Погода со 2—6 января.
Погода в эти январские дни выдалась зимней (J). Поясню это редкое сочетание (J) — т. е. не было слякоти, дождя или распускающихся почек (как обычно), а вдруг выдалась настоящая, почти забытая, сильно морозная, скрипящая снегом, кусачая зима, с температурой от — 10° (тепло) до -20° (холодно).
Мороз сильно мешал делать фотографии и заставлял бегать короткими перебежками из кафе в магазин и обратно (иногда в музей JJ).
Обмен валюты.
Швеция осталась в том малом числе стран, которые сохранили свою национальную валюту. Бумажные деньги у них называются — секи/sek, а монетки, как известно всем детям из книжки про Карлсона — эре. Поменять валюту можно уже сразу на пароме, на центральном reception. Если не успели-то в паромном шведском терминале можно снять в банкомате. В центре города мы меняли в сетевых обменниках Forex. Найти их довольно легко — на туристической карте Стокгольма, взятой на пароме, есть значки. Мы меняли немного наличных в центральном торговом пассаже Galleries, там тоже есть обменный пункт, перед которым наши люди сразу же устроили неразбериху, выстроившись в длинную живую очередь. Хотя везде, даже в магазине, не говоря уже о банках и прочих местах — всегда на виду стоит маленький автомат, выдающий талончик с номером очереди, которую отслеживаешь по электронному табло. Европейцы в очередях — не стоят!
Приблизительно 1€ = 1,12 Sek (на янв.2010). Поэтому переводить в уме секи в евро очень легко — увиденную цену просто делишь на 10.
*в Forex берут процент комиссии.
Как добраться от терминала Viking Line до метро.
Транспортные карты. Шведское метро.
Это довольно интересный вопрос, потому что передвижение на метро или наземном транспорте в Стокгольме далеко не бюджетное. Часовой билет в метро стоит около (в зависимости от зоны) 30 Sek, ребенок 15 Sek (цены 2009/10гг.). Можно купить проездной/Transport Card на день/3 дня/7 дней и т. д.
Вот отличная просто ссылка по стоимости и разновидностям билетов на английском: http://www.sl.se/templates/PriceList.aspx?id=5302. (Здесь можно скачать информацию на русском: http://sl.se/templates/Page.aspx?id=7855).
Вопрос заключается не в стоимости, а когда, где и как покупать билет или проездной. И нужно ли его вообще покупать (J).
Как добраться от терминала Viking Line до метро.
Вот вы сошли с парома. Ваша задача сейчас доехать — либо до ближайшей станции метро — Slussen (если направляетесь в свою гостиницу), либо до конечной остановки автобуса — метро T-Centralen (если вы потом вернётесь на корабль, а сейчас едете гулять в центр).
Для этого сразу после схода с парома все выстраиваются на посадку перед большими (2 отсека) грузовыми автобусами City Bus. Билеты на автобус (1 билет — 4€) продаются не у водителя (!), а их нужно купить заранее, либо на самом пароме — на центральном reception, либо в здании паромного терминала — на information desk
Мы отстояли очередь на посадку в автобус (15 минут на морозе), заволокли свои немаленькие чемоданы внутрь и, пыхтя, загрузили их на багажные полки, при этом нам не хватило места, чтобы сесть, и влезающими пассажирами нас затолкало в самый конец второго отделения автобуса. И вся эта суета ради того, чтобы нам (как сразу же выяснилось) через 5 минут (!!!) вылезти на следующей остановке Slussen, пробиваясь к выходу через длиннющую толпу за чемоданами, и заплатив за этот геморрой 8€.
На самом деле, если у вас нетяжелый багаж (или вы его оставили на пароме), давиться в очереди на посадку и вбиваться в сам автобус не стоит — лучше повернуть направо и прогуляться по прямой вдоль набережной минут 10–15 (везти чемоданы легко), и вы окажетесь, почти в центре — на развязке Slussen.
Если вам нужно метро — ищите вход на одноимённую станцию (он приблизительно под мостом справа). Если вам нужно в Гамла Стан, то стартовать от Slussen-а крайне удобно — нужно перейти по мосту и тогда вы сразу по одной из узких коротких улочек входите в Старый Город. А далее, если идти по главной торговой улице Гамла Стана — Vasterlanggatan, то она плавно переходит в главную торговую улицу Стокгольма — Drottninggatan и через 20–30 минут вы уже на T-Centralen.
Или же, гораздо удобнее и практичнее взять такси (стоит целая шеренга), за те же, если не меньшие деньги, вас мгновенно и с комфортом довезут и до Шлюссена, и до Гамла Стана.
Покупка проездных (транспортных карт). Когда, где и как. Мы купили свои проездные (разноцветные пластиковые карточки) на 3 дня (2 взрослых и 1 детский) сразу — на станции метро Slussen муж нашел киоск Info, где они продавались. Разовые билеты (на час) продаются в стеклянной будке у кассиров, или же, в автомате, которым пользоваться довольно сложно.
Когда у нас истек срок действия наших карт, мы подошли к автомату и путем нажимания нужных кнопок (уверенной мужской рукой! J) намагнитили на наши использованные проездные ещё по одной поездке (приложили как требовалось к специальному месту-кружку). Оплачивать эти действия можно как кэшем, так и картой. Плюс транспортных карт заключается в отсутствии проблем с покупкой билетов на какой бы то не было вид транспорта (даже на катер от Slussen-а до острова Юргорден/Djurgarden, проезд на котором стоит 8€!). Минус — в присутствии проблемы как постараться его окупить, потому что мы ходили в основном по центру и всё время пешком, даже до гостиницы, и садиться на метро совершенно не хотелось (:)).
Шведское метро.
Представляет собой несколько веток, довольно длинных. Сложно произносимые названия станций, конечно же, не могут не испугать новоприбывшего туриста. Куда ехать? Куда идти? Как не ошибиться с направлением поезда? На самом деле, всё устроено легко и просто. Шведы — на то они и шведы, чтобы всё делать по уму.
У каждой ветки — есть две конечные станции, предположим, А и Б.