Об этом месте я Вам уже рассказывал здесь:
Автопробегом по неизвестным местам сражений в Липецкой области. Часть 2
Однако, формат того рассказа не позволил загрузить много фото с этого места.
Восполняю этот пробел.
Я решил посвятить разрушенной ГЭС в Борках отдельный материал.
Путешествуя в замок в Борках: Поездка в гости к знаменитой балерине Матильде и по окрестностям… , мы снова оказались в этом месте на реке Олым, правда теперь на правом противоположном берегу.
От замка Матильды Кшесинской на ГЭС идёт просёлочная убитая дорога…
Заброшенных ГЭС в нашей области пять — на Красивой Мече, Быстрой Сосне и здесь на Олыме. Они в Лебедянском, Краснинском и Тербунских районах.
В основном они строились в 1950-е годы прошлого века, закрылись в 1970–1980-е годы.
С Лебедянской ГЭС (у Курапова) я Вас уже знакомил: Автопробегом в Скорняково-Архангельское, Быкову шею и не только туда…
Это была первая ГЭС в нашей области, которую открыли аж в 1923 году. После войны, когда как никогда была нужна электроэнергия, чтобы скорее восстановить народное хозяйство и вышло правительственное постановление «О развитии сельской электрификации», начали строить остальные. Эти электростанции строились на притоках и в верховьях Дона, а работа велась силами местных колхозов.
Но вернемся к нашей Борковской ГЭС на реке Олым. Когда-то на этом месте стояла мельница купца Новодережкина. Инициатором и руководителем строительства ГЭС был председатель Борковского сельсовета, бывший сотрудник охраны Сталина — Иван Ткаченко.
А сейчас можно перейти вброд не замочив трусов. Однако, безопасность тут обманчивая.
В этот раз мы заметили скорбную табличку, которую не увидели в прошлый раз. В 2011 году в районе ГЭС утонули два человека — девочка из лагеря «Спутник» и спасавшая ее вожатая. Студентка Елецкого педуниверситета Наталья Нечаева отправилась с детьми из тербунской коррекционной школы-интерната на прогулку. Ребята упросили вожатую дойти до гидроэлектростанции.
Дети пошли по плотине и у 14-летней Нади Даниловой отстававшей в развитии слетел с ноги и уплыл сланец. Девочка прыгнула за ним в воду, а вожатая кинулась за ней. Дети рассказали, что Надя начала в воде паниковать, и Наталья не смогла с ней справиться. Взрослых поблизости не оказалось. Остальные дети помочь ничем не смогли. Узнав о случившемся, директор сам нырял за девочками, но вытащить их так и не смог. Нашли тела только водолазы.
Сильное течение у плотины вымыло яму. Это проклятое место, жертвами которого стали не только эти девочки.
Он также знаменит историей 1703 года, когда к броду вели слона — подарок персидского шаха Петру Первому. Слона вели пешком от самой Астрахани в кожаных башмаках.
Последнюю пару башмаков слон стёр ещё под Воронежом и холодной осенью 1703 г. шевствовал к Татарскому Броду уже босиком. Слон (которому местные дали прозвание НЕТОПЫРЬ) кашлял, худел на глазах. И вот показалось древнее село, названное так по местной реке Тербунчик. В Тербунах, завидев приближающее чудище — начался переполох. Бабы с детьми с визгом понеслись в сторону деревни Бурдина, мужики взялись за вилы. Потом рассмотрели вокруг слона отряд стрельцов, боязливо тербунцы подошли, на почтительном расстоянии осматривая диковину.
— Что за Чуда Юда? — крикнул стрельцам местный храбрец, Васятка Болгов.
— Это слон! Подарок нашему Царю, с Индии! — пробасил в ответ старший стрелец, добродушно рассматривая прячущихся за кустами детишек.
Проводник остановил Нетопыря на базарной площади. Изумленный батюшка, просеменив от храма, всплеснул руками: «Слон! Истинный Бог — слон! — Грамотный, еще от монахов Задонска, он слышал про таких зверей с длинными носами, и видел их на картинках в заморских книжках на приеме у Архирея.
Слону поднесли бадейку с ведром. Слон опустил хобот, набрал в него порцию воды и выпустил струю прямо в кучу ребятишек, что сгрудились за церковным забором в притихшую стайку. Смех, визг, а слон, обученный еще в Индии, по приказу проводника, встал на колени и затрубил, довольно жалобно…Затем слон подставил колено — и проводник быстро вскарабкался на спину Нетопыря…Мужики зашумели, бабы крестились на всякий случай, а дети уже обступили Нетопыря, осмеливаясь погладить.
Пол дня Нетопырь отдыхал, в окружении пучков сена и кошелок с дикими яблоками и грушами. Стягивался потихоньку честной народ православный с окружающих деревень.
Слух о невиданном чудище покатился окрест быстро, и потому все 30 верст до Татарского брода за Борками (это ближе к нынешним Малым Боркам) за слоном плелась толпа из зевак. — Сначала в толпе появлялись те, что жили в Солдатском и Казинке, потом жители Киереевки и Борок.
Некоторые принимали Нетопыря за идола, божество, и приносили дары.
Чрезмерное и несвойственное этому зверю питание, и грянувшие по пути к Татарскому Броду осените резкие заморозки — уже почти вконец доконали царский подарок!
Выйдя за околицу Борок и пройдя с несколько верст в сторону реки, слон вдруг остановился, а потом повалился на бок.
Мучения животного продолжались два дня. Потом животное затихло, серой грустной горой — на фоне цветущего вовсю татарника…
Чтобы добру не пропадать — Нетопыря разрубили на части и скормили собакам.
Остатки Нетопыря в ночи расхватали волки и лисы, что водились в наших местах во множестве. Откуда то со стороны Навесного притопал даже старый медведь.
Любопытно, что это был не первый и не последний слон, которых присылали подарками персидские шахи.
Первый слон пришёл пешком тем же путём в Москву ещё во времена Ивана Грозного (во всяком случае упоминаний о более ранних слонах не сохранилось).
Когда в 1570 г. началась эпидемия чумы, виноватого нашли быстро — конечно, все дело в слоне. Слон с погонщиком были высланы в Городецкий посад (историки до сих пор спорят, где именно это было, скорее всего, город Бежецк Тверской области). Погонщик в ссылке умер, а слон нашел его могилу и лег на ней, отказываясь от воды и пищи.
Посланные от Ивана Грозного люди убили слона и привезли царю и великому князю его бивни в доказательство выполненного поручения.
Также известно о персидских шахских слонах при дворе Михаила Фёдоровича.
После смерти у Татарского Брода Нетопыря персидский шах присылал пешком в Петербург Петру Великому ещё пару слонов в 1713 и 1722 г.
Первый веселил в Питере народ, но по причине холодного климата быстро сдох и его шкура хранится в Кунсткамере.
Позже слоны присылались Анне Иоановне, Елизавете и Николаю Второму.
В 1917 г. последнего слона убили, должно быть, как символ самодержавия — в общем, так же, как и слона Ивана IV Васильевича.
Единственной «виной» зверей было то, что они слишком хорошо жили.