Турист samike
samike
был 18 июня 20:06

Беларусь Июль 2019

И вот, в очередной раз раздумывая где бы провести летний отпуск, я решил немного погуглить на тему Беларуси, и, к своему удивлению(!), накопал настолько много интересного, что мы неожиданно приняли решение провести отпуск именно в Беларуси!

Осталось определиться с тем, что именно посмотреть за такие короткие две недели отпуска. Маршрут формировался исходя из проверенного временем соотношения:)

культурно-историческая часть: природно-отдыхательная часть = 1: 1,

т. е. часть отпуска, посвященная культурно-историческим достопримечательностям, должна строго соответствовать по времени насыщенному отдыху на природе. Формула выведена нами экспериментальным путем. Несколько раз мы случайно (или преднамеренно) нарушали эту закономерность — и… весь отпуск летел вверх тормашками! :)

В итоге две недели распределились таким образом: три дня живем в Несвиже, из Несвижа делаем однодневную вылазку в Мир, через три дня переезжаем в Брест (по пути смотрим замок-дворец Пусловских в Коссово), в Бресте ночуем, утром осматриваем город и крепость и переезжаем в Гродно. В Гродно живем четыре дня, изучаем город, посещаем Августовский канал. Из Гродно переезжаем на неделю в национальный парк «Браславские озера», а оттуда еще выбираемся на один день в Полоцк…

Несвижский и Мирский замки — это пожалуй самые раскрученные белорусские «бренды», но их уверенно догоняет замок-дворец Пусловских в Коссово (реставрацию планируют закончить в 2023 г.) и также на подходе «старый замок» в Гродно — он сейчас очень активно реставрируется (или можно сказать — отстраивается заново).

По горячим следам хочу сказать, что Беларусь нам очень понравилась — даже не ожидали! Правда мы были только в западной и северной части (не считая Несвижа), т. е. проехались вдоль ее границ с Польшей, Литвой и Латвией и, скорее всего это и наложило свой отпечаток на наши впечатления, возможно восточная часть Беларуси произвела бы на нас другое (чуть меньшее) впечатление…

Дороги в Беларуси очень хорошего качества (информация на лето 2019:) и непривычно пустынны, машины встречаются достаточно редко. Но хочу заметить, что на этих дорогах редко встречаются не только машины, но и заправки! Вполне можно проехать 100 км и не встретить ни одной! Будьте начеку — заправляйтесь всегда с запасом)) Понравилось, что практически на каждой заправке есть бесплатный WiFi.

Поразили какие-то совершенно нереальные пространства аккуратно покошенной травы:) У нас даже в центре Москвы не всегда газоны скошены и цветы высажены, а здесь буквально в каждой деревне траву выкашивают и цветочки сажают, про города вообще не говорю — там тем более все ухожено! Может нам просто везло, но мы проехали наверное сотню деревень и везде все аккуратно — а это впечатляет! На ум конечно сразу приходит фраза «бедненько, зато аккуратненько», но уж лучше «аккуратненько», чем запущено, развалено и поросло бурьяном в человеческий рост:)

Часть 1. Город Несвиж и Несвижский замок.

Если очень кратко, то Несвиж — это про Радзивиллов:) Можно сказать, что «Несвиж», «Несвижский замок» и «Радзивиллы» — это почти слова-синонимы. Так кто же они такие, эти Радзивиллы — спросит нетерпеливый читатель? Но обо всем по порядку…

До 1492 года Несвиж был ничем не примечательным маленьким городком Великого Княжества Литовского (если не ошибаюсь:) и, возможно и далее оставался таким же, но в 1492 году великий князь Александр передал город богатейшему литовскому магнату Петру Кишке, а одна из представительниц этого рода, Анна Кишка (Кишчанка), в 1513 (или в 1515) году взяла и вышла замуж:) за некого Яна Миколаевича Радзивилла (Бородатого), который получил город во владение как приданое невесты. А Радзивиллы уже тогда были не просты — их великий род берет свое начало чуть ли не с XII века и к XIV веку он был уже одним из богатейших и влиятельнейших в Великом княжестве Литовском. В 1533 году Несвиж окончательно переходит к Радзивиллам и история города круто меняется…

В 1547 году Николай Радзивилл Чёрный (сын Яна Радзивилла) получил титул «князя Священной Римской империи» для своего рода, а Несвиж сделал своей резиденцией. Подлинный расцвет города начинается в XVI в. и связан с именем Николая Христофора Радзивилла (Сиротки). Именно при нем город застраивается каменными зданиями. В 1586 году Несвиж получил магдебурское право и связанные с ним льготы. В 1596 году в городе была построена ратуша, она и по сей день стоит на Центральной (ранее — Рыночной площади). Ратуша много раз перестраивалась, но в 1990-е гг. она была восстановлена в первоначальном виде по проектному плану конца XVI века и гравюре Томаша Маковского 1604 г.

Вот как ратуша выглядит сейчас:

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

Кроме ратуши в Несвиже также сохранился Костел Божьего Тела — первый барочный костел на территории Восточной Европы. Он был построен итальянским архитектором Джованни Бернардони, который специально прибыл в Несвиж в 1586 году по просьбе князя Николая Радзивилла Сиротки, в костеле и по сей день находится усыпальница рода Радзивиллов. Начиная с 1616 года в усыпальнице были захоронены 72 Радзивилла, урна с прахом 72-го Радзивилла — князя Антония, жившего в Лондоне, была замурована в стену усыпальницы в 2000 году.

К сожалению костел сейчас (лето 2019) на реставрации, поэтому внутрь заглянуть не удалось да и снаружи нормально сфотографировать не получилось.

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

Рядом с костелом расположена замковая башня, раньше она находилась в городском оборонительным валу и связывала Несвижский замок с городом.

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

Возвращаясь к Джованни Бернардони… Он пробыл Несвиже долгие 13 лет, кроме строительства Костела Божьего Тела занимался надзором за строительством несвижского коллегиума и на начальном этапе участвовал в строительстве Несвижского замка. Вот мы незаметно и подошли к главной достопримечательности Несвижа — его замку:)

Ниже представлен рисунок Наполеона Орды, выполненный в 1856 году. На нем панорама Несвижа с замком.

Работы по возведению замка были начаты 1582—1583 гг. и окончены к 1600 г. Замок представлял собой мощную крепость и в дальнейшем долгое время был княжеской резиденцией и местом дислокации частной армии Радзивиллов.

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

В сети можно увидеть огромное количество фотографий замка, поэтому я особо не буду дублировать их не очень удачными своими, покажу лишь несколько.

На протяжении XVII–XVIII веков замок многократно перестраивался (в том числе и в результате войн) и к концу XVIII века принял тот облик, который и сохранился до наших дней.

При посещении замка обязательно воспользуйтесь услугами экскурсовода или возьмите аудиогид! Мы вот не сделали ни того, ни другого и потом об этом пожалели.

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

Чтобы лучше представить масштаб Несвижского замка, посмотрим фото с высоты птичьего полета (фото взято с официального сайта замка):

Во время Первой мировой войны замок и город практически не пострадали. А вот после революции замок подвергся разграблению. Затем, по условиям Рижского мирного договора 1921 г. территория Западной Белоруссии отошла к Польше и Радзивиллы (князь Альбрехт Антоний) временно вернулись в замок и занялись его восстановлением. Но, как говорится, «счастье длилось недолго» и закончилось в сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война. Уже 17 сентября 1939 г. Несвиж был занят Красной Армией — как и после революции, часть коллекций замка снова была разграблена. Затем уцелевшая коллекция была поделена между различными белорусскими музеями.

Во время Великой Отечественной войны в годы оккупации в Несвижском замке размещался немецкий военный госпиталь, а во времена СССР — санаторий «Несвиж». Вот как тогда выглядел внутренний двор замка-санатория:

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

Говоря про Несвижский замок, обязательно нужно рассказать про прекрасные парки, окружающие его. За появление паркового комплекса нужно благодарить Марию де Кастеллян, жену Антония Радзивилла. Под ее руководством в 1879 году в пойме реки Уша были заложены парки пейзажного типа. Весь огромный парковый ансамбль разделен на 5 частей: Замковый парк (11 га), Старый парк (16 га), Японский парк (7 га), Марысин парк (22 га) и Английский парк (10 га). Парки объединены между собой прудами (Диким, Замковым и Бернардинским). Общая площадь парков вместе с прудами составляет около 100 га! Есть, где разгуляться! Мы сначала обошли пешком все парки (кроме Английского), а потом объехали их еще раз на велосипедах (прокат велосипедов находится рядом с замком).

Парки очень красивы…

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

Сам городок Несвиж преимущественно одноэтажный (хотя есть двух-, трех- и даже четырехэтажные дома):

Еще пара вечерних фото Несвижа:

Беларусь «крупными мазками» — предисловие и часть 1

Несвиж очень понравился, теперь мечтаем приехать туда золотой осенью — насладиться красотой замка в осеннем наряде парков!

Продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия