«Штирлиц открыл ворота, сел, а руль и включил зажигание. Усиленный мотор его „Хорьха“ заурчал ровно и мощно. „Поехали, машинка“, — подумал он по-русски и включил радио. Передавали легкую музыку. Во время налетов обычно передавали весёлые песенки.»
«Штирлиц открыл ворота, сел, а руль и включил зажигание. Усиленный мотор его „Хорьха“ заурчал ровно и мощно. „Поехали, машинка“, — подумал он по-русски и включил радио. Передавали легкую музыку. Во время налетов обычно передавали весёлые песенки.»
Скажем прямо — ну очень крут был наш герой, сидя в «Хорьхе». Но это в книге. А в фильме Максим Максимович ездил на Мерседесе 230, который был обычным (!) автомобилем среднего (!) класса в довоенной Германии. Официальная версия — не смогли для съёмок найти «Хорьх». Смешно, но точным несоблюдением «инструкций» Юлиана Семёнова создатели сериала немного приблизили персонаж к реальности. Хотя и с натяжкой. Усадив его в личный автомобиль вдвое дешевле «книжного» Хорьха 830. Автор нигде в книге не приводит конкретную марку авто, но по косвенным деталям можно предположить, что он усадил своего героя в Хорьх 830, который продавался за 10 000 рейхсмарок.
Требуется пояснение, раз уж начал. Цифры можно оценить в совокупности. Штандартенфюрер СС — это 6-й разряд тарифной сетки в Рейхе. Не получая надбавку за жену, детей, съёмное жильё, Штирлиц должен был в бухгалтерии расписываться в ведомости напротив суммы 932 рейхсмарки и 88 рейхспфеннигов брутто. Налоги составляли треть, в руки выдавали 607 рейхсмарок ровно. На партийные взносы, страховки, коммуналку, оплату горничной, на обязательные взносы в организации «Национал-социалистическая народная благотворительность», «Зимняя помощь», Красный Крест, на партийную литературу и газеты, на которые невозможно не подписаться, уходило достаточно. Остаться на руках должно было около 240–250 рейхсмарок. А надо кушать, одеваться, обуваться, заливать бензин, привозить радистке молоко и кормить агента ветчиной. Если сравнить цифры, то получается, что и Мерседес полковнику не по карману. Ему бы на Опель Кадет накопить… Если бы книжная ситуация случилась наяву, нет сомнений, что штандартенфюрером незамедлительно заинтересовались бы соответствующие органы, что-то типа УСБ. И ещё до всех известных весенних мгновений… «еще никогда Штирлиц не был бы так близко к провалу». Заодно поинтересовались бы и особнячком в Бабельсберге.
Конечно, в разрезе всенародной любви к книге и экранизации, частичной исторической нереальности персонажа, все эти детали имеют мало значения. Крайне люблю сериал и периодически пересматриваю его до сих пор.
Но почему я начал с «Хорьха»? Да потому что сейчас я в городе Цвиккау, где с 1934 по 1940 года и выпускался Хорьх 830. Наверное все заметили на радиаторе знаменитые четыре колеска. История такова. Саксонский муниципальный банк, специализировавшийся на кредитовании автомобилестроительных компаний, в 1932 году принудил испытывающие в результате кризиса сложности фирмы Ауди, Хорьх, Вандерер и ДКВ к объединению. Возник концерн Auto Union AG, союз четырёх — четыре колечка. Конкуренцию исключили тем, что Ауди стало заниматься спортивными автомобилями, ДКВ — мотоциклами, Вандерер — народными автомобилями, а Хорьх — большими и богато отделанными автомобилями класса люкс. В 1940 выпуск всех без исключения гражданских автомобилей концерна был свёрнут, заводы стали выпускать военный Хорьх 901. Который в разных вариантах служил для транспортировки орудий, разведки, перевозки раненых, был носителем тяжелых пулеметов и радиостанций, штабным автомобилем.
После войны почти полностью уничтоженные заводы долго не восстанавливали. А потом наладили выпуск знаменитого Трабанта. Эта пластмассовая коробочка с табуретками и моторчиком от мопеда стала в ГДР поистине «народной», культовой, в Цвиккау их выпустили более 3 миллионов. Сегодня здесь выпускают Volkswagen. Учитывая факт, что сравнительно недавно снова четыре фирмы обьединились в один концерн, и кроме Фольксвагена, Сеата, Шкоды в нём присутствует Ауди, можно сказать, что в Цвиккау снова вернулись четыре кольца, хоть и косвенно.
Будучи в Цвиккау, посетите Музей Аугуста Хорьха. Музей известного на весь мир немецкого инженера, благодаря работе которого были созданы многие выдающиеся немецкие автомобили, находится в историческом здании, которое когда-то занимал цех Ауди, на краю города.
Саксонский город Цвиккау, который чехи называют «по-своему» Цвиков, конечно же знаменит не только автомобилями. С городом связано имя проповедовавшего здесь Томаса Мюнцера. И хотя это персонаж для меня скорее отрицательный, всё же протестанты здесь оставили много в интерьере бывших католических соборов. Не в пример паре других городов, куда мы поедем из Цвиккау. Где внутренности соборов выкрали и разбили подчистую.
Гораздо более знаменательно, что здесь родился всемирно известный пианист и композитор Роберт Шуман. Дом возле самой ратуши, в котором он родился, стал Домом-музеем композитора.
И главный памятник города, установленный по традиции немецких городов на Маркте, посвящён Роберту Шуману.
Отсюда, с Маркта, и начну рассказ собственно о Цвиккау, как о старом историческом городе Саксонии.
Возникший на торговой дороге Галле — Прага в 1118 году, он сразу тяготел к промышленности. Только в Средние века главной отраслью здесь было текстильное производство. Сохранилось здание бывшей суконной гильдии Гевандхаус постройки 1522–1525 годов. Расположено оно напротив памятника Шуману. Поэтому символично, что в здании сейчас разместился городской театр. Фотография Гевандхауса, к сожалению, из интернета. Потому что фасад полностью закрыт непросветными лесами. Что ж понятно — на фотографии видны трещины, дыры в штукатурке, большой ремонт и правда был необходим.
Зато остальной центр Цвиккау удалось запечатлеть без препятствий.
Рядом с бывшей суконной гильдией — городская ратуша с роскошным порталом.
Построили её в XV–XVI веках.
На другой стороне площади, напротив ратуши находится угловой дом, который был построен в далёком 1403 году. Несмотря на реконструкцию, крутая крыша сохранила свой вид со средневековых времён, внутри можно увидеть и расписные деревянные потолки.
Сохранился со Средних веков позднеготический Дюненбирхаус, этот роскошный дом был построен в 1480 году. Сейчас у него второе название — Свадебный дом, по-иному Дворец бракосочетаний
Около дома Шумана нельзя не заметить интересное здание зелёного цвета с не менее интересным названием «Старая монета». Это самый старый сохранившийся дом на Главном Рынке — Маркте. Найдены доказательства, что дом был построен в XIII веке. Конечно, дом неоднократно перестраивался, но до сих пор видны части могучего раннего готического портала из песчаника и остатки большого арочного окна, а внутри сохранились исторические деревянные потолки и колонны из эпохи раннего Ренессанса.
С зелёным домом звание самых старых домов в городе делят так называемые «Дома священников», которые тоже XIII века и являются одними из старейших сохранившихся городских жилых домов в Германии. До Реформации здесь жили священнослужители церкви Святой Марии. После Реформации в домах стали квартироваться чиновники, учителя. Жил в одном из домов и первый учитель маленького Шумана по классу фортепиано.
Вторая большая средневековая площадь в Цвиккау называется Корнмаркт. На ней когда-то торговали пшеницей. На этой площади самое интересное здание выделяется своим остроконечным фасадом. Этот позднеготический дом был построен в XV веке. На фронтоне виден якорь с канатом — символ ремесла канатных мастеров, которые занимали здание поначалу.
Противоположная сторона площади ограничена внушительным комплексом местной высшей технической школы.
Есть в Цвиккау и свой замок, называемый Остерштайн. Крепостью был до 1587 года, потом он был преобразован в величественный ренессансный дворец.
Хозяева покинули замок-дворец в XVII веке, в 1775 году из него сделали городскую тюрьму. Преступники были гостями здания вплоть до 1962 года.
Реконструирован был бывший замок недавно — в 2008 году, в него переехали городские и социальные службы.
Рядом с бывшим замком стоит Корнхаус, проще — амбар. Этот средневековый огромный и тщательно продуманный амбар, построенный в 1481 году, считается одним из наиболее значительных старинных складских зданий в Германии. Огромная позднеготическая крыша в значительной степени сохранилась. Первоначально в здании было шесть, сегодня пять этажей. С сентября 2014 года в здании находится одна из самых современных публичных библиотек в Саксонии.
О культовых сооружениях в Цвиккау. Среди них хотелось бы выделить два. Собор Св. Марии. Построен в романском стиле примерно в 1200 году, но после нескольких пожаров и реставраций, к XVI веку, приобрёл сегодняшний вид.
Кроме 87-метрового барочного шпиля, который воздвигли в 1672 года вместо прежней колокольни, поврежденной молнией.
Собор впечатляет как снаружи, так и внутри
Внутри собора встретилось сразу несколько ценных исторических и художественных артефактов
Прежде всего — позднеготический главный алтарь 1479 года нюрнбергского мастера Михаила Вольгемута
Потом «Пиета» Питера Бройера, 1502 год
Несколько отлично сохранившихся примеров резьбы по дереву 1400–1479 годов
Кафедра, созданная в 1438 году Полом Спеком
и купель того же автора.
Вторая знаменитая церковь в Цвиккау, Святой Екатерины, недавно отметила 800 лет своего существования. Построена была в позднероманском стиле, в XIV веке в ходе реконструкции приобрела нынешний готический вид.
В эту церковь тоже очень интересно зайти из-за сохранившихся деталей интерьера.
Ценность номер один — алтарь Лукаса Кранаха Старшего, который был подарен в 1518 году курфюрстом Фридрихом Мудрым и его братом герцогом Иоанном.
Фигура Воскресшего Христа со знаменем 1497–98 годов приписывается мастеру поздней готики Питеру Бройеру.
Сохранилась самая старая часовня, законченная не позднее 1300 года.
Кафедру в церкви изготовил всё тот же Пол Спек,
Витражи с изречениями из Библии.
К сожалению, не сохранился так называемый «небесный луг» — старая средневековая роспись потолка, только небольшой кусочек. Рядом с оригинальными, закрученными рёбрами готических сводов.
Около Святой Катерины стоит ещё одна церковь — Святого Иоанна Непомука. Построена в 1820 году для возродившейся, несмотря на несколько веков засилья протестантов, небольшой католической общины в Цвиккау. Интересно, что у истоков общины стояли осуждённые, содержащиеся под стражей в замке — тюрьме, переведённые из западных, более католических, регионов Германии. Были среди заключённых и иностранцы-католики. Сейчас перед нами здание 1889 года в неороманском стиле. Прежнее, простояв всего 60 лет, было разрушено наводнением.
Цвиккау всегда был небедным городом. Кроме текстильных мануфактур, в окрестностях города ещё со Средневековья добывали серебро, потом и уголь. Процветала торговля, Цвиккау получил статус вольного имперского города.
Город постоянно расширялся, во время прогулки по нему можно увидеть немало эффектных исторических построек различных периодов. Во многих исторических зданиях сегодня располагаются художественные галереи, магазины и рестораны. Во времена распространения модерна в Германии население Цвиккау значительно выросло. В конце XIX века город пережил самый настоящий экономический и градостроительный бум. За 20 лет до 1910 года его население выросло почти вдвое! Запланированное на север расширение города, с его виллами и жилыми домами в стиле модерн, является поэтому самым густонаселенным, а одновременно и самым красивым районом города позднего периода. Сегодня это самый дорогой и самый престижный район.
Часто строились целые улицы однотипных роскошных домов.
Не спеша прогуливаясь по этим улицам, я и заканчиваю свой рассказ о славном городе Цвиккау, а по-нашему, по-славянски, Цвиков.