— Чунга-Чанга! Галя, ты вылитая Чунга-Чанга! Тебе только пальмы над головой не хватает! — так с улыбкой говорила Надя, глядя на меня.
Заглядывая в маленькое зеркало пудреницы, где можно рассмотреть только один глаз, я не сильно понимала Надю. Но когда на обратном пути из Монголии в полноценном зеркале гостиницы Горно-Алтайска я увидела свое отражение, то поняла — Надя права! Обветренное цвета бронзы лицо, веселые выгоревшие на солнце глаза, взъерошенные, закурчавившиеся, почти сбившиеся от ветра в колтун волосы, уже не поддающиеся никакой расческе — именно такой я возвращалась домой. Всего каких-нибудь пять дней солнца, ветра, пыли, ночевок в палатках — и меня уже почти не отличить от местного аборигена. Только одежка европейская и выдавала.
… Желание поехать в Монголию на Фестиваль беркутиной охоты возникло ровно 10 лет назад, когда я впервые оказалась на Алтае с командой AltaiDT. Ксения и Денис так рассказывали об этом празднике, проводимом на территории так называемого Монгольского Алтая, что не захотеть все увидеть своими глазами было просто невозможно! За прошедшие с той далекой поры годы и моя дочь, и многие знакомые побывали на Фестивале беркутчи, а я все лишь слюной исходила, разглядывая их фотографии.
Но вот праздник пришел и на мою улицу! Я почти не верю, что в кармане лежит билет до Горно-Алтайска, что я опять поеду по Чуйскому тракту, наверняка украшенному янтарного цвета березами и лиственницами, в кэмпинге в Тыдтуярыке увижу своих друзей, потрогаю упрямые вихры уже пожухлого чия, услышу рокоток разговорчивого ручья… А дальше меня ждет знаменитый во всем мире Фестиваль охотников с беркутами под названием «Golden Eagle festival».
Рассказ о пребывании в Тыдтуярыке и поездке по горам и долам в Монголии я оставлю «на сладкое», а сейчас мне не терпится поделиться эмоциями о самом Фестивале.
В поездку мы отправились втроем: Витя Ованенко — тот самый веселый водитель, с которым мы летом колесили по Алтаю и Монголии, Надя Моисеева — знатная любительница побродяжничать, и я.
4
В Ульгии - столице Баян-Ульгийского аймака - Фестиваль нынче проводился уже в двадцатый (!) раз, мы приехали к обеду. Остановились у знакомого многим туристам Марата — в наше распоряжение была предоставлена отдельная юрта.
До вечера мы были абсолютно свободны. И, чтобы не терять времени, я предложила съездить в сомон (наименьшая административно-территориальная единица в Монголии, что-то типа нашей деревни) Сагсай, расположенную всего в тридцати-сорока километрах от Ульгия. В Сагсае у меня было важное дело — надо найти муллу и отдать ему фотографии, сделанные летом (помните, я рассказывала о том, как мы с Ларисой побывали в гостях у Комсомола (https://www.tourister.ru/responses/id_28743)? Но нашим благим намерениям порадовать муллу красивыми фотографиями его семьи не суждено было сбыться! Лишь только мы отъехали от Ульгия, как увидели несколько всадников в меховых одеждах и с беркутами — они позировали какому-то мужичку в голубой шапчонке.
— Витя, а давай подъедем к этой меховой группе, познакомимся. Может, и мы их тоже поснимаем!
Так мы и сделали. Познакомиться, правда, не удалось — никто из всадников ни слова не понимал по-русски. Но что означает шелест денежных купюр, они поняли без слов! И вот уже они по очереди позируют нам со своими птицами.
9
10
10
Забавно было наблюдать, как солидная птица порой не удерживалась на руке хозяина, скувыркивалась и курьезно висела вниз головой, намертво вцепившись своими когтями в его рукавицу и беспомощно хлопая огромными крыльями, пытаясь вернуть себя в приличное подобающее для нее положение — верхом на руке.
— Будто курица какая-нибудь, — сказала Надя и опять была абсолютно права.
7
Каким-то образом, общаясь на пальцах, нам удалось выяснить, что всадники из Сагсая. На моих фотографиях они узнали муллу и забрали фото с собой, пообещав отдать их ему. Очень хочется надеяться, что адресат все получил в целости и сохранности и порадовался!
На следующий день на площадку, где обычно проводится праздник, мы приехали заблаговременно. Чтобы хорошо видеть происходящее, нужно выбрать и «застолбить» места получше — в первых рядах зрителей. Площадка, где проходят сами соревнования, с одной стороны ограничена горой, на которой располагаются помощники охотников с беркутами, с трех других сторон — металлическим решетчатым заборчиком, похожим на тот, что используют в московском метро.
2
1
1
1
Вне состязательной территории раскинулись многочисленные юрты, киоски и ларьки со всякой всячиной — сувенирами, шашлыками, снеками, водой. Прямо на земле были разложены товары — самодельные ковры, изделия из кожи, меха, войлока. Здесь царила атмосфера веселья и радости — туристы, особенно европейские, не только примеряли лисьи шапки, но и охотно их покупали. Я воздержалась от такого приобретения, с ужасом вспоминая, с каким трудом избавлялась от моли много лет назад, когда мама из монгольской командировки привезла одну такую шапочку.
5
3
4
Пока я глазела на этот самостийный рынок, к площадке стали съезжаться участники соревнований. Наде я доверила охранять наши места в «зрительном зале», а сама помчалась навстречу все прибывающим и прибывающим охотникам.
Беркутчи — так называют себя охотники-казахи с беркутами. Сапоги, расшитые замшей и бисером, меховые куртки и шапки, покрытые ярко-красным атласом, серебряные сбруи на лошадях — эти люди с уважением хранят наследие предков, свою историю. На голове у всех беркутов были надеты кожаные колпачки, закрывающие птице глаза. Правая рука беркутчи опиралась на специальную подставку, которая установлена на передней части седла.
2
Беркутчи с помощником:
5
5
Кроме беркутчи по степи нескончаемой вереницей тянулись машины со зрителями, поднимая пыль до небес:
4
Но вот, наконец, началось торжество. Жюри и старейшины заняли свои судейские места. И пока длится вступительная речь, я немного расскажу об истории охоты с беркутом.
Справочно:
Народы центрально-азиатского региона ловили беркутов и приручали их для использования в охоте на диких животных еще 2500 лет назад. В монгольские степи эту традицию принесли казахи, жившие на территории Синьцзян-Уйгурский района Китая и которые перебрались сюда, в Монгольский Алтай после притеснения их китайскими властями. Эти казахи являются одним из самых больших этнических меньшинств в Монголии.
Охота с ловчими птицами на архаров, горных козлов, волков, лисиц, зайцев, которыми изобилуют горы Монгольского Алтая, с одной стороны считалась уделом бедных, таким образом добывающих себе пропитание, с другой — забавой богатых. Но для казахского народа охота с беркутом является одним из богатств — опыт и охотничьи принадлежности до сих пор передаются из поколения в поколение. В настоящее время в Баян-Улгийском аймаке Монголии насчитывается около 400 семей, которые держат ловчих беркутов. Кстати сказать, в 2010 году охота с беркутом занесена в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Характеристика охотничьего беркута
Беркут весит примерно 6–7 кг. Его длина от клюва, напоминающего изогнутый кинжал, до хвоста составляет около 90 см, высота около 35 см. Размах крыльев достигает 2,2 метра. Ноги жилистые, мускулистые с открытыми острыми когтями. Глаза зоркие с желтоватым оттенком. Оперенье листообразной формы.
10
10
Способы поимки беркута
Беркута ловят с использованием капкана, сетки, а также забирают орленком из гнезда.
Ловля сеткой (иллюстрация из книги «Беркутчи»):
Ловля капканом и ловля из гнезда (иллюстрация из книги «Беркутчи»):
Птенца обычно берут на воспитание из гнезда в возрасте трех недель, пока он еще «не встал на крыло». Если «пуховичок» в гнезде один, его, как правило, оставляют, чтобы в дальнейшем сохранить гнездо.
Каждый охотник сам решает, брать ли ему только что оперившегося птенца или уже «вставшего на крыло». От этого многое зависит: беркут может стать «домашним», а может улететь, махнув на прощание крылом, сможет добыть лишь зайца или замахнется на волка.
9
4
Считается, что орлицы сильнее и агрессивнее, чем самцы.
Приручение беркута
Попавший к человеку и выросший в его окружении птенец не знает другой жизни и поэтому легче переносит неволю. Однако для охоты на волка, сайгака и джейрана больше подходят беркуты, которые были пойманы взрослыми. Такая птица отличается большей смелостью и ловкостью — качествами, приобретенными на воле.
Сначала птица должна привыкнуть к охотнику и людям вообще, поэтому ночь она проводит в юрте. Для приручения беркута хозяину необходимо каждый день по несколько раз в день прикасаться к голове птицы, крыльям, ногам, снимать и надевать на голову томага — кожаный колпачок, закрывающий глаза, окликать птицу «ка-ка», что означает зов беркута к себе.
Огромное значение при воспитании имеет беркута корм. Кусок мяса вымачивают, чтобы удалить кровь. И этим обескровленным мясом кормят птицу. Как бы много беркут его ни съел, он остается голодным. Эта еда для хищной птицы недостаточно питательна. И когда преподносят мясо свежезарезанного барана с кровью, для беркута это настоящий пир. Птица переходит за лакомством с места на место, перелетает с одного насеста на другой, а потом и на руку беркутчи.
Птица приучается сидеть сначала на куске дерева, а потом на рукавице хозяина, не теряя равновесия и не пытаясь улететь. Затем ее учат возвращаться по команде и охотиться.
Приучение к зову к себе:
Птицу сажают на высокое место, хозяин окликает ее, крича «ка-ка», и показывает кусок мяса, которое ей дают только после возвращения из полета. Расстояние между птицей и хозяином постепенно увеличивают.
Приучение к охоте:
Специально подготовленное чучело из меха зайца или лисицы на веревке тащат рядом с беркутом. Если он ловит чучело — его награждают куском мяса. Расстояние между птицей и чучелом постепенно увеличивают. Дальше птица должна приспособиться к движениям скачущей галопом лошади. И, наконец, с ней начинают охотиться по-настоящему — сначала на зайцев и сурков, потом на лис и даже на волков. Поскольку шкуры пойманных животных используются в хозяйстве или продаются, беркута надо научить лишь убивать свою добычу, не съедая ее.
Каждая удачная поимка вознаграждается куском мяса:
8
Одежда беркутчи
Охота беркутом проводится в зимнее время, поэтому охотники используют теплую одежду — лисьи шапки, куртки из лисьей, волчьей или овечьей шкуры. На ногах — теплые сапоги с войлочными чулками. К ремню пристегивается мешок с кормом для беркута и футляр с ножом.
2
3
Принадлежности для беркута и беркутчи
Томага — кожаный колпачок, который надевают на голову беркута, чтобы закрыть ему глаза и защитить от ненужных зрительных раздражений. В этом случае птица становится безопасной для людей и скота:
5
4
Балакбау — кожаные привязки на ноги, предназначенные для того, чтобы держать беркута привязанным. Длина балакбау около 30 см:
3
Тугыр — деревянный стул-опора. Трехногий стул высотой 40 см предназначен для сиденья беркута на нем (иллюстрация из книги «Беркутчи»):
3
Биялай — рукавица из меха оленя, предназначенная для защиты рук беркутчи от острых когтей беркута. Длина рукавицы около 50 см:
3
Балдак — опорная палка. Чтобы рука охотника под тяжестью беркута не уставала, ее кладут на специальную прикрепленную к седлу опорную палку:
1
7
Жем калта — сшитый из войлока мешок для корма. Размер мешка 30×20 см. Внешняя часть мешка обшивается тканью:
3
Сапты аяк — деревянная тарелка овальной формы для корма (иллюстрация из книги «Беркутчи»):
2
Как долго беркут живет у охотника?
Хотя беркуты живут до 25–30 лет, обычно их отпускают на свободу в возрасте 12, самое позднее 15 лет, чтобы они могли найти себе пару. По таким случаям устраивают праздники и забивают для беркута овцу. Продержав птицу несколько дней без пищи, ее отпускают с вершины одинокой горы. Оголодав, она сразу устремляется искать себе добычу и находит приготовленную именно для нее овцу. Для беркутчи, у которого сложились хорошие отношения с беркутом, расставание всегда бывает болезненным.
… Пока я рассказывала про то, как ловят и приручают беркута, на площадке началось какое-то оживление — закончилась пламенная вступительная речь, из которой мы с Надей не поняли ни слова, и на дальнем от нас участке поля беркутчи собрались в колонну. Вскоре загремела ритмичная музыка, и начался парад участников. Зрители свистели, кричали, улюлюкали, хлопали в ладоши, радовались и удивлялись. И ведь было от чего! Вереница холеных, начесанных, важно задирающих нос кверху верблюдов, нарядных лошадей с всадниками всех возрастов и беркутами на руках плотным потоком двигалась вдоль ограждения.
3
6
4
6
7
Кто-то из беркутчи ехал, спокойно держа свою птицу, а кто-то с гордостью демонстрировал своего подопечного, держа его на поднятой вверх руке:
6
Я смотрела на беркутчи сквозь глазок видоискателя своей камеры, старалась не пропустить ни одной группы всадников, чтобы запечатлеть их на снимке. И, конечно, просмотрела Shohan — своего знакомого с Даян-Нуура. Только сейчас, дома, готовя этот рассказ, обнаружила его в кадре. Вон он — Чохан!
8
Простите меня, но что-то я так разволновалась, увидев Чохана, что мне сейчас надо прерваться. Чуть позже, когда немного успокоюсь, я расскажу и о самих состязаниях, длившихся два дня, и о встрече с Чоханом и его дочерью Damel, которая на следующий день произошла ну совершенно случайно.))
Источники дополнительной информации:
— Кристоф Баумер. «Следы в пустыне». М., Вече, 2009;
— Х. Едилхан, Е. Досан. «Беркутчи». Улаанбаатар, 2017;