому основная масса туристов тусуется на правой части или в самом центре Гамла-Стан. По отзывам других блогеров и местных жителей, здесь всегда пусто. Зато можно вдоволь насладиться противоположным берегом Slussen, который усыпан дворцами и замками, как пенёк с опятами. Именно эта набережная является излюбленным местом для съёмок репортажей городских СМИ, в связи с доступностью и прекрасным панорамным обзором.
При всей этой ненадуманной старине городских построек, кварталов, площадей сложно представить, что Швеция входит в пятерку самых процветающих и инновационных стран мира. Именно здесь были изобретены спички, кардиостимулятор, аппарат для диализа, упаковка Tetra Pak, доильный аппарат и прочие важные вещи современного быта. Остается только порадоваться за такие высокие стандарты.
В Швеции официально признана как религия Миссионерская церковь копимизма, некоторые догматы которой гласят следующее: интернет священен, программные коды законны, распространение информации нравственно, копирование или копимиксирование информации, полученной от другого человека, является актом уважения и глубоким проявлением признательности копимиста и др).
Вообще, по моему впечатлению, Швеция — страна абсолютной свободы человеческой мысли; очень многие жизненные аспекты рассматриваются нетрадиционно в сознании русского человека. Вот даже такую религию сформировали, а число неформальных объединений бьет все рекорды в рамках дозволенного. Ещё один не менее любопытный факт, который также не каждым сознанием будет воспринят: во всех кинотеатрах Стокгольма фильмы демонстрируют на языке оригинала, просто сопровождая их шведскими субтитрами. Так что, посмотреть русский фильм со шведскими субтитрами довольно просто.
Название Стокгольм (Stockholm) происходит от шведских слов stock — «столб, свая» и holme — «остров». Дословно можно перевести как «остров, укреплённый сваями». По другой этимологии, название от швед. stack — «залив», то есть «остров в заливе».
Весь тот день погода была капризной, преимущественно ясной и свежей. В течение дня кратковременный дождь прошел восемь раз. Зачастую дождь лил, когда вовсю светило солнце. Забавно, что дождь никак не пугал китайских туристов, наоборот, они не разбегались, а собирались гуськом в большие кучки, которые волшебным образом всегда образовывались около меня. Одним словом, с погодой много вопросов, но они никак не мешали продолжать плотное знакомство с городом и отправиться на соседний остров Гамла-Стан, который свою историю начинает также с XIII века. Теперь я пошел направо.
Старинный район Гамла-Стан расположен на месте, где в 1252 году Я. Биргером была построена крепость, давшая начало городу. Большинство местных зданий датируется XVII–XVIII веками, однако многие из них стоят на фундаментах еще более древних построек. Одна из наиболее старых достопримечательностей, сохранившихся до наших времен, — собор Святого Николая начала XIV века. Именно с него, как правило, начинаются экскурсии для круизных туристов, чья численность, как мне показалось, доминирует в общей доле пребывающих туристов.
На самом деле, с названием Гамла-Стан не всё так просто и знатный помидор в меня кинут историки. Старый город Стокгольма находится на острове Стадсхольмен. Его официальное название — Staden mellan broama, что означает «город между мостами», но местные жители предпочитают называть его Gamla Stan. Первоначально название Гамла-Стан буквально означало «Старый город». Оно относилось только к поселению вокруг крепости на острове Стадсхольмен, но постепенно так стал называться весь район на трех островах. А сегодня это самая узнаваемое название во всей агломерации Стокгольм.
Вплоть до начала XIX века он был одной из самых развитых частей Стокгольма, поскольку остальные представляли собой преимущественно сельскую местность. Однако в течение XIX столетия все изменилось: район постепенно приходил в упадок, многие из уникальных построек были на грани разрушения. Городская администрация заинтересовалась Гамла-Станом лишь после Второй мировой войны, когда для строительства парламентского комплекса потребовалось снести несколько переулков. Только под конец XX столетия, в 80-х годах, средневековая застройка была признана памятником архитектуры и начались реставрационные работы.
