Турист Игорь Царёв (igorTsarev)
Игорь Царёв
был сегодня 7:28

Татев, Арени, Эчмидзин, Ереван — Армения Ноябрь 2019

Ереван. 11—14 ноября 2019 год.

Дело было так, после Грузии мне снова захотелось поехать в кавказскую страну. Планировал в Азербайджан (в Баку), но билеты были дорогими. Думал, думал, а дай-ка я посмотрю, сколько стоят билеты в Армению (в Ереван). И на удивление они были дешевыми (11 тысяч рублей в обе стороны компанией S7). Запланировал 4х дневной отпуск (с 11.11.2019 — 14.11.2019) провести один. Забронировал экскурсии, распланировал, что, где и как. Но в один день все поменялось. Отмечая день рождения своего лучшего друга (с кем я летал в Тбилиси) за день до поездки, я ему сказал:

— Влад, погнали со мной в Армению!

Его ответ был прост:

— Игорь, решим завтра днем, да я и особо не хочу туда.

Ну, у меня сразу в мыслях, раз так отвечает, значит, нет. Встав днем, созвонились и пошли в баню. Там я опять ему говорю:

— Влад, погнали в Ереван, там можно вкусно покушать.

— Вкусно покушать, а это интересно и заманчиво…

В итоге, он успел купить последние билеты за 6 часов до вылета. И прилетел раньше меня на два часа. Прилетев в аэропорт, купив местную сим карту «Билайн», отдав 7 баксов, получил тариф: 7 гб и 150 минут разговора, удобно и выгодно. Получив чемоданы, мы с ним встретились. В аэропорту я и поменял деньги: за 700 баксов я получил 336 тысяч драм, у всех глаза больше наших пятирублевых, и читалось у всех «он, что, больной, столько менять?!». Затем сели в такси в 6 утра и двинулись в сторону нашего отеля. Таксист был настолько забавным, что не знал дорогу, как проехать к нашему отелю, пришлось мне включать навигатор и показывать ему путь. Ура, добрались. Встретили в гостинице очень тепло, налили крепкого кофе. Пока пили кофе, говорю Владу:

— Влад, а давай нашей подруге наберем, которая отдыхала с нами в Грузии, покажем, что ты тоже полетел со мной, и удивим

— Окей, а давай, звони.

В итоге удивила она нас. Когда мы ей позвонили, она собиралась на работу, мы ей говорим:

— Какая работа?! Давай к нам!

— Но, ребят, я смотрела: билетов нет.

— Как нет?! Есть: осталось 8 билетов за 7 тысяч

— Ребят, все, я к вам. Бронируйте мне, а я пока решу, как мне как можно быстрее доехать до Краснодара.

Короче, читатели, она были с нами уже через 8 часов! Вот что значит, я полетел один. И что значит друзья. Я до сих пор всем эту историю рассказываю, и у всех вопрос, а это вообще возможно?! Все возможно, если захотеть.

Теперь можно рассказать про нашу поездку в Армению. Первый день у нас был полностью посвящен Еревану. Я и Влад решили не терять время и пошли гулять. Отель находился через дорогу к Вернисажу, но об этом месте я расскажу немного позже. Оттуда мы двинулись в сторону Каскада — сердце Еревана. Это художественно оформленные лестницы, скульптуры, фонтаны, которые представляют собой монументальное сооружение архитектуры. Сверху открывается вид на Ереван, а если и повезет, то и на гору Арарат. На сам Каскад можно подняться пешком до самого верха (количество ступенек около 600, минус 1000 калорий), а если лениться, то можно бесплатно подняться на эскалаторе, который расположен внутри здания, и можно выйти на любой ярус Каскада.

Барев (привет) Армения!

После Каскада мы двинулись в другую часть города. Прошли мимо Площади Республики — второй из главных достопримечательностей столицы. Это центральная часть Еревана, где по периметру расположены здания: министерство энергетики, министерство иностранных дел, правительство, музей истории и здание почты. Самая площадь очень красивая, фасады зданий отделаны розовым и белым туфом. Смотрится очень красиво, особенно ночью. Кстати, перед Каскадом расположена небольшая площадь, где находятся необычные и смешные скульптуры. Территория очень ухоженная, отличное место, где можно отдохнуть и сделать прекрасные снимки.

Барев (привет) Армения!

После Площади мы попали на северный проспект. Можно сказать — это армянский Арбат. Здесь всегда много народа из разных стран мира. Место, где собираются группы молодежи. На самом проспекте много дорогих бутиков, типа Armani, burberry и т. д. Много кафешек, есть даже Black Star burger. Также там находится дорогой отель North Avenue.

Двинув в сторону отеля (надо было поспать и встретить нашу подругу из Анапы), мы попали на площадь, где находится оперный театр. Закончили путь у Кафедрального собора святого Григория Просветителя. Это самый большой собор Еревана, который выглядит очень масштабно. Рядом с собором расположен парк отдыха. Так и закончилась первая часть прогулки по Еревану.

Барев (привет) Армения!

Поспав днем и встретив нашу подругу (которая, к счастью, тоже заселилась в нашем в отеле), мы двинулись гулять по вечернему Еревану.

Барев (привет) Армения!

Если говорить про Ереван, то в предпоследний день нашего пребывания после экскурсии, мы решили сделать покупки для наших родственников. Закупались мы на рынке Гнуни. Купили разных сортов сыра, а именно: жажик, чанах, чечил. Также не забыли про баструму — это вяленая вырезка из говяжьего мяса.

Барев (привет) Армения!

Также купили и сладости, коньяк «Арарат» (лучше всего покупать в супермаркете). Кстати, забыл отметить, что рядом с отелем находился Вернисаж — это рынок, где можно купить сувениры и продукцию различных видов традиционных произведений армянского искусства, например: нарды или шахматы ручной работы. Там же мы покупали магниты, брелки и прочие безделушки.

Барев (привет) Армения!

В последний день, мой друг улетел первым. Потом проводил подругу, я решил не терять время и прогуляться до Парка победы и монумента Мать-Армения. Парк находится выше Каскада, где главная достопримечательность — это 55-ти метровая статуя Мать-Армении. Она был построен в честь победы в ВОВ, вход бесплатный. Так как я работаю в корпорации «РСК «МиГ» (Микоян и Гуревич), то у меня возникло большое желание найти Микояна (хотя есть у него отдельный музей, который находится далеко от Еревана и ближе к Тбилиси), и мне удалось.

Барев (привет) Армения!

Спустившись в сам город, двинулся в сторону Голубой мечети, являющейся иранской общиной в Армении. Находится она напротив магазина City. Строение мечети необычное — в стиле голубой мозаики.

Барев (привет) Армения!

Кстати, хотел б отметить очень хорошее место, где можно очень вкусно и недорого покушать. Находится в центре города и называется Таверна Армении За одного я отдал 7500 драм (около 1000 рублей), обратите внимание на фотографии, как все аппетитно выглядит.
Далее, заказав такси бизнес-класс за 300 рублей (от Яндекс такси), двинулся в сторону аэропорта. По дороге проехал мимо знаменитых коньячных заводов: Арарат и Ной. Так как заводы расположены друг напротив друга, то у меня в голове сразу вспомнилась реклама TWIX про две палочки. Также хочется отметить, что коньяк — это еще одна визитная карточка Армении. Поэтому, побывав в Ереване, обязательно купите бутылочку коньяка разных выдержек, начиная от 3х лет и заканчивая 30ти. Теперь можно поговорить про другие города Армении.

Хорп вирап — Норованк — Татев — Арени. 12 ноября 2019 год

Всем Вам, наверное, известно, что Хорп Вирап — самое известное место в Армении. Это монастырь, который находится не так далеко от Еревана. Туда мы поехали (как и весь путь до Татев) с частным гидом-водителем рано утром в 8 утра. Наверное, это самое лучшее время, чтобы увидеть самую известную гору Арарат, где в это время нет туристов и когда можно встретить рассвет.

На подъезде к Хорп Вирап наш водитель остановился и предложил сделать памятные снимки: над виноградными плантациями и над Хор Вирап возвышается Арарат. Хочу отметить, что с погодой нам очень сильно повезло (по словам водителя, в это время Арарат укрыт облаками). Подъехав к монастырю, водитель отпустил нас на самостоятельную прогулку. Поднявшись на самый верх холма, делаем множество запоминающих снимков. К счастью, монастырь был открыт. По словам водителя, Хорп Вирап с армянского означает «глубокая темница», которая находится под монастырем, и именно там много лет держали святого Григория Просветителя. Сама территория очень хорошо сохранилась, очень чистая и ухоженная. Здесь находится церковь святой Богородицы вместе с колокольней, которая служит навесом перед входом. Также на территории мы нашли «глубокую темницу», которая находится в часовне святого Геворга. Прогулявшись по территории, мы забрались на холм, который расположен немного выше монастыря. Оттуда открываются невероятно красивые виды на гору и сам монастырь, особенно в рассвет. Это такая красота! У нас остались незабываемые впечатления! Сделав множество снимков, мы спустились вниз к машине и двинулись в сторону Норованк.

Барев (привет) Армения!

Дорога к монастырю Норованк была очень живописной. Ведь осень раскрасила вокруг своими яркими красками. Мы постоянно просили водителя остановиться (или замедлиться), чтобы сделать незабываемые снимки.

Наконец-то мы приехали к монастырю Норованк, водитель оставляет машину на парковке и дает нам небольшое количество времени, чтобы прогуляться по территории и сделать красивые снимки на фоне горы с красным оттенком. Норованк находится в 120–130 км от Еревана. Монастырь состоит из 3х частей: часовни Сурб Григор, Сурб Святой Богородицы (Аствацацин), Сурб Карапет. Норованк является одним из лучших мест в Армении. Сказочной красоты место (или место с энергетикой). Нагулявшись, мы двинулись в сторону пещеры Арени.

Барев (привет) Армения!

По сегодняшний день в пещере Арени ведутся археологические исследования. Она находится в дорожном узловом месте возле села Арени. Вход в пещеру платный. И сразу на входе перед туристами открывается участок археологических раскопок. Самой главной находкой в пещере является кожаная обувь, которая считается самой древней в мире. Датируется примерно тремя с половиной тысячами лет. Внутренняя часть состоит из нескольких «залов», где находятся раскопы. В одном из таких раскопов, например, вы увидите первые глиняные сосуды и предметы хозяйственного назначения. Также в пещере установлены информационные стенды, описывающие все находки. Посетить пещеру стоит: сразу видно, как раньше жили, какие предметы использовались, но самое интересное, что все это сохранилось по сей день. Специально ехать в пещеру не советую, а вот совместить с какой-нибудь экскурсией — советую.

По пути к Татеву мы с водителем решили пообедать, а на обратном пути в сторону столицы заехать в винодельную Арени. Канатная дорога «Крылья Татева» и сам Татевский монастырь находятся далеко (около 300 км от Еревана), но оно того стоит. Поэтому еще перед поездкой в Армению я искал частного водителя по данному маршруту. Чтобы добраться до монастыря Татев, необходимо пройти один захватывающий путь по канатной дороге — «Крылья Татева». Она является одной из самых длинных дорог в мире (протяженность 6 км, время поездки около 15 минут). Комплекс канатной дорогой построен по европейскому разряду, где есть все: кафе в горное ущелье, касса и информационные стенды. Вход стоит 15 долларов или 7500 драмм. Но ради этого стоит заплатить такую сумму. Я вообще капец как люблю горы, могу любоваться часами. И с канатной дороги такую красоту мне вряд ли где ещё удатся увидеть. Хочется отметить, что есть аудиогид, который на протяжении всего пути рассказывает, что находится под нами/справа/слева. «Татев» с армянского переводится, как «Дай крылья».

Наконец-то добрались до монастыря. Территория огромная, состоящая из: Сурб Погос-Петрос, Храма святых апостолов Петра и Павла, гробницы Святого Григора Татеваци, 2 церквей, конюшни и т. д. По рассказам аудиогида Монастырь был основан в 10 веке. Представлял из себя центр науки и просвещения, также был основан Татевский университет. Возле монастыря есть небольшой парк, где можно погладить лошадей, посидеть на лавочках и посмотреть на горные ущелья, надышаться свежим горным воздухом. Ну разве не кайф? Поэтому Татев является самым запоминающимся местом в моем списке путешествий. Рекомендую всем, кто соберется в Армению.

Барев (привет) Армения!

Ну все, осталась одна небольшая остановка — это дегустация в винодельне Арени по пути в Ереван. Спустя 3–4 часа мы добрались до винодельни «Арени». И по приезду, во благо, мы были одни. Нам расставили чистые бокалы и закуску. Дегустация нас поразила щедростью. Сначала нам девушка рассказывала про историю села и особенности винодельческого производства села Арени. После рассказа ребята приступили к дегустации вина, я не стал толпиться и решил дегустировать домашние коньяки. После выпитой 6 рюмок, мне стало так хорошо, что после этого начал дегустировать вино. Скажу честно, я не любитель вина, но попробовав фруктовое с ежевикой, я чуть ли бутылку у них не выпил. В итоге я купил домой две бутылки вина: красное сухое и ежевичное вино. Две бутылки мне обошлись в 1000 рублей. Вообще я не люблю дегустации, но дегустация в Арени мне очень понравилась. Обстановка домашняя, персонал очень приветливый и вина очень вкусные. Вот так и закончилась наша длительная поездка. Это было незабываемо. Последнее фото мы сделали на фоне Арарата и заката, это невероятно красивое зрелище. Хочется сказать «огромное спасибо» частному гиду (Руслан Новиков) , который дал нам замечательного водителя. А наш водитель сделал ВСЕ для нашего комфортного путешествия.

Эчмиадзин, св. Рипсиме, св. Гаяне, Звартноц. 13 ноября 2019 год

После того, как мы встали утром и позавтракали, возле отеля нас встретила девушка-гид из турфирмы «Ерани Тревел» . И мы двинулись в сторону Эчмиадзина. Первая остановка у нас была на территории церкви святой Рипсимэ, которая является наследием ЮНЕСКО. Изучение данного места у нас заняло около 20 минут. Из рассказа гида мы поняли, что церковь была построена в 7 веке на месте древнего языческого капища, где и была жестко убита Святая Рипсимэ, и что главной достопримечательностью является могила Святой Рипсиме, которая находится в склепе под алтарем. Святая Рипсиме считается благожелательницей семьи и семейного счастья.

Барев (привет) Армения!

Затем двинулись в сторону церкви святой Гаяне. Сама церковь была построена в 7 веке и находится недалеко от монастыря Эчмиадзин, и тоже относится к объектам наследия ЮНЕСКО. У данного храма очень своеобразная стилистика: темные каменные блоки и стены без украшений, что больше напоминает архитектуру поздних эпох. Кроме того, на стене остались многочисленные отверстия от пуль, полученные от турецкой армией в ходе войны в 1918 году.

Барев (привет) Армения!

Наконец-то мы добрались до Эчмиадзина, который находится в 20 км от Еревана. Монастырь был основан в 3 веке, также является древнейшим монастырей мира. При входе через необычные ворота, построенные из розового туфа, у меня была мысль: неужели это Армянский Ватикан. На территории все так красиво, ухожено и чисто. А территория настолько большая, что нам так и не удалось её полностью осмотреть. На ней расположено множество зданий различного характера. Рядом со входом находится памятник геноциду армянского народа, который помогает молодому поколению понять, что за ужас происходил. Самая главная часть монастыря — это Кафедральный собор, который, к сожалению, был на реконструкции. Но меня поразила одна современная церковь — это церковь Святых Архагелов. По форме большая круглая башня или башенька. У нее необычная конструкция, даже внутри все очень необычно. Что на стене сделали прорез в форме креста, куда проникает солнечный свет.

Барев (привет) Армения!

И последняя наша останова была в Звартноце. Это настоящий музей, где можно увидеть и пощупать декоративные фрагменты. Звартноц — это Храм небесных ангелов. Начали экскурсию с увлекательного музея, где мы увидели интересные фрагменты и сам собор, как он выглядел по мнению ученых. Строительство Звартноца велось около 10 лет в 6 веке. Но вскоре он был разрушен. Есть две версии: арабское нашествие и землетрясение. Но ученые больше склоняются ко второму варианту. Первые раскопки начались в начале 20 века, где и были представлены первые результаты. Также во время раскопок были обнаружены могилы, винодавильня, баня, руины собора и т. д.

Барев (привет) Армения!

Теперь с нетерпением хочется сказать, Я ОЧЕНЬ РАД, что полетел в Армению, а еще больше, что ребята составили мне компанию, сделали мои дни еще насыщеннее. За 4 дня мы увидели большую часть Армении, не посетили только озеро Севан и пару монастырей. Я в восторге от увиденного и услышанного. Поеду ли я еще раз туда — конечно, если выпадет возможность. Ну, а эти воспоминания останутся на всю мою жизнь. Это просто ТОП.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия