Побегали немного по экзотике, и обратно в старую добрую Европу. Какую историю рассказать сегодня? Что ж, нет на Земле другого континента, столь богатого историями, легендами, историческими фактами… в пересчёте на километр квадратный территории. Посетив новое место, главное — найти время для рассказа, а о чём писать, всегда найдётся.
Интернет в мобильнике — 15 минут, и я уже понял, о чём будет следующий рассказ. Вернее о ком.
Итак, Сказ про Бруно из Кверфурта.
В X веке, когда массово стали строиться по всей Европе феодальные замки, появился и у маленького Кверфурта свой синьор. Первый замок построил здесь Бруно Старший, граф фон Арнебург, прибавив к своей фамилии второй титул — граф фон Кверфурт.
Было у Бруно Старшего четыре сына. Одного из них звали тоже Бруно. В шестилетнем возрасте младший Бруно был отправлен на учёбу в знаменитую магдебургскую школу, основанную архиепископом Адальбертом. После её окончания остался служить каноником в Магдебурге.
А в 997 Бруно стал капелланом юного германского императора Оттона III. Оттон подружился со своим капелланом, будучи моложе на 10 лет, почитал его старшим братом, ни на шаг не отпускал от себя, называя его «своей душой». Взял он Бруно и в свою поездку в Рим. Наверное, Оттон впоследствии пожалел об этом, так как друг его, познакомившись в Риме со знаменитым Адальбертом Пражским, принял монашество и наотрез отказался покидать Италию. Монашествовал сначала в бенедиктинском монастыре святого Алексея на Авентине, позднее переехал в Равенну.
Германский император всегда помнил о своём друге, и в конце концов дождался момента, когда папа благословил Бруно на миссионерскую деятельность в Польше и направил в монастырь, который Оттон надеялся основать между Эльбой и Одером. В 1004 году Бруно стал архиепископом и настолько увлёкся миссионерскими идеями, что Папа Римский Сильвестр II назначил его «архиепископом язычников», приделив ему духовные земли «где найдёт».
Прежде всего, молодой архиепископ хотел закончить свою христианскую миссию в Польше. Но судьба распорядилась иначе. Внезапно умер Оттон III, а новый император Генрих II смотрел на международные дела совсем под другим углом. Вероятно, это был первый немец, который вражду со славянами поставил во главу своей политики. До этого жили более-менее добрососедски. Отношения между Польшей, первое государство в которой только-только возникло, и Германией достигли степени крайней враждебности. Не сложились отношения и у самого Бруно с Генрихом. Взяв с собой нескольких спутников, своего верного осла, с которым он путешествовал до самой смерти, надеясь донести проповедь христианства до самых дальних уголков земли, Бруно отправился в языческие края.
Сперва он направился к так называемым «чёрным венграм». Но там вовсю действовали представители Константинопольского патриархата, Бруно решил с ними не соперничать. Немного пожив среди венгров, написав яркие зарисовки нравов этого народа, он вернулся в Польшу, где встретился с польским князем Болеславом Храбрым. Болеслав принял миссионера радушно, убедил монаха в том, что он искренний поборник христианского благочестия, но вот немцы сильно мешают. Не только сами нападают, но и натравили на Польшу язычников лютичей. Бруно покидал Польшу с ощущением, что обрёл вторую родину, а Генрих II, привлекавший себе на помощь язычников против другого христианского государя, потерял в его глазах остатки уважения.
После долгого пути прибыл Бруно в Киев. Князь Владимир Святославович, креститель Руси, восхитил немецкого миссионера. Князь, по словам Бруно «великий умом, державой и богатством», принял миссионера с большим почётом. Узнав, что Бруно собирается дальше на восток к печенегам, он стал всячески отговаривать от путешествия, рассказывая о опасности этого народа. Можно сказать, что пару месяцев киевский князь чуть ли не силой удерживал Бруно у себя, каждый день уговаривая его остаться.
Убедившись в тщетности своих усилий, Владимир предложил миссионеру сопроводить его хотя-бы до южной границы Руси, которая в то время была укреплена засеками. Это был, вероятно, самый необычный поход русского войска. Под развивающимися красными стягами, поблёскивая доспехами, великолепная киевская дружина медленно струилась по выжженой южной степи, а по боку княжеского коня семенил осёл миссионера, друзья его несли католический крест. Всю дорогу до границы представитель православного Константинополя Владимир и бенедектинский монах Бруно провели в интереснейших беседах.
Есть сведения, что накануне отъезда миссионера князю приснился вещий сон, в котором он увидел скорую смерть своего гостя, поэтому и решил сопроводить лично. Не знал Владимир, что сон и правда вещий, только со сроками напутал.
Попрощавшись с Владимиром у последней засеки, Бруно направился в незнамо. В записках миссионера сохранились последние слова князя, звучавшие примерно так — «Я довёл тебя до места, где кончается моя земля, начинается неприятельская. Ради Бога прошу тебя не погубить к моему бесчестию, жизнь свою понапрасну. Знаю, завтра, прежде третьего часа, без пользы, без причины, вкусишь ты горькую смерть». «Да откроет тебе Бог рай, как ты открыл нам путь к язычникам», — ответил Бруно. Подождал князь, пока осёл с наездником не скроется в степи, и вернулся в Киев.
Два дня пути степь была полностью пуста. Только на третий день Бруно и пара его спутников увидели на горизонте одинокого всадника. И уже через полдня католиков волокли в ярме в печенегское селение. Ждали их ужасные дни — прикованные к столбу без воды и пищи пережили дикие пляски с метанием топоров поверх голов, битьём и другими видами печенегского гостеприимства. «Пока старшины земли силой вытащили нас из их рук, и поняли, как люди разумные, что мы для добра вступили в их землю» — писал позже Бруно.
Полгода прожил миссионер среди печенегов, обошёл несколько племён, и в конце концов даже крестил около 30 человек и построил церковь. Посвятил одного из своих спутников в епископы, чтобы тот продолжил проповедь христианства у печенегов. И что не менее интересно, договорился о мире между печенегами и русскими, с вестью о чём и вернулся в Киев.
Зимой 1008/1009 годов Бруно, погостив предварительно у своего друга, польского князя Болеслава, с 18 монахами отправился проповедовать христианство к пруссам. Это племя, жившее примерно на территории нынешней Калининградской области, ещё было языческим. Сначала ему удалось крестить местного князя Нетимера с дружиной, но вскоре после этого после нападения пруссов Бруно был обезглавлен, а его спутники повешены по приказу Зебедена, брата Нетимера. Князь Болеслав, узнав о трагедии, молниеносно отбил и доставил тела убитых в Польшу.
Бруно был канонизирован в 1024 году, а в польском городе Гижицко в 1998 году установили памятник «на месте гибели». Однако многие историки считают выбор именно этого места необоснованным.
Дальнейшая судьба печенегской епархии неизвестна, по-видимому, она жила только 7 лет, есть предположение, что её конец совпадает с нарушением печенегами условий мирного договора с Киевом, посредником в котором выступил Бруно Кверфурский.
Вот они, усмешки истории — германский католик, монах-миссионер, стал хорошим другом православному киевскому князю, был понят дикими печенегами и был растерзан пруссами, которые позднее станут ядром возрождающейся Германской империи… Повесть о Бруно — тоненькая ниточка, из которых соткано гигантское полотно европейской истории. Но именно из таких малозаметных нитей и состоит этот красивейший ковёр.
Вернёмся же к замку, первый камень в основание которого был положен Бруно Старшим. Он постепенно перестраивался, и к XIII веку превратился в один из крупнейших во всей Германии.
Дворянский род фон Кверфурт дал ещё несколько известных представителей, среди которых были и политики, и военные. Половина мужчин пошла по пути мессионера, посвятив себя церкви. Но в том же XV веке род по мужской линии угас, после смерти последнего представителя рода Бруно IX Кверфуртского в 1496 году замок присвоил магдебургский архиепископ. Ближайшими родственниками-потомками графов фон Кверфурт теперь оказались Мансфельды. Которые дали Австро-Венгрии с десяток знаменитых маршалов, живы и сейчас. Вон, в Чехии судятся за возвращение десятка бывших замков.
Замком в Кверфурте владели потом многие — от Альбрехта Бранденбургского до Августа Саксонского. Но никто, как правило, в нём долго не жил. Удивительно, какой грандиозный запас прочности был в Средневековье придан ему. Вполне достойно дожил до наших дней без большой реконструкции. А ведь пережил Крестьянские войны, сражения Тридцатилетней войны, шведскую оккупацию, Вторую мировую войну.