Турист Павел (Pavlin)
Павел
был 8 мая 14:10

Стамбул — Турция Ноябрь 2018

Поездка в Стамбул началась с каприза. С моего каприза, что в общем то совсем не типично. Только я закончил бронировать билеты на Turkish Airlines, как во мне взбунтовался мой внутренний фотограф — опять тащить с собой эту тушку Canon и стекла… короче, мой внутренний фотограф четко дал мне понять, что ему надоело совмещать фото с культуризмом и потребовал обратиться к моему внутреннему банкиру с соответствующей просьбой.

После недолгих дебат между моими внутренними банкиром, маркетологом и фотографом, эстетическое начало победило рациональное и мой внутренний фотограф довольный вприпрыжку убежал покупать Fujifilm X100F — самый нерациональный, но со всех сторон вдохновляющий на творчество аппарат!

Но на этом капризы не закончились, дальше капризничать стал booking.com! Правда не сразу, сначала он без проблем позволил нам забронировать неплохую пятерку в Бейоглу, и те даже списали с карты оплату трансфера из аэропорта, но за пару дней до поездки вдруг отменили бронь, сославшись на невозможность списать полную оплату брони с карты. Решение со всех сторон странное, поскольку списать до этого трансфер им ничего не мешало. В общем, даже после разговора с отелем они позиции не поменяли и со всей турецкой напористостью доказывали нам, что оплата трансфера — это другой отдел и там по другому проходит оплата, а вот отдел бронирования… это совсем другой порядок и что тут в общем есть какие-то сложности. Короче во всем виновата дурацкая карта с чипом и они ничего не могут поделать…

Ну, нет худа без бобра, и в итоге мы забронировали отель в Эминёню. Им оказался Legacy Ottoman Hotel. Отель с историей. За последний век он успел побывать и казармами и биржей и банком и местом съемок голливудских блокбастеров. В общем всё как мы любим.

Стамбул со смаком

Хотя и здесь не обошлось без капризов… Нашу очередную бронь по причине невозможности списать оплату с карты отель аннулировал когда мы пролетали где-то над Гомелем. Но спасибо хоть машину в аэропорт за нами всё же послали. Учитывая отмену брони, на ресепшн нам дали номер по остаточному принципу и одну ночь нам пришлось провести в стандартной и отчего-то безумно накуренной комнате с интерьером напоминающим ленинский уголок в ДК Железнодорожников в Череповце. К счастью уже на утро справедливость восторжествовала, великое переселение состоялось и Legacy Ottoman явил нам свою пошарпаную пятизвездность, а муэдзин с соседнего минарета возвестил о наступлении восьмого дня рождения моей волшебной дочери.

Капризы закончились, начался Стамбул.

Стамбул конечно безумно фотогеничный город. Сюжеты для стрита здесь на каждом шагу, а городской пейзаж так и совсем на недосягаемой высоте. Снимать здесь хочется всё. Каждый закоулок, каждое здание, двор, всё помногу раз и с разных ракурсов — этот город просто требует быть заснятым на пленку во всех своих проявлениях.

И еще помимо того, что Стамбул — город модель, для нас он еще оказался город — гурман. Запах жареных каштанов и бубликов, море пахлавы и мороженное, свежайшая рыба и разнообразные кебабы — здесь всё так и требует: «съешь меня!». И совсем не важно, будь это домашняя кухня в маленьком семейном кафе, раскрученные туристические места, рестораны высокой кухни, кофейни, кондитерские или простой стрит-фуд — везде чертовски вкусно! Совсем неожиданно для нас Стамбул открыл себя как направление для гастро-туризма!

Но, опять же, всё по порядку и не спеша. Куда должен сначала отправиться каждый уважающий себя турист, впервые прибывший в Константинополь? Правильно, в собор Святой Софии. Чтож, километровую очередь за билетами вам помогут скрасить свежие ароматные бублики с кунжутом — Симиты. Специальные красные тележки сами себя рекламируют непревзойденным ароматом свежей сдобы. Не сопротивляйтесь, съешьте. Это поможет сразу надолго озадачить вашего внутреннего диетолога и спокойно настроиться на волну чревоугодия.

Стамбул со смаком

В Айя Софии не ленитесь подняться на верхний ярус. Во первых подъем-спуск и пробежка по кругу помогут вам отработать съеденный бублик, а во-вторых именно с верхнего яруса можно сделать фоточки а-ля Роберт Лэнгтон из фильма Инферно. Ну и не забываем высовывать фотоаппарат в окошки, оттуда вполне можно поймать кадр из серии «в Багдаде всё спокойно».

В принципе за время прогулки по Айя Софии вы должны забыть о съеденном бублике наверняка, так что на выходе уже вполне сможете позволить себе жареные каштаны. По крайней мере это будет совсем не лишним, учитывая что через дорогу вас уже будет ждать новая очередь в Цистерну Базилика, а по русски просто Еребатан Сарничи.

По собственному опыту скажу, двух очередей для одного дня будет вполне достаточно, так что вдоволь наснимавшись медуз Горгон боком и вверх тормашками вам вряд ли захочется сразу отстоять третью очередь в Голубую мечеть, так что смело отправляемся к фонтану снимать довольных похожих, трамваи, котов и Айя Софию с правильным передним планом.

Стамбул со смаком

Поскольку ноябрь — почти летий месяц, а на солнышке у фонтана чудо, как хорошо — рядом на аллее можно купить мороженое и целиком отдаться процессу прокрастинации. И тут наверное стоит сказать, что в Стамбуле не нужно спешить. Категорически. Не надо пытаться сломя голову бежать из музея в музей, ставить себе цели всюду успеть и загонять себя до бессилия. Стамбул стоит смаковать, как мороженое у фонтана в солнечный день.

Но одним мороженым сыт не будешь, так что прямо от фонтана предлагаю отправиться обедать в видовой рыбный ресторан Seven Hills. Он здесь совсем неподалеку, метров 150 вниз от площади. Ресторан занимает верхний этаж и крышу какого-то бутик-отеля и там помимо обалденного вида действительно вкусно! Шашлык из рыбы-меч, барабулька и сибас — всё свежее и приготовлено — пальчики оближешь!

Стамбул со смаком

Ну и конечно турецкий чай в маленьких пузатых стаканчиках и релакс с видом на главные символы Стамбула под аккомпанемент криков чаек. Отсюда ваш внутренний фотограф сможет снять самые открыточные виды. Не долго думая сюда же он уговорил нас вернуться и на ужин, отметить дочкин день рождения и еще раз вдохновиться Стамбулом, но в правильном свете.

Стоит отметить, что фуджик с ночной съемкой справился на отлично да и в целом привыкание не заняло много времени. Общая архитектура меню схожа с кэноновской, а множество крутилок и переключателей со временем делают процесс съемки просто интуитивным.

Стамбул со смаком

А дальше на утро оладушки с мёдом из сот, козий сыр, кофе и во дворец Топкапы. От Legacy Ottoman до Топкапы кстати буквально 5 минут. И да, пусть Legacy Ottoman ни при каких допущениях не 5 звезд, но черт возьми, он ооочень удачно расположен! Здесь близко абсолютно всё. А вид из ресторана на крыше кстати тоже весьма неплох.

Стамбул со смаком

Перед дворцом Топкапы вас разумеется поджидает очередь, а вторая и третья будут уже внутри, когда вам захочется взглянуть на сокровищницу и посетить гарем. Кстати, справа в конце самого дальнего двора есть небольшое кафе с отличным видом на Босфор, не откажите себе в удовольствии выпить чая и съесть пахлавы. Только учтите, здесь осы. По настоящему много ос и они любят пахлаву не меньше вашего.

Стамбул со смаком

После Топкапы вы скорее всего вновь окажетесь на площади у Святой Софии и здесь вам предстоит сделать выбор, пойти чуть левее или правее… Мы пошли правее. Мимо Цистерны Базилика пару-тройку перекрестков наверх. Там на углу расположился совсем маленький семейный ресторанчик буквально на 6 столиков с очень большим рейтингом на TripAdviser. Чертовски уютно, гостеприимно и вкусно. В таких местах безусловно уже не приготовят рыбу, но кебабы — это восторг. Очень сочное мясо и курятина и свежайший лаваш, ароматные специи и отличный соус. Всё вкусно и огромные порции! Нас кстати обслуживал сынишка хозяина, мальчуган лет 13-ти со страшно деловым видом и показательно ответственный перед отцом, наблюдавшим из — за стойки. И на десерт что-то национальное очень сладкое, горячее и прямо на сковороде. Названия сейчас не вспомню, но под крепкий турецкий чай идёт на ура.

Стамбул со смаком

А вот у мечети Ортакёй, куда вас непременно погонит ваш внутренний фотограф, не забудьте вкусить местную крошка-картошку, не то чтобы это было вкусно — это скорее своего рода обязательный туристический кулинарный аттракцион. А общеизвестный вид на мечеть и мост над Босфором — обязательная часть фотопрограммы.

Стамбул со смаком

Немного назад от мечети Ортакёй дворец Долмабахче. И то и другое — это уже район Бейоглу. На Бейоглу мы отвели отдельный день, чтобы не спеша постоять в очередях, добросовестно заблудиться во дворце и просто посидеть на солнышке в парке на берегу Босфора.

Стамбул со смаком

Что дворец Топкапы, что Долмабахче имеют интересную особенность, в обоих внутри фотографировать запрещено. Нет, сперва мой внутренний фотограф возмутился этой несправедливости, но оказавшись внутри быстро понял — не велика и потеря… Я, как человек избалованный Эрмитажем, оправдываю местные запреты неким стыдом за утраченное наследие Османской империи. Что уж говорить, дворцы по Петербургским меркам в Стамбуле бедноваты… Даже их сокровищницы. Так что расстраиваться запрету совсем не стоит, а посетить для общего развития всё равно полезно.

Ладно, так как утренний эксперимент с Кумиром, а именно так называют ту самую крошка-картошку, что делают на площади Ортакёй явно не добавит вам сытости (в конце концов это больше эксперимент чем еда) после Долмабахче ваш внутренний обжора потребует обеда и будет абсолютно прав.

Стамбул со смаком

Обедать в районе Бейоглу мы решили в Pera Palace Hotel.

И тут потребуется небольшое лирическое отступление, потому что как мы все знаем, Pera Palace — это тот самый отель Токатлиана, где некоторое время гостил самый известный бельгийский детектив с выдающимися усами, равно как в общем-то и его автор.

Агата Кристи начинала писать «Восточный экспресс» именно в Стамбуле, остановившись в номере 411 именно этого, ставшего в последствии культовым, а на тот момент просто весьма выдающегося отеля, который помимо нее предпочитали Эрнест Хемингуэй, Камиль Ататюрк, Гретта Гарбо, Ленин с Троцким и еще куча разных не менее важных и даже коронованных особ. Чем это не повод там пообедать?

Стамбул со смаком

Ресторан Agatha отеля Pera Palace Jumeirah — это образец смешения османского стиля с английской классикой. И в интерьере и в меню. Здесь весьма вкусно, тихо и атмосферно. И еще здесь чайнички в бархатных варежках. В общем тут вы полностью погрузитесь в атмосферу полноценного файв-о-клока, ведь даже местный персонал тут достаточно чопорный чтобы не испортить этого впечатления.

Да, когда Jumeirah Group купили этот отель, они перестроили его практически полностью, но согласитесь, присутствие духа Хемингуэя или Агаты Кристи — это больше вопрос веры… Но и отдельные аутентичные исторические элементы там конечно сохранены, например старый лифт, телефонные аппараты или мебель еще с тех времен. Так что, когда будете гулять там, можно запросто представить, как в этот самый лифт заносили старину Хэма перебравшего дайкири или, как на соседнем диване спорили о победе интернационала Ленин с Троцким, осваивая империалистические дойчмарки Александра Парвуса…

Стамбул со смаком

Ну, а если придаваться псевдоисторическим фантазиям не ваш стиль, да и пахлава вам уже поперек горла, то справа (если выходить из отеля) есть абсолютно европейская кондитерская — макарони и всё такое прочее. Еси вы 8 летняя девочка, вам тут гарантировано понравится. В любом случае, обед в стоит хорошенько выгулять, так что прогулка вдоль всей улицы Истикляль до Галатском башни будет очень кстати.

Да, Истикляль — это поток нескончаемых сюжетов и разнообразных типажей для стритфотографии. И даже если ваш внутренний фотограф решил вздремнуть после вкусного обеда, то можно просто послушать уличных музыкантов или побродить по бесконечной череде магазинчиков. Ну и главный бонус этой прогулки — Галатская башня. Тут вам придется сделать очередной выбор, ибо перед вами возникнет традиционная стамбульская очередь.

Стамбул со смаком

Да, наверное стоит проявить волю, отстоять очередь и подняться на башню. Или… можно заказать вискарика в ресторанчике напротив, сесть за маленьким столиком на террасе и просто наслаждаться видом. Бесконечным потоком людей на фоне утопающей в зелени Башни, гитарными рифами уличных музыкантов, лабающих неподалёку и запахом жареных каштанов, которым кажется насквозь пропитан весь этот город.

Стамбул со смаком

Обратно в Султанахмет 5 минут на такси или час пешком через Галатский мост — зависит от ваших сил и желания. В любом случае сил еще должно хватить например на посещение базара.

Стамбул со смаком

Базар — это снова выбор. Гранд базар или Египетский базар. Египетский базар, он же рынок специй у нас оказался буквально за углом отеля, так что выбор был предопределен. Уйти оттуда без покупок абсолютно исключено. Но это и не нужно, лучше от души поспорить, поторговаться и уйти с заслуженным трофеем, пришедшимся вам по вкусу. В любом случае интерьер и посетители базара чрезвычайно фотогеничны и уж без отличных снимков вы оттуда точно не уйдете!

Стамбул со смаком

Следующий день можно начать с Голубой мечети, ведь даже если я скажу, что этого абсолютно не стоит делать, вы всё равно туда пойдете… Да, Голубая мечеть — один из символов Стамбула. Но стоит понимать, что это символ абсолютно чуждой нам культуры и потому идти в мечеть — это как, не знаю, приходить в гости без приглашения. Но это вы поймете только после того, как туда сходите.

Попасть в мечеть — это тоже квест. Поскольку во время службы вход туда туристам заказан, вам наверняка придется подождать. Подождать на площади Ипподром значит вблизи и во всех подробностях рассмотреть египетский обелиск и все близлежащие здания. Далее та самая очередь, обувь в пакет и… погружение в ароматы востока.

Стамбул со смаком

И уж если вы сходили в мечеть на босу ногу, то почему бы не продолжить этот день в аутентичном турецком ресторане за поглощением очередного кебаба сидя прямо на циновках на полу? А следом аттракцион с турецким мороженным на длинной палке и массовая закупка восточных сладостей в наверное лучшей кондитерской Стамбула Hafiz Mustafa 1864.

Если остается ощущение, что вы что-то забыли, то конечно же это вокзал Сиркеджи. Это тот самый старый вокзал с которого отправлялся тот самый Восточный экспресс. Еще одно место насквозь пронизанное историей. Сейчас это конечно ни разу не вокзал, так что на поезд вы ни за что не опоздаете и можете, раз уж вы оказались на набережной в Эминёню, отведать на набережной скумбрию в лаваше, по нашему — Балык экмек. Вашему внутреннему обжоре понравится.

Стамбул со смаком

Что еще? Hard rock cafe в Стамбуле закрыли. При всём разнообразии местной кухни, здесь стейковая франшиза предсказуемо не пошла, так что если обычно you know there to go, то из Стамбула привезти традиционную футболку в коллекцию не удастся. Зато правильный стейк в Стамбуле можно откушать у Нусрета Гёчке и если вы являетесь поклонниками Salt Bae, то вам прямиком в его Nusr-Et, всем любителям солить с локтя посвящается.

Именно такой Стамбул получился у нас. Разумеется мы не увидели и половины города даже формально. Мы не переплывали Босфор, не были в еврейском квартале или на принцевых островах, но всё это просто повод вернуться еще раз. Опять не спеша и со смаком. Чего и вам советую.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.