По ставшей в последние несколько лет доброй традиции мечтала в свой День рождения возлежать на шезлонге с бокалом шампанского на живописном балеарском берегу Майорки, наслаждаясь плеском изумрудно-кобальтовой волны (ну ладно, можно было бы и без шампанского, достаточно и просто возлежать:)), но политика туроператора обломала все планы на корню. Предложенные варианты пакетов не стыковались с нужными мне датами, поэтому вернуться с Майорки пришлось за два дня до даты личного торжества.
Не ища поводы для расстройства, сложившуюся таким образом ситуацию решила трактовать в пользу очередного намечающегося свидания со столицей и последующие планы на свой День рождения стала связывать именно с ней.
Несмотря на поздневечерний прилет в аэропорт Домодедово ранним утром первого столичного дня мы были на ногах, направляясь в усадьбу Кусково. И никого не насторожило, что выбранный для посещения день оказался понедельником. Не подумайте, что в усадьбу выдвинулись наобум. Глупо было бы, преодолев 380 верст до столицы, полагаться на удачу, не проработав заранее пункты экскурсионного плана. Очевидной ошибкой явилось то, что не заглянула в Интернет накануне, за что и поплатилась.
Штудируя официальный сайт усадьбы за неделю до вылета на Майорку, собственными глазами видела, что в числе выходных дней не был указан понедельник, поэтому ничего не предвещало фиаско. Потратив на дорогу до усадьбы около полутора часов от начальной точки маршрута, никак не ожидали оказаться на противоположной стороне забора от вожделенных исторических сооружений. К слову, не мы одни в недоумении пытались что-то выяснить у охранника.
Мистика какая-то, но попасть в Кусково не получается несколько лет подряд. В позапрошлом году в выделенные для визита в столицу дни банально не успели, в прошлом остановило то, что закрылся на реконструкцию Грот (его реконструкция, кстати, продолжается до сих пор), поговорка про любимую Троицу не сработала и в этом году. Не «допускает» нас до себя Кусково:) Ну да ладно, когда-нибудь смилостивится:)
Радовало лишь то, что погода наилучшим образом располагала к пешим прогулкам вдоль озера, примыкающего к усадьбе, и лесопарку, взявшему усадьбу в кольцо со всех сторон.
Наслаждаясь прохладой, поселившейся в тишине парковых аллей, активно пробирающимися сквозь плотную листву солнечными лучами, решили пройтись пешком, но не обратно к станции метро «Новогиреево», а до железнодорожной станции «Кусково», с которой можно доехать до центра столицы. Как оказалось, порция невезения, отмерянная для нас понедельником, исчерпана не была… На станции «Кусково» полным ходом шли ремонтные работы, законопаченное окошко кассы не предвещало ничего хорошего, поэтому ребус с вопросом «прибудет ли указанный в расписании поезд?» решать не стали.
Столичный район Новокосино представлялся белым листом бумаги. Пользуясь тем, что оказались здесь впервые, решили, не сбавляя темпа, познакомиться заодно и с ним. Обычный спальный район, не отличающийся чем-то выдающимся. Разве что показавшийся сквозь поросль кусочек Суздальского пруда да церковь Всех Святых Российских могли бы оттянуть внимание на себя, но мы спешили побыстрее оказаться в центре столицы, чтобы приступить, наконец, к реализации хоть какого-нибудь из пунктов экскурсионного плана.
Не отказав себе в удовольствии пройтись по уже знакомой ул. Моховой, в очередной раз отмечали монументальность и эффектный внешний вид одного из красивейших зданий столицы — Дома Пашкова на Ваганьковском холме, с пиететом любуясь величественными архитектурными формами распахнутых «крыльев» фасада.
Старые знакомые — Галерея Александра Шилова и часовня Святого Николая Чудотворца — «проводили» до улицы Волхонка.
Не так давно хаживали этими путями по заснеженной столице в новогодние праздничные дни, однако культурно-познавательные интересы по данному району так и не удовлетворили сполна.
Чтобы охватить какой-то один из многочисленных районов крупного города, самый отличный вариант — подняться на высоту. О существовании смотровой под куполом Храма Христа Спасителя знала давно, но подняться на неё довелось только сейчас. Билеты на смотровую можно приобрести в павильоне с надписью «Экскурсии в храм», расположенном на площадке у храма.