Шведская армия уже 200 лет не чувствовала запаха пороха. Ей, коим-то чудом, даже удалось избежать вовлечения в мировые войны XX века. Тем не менее, главным врагом Швеции всегда была Дания. Если, хоть и изредка, шведские солдаты воевали против недругов плечом к плечу с российскими ребятами, то вот не припомню, чтобы между Данией и Швецией были когда-либо дружелюбные отношения.
Гамла-Стан окутан мрачными историями и легендами. Здесь есть переулок палача, по которой ночью бродят призраки не отпетых душ. Но более значимым местом является центральная площадь Stortorget с милейшими разноцветными пряничными домиками. Однако за доброй сказочностью этого места скрыты страхи прошлых поколений. Здесь в XVI веке казнили людей. После чего это место стало обрастать страшилками. Здесь в полночь начинается «час обхода теней», призраки обходят узкие улочки древнего города. В этот час город затихает — не слышны звуки музыки из ресторанов и рев мотора машин. Ничто не тревожит важного шествия гостей загробного мира. Хотя находились «борцы с мракобесием», которые пытались доказать абсурдность легенды. В «час призраков» они включали громкую музыку по радио или гоняли на машинах по набережной старого города. Однако по радио сразу возникали помехи, а машины ломались. Как Вы думаете, что символизирует красный дом?!
В целом впечатление от Гамла-Стан осталось в меру воодушевленным, а всему виной множество магазинов и ресторанов, а также изобилие экскурсионных групп (где тут вообще призракам прятаться?). Нет, было безусловно интересно и красиво, но без «вух-вах» и «пиу-пиу».Возможно это проблема ожидания, поскольку сверху старый город смотрится интереснее, чем снизу. Внизу вся его загадочность и воздушность терялась во власти туристических субъектов и инфраструктуры. Тем не менее, для себя отметил следующие интересные места в этой части города: площадь Stortorget с разноцветными пряничными домиками и байками из склепа, церковь Святого Николая, королевский дворец, а также дворянское собрание. Есть убежденность в том, что эти объекты займут достойное место в копилке ваших впечатлений.
И если Гамла-Стан Вам покажется маленьким, тесным, зажатым, то стоит только выйти из оков его узких улиц, как попадаешь в огромное пространство свежего воздуха и изысканной архитектуры — набережная Шеппсбрун, которая словно кричит: «Все сюда, все сюда, бегом снимать фотографии».
Завораживающая набережная Шеппсбрун во времена своего возникновения не была столь прекрасной. Застроенная складами и скромными домами купцов, она не отличалась ни красотой, ни чистотой. В течение нескольких веков здесь располагался рыбный рынок. Река отвоевывала берег, подмывая его бурными водами, и власти города решили навести порядок. К тому же, городу нужен был хороший порт, чтобы судам удобно было швартоваться. Товарооборот увеличивался, товары шли большим потоком, и в XVII веке началось строительство набережной.
Заковав строптивую реку в насыпные берега, начали перестройку домов. Средневековые постройки заменили на более богатые и солидные. Состоятельные коммерсанты и бюргеры перенесли сюда свои конторы. Организованные гильдии портовых рабочих размещались тоже здесь. Богатые купцы, имея много денег, хотели приблизиться к знати и получили насмешливое прозвище «шеппсбрунской аристократии». В литературных источниках можно встретить следующие упоминание: «Восточная набережная Шеппсбрун — образец новой роскоши».
На Гамла-Стане и Шеппсбрун исторический Стокгольм не заканчивается, а лишь только начинается. Множество мостов ведут к парку Кунгстрэдгорден, в окрестностях которого можно найти много чего исторического и приятного глазу. Кстати, в апреле—мае в парке расцветает сакура, что уже негласно является одной из визитных карточек нордического Стокгольма.
Оттуда можно расходиться на все четыре стороны; факт того, что исторический Стокгольм занимает внушительную площадь, не может поддаваться какой-либо критике. Налево центр, направо острова с Юргорденом во главе. Одним словом, в первый же день город благородных рыцарей, сразил меня наповал. И это случилось сразу за задворками острова Гамла-Стан.
Красивые улицы уводили за собой вдаль, вокруг меня расступались огромные пространства, и возникает тот момент, когда ты реально не знаешь куда крестьянину податься. Перед поездкой пугали меня, что будет невыносимо много туристов, ещё больше, чем в Вероне или Мадейре. Не могу согласиться. Плотная тусовка была обнаружена лишь местами, пространства огромные, все разбегаются. Исторический центр имеет очень большую площадь, а не только ограничивается островом Гамла Стан, на котором то и отмечаются как толкучки туристов, так и повышение цены на питьевую воду до 4 евро за литр.
Вот ведь беда: хочется всего и сразу, а ноги две. Я доверился интуиции и от парка пошёл в глубь города в сторону вокзала. Пройдя примерно пару километров, стало понятно, что надо вертаться назад. Я оказался в районе Норрмальм, который у местных именуется как просто «город» в неком бытовом понимании. С одной стороны здесь находятся офисы крупных организаций и зоны для шоппинга. С другой стороны, здесь представлен типичный жилой Стокгольм для класса выше среднего.
Кстати, эта часть Стокгольма имела довольно сомнительную репутацию вплоть до 90-х годов, пока ее не сделали светлее и удобнее для пешеходов. Спальный район не вдохновлял и не радовал, а я в свою очередь, ноги в руки и обратно! Надо успеть заснять красоту пока погода стоит ясная и теплая. Никогда неизвестно, что будет завтра или даже через несколько часов.
И вновь меня встречала нарядная старушка-набережная. Не сказать, что её образ томный и задумчивый; скорее парадный, статный и светский. Местами, действительно, наблюдается эффект сказочности. Романтики же не теряют надежд встретить Карлсона — упитанного мужчину в самом расцвете сил. Но российский турист, при посещении Стокгольма, может быть удивлен тому, что нет улиц и площадей, названныx в честь знаменитого шведа. Хотя по неофициальной статистике Карлсонов в Швеции более 300 тыс., и это третья фамилия по популярности. А вот первое место прочно удерживают Андерсоны.
С детствa все мы знаем истopию про Карлсона, который живет на стокгольмской крыше. Но российская детвора, при посещении Стокгольма, yдивлена, что нет улиц и площадей, названныx в честь знаменитого шведа. Хотя Карлсонов в Швеции более 300 тыс., и это третья фамилия по популярности. А вот первое место прочно удерживают Андерсоны.
Источник: © https://topcafe.su/puteshestviya/interesnye-fakty-o-shvetsii.html
С детствa все мы знаем истopию про Карлсона, который живет на стокгольмской крыше. Но российская детвора, при посещении Стокгольма, yдивлена, что нет улиц и площадей, названныx в честь знаменитого шведа. Хотя Карлсонов в Швеции более 300 тыс., и это третья фамилия по популярности. А вот первое место прочно удерживают Андерсоны.
Источник: © https://topcafe.su/puteshestviya/interesnye-fakty-o-shvetsii.html
С детствa все мы знаем истopию про Карлсона, который живет на стокгольмской крыше. Но российская детвора, при посещении Стокгольма, yдивлена, что нет улиц и площадей, названныx в честь знаменитого шведа. Хотя Карлсонов в Швеции более 300 тыс., и это третья фамилия по популярности. А вот первое место прочно удерживают Андерсоны.
Источник: © https://topcafe.su/puteshestviya/interesnye-fakty-o-shvetsii.html
Дело уже шло к закату. Под вечер я подвергся сильному влиянию северного ветра, поэтому в теплый вагон электрички влетал, хоть и без пропеллера, но с особым энтузиазмом. Там меня сонного и уставшего разморило окончательно. Охмуренный, опьяненный и очень впечатленный сегодняшним днем, я провожал каждый ускользающий силуэт по ходу движения вагона. Я радовался, что вернусь сюда завтра, а сказочный диалог продолжится, приоткрыв новые тайны.
День 5. Стокгольм, Юргорден, ажиотаж в музее группы ABBA и мотивы из песни А. Маршала «Лей, ливень не жалей». Вечерний ветрище оказался неслучайным событием. Начиная с ночи Стокгольм накрыл дождь и этим всё сказано. Вот прям льет весь день и ничего не поделать. Даже пришлось покупать китайский зонт по цене брендовой вещи, чтобы хоть как-то спасти этот экскурсионный день. А ведь и под ним было неуютно: температура «+12» и северный ветер уныло навевали нордические настроения скандинавских стран.
Выбор экскурсионной программы у меня был не велик, поэтому я пешком отправился на запланированный остров Юргорден, который также называют музеем под открытым небом.
Югорден по праву считается одной из центральных достопримечательностей (туристическим кластером) Стокгольма. Его ещё называют островом музеев. Тут Вам и музей спирта, после дегустаций на котором можно смело исполнить хит в соседнем музее группы ABBA. Затем в разогретом настроении можно проследовать в лунапарк и догнаться до состояния полного счастья на американской горке. Как Вам такая программка? По-моему, по красоте, но такой райдер выйдет примерно в 60 евро / чел.
Если же все эти шалости Вам не по душе, а день хочется провести культурно, то Вам прямая дорога в этнографический музей под открытым небом — Скансен (35 евро / чел.) или музей затонувшего корабля Васа.
Но всем этим планам в тот день не суждено было сбыться: некоторые музеи почему-то были закрыты; очередь в музей группы ABBA носила какой-то дикий бесконечный характер. Сбор мазохистов не иначе: людей не смущали ни дождь, ни холод, ни стоимость билета — 25 евро / чел.; шарахаться по гористому Скансену или кататься на горках лунапарка под мерзким холодным дождем, а ещё платить за это деньги — удовольствия вряд ли, о которых мы можем мечтать при планировании поездки. Напиться в музее спирта и не видеть всей этой серой картины — лучшее решение (для кого-то, но не для меня). Поэтому я бюджетненько пошел гулять по парковым зонам и набережным. Необычные памятники, деревянные домики, фасады и старинные рестораны мгновенно включили во мне азарт и огонек, которые притушили восприятие и холода, и влажности, а также ноты серого настроения.
Остров Юргорден официально называется Кунглига Юргорден — «Королевский парк». Кроме музеев и парка развлечений, здесь находятся жилой район Дьюгордстаден, а также яхт-клуб. Большая часть площади острова покрыта лесом и парковым массивом. Первое упоминание об острове Юргорден встречается в летописях 1286 года. Тогда он ещё назывался Вальмунзо. Остров всегда находился под особой королевской опекой, а сегодня это самое посещаемое место Стокгольма. Не могу сказать, что люблю такие места — все для туристов, а настоящей жизни нет. Однако здесь у меня не было ощущения «искусственности» и какой-либо натянутости. Здесь своя тихая жизнь, свои жизненные ритмы, которые затаились в массивах зеленых рощ и окружении необычных музеев.
Каждый дом — это отдельный шедевр. Юргорден я бы также назвал музеем домов и особняков. Просто гуляя по его густым аллеям нужно было успевать удивляться каждому новому архитектурному образу. Кстати, как по мне, пасмурная погода только подчеркивала выразительные очертания местных построек.
Швеция помешана на экологии. Для этого не нужно много читать и выискивать доказательства по закоулкам и интернету. Перед своим взором я увидел три городских автобуса, едущих друг за другом. При этом на каждом из них было большими буквами написан вид топлива: 1) метан; 2) этиловый спирт и 3) биодизель. До этого я со слюной у краюшка рта смотрел передачу про экологический общественный транспорт Швеции. Для меня это было нечто футуристичным и нереальным: «Как же можно заправлять баки конфискованной водкой?!" Теперь я увидел собственными глазами результат несокрушимого европейского прогресса: «Оказывается можно».
Стокгольм здесь открылся с новых сторон. На смену средневековым громадам приходят маленькие уютные деревянные домики и башенки. По газонам бегают гуси и лебеди, и, что очень важно, не бегают люди. Однако азарт освоения нехоженых мест прогорал, словно спичка. Было мокро и холодно. Моего энергоресурса хватило всего на пять часов, а дальше были кофе, одеяла, грелки и прямые эфиры в инстаграме.
День 6. Стокгольм. «О прекрасном Сёдермальм замолвлю словечко».По своей сути, за предыдущие дни я осмотрел почти весь туристический Стокгольм. Самолет в Вену был только вечером, поэтому утром была дилемма: отлежаться или же поднять свою тушку и вновь кинуть все свои силы и сухие вещи очередному вызову судьбы. Дождь прекратился, Нора с утра что-то усердно пылесосила, поэтому решено было ехать вновь в исторический центр, но на этот раз в местечко Slussen, а оттуда подняться в зажиточный район Сёдермальм, откуда открываются классические открыточные виды на исторический Стокгольм.
Самостоятельные туристы любят эту часть за горбатые улочки, уютные домики, широкие улицы с галереями, дизайнерскими магазинами, милыми кафе и, конечно же, за неповторимые виды на город с холмов и тропинок в любое время года.
Название Сёдермальм переводится со шведского как «Южный холм» — и это самый большой из островов, на которых расположился Стокгольм. Долгое время Седермальм был обычным кварталом, в котором проживали в деревянных домах рабочий класс и люди ниже среднего достатка. Его называли когда-то рыбацкими трущобами. Позже район стал развиваться и старые постройки постепенно заменили на каменные.
А на острове построили несколько производств. Достаток у людей немного вырос, ровно как и ценность земли. Сейчас она здесь неимоверно дорогая.
Групповые экскурсии сюда уже не доходят, поэтому можно спокойно и в одиночестве погрузиться в поиски интересных ракурсов или в тысячу дублей «идеального селфи». Гористая местность не заставит Вас скучать во время прогулок: бесконечные спуски и подъёмы раз за разом преподносили шикарные обзоры на старый Стокгольм. И что ведь удивительно: административные районы расположены так близко, но насколько сильно они отличаются по архитектуре. Особенно это проявилось в широте улиц: в Сёдермальм спокойно может проехать габаритный автомобиль.
Местные улыбаются, некоторые пытались завязать разговор, расспрашивали впечатления от шведской столицы. Мои показания их отнюдь не удивляли, ведь каждый второй здесь бродит с блаженной улыбкой. Без Сёдермальм мой экскурсионный Стокгольм не был бы полноценным. Спасибо Норе за то, что включила пылесос и ненавязчиво вытолкала меня на прогулку.
Ну и напоследок ещё один открыточный вид. На память, долгую память. Уходил отсюда с какой-то тоской и даже тяжестью. Раз пять я возвращался обратно, чтобы ещё насытиться этой красотой. Но время уже ускользало. Ближе к обеду я спустился в метро и решил покататься по веткам метро, ведь некоторые станции напоминают настоящие музеи под землей. Эту идею мне подкинули Анна Кудрявцева и Лариса Киселева, за что большое спасибо. Об этом когда-то я подготовлю отдельный отчет.
После экскурсий по подземке я вернулся к Норе, выпил кофе, принял душ, забрал сумку и отправился на вокзал, чтобы уехать в аэропорт Скавста, что в 100 км от Стокгольма. Это бюджетный аэропорт, который пользуется массовым спросом, поэтому в ожидании очереди мне пришлось пропустить пять (Карл, пять) автобусов. Билет стоил около 20 евро, но автобус был роскошно комфортным. Чего не скажу про аэропорт Скавста. Это, ребята, тушите свет! Все доводы о цивилизованности Швеции растворились на территории этого аэропорта. Итак, поехали.
Аэропорт обслуживает низкобюджетные авиалинии Wizz, Ryanair, Lauda. И с удовольствием перенимает их политику. Поэтому, как говорится: «Даром за амбаром».
1) Регистрацию на конкретный рейс производит только один человек.
2) Беспроводной интернет только за деньги. Бесплатно предоставляется только на 15 минут.
3) На весь зал ожидания регистрации две скамейки. Хочешь посидеть? Плати в кафе. В зоне вылета всего несколько рядов посадочных мест. Там же можно курить в рядом стоящих кабинках.
4) Приоритетных пассажиров обслуживают вместе со всеми, ни о каких приорити пасс у Wizz Air, за которые переплачивают пассажиры, здесь речь не идет.
5) Приорити пасс должны выстоять две разные очереди: бесплатно получить посадочный (для обычных пассажиров услуга стоит 24 евро) и сдать багаж.
6) В кабинках туалета выломаны двери, а сами они напоминают больницу.
7) Ну и сама удаленность от города не играет в пользу аэропорта.
В Вену мы вылетели с часовым опозданием, но при этом венгерский лоукостер Wizz Air оставил о себе хорошее впечатление. Ну, а дальше была Австрия: горы, озера, Моцарт и старые города. Продолжение следует.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм