Начало моего цикла по Бургундии здесь, здесь и здесь.
Вполне логично, что именно Дижон я сделала своей базой для знакомства с Бургундией, здесь я провела целых пять дней в уютной гостинице Hotel Viсtor Hugo. Достаточно скромный небольшой отельчик, но вполне достойный по всем статьям, да и расположен стратегически выгодно — 10 минут пешком до вокзала в одну сторону и 10 минут до центра в другую.
Приятный спокойный район, вокруг респектабельные особняки, опять же супермаркет SPAR в двух шагах, что очень облегчает жизнь.
Всё удовольствие — 52 евро за одноместный номер за ночь. Меня такие расклады вполне устроили.
В первый же день я естественно сразу ринулась в центр. В субботний вечер туристов там было очень много, но это, наверное, был единственный раз, когда я видела столько народа на улицах города.
Моя гостиница находилась совсем рядом с площадью Дарси, где разбит первый общественный сад города с большим водоёмом.
Отсюда уже рукой подать до арки Porte Guillaume.
Когда-то эти ворота были частью крепостной стены Дижона. Сейчас от неё ничего не осталось, а ворота так и стоят посреди площади, напоминая о былых временах. Справа от арки моё внимание привлёк очень милый фонтан с тремя девочками и лягушками.
Говорят, в Одессе есть точно такой же. Отсюда по центральной Rue de la Liberte я и начала свой маршрут по Дижону. В помощь мне и остальным туристам по городу проложена тропа «Следом за совой».
Совы считаются символом Дижона и их изображения вмонтированы в асфальт. Есть совы с номером, тогда они означают достопримечательность, а есть без номера, тогда эта сова обозначает какое-то направление. Очень прикольная придумка с этими совами, мило и оригинально. Поэтому в Дижоне надо непременно поглядывать себе под ноги, чтобы не пропустить сов. Совы в Дижоне это самый популярный сувенир. После горчицы, разумеется.
Шла я по Дижону и всё время радовалась, потому что всё вокруг было красивым и милым. Город сразу же лёг мне на душу. Ну в самом деле, какой приятный, уютный город, никакой Вам столичной пафосности и в то же время всюду очень французская атмосфера.
И архитектурный ансамбль Дижона очень небычный! Повсюду видишь великолепный микс фахверковых домиков, классических французских особняков с историей, готических церквей и маленьких антуражных площадей.
Готика и ренессанс здесь идут рука об руку! Вот этот необычный стилевой ансамбль, сочетание элегантных особняков с деревенским фахверком и бросается в глаза больше всего, очень запоминается и делает Дижон неповторимым.
Ну и конечно же дижонская горчица, негласный символ и визитная карточка города, этого тоже не отнять у города. Горчичных магазинов здесь очень много (самая известный из них это Moutarde Maille), заходи в любой, дегустируй, покупай в качестве сувениров!
Помню в первый день я там так надегустировалась самых разных сортов душистой горчицы, что потом полдня страдала изжогой. Так что, осторожнее там с этим делом, особо не увлекайтесь!
Моего любимого фахверка в Дижоне оказалось не очень много, но всё же вполне достаточно, чтобы сполна им насладиться.
В основном эти милые домики сосредоточены на центральной Rue de la Liberte и, особенно на антикварной улочке Rue de la Verrerie.
Эта средневековая улочка просто чудо как хороша, возвращалась сюда не один раз!
Настоящая квинтэссенция средневековой французской улицы ремесленников!
Rue de la Liberte привела меня к главной визитной карточке Дижона — маленькой площади La Place François-Rude. Фахверковые красные домики и фонтан Виноградаря давно превратились в символ Дижона.
Понятно, что это и самая фотографируемая площадь города. Красиво, атмосферно и очень живописно! Ну и карусель крутится, тоже неотъемлемый атрибут французских площадей. Кстати, любопытный факт, средневековый облик этой площади очень обманчивый. Появилась она в городе в начале 20 века, а название своё получила по имени французского скульптора Франсуа Рюда, уроженца этих мест.
Далее совиная тропа вывела меня к церкви Нотр-Дам/Eglise Notre Dame с причудливым готическим фасадом 13 века, украшенным в три ряда замысловатыми гротескными горгульями, которые можно рассматривать часами.
Тут всё вперемешку — люди, животные, мифические чудовища! Многие туристы увлеченно этим и занимаются. И обязательно нужно найти на фасаде церкви сову и потереть её на счастье.
Внутри красивые витражи и Чёрная мадонна, интерьеры строгие, как и подобает 13 веку.
На пятачке вокруг Дижонского Нотр-Дама тоже оказалось много всего интересного.
Во-первых, великолепный Hotel de Vogue с роскошными входными воротами и внутренним двориком. Прекрасный образец парламентского дома 17 века в классическом стиле.
Напротив — фахверковый фасад Maison Milliere, старинной чайной с красивыми интерьерами и патио. Исторический памятник 15 века. Вот только по отзывам на трипэдвайзере обслуживание в этом заведении оставляет желать лучшего. Поэтому только заглянула.
Совсем рядом отсюда начинается Rue des Forges, очень красивая улица, заполненная историческими отелями и элегантными особняками с пышными ренессансными фасадами.
Самый красивый и знаменитый — Hotel Aubriot, построенный в 13 веке, а в 18 веке здесь располагался суд. Перестроенный конечно, от 13 века здесь мало чего осталось. Но всё равно очень красивый фасад, сразу привлекающий внимание.
Напротив — Hotel de Ville — Мэрия Дижона, в этом здании расположен туристический офис Дижона, где можно всё выспросить у англоговорящих сотрудников и разжиться бумажными картами города.
Чуть дальше будет миниатюрный садик, а за ним — Музей Изящных искусств /Musee des Beaux-Arts, расположенный в здании Palais Ducal.
В последний день я его посетила, в первую очередь пошла из-за коллекции импрессионистов. Но как это часто бывает, по иронии судьбы понравилось совсем не то, за чем шла. Импрессионистов в музее оказалось совсем немного, гораздо большее впечатление произвела коллекция средневекового искусства, всякие надгробия герцогов бургундских, резные алтари.
Вот это очень впечатлило! И что приятно, посещение музея совершенно бесплатное! И очень красивый внутренний дворик с башнями и резными крылечками!
Сам же Дворец Герцогов Бургундских отлично просматривается с nлощади Освобождения / Place de la Liberation. Очень красивая торжественная площадь с фонтанчиками.
Вот только на Башню Филиппа Доброго/ Tour Philipe le Bone мне так и не удалось подняться. Башня расположена в самой старинной части дворца и издавна символизировала мощь и величие герцогов бургундских. Несколько раз я приходила к туристическому офису в надежде попасть на экскурсию, но, то мне время не подходило, то все удобные часы были заняты. Облом, в общем, вышел с башней, не повезло. А жаль, говорят оттуда открываются отличные виды на центр Дижона. Вроде как пять евро стоит это удовольствие. Очень жалею, что не сложилось у меня с башней. В качестве компенсации — разные виды башни из разных точек.
Совсем рядом — интересное здание с треугольным фронтоном и крылечком, это Парламент Бургундии, основанный в 1354 году герцогом Филиппом Бургундским.
Его перенесли сюда из Бона в 16 веке в наказание последнего за нелояльность королевской власти. Ну, а сейчас здесь Апелляционный Суд.
Гуляя по городу, а порой просто бесцельно кружа по его нарядным улочкам, я всё время любовалась домиками с широкими прямоугольными печными и каминными трубами. Количество их здесь просто зашкаливает. Эти конструкции очень бросаются повсюду в глаза. Как по мне, то это тоже одна из визитных карточке Дижона, придающая ему стильность и своеобразие.
Кстати, в Дижоне не так уж много топовых достопримечательностей и это, как ни странно, очень хорошо. Потому что можно просто спокойно бродить по городу, любоваться всем вокруг, особо не спешить, ведь и за один день можно всё увидеть и везде отметиться.
Этот момент очень мне понравился в Дижоне, он не напрягает, а позволяет спокойно прочувствовать его нутро и атмосферу.
Если говорить о цветовой гамме Дижона, то она очень умеренная, неброская, цвета варьируются от песочных до светло-серых и бежевых.
И только фахверковые домики выделяются на этом фоне яркими сочными пятнами, хотя по сравнению с Эльзасом они здесь достаточно приглушенные.
Да ещё крыши отдельных особняков с разноцветными узорами, хотя впрочем и их здесь немного.
Всё это придаёт городу стильность и своеобразие.
Чуть в стороне от площади Освобождения сосредоточено несколько интересных достопримечательностей. Гранд театр, явно вдохновленный классическими мотивами античности.
Церковь Сен-Этьен, в которой сегодня разместились музей и библиотека. Даже странно как-то, настолько не по назначению используется.
И дальше, на заднем плане самое интересное — великолепный фасад церкви Архангела Михаила / Eglise Saint Michele. Прекрасный симбиоз готического портала и ренессансных башен, смотрится очень величественно, такую церковь ни за что не пропустишь!
Привлекает внимание искусное оформление ворот главного портала. Ну, а интерьеры Святого Михаила, как водится в готических французских церквях, весьма аскетичны, ничего выдающегося я там не обнаружила.
Неподалеку от площади Эмиля Золя стоит Дом с оригинальным фасадом. Это Дом с кариатидами, построенный в начале 17 века по заказу богатого семейства торговцев котлами. Maison des Cariatides на улице rue Chaudronnerie, 28 и считается историческим памятником с 1911 года. Не пропустите!
Теперь отойдем немного в сторону от центральных улиц и площадей и окажемся в районе Кафедрального Собора Святого Бенигна/ Catedrale Saint-Benigne.
Чисто визуально не самый выдающийся фасад, но собор, безусловно, выдающийся, древний, 14 века, построенный в честь святого Бенигна, раннехристианского святого, принявшего мученическую смерть на территории Бургундии. Получается, что это самый что ни на есть бургундский святой. В соборе находятся его мощи и захоронение Филиппа Доброго.
По-соседству с кафедралом стоит ещё более древняя церковь Святого Филиберта / Eglise Saint Philibert. Это романская церковь 12 века, единственная романская постройка в Дижоне.
Отсюда я направилась к Музею бургундской жизни, плутая по атмосферным средневековым улицам и переулкам-закоулкам. По дороге увидела прелестную Часовню кармелиток
и целую россыпь исторических особняков — Berbisey, Chambellan, Sassenay, Mimeure… Жаль, что сегодня почти все они закрыты для публики и только таблички на фасадах объясняют, что есть что.
Ну, а сам Музей Бургундской жизни/ Musée de la vie bourguignonne совершенно меня не впечатлил своей коллекцией предметов домашнего обихода и мебели. Какой-то он несерьезный, бутафорский, в общем, пожалела, что зашла.
На обратном пути подивилась ещё одной готической церкви не по назначению. Церковь Святого Иоанна 15 века, переоборудованная сегодня в театр. ЧуднО, её богу!
Признаюсь, что Дижон я смотрела кусками и урывками, потому что всё время куда-то из него выезжала по округе. Поэтому сама столица Бургундии получилась у меня в рваном ритме, но от этого ничуть не менее интересный.
А по-хорошему город легко укладывается в один день. Ни больше, ни меньше.
Из достопримечательностей второго звена Дижона можно отметить Рынок Les Halles Market, построенный по проекту Эйфеля, что конечно сразу же бросается в глаза.
Рынок открыт не каждый день, внутрь попасть не удалось. Тоже показалось немного странным.
Недалеко от Рынка заслуживает внимания и монументальное здание Почты в стиле классицизма на площади Гранжье, в виде трапеции. Как выяснилось в Дижоне можно найти не только фахверк и готику, но и великолепные образчики модерна и Арт-Нуво.
А ещё по центру Дижона бегают вот такие смешные крошки-электроавтобусы.
Кстати, я там ни разу не пользовалась ни автобусами, ни трамваями, потому что везде можно дойти пешком. Дижон, удобный город для пешеходов.
Ещё стоит дойти до площади Республики / Place de la Republique. Находится она, правда, чуть в стороне от центра, но совсем не критично. Просторная, геометрически правильная, в центре установлен памятник Франсуа Сади-Карно, бывшему президенту Французской Республики. К тому же это удобная транспортная развязка.
В районе вокзала можно обнаружить Ботанический Сад. Я как-то зашла из любопытства. На самом деле, оказалось ничего особенного. Вполне можно и не ходить.
И напоследок немного вечернего Дижона с подсветкой. Центр освещается довольно неплохо, надо это признать.
Резюме моё будет таким — Дижон, безусловно, заслуживает внимания.
Любителям архитектуры город будет очень интересен своим разностильем, смешением готики и ренессанса, фахверка и классицизма. Безусловно, столица Бургундии не может похвастаться такими яркими красками как Эльзас или Нормандия, красота её неброская, но какая-то душевная и проникновенная.