Имейте ввиду, в шортах на смотровую не пустят, так как до лестницы, ведущей на смотровую, нужно пройти через помещение храма. В этом же павильоне дают в залог (500 руб. с человека) брюки по 50 руб. за единицу. Оплата (в том числе и залога) возможна безналичкой. Фотографировать внутри храма категорически запрещено, за этим строго бдят специально обученные люди. Фото на смотровой можно делать без ограничений.
Удивительно, но на сей раз к моему внешнему виду (была в джинсах и с непокрытой головой) никто не придрался. Но помню до сих пор, что именно по этой причине (якобы мои плечи были недостаточно прикрыты), войти в храм в один из предыдущих визитов в столицу не удалось. Дабы не привлекать внимание к неподобающему для храмов облачению, ограничились осмотром центральной его части, отметив необычность главного иконостаса, представляющего собой восьмигранную беломраморную часовню, увенчанную позолоченным шатром из четырех ярусов, и росписей на библейские темы.
Потребности задержаться здесь на более длительное время не испытала, поэтому остальные изюминки храма остались за кадром. Но более чем убеждена, что посещая храмы в первую очередь нужно слушать свое сердце. Именно оно будет и проводником, и мерилом.
Подниматься на смотровую придется по лестнице, лифта внутри нет, но данный подъем никаких сложностей не доставит. Смотровая площадка, опоясывающая купол, разделена на четыре части, связующие колокольни храма. Передвигаться между ними нужно последовательно, переходя от одной части к другой по размещенным указателям. На мой взгляд, смотровые — идеальное решение для туристов, желающих сформировать общее представление о городе. Нам же было интересно увидеть сверху уже знакомые и еще не исследованные столичные уголки.
К плюсам данной смотровой отнесу отличный широкоформатный обзор центра столицы, открывающийся сверху. Отсюда отчетливо прослеживается разномастная архитектурная мозаика Москвы, поражающая причудливой игрой стилей и вкусов.
С площадки под № 1 можно увидеть наземный вход на станцию метро «Кропоткинская», высотки на Новом Арбате, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, можно различить башню Центрального корпуса Министерства обороны РФ, Многофункциональный комплекс «Оружейный», Останкинскую телебашню и здание МИДа на фоне высоток Москва-Сити.
Больше всего прониклась видами с площадки № 2, с которой во всей красе предстают Московский Кремль с Большим Кремлёвским дворцом, Большой Каменный мост и Кремлевская набережная с Московским государственным театром эстрады, расположенном в знаменитом Доме на набережной, а также открывается роскошная панорама на Москва-реку. И если бы не «вползающие» в кадр строительные краны, панорамы можно было бы назвать классически-идеальными.
С площадки № 3 открывается вид на Патриарший мост, соединяющий Пречистенскую и Берсеневскую набережные, здания бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь», Доходный дом 3.Н. Перцовой и памятник Петру Первому, окруженный ореолом бесконечных нападок и нелюбви со стороны многих жителей столицы, просматриваются Крымский и Пушкинский мосты. С последней площадки можно увидеть Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря и шпиль сталинской высотки гостиница «Украина».
Не скажу, что виды столицы сверху потрясли до глубины души, но определенно понравились больше, чем, скажем, недавние миланские. А что касается открыточных видов с площадки № 2 — в них осталась влюблена)))
Обеденное время застало на спуске со смотровой. Пообедать направились в ресторанчик «Il Патио», расположившийся у Храма Христа Спасителя. Стильные интерьеры, итальянская кухня, быстрое обслуживание — несомненные плюсы, которые стоит отметить. Непривычным показалось выпрашивание чаевых официанткой, обслуживающей наш столик. При том, что расплачивались картой, девушка навязчиво предлагала продиктовать свой номер телефона для перевода чаевых на счёт. Не отношу сей факт к минусам, а просто его констатирую. Будьте готовы:)
Так просто распрощаться с Храмом Христа Спасителя, тесное знакомство с которым наконец-то свершилось, не получалось никак. Вдруг захотелось пройтись вдоль ухоженных клумб, пестреющих ярким цветочным ковром у основания Храма, запечатлеть выгодные ракурсы со стороны Преображенской церкви,
обогнуть деревянную церковь-часовню иконы Божией Матери «Державная», символизирующую возрождение Храма Христа Спасителя на его историческом месте, и подойти поближе к Доходному дому З. Н. Перцовой, возведенному в стиле модерн по эскизу создателя русской матрешки С. В. Малютина.
