Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:50
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Халеб — Сирия Ноябрь 2019

Во время первого визита в Сирию, посетить Алеппо не довелось, и потому поездки туда я ждал с особенными чувствами. Было время, когда репортажи из Алеппо не сходили с экрана. В последующем в городе наступил долгожданный мир. Вот мне и хотелось посмотреть и постараться понять, что там происходило. Посмотреть, да, удалось, но понимания не прибавилось. Вопросов, на которые никто ответить не может, набралось ещё больше.

Загружаемся с вещами в микроавтобус и сразу после завтрака трогаемся в путь. Доезжаем до развилки возле Хомса и поворачиваем на север, и далее движемся по великолепной трассе Дамаск — Алеппо.

Автор Виктория, в своей заметке Какой была Сирия о поездке из Дамаска в Алеппо, пишет следующее:

Дорога в Алеппо проходила по пустынной местности, лишь иногда встречались зеленые насаждения, сама трасса была хорошего качества, поэтому 4х-часовая поездка прошла не утомительно, а черной машине везде оказывался респект и право первого проезда.

Всё так, дорога и теперь хорошего качества. Она пролегает по пустынной местности, однако ехать по ней от начала до конца невозможно. Война в Сирии почти закончилась. Единственным районом, не перешедшим под контроль правительства, на ноябрь 2019 г. оставался Идлиб. Он расположен вблизи трассы, и потому дорога закрыта.

Возле Хамы мы свернули вправо на Саламию, после чего направились в Алеппо по объездному большаку, совершив значительный крюк. Дорога заняла более 5 часов.

Алеппо 4 года находился в осаде. Снабжение гарнизона осуществлялось по воздуху. Правительственным войскам, бетонку, по которой мы ехали, время от времени удавалось отбить, но после боевики её вновь перерезали.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Придорожные виды особо интересными назвать не могу. Бедуинов с барашками попадалось крайне мало. Возле Хомса видели палаточные лагеря беженцев. Чем они там живут, сказать сложно.

Ближе к Алеппо встречались распаханные поля, на которых местный люд что-то выращивал. Кое-где на возвышениях можно было видеть блокпосты, напоминавшие мини-крепости. Нас останавливали, проверяли бумаги и пропускали дальше.

То тут, то там чернели остовы машин, подбитые БМП, броневики, бензовозы и даже легковушки. В одной деревне танк так и остался стоять на огороде. Выискивая цель, экипаж спрятался за маленький домик, однако сам стал мишенью.

Что касается деревушек, некоторые оказались крайне любопытными. На юге Италии встречаются дома с куполообразными крышами. Там они выглядят как картинки, являясь достопримечательностью, и потому крайне любопытно нечто похожее обнаружить здесь.

В некоторых случаях это были маленькие квадратные хибарки, перекрытые куполом. В другом варианте, домики выстраивались в ряд, и над каждым возвышалась индивидуальная крыша, напоминавшая остроконечную часть яйца.

Один раз довелось видеть, как две женщины подобную сферу чинили, прокладывая её кирпичами, глиной и соломой. Судя по всему, в этих местах живёт особая этническая группа, и народ этот, как и его соседи, точно также беден.

В Сирии есть своё Мёртвое море — Sabkhat al-Jabbul. Проезжая мимо белых от соли берегов, невольно вспомнилось:

Гляжу в озёра Сирии,

С Европой связи рву…

Нет, поглядеть в озеро не довелось. Соблюдая предписание МВД, мы нигде не останавливались. Ну и вся эта артистическо-либеральная клоунада здесь в Сирии чем-то забавным вовсе не представляется…

Чем ближе мы приближались к Алеппо, тем сильнее чувствовалось напряжение. Бронежилеты и каски на солдатах говорили сами за себя, и никакими улыбками на блокпостах нас никто уже не одаривал. Если в светском Дамаске женщины в хиджабах редкость, то здесь ситуация с точностью наоборот.

Алеппо — крупнейший город Сирии. На протяжении многих веков в Османской империи он являлся третьим после Каира и Константинополя.

Второе название Алеппо — Халеб. Именно так именуют его арабы. Мы же будем говорить привычное для русского уха — Алеппо.

Город имеет собственный аэропорт. В прежние времена рейсы осуществлялись по многим направлениям. Что теперь, непонятно?

Первые впечатления были ужасающими. Дороги с южной стороны оказались расчищены, однако дома, и даже отдельные кварталы, представляли собой месиво из обломков.

При этом чуть дальше можно было видеть более-менее приличную картину. Нашей целью являлась знаменитая цитадель. Как туда проехать, водитель не знал и постоянно спрашивал у местных. Навигатор помочь не мог. Некоторые улицы для проезда до сих пор закрыты.

Добравшись до места, выходим на стоянке. В ста метрах от замка, очередная груда обломков.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Крепость при внешнем осмотре кажется целой и от войны не пострадавшей.

Но, я повторю ещё раз, — руины в непосредственной близости от её ворот.

На прилегающей площади играют дети, в палатках продают сувениры и мелкую снедь, зазывалы приглашают в рестораны. Война закончилась совсем недавно. Казалось бы, ещё не зажили раны… Но атмосфера доброжелательная.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Мы периодически встречали детей, приехавших на экскурсию. Особо запомнилась группа школьников. Мальчишки и девчонки шли порознь, но при этом что-то дружно скандировали, размахивая руками…

Прямо у стен крепости начинается Старый город. Его площадь около 3,5 км². В 1986 году, вместе с цитаделью, он был причислен ко всемирному наследию ЮНЕСКО. Ещё совсем недавно здесь проживало 120 тысяч человек. Старый город поражал великолепно сохранившимися зданиями 12 и 16 веков…

Сирия. Ч - 9. Алеппо

После изучения крепости, углубляемся в один крытых переходов. Правильнее сказать, идём изучать рынок Хан аль-Вазир.

Построенный в 1682 году, до недавнего времени аль-Вазир считался самым большим и самым известным рынком Алеппо.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Движемся крытой галереей. Её потолок почернел от дыма и гари, источником света служат обвалившиеся пролёты крыши.

Выходим к мечети (возможно это была усыпальница), которая предположительно называлась аль-Фусток. Рядом всё рвалось, горело и обваливалось, но усыпальница исламского святого не пострадала.

Крепость Алеппо занимали правительственные войска. По закрытым коридорам рынка туда периодически пытались прорваться боевики.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

По рынку наносились удары с воздуха.

Где теперь сук аль-Вазир переходил в сук ас-Сабун, сказать затрудняюсь. Война границы изменила. Крытые переходы рынка неожиданно обрывались площадями, образовавшимися от попадания бомб и ракет.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Расчистка завалов началась почти сразу после ухода боевиков. Жители города разгребли проходы, однако, для последующего восстановления Старого города, одних только рук, лопат и голого энтузиазма недостаточно.

Вблизи цитадели пролегала линия фронта. Во всяком случае, отойдя подальше, мы обнаружили вполне благополучный сук.

Здесь и фруктами торговали,

и перекусить можно было.

Помня про знаменитое алеппское мыло, я заглянул в лавку, где его продавали. Молоденький мальчишка, подобно Горькому, проходившему обучение не в школе, а в людях, озвучил цену. Я же, не торгуясь, набрал у него самых разных брикетов.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Позже в очередной раз убедился в безальтернативности золотого правила туриста: увидел, понравилось — покупай. Мои товарищи, решив оставить шоппинг на потом, мыла не купили…

В прежние времена в Алеппо, как и во многих городах Востока, на каждом рынке продавалось что-то своё. Где-то мебелью торговали и здесь же прямо на месте её изготовляли. Где-то сидели ювелиры, клепавшие красоту на коленке. Где-то одеждой торговали, где-то посудой…

Теперь получилось, кто-то из кустарей очень сильно пострадал, лишившись производственных площадей, тогда как других война коснулась в меньшей степени. То же самое уместно сказать и о самом городе.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Уставший день выказывал намерение завершиться. Понимая, что сюда более никогда не попаду, а также разгадав планы дня, я решил его обхитрить, пожертвовав обедом. Запомнив дорогу в ресторан, куда нас всех привезли, я отправился гулять.

В запасе имелось не более 40 минут, но даже за столь короткое время я сумел получить более развёрнутое представление об Алеппо.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Слово Сталинград применительно к Алеппо не подходит. Тут шла другая война — злая, жестокая, разрушительная, но другая.

Я шёл по той части, где стояли правительственные войска. Бомбы, мины и снаряды сюда не долетали. Ни тем ни другим никакого резона не было полностью уничтожать город.

Боевики планировали установить свою власть, ну и правительственные силы сами по себе тоже не стреляли.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Теперь же, когда половина города в руинах, его вторая часть, чистая и ухоженная, выглядит настоящим чудом.

Здесь и памятники целы, и церкви, и мечети, и даже парковые деревья для костров никто не спиливал.

Те места, что остались под контролем правительства, видны и понятны. До 2012 года Алеппо конкурировал с Дамаском, как Москва с Питером. Здания, не тронутые войной, сохранили шарм позапрошлого и прошлого века.

Люди в этой части города показались мне более счастливыми.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Да, попадались нищие, однако сразу было понятно, что они люди пришлые. Зато ухоженные местные девушки, совершавшие променад, с войной и блокадой никак не ассоциировались.

Принимающая компания разместила нас в Шератоне. Отель расположен в исторической части города на улице Аль-Хандак в районе Акабех.

В прежние времена вокруг цитадели шла ещё одна стена, защищавшая Старый город. Попасть в Алеппо можно было через несколько ворот. На том месте, где расположился Шератон, жизнь не прекращалась задолго до его появления.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Возле стен здания археологи оставили для обзора площадку с фундаментом крепостной стены.

После санкций, наложенных на Сирию, отель разорвал связи с системой Шератон. В итоге, изменив название на Алеппо Шератон, по качеству он всё равно остался Шератоном…

Во время войны его использовали в качестве казармы, где отдыхали солдаты правительственных сил.

После недолгой передышки, гид предложил пройтись по Старому городу. Объектом прогулки стал один из прилегающих рынков. Те части улиц, где разбомблены лавки, выглядят мрачновато. Ну, а превращённую в руины площадь аль-Джейду, при полной луне можно показывать в фильме ужасов.

Зато, если зайдёшь к кому-то в лавку и поговоришь с продавцом — поднимается настроение. Сирийцы оптимизма не теряют.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

После событий 1915 г. многие армяне нашли убежище в Алеппо. По некоторым данным, до войны они составляли 5% населения города.

Гуляя по узким улочкам, мы забрели в Армянскую церковь. Навстречу вышел служитель. В храм он не пустил, но при этом с удовольствием рассказал, как они всей общиной за два года восстановили здание церкви и прилегающую территорию.

С наступлением темноты люди вышли на улицу. Уставший от боёв Алеппо, с удовольствием дышал обыденной повседневной жизнью. Открылись кафешки и абсолютно все магазины. Чёрную ночь наполнили звуки музыки, сигналы автомобилей, запахи еды, ароматы женских духов и кальяна.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Полицейские патрули присутствовали, но дискомфорта они не вносили, и проверками никого не донимали. Обстановка вечернего Алеппо показалась мне дружественной и доброжелательной.

Утром, проснувшись с первыми лучами солнца, я решил пробежаться, дабы ещё раз посмотреть те места, мимо которых проезжали на машине.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Одной из необычных достопримечательностей Алеппо является башня с часами (Аль-Кусейр). Построенная по проекту французского архитектора в 1898 году, она находилась неподалёку от Шератона. Минутные стрелки с разных сторон слегка разнились, однако сами часы работали, чему я искренне удивился.

В справочниках это место отмечено как Баб аль-Фарадж. Здесь был один из входов в Старый город. Увы, седая история в виде ворот не сохранилась, прилегающие здания помнят только французов и османов.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Мне довелось видеть, как продавали хлеб, за которым выстроилась очередь. На фотоаппарат народ реагировал настороженно. Позже, получив ответ о моём гражданстве, двое ребят сами попросили, дабы я их запечатлел для истории.

Если в Дамаске Асад не только на уличных плакатах, но и в каждой частной лавке, то здесь ситуация другая. Транспарантов с Президентом по городу много, однако, простые люди его фото у себя не вывешивают. К Асаду отношение вежливо-сдержанное, как и к России.

Я видел школьников с национальными флагами. Идёт ребёнок на занятия, а в руке флаг. Понятное дело, дети не по своей инициативе их набрали. Государственная пропаганда работает… Ну и очень даже хорошо! Не будет объединительной пропаганды — её место займут радикалы.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Я спокойно шёл по утренним улицам, вдыхая свежий воздух. День обещал порадовать комфортными +25С. Алеппо начинал просыпаться. Светофоры, ожидая поток машин, уже подмигивали красным, жёлтым и зелёным. Большинство водителей ещё не село за руль, отчего улицы и проспекты выглядели пустыми. В проёме зданий над городом парил национальный флаг.

Ханано стрит ниточкой Ариадны привела на площадь. Судя по всему, таковая являлась энергетическим центром города. Памятник героям, бюст уважаемого человека, огромный национальный флаг на высоком флагштоке, и вполне обычные буквы, сложенные в надпись «Я люблю Алеппо» — всё вызывало чувство радости!

В другом городе я бы не обратил внимания на такую обыденность, но здесь, в настрадавшемся от войны Алеппо, на многое смотришь под иным углом зрения. Если бы линия фронта прошла по-другому, площадь могла бы стать открытым пространством среди развалин…

Не скажу, что Алеппо очень сильно понравился. Он запомнился старинными домами, вечерним променадом, ухоженной набережной, разноголосием муэдзинов, и конечно цитаделью. То, что здесь произошло, разделив город на До и После, мне и моим товарищам дало мегабайты впечатлений, из которых формируются размышления.

На обратном пути в Дамаск мы вновь проезжали разрушенные кварталы, но я почти не снимал. Сей страшный сон хотелось забыть. Будем надеяться, ситуация в Сирии окончательно стабилизируется. Сирийцы заслужили счастье, именуемое тремя буквами — мир!

Во время длительного переезда в Дамаск Номан рассказал, как он привёз российских туристов в Алеппо, и как именно в этот момент город окружили войска оппозиции. Выбраться наземным путём стало невозможно. Для связи с внешним миром оставался аэропорт, куда гид прибыл вместе с туристами.

Почти все рейсы оказались отменены. Воздушную гавань наполнил хаос. Электричество отключили, подзарядить телефон не представлялось возможным. К счастью один из наших соотечественников дозвонился-таки в консульство. Дипломаты пообещали помочь!

Наши соотечественники почти сутки просидели на лавках. Где-то за пределами аэропорта начинало ухать и взрываться, но сюда, в этот островок правительственных сил, за россиянами прилетел борт МЧС.

Сам Номан вернулся в Дамаск через Стамбул, каким-то чудом купив последний билет. Иначе, по его словам, пришлось бы записаться добровольцем в армию. Четыре года в осаждённом Алеппо, никто кормить бы его просто так не стал.

Сирия. Ч - 9. Алеппо

Атаковав город летом 2012 года, повстанческие группировки довольно быстро захватили примерно 40% его территории. Однако их дальнейшее продвижение было остановлено. в 2012–2013 годах ситуация носила тупиковый характер. В 2014–2015 годах сирийская армия, поддержанная союзными ополченцами и иранскими военнослужащими, провела серию успешных операций.

В феврале 2016 года сирийская армия в ходе успешного наступления окружила Алеппо с севера, отрезав боевиков в городе от снабжения со стороны турецкой границы. В ходе летней кампании 2016 года армия завершила полное окружение города и начала его осаду.

15 ноября 2016 года, при поддержке массированных российских авиационных и ракетных ударов, сирийская армия начала финальное наступление по захвату оставшейся (восточной) части города, через месяц приведшее к коллапсу обороны боевиков и переходу города под контроль правительства. К середине декабря город был полностью занят правительственными войсками, после ожесточенного штурма.

Со стороны Асада за город воевала регулярная армия, около 2-х тысяч иранских добровольцев, ливанская Хезбола, отряды курдов и палестинцы. С воздуха помощь оказывали российские ВКС. Им противостояли Сирийская Свободная Армия и целый ряд группировок, среди которых более других известна запрещённая в РФ Джабхат ан-Нусра.

В боях за город погибло два бригадных генерала армии Асада и один генерал Корпуса Стражей Исламской Революции. По солдатам и офицерам нет точных данных, как и по боевикам.

В результате артобстрела медицинского городка мобильного госпиталя Минобороны в сирийском Алеппо во время приёма местных жителей погибли два российских военных медика Надежда Дураченко и Галина Михайлова. В ходе операции по освобождению восточного Алеппо погиб военный советник полковник Руслан Галицкий.

Численность объединенной группировки повстанцев изначально оценивалась 6–9 тыс. человек. В сентябре 2016 г. в результате авиаудара почти все их руководители оказались уничтожены.

После капитуляции Алеппо из окружения по гуманитарному коридору выехало 9560 боевиков и членов их семей из них собственно боевиков было около 4.5 тыс.

Для меня в этой войне много непонятного. Те люди, которые пропагандировали джихад, выступая борцами за веру, сели в автобусы и просто уехали. А как же мученичество за веру? Сорок наложниц, вино и рай, обещанные шахидам в следующей жизни?

Вот и спрашивается, причём здесь вера?