И лишь когда «стопятидесятый» кадр Собора и окрестностей был запечатлен на фотоаппарат, оставили сей манкий уголок столицы, переместившись на Патриарший мост.
Затянутый в строительные сетки у спуска к Якиманской набережной мост интереса для нас не представлял, но роскошные панорамные виды отсюда на Москва-реку и город (именно те, что врезались в память при обзоре со смотровой в первую очередь) стали еще ближе, чем часом ранее.
Московское полдневное небо выдавало немыслимую облачную феерию, то вступающую с солнышком в спор, укрывая его от посторонних глаз и окружая невесомыми причудливой формы облаками, то услужливо раскланивающуюся перед ним в реверансе. Оторваться от дивных видов, казалось, не было никакой возможности. Забегая вперед, скажу, что в течение двух столичных дней именно играющие с солнцем облака «сделали» черты города наиболее выразительными. До такой степени, что даже подумывала присвоить рассказу наименование «Московское небо». Но вовремя одумалась:) Ведь кроме роскошных облаков повидали в столице немало:)
Спустившись на Якиманскую набережную, дошли до Петра. До того знаменитого творения Зураба Церетели, считающегося одним из самых неоднозначных памятников столицы, вошедшего в десятку самых «несимпатичных» сооружений, вокруг которого более двух десятков лет не утихают дискуссии, вызванные различными мнениями.
Сложно судить, отчего монумент так неприятен жителям столицы, действительность знает и более спорные примеры (я о небезызвестном творении Шемякина). При субъективной туристической оценке сооружения не смутило ничего.
Участок Кадашевской набережной, простирающийся вдоль Водоотводного канала,
С мостом знакомы давно, а до скульптурной композиции «Дети-жертвы пороков взрослых», возведенной по проекту Михаила Шемякина в Репинском сквере на Боровицкой площади, раньше не добирались. Преодолев Лужков мост, не отрываясь от симпатичных фонтанов, красующихся по центру Водоотводного канала, словно распустившиеся цветки, в считанные минуты оказались в Репинском сквере.
И как бы ни был ужасен внешне аллегорический ряд, застыть и задуматься у его постамента пришлось. Возможно, кому-то при всей неэстетичности сооружения оно сослужит добрую службу.
Старому знакомцу, Большому Москворецкому мосту, было не до туристов. Будто устав от глобальной реконструкции, он притих от непрерывного шума и треска, раздававшегося при работе строительных инструментов, не радуя панорамными видами.
При спуске с моста направились не к сердцу столицы, поскольку Красная площадь не раз исхожена вдоль и поперек, а к парку «Зарядье». Вот куда нужно переместить гневные эпитеты жителей столицы от «скандального» Петра.
Не стану критиковать сооружение в целом, поскольку оценить инфраструктуру в полном объеме не представилось (мы не посещали основные павильоны и медиацентр), но для личного положительного восприятия чего-то не хватило. Слишком много всего из разных «опер» здесь намиксовано.
Что бесспорно поразило, так это Парящий мост. Даже при моем осторожном отношении к техническим и архитектурным новинкам, уникальность 70-метровой консоли без единой опоры, воспарившей над Москва-рекой, не отметить не могу. Но при всей его необычности, отнесенной в плюс, в существенный минус уходит наличие огромного количества людей на мосту. И дело даже не в китайцах, пребывавших здесь, на удивление, не в большинстве. Такое ощущение, что туристы и жители, посещающие парк «Зарядье», концентрируются именно на Парящем мосту.
В парке «Зарядье» состоялась важная встреча данного дня. Именно здесь обзавелась личным гидом по вечерней столице. Олег (Nomad), будто добрый друг, с которым знакомы сто лет, провел экскурсию по одному из интереснейших районов столицы. Вместе с ним прошлись по ул. Пятницкая, остановившись у фонтана «Адам и Ева» понаблюдать за попытками водных струй прикрыть наготу прародителей человечества,
заглянули во внутренний дворик церкви Михаила и Федора Черниговских в Черниговском переулке,
попытались уместить в кадре в полную величину роскошный храм Климента Папы Римского, оккупировавший почти все пространство Климентовского переулка,
не успев угадать, какие работы Васнецова, Куинджи и Машкова зашифрованы в картинах, подпирающих дерево в центре фонтана «Вдохновение», или Фонтана искусств в Лаврушенском переулке,
вышли на ул. Большая Полянка и, оставив позади церковь Георгия Неокесарийского,
направились в кафе «Квартира 44» на ул. Малая Якиманка — месту встречи с туристеровцами, бурлящими эмоциями о которой поделилась в блоге.
Утро второго столичного дня, а по совместительству утро Дня моего рождения, началось на Триумфальной площади.
День рождения предполагалось с «триумфа» начать, «триумфом» и закончить, но провидение вновь наглым образом вторглось в радужные планы.
Словно магнит манил «Time Out Bar» с панорамным видом, расположенный на крыше гостиницы «Пекин», до сих пор значащийся в рейтинге десяти лучших кафе с панорамными видами на Москву. К глубочайшему сожалению бара больше не существует, соответственно и панорамные виды отсюда на столицу уже недоступны.
Утренняя столичная мистика, обеспечившая эффект-де жа вю предыдущего дня, не оставила ничего иного, как проникнуться ею по полной, погрузившись в загадочный и небезызвестный район, примыкающий к Патриаршим прудам.
Но, передвигаясь между особняками на Малой Бронной, Спиридоньевском и Козихинском переулках ничего сверхъестественного на себе не прочувствовали. Разве что настороженные взъерошенные коты, обнаруженные на фасаде одного из домов, заставили встрепенуться:)
Широкая, многоголосная ул. Тверская, «определившая» в зимний визит наш пеший путь до ул. Волхонка, «предложила» альтернативный вариант движения в противоположную сторону. Уютный скверик на Тверской площади, разделяющий памятник Юрию Долгорукому и здание Архива социально-политической истории, «обещал» роскошный вид на облаченный в «парадный костюм» Дом генерал-губернатора Захара Чернышева (ныне здание Мэрии Москвы). Однако строительные сетки, окружившие памятник светлейшему князю, рассеяли «обещание», словно дым.
В Столешников переулок на сей раз вошли с противоположной стороны. Нравится он мне! С какой стороны ни зайди, нравится!
Вместе с ним на площади Бове пересекли ул. Петровка,
и в поисках метро с удовольствием прошлись по еще одной живописной столичной улице — ул. Кузнецкий Мост.
Дальнейший план вновь был связан с ул. Волхонка. Проходя по ней по направлению к Храму Христа Спасителя невозможно не обратить внимание на отреставрированный особняк, принадлежавший когда-то семье Нарышкиных, а в настоящее время хранящий собрание картин известного художника Ильи Глазунова. Тогда как о здании, расположенном во внутреннем дворе Картинной галереи, укрывшемся от посторонних глаз, знают не многие.
Несмотря на то, что таинственное сооружение — новодел, его архитектурный облик демонстрирует черты состоятельного дворянского особняка в стилистике сохранившихся исторических сооружений этого района. Именно в этом здании к 87-летию художника Ильи Глазунова Картинная галерея Ильи Глазунова открыла новую экспозицию — Музей сословий России. В экспозиции представлены подлинные раритетные предметы и вещи, которые Глазунов лично находил, подбирал, просил, покупал, когда пребывал в поездках по стране или за её пределами в течение всей жизни, начиная со студенческих лет. Все вещи художник реставрировал своими силами.
Музей стал для меня настоящей отдушиной, поразившей до глубины души, а учитывая, что все предметы экспозиции подлинные, хранящие историю и невидимую связь с традициями олицетворяемых сословий, в моем понимании Музей сословий России представляется уникальным. Не пожалейте времени, музей потрясающий! Подробности об уникальной экспозиции в отдельном отзыве.
Завершив осмотр экспозиции, планировали пообедать в понравившемся кафе «Il Патио», но место для трапезы на сей раз выбрало нас само. Проходя по пути в Музей мимо хинкальной «Триумф» на ул. Волхонка, попали под обаяние молодого человека всучившего флаэр, рекламирующий комплексный обед в хинкальной по цене 350 руб. с человека. Вспоминая неудавшийся опыт подобного «флаэрного» обеда в столовой «Ели, Пили» в Малом Толмачёвском переулке, сразу же хотели отказаться от этой идеи, но интерьеры заведения, промониторенные в сети, поманили уютом. Решили просто зайти и посмотреть, а бегло оценив ассортимент шведского стола захотели остаться.
По итогу о данном заведении ничего негативного не скажу. Хотите более изысканных порционных блюд (за соответствующую цену), можете остаться в зале наверху, решите воспользоваться флаэром на шведский стол — нужно будет спуститься в нижний зал. Для экономичных туристов данное предложение станет находкой. При более чем демократичной цене получите не невнятный столовский обед, как в «Ели, Пили», а вполне удачный ассортимент вкусно приготовленных блюд.
После обеда мечталось затеряться среди аллей Нескучного сада, но по пути к нему неудержимо потянуло в Донской мужской ставропигиальный монастырь. От ближайшего метро до монастыря путь неблизкий, но преодолеть его стоит. В стенах Донского монастыря, первые строения которого возведены 5 столетий назад в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея, будто оказываешься в другом измерении. В монастыре царит присущая подобным местам аура спокойствия и безмятежности. И уже сложно поверить, что буквально минуту назад находился на шумных улицах крупного мегаполиса. Интерес к монастырю возник не только потому, что это святое намоленное место. Хотелось посмотреть на внутренние постройки, к строительству которых приложил руку зодчий Федор Конь, возводивший и нашу смоленскую Крепостную стену.
Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор «государев мастер» Федор Конь. Архитектура и внутреннее убранство Малого собора за годы жизни монастыря изменялись. Глава его изначально была шлемовидная, нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в 1748 году. В 1678 году к собору были пристроены приделы преподобного Сергия Радонежского, Федора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни.
В периметре монастыря несколько храмов и других монастырских построек, многие из которых недоступны для туристов. Несмотря на реконструкцию фасада, заглянуть можно в Большой Собор монастыря, а копию той самой Донской иконы Божией матери, чье имя носит монастырь, написанной, предположительно в 14 веке Феофаном Греком, неоднократно являвшей чудотворную силу во время важных исторических сражений, можно увидеть в Малом Соборе монастыря, от которого начинается зона некрополя.
На «Сен-Жерменском предместье мертвой Москвы», так называли Донское кладбище в прошлом веке, провела большую часть времени. Некрополь Донского монастыря считается главным кладбищем высшего русского дворянства и богатого купечества. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской: историк В. О. Ключевский, писатели А. И. Солженицын, И. А. Шмелёв, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. Ф. Одоевский, А. Н. Аксаков, поэт А. Н. Майков, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина, генералы А. И. Деникин, В. О. Каппель и многие другие. В числе прочих обнаружила и могилу помещицы Дарьи Салтыковой. Вот уж неожиданная находка…
Не только громкие, известные имена, но и художественные достоинства надгробий, состоящие из барочных и классицистических белокаменных саркофагов, крестов, скульптур ангелов и плакальщиц работы выдающихся скульпторов И. П. Мартоса и И. П. Витали, не отпускали из стен монастыря. И если бы не стремительно приближающееся время, отведённое для ещё одного мероприятия по случаю личного торжества, долго бы бродила вдоль аллей, ставших пристанищем великих людей в стенах Донского монастыря.
Здесь встречаются барочные и классицистические белокаменные саркофаги XVIII-XIX веков, кресты и скульптуры ангелов и плакальщиц работы выдающихся скульпторов И.П. Мартоса и И.П. Витали.
Времени на прогулку по Нескучному саду оставалось чуть меньше, чем было запланировано изначально, тем не менее дорожки центральной его части, вокруг лаунж-зоны, оборудованной вдоль Пушкинской набережной,
части парка, прилегающей к летнему домику А. Г. Орлова и Екатерининскому пруду, были нашими ножками исхожены.
Пушкинская набережная и Андреевский мост, подарившие приятные виды на Москва-реку и высотки на Фрунзенской набережной, выступили связующим звеном с районом Хамовники, откуда предстояло добраться до конечной точки нашего маршрута.
Идея прокатиться на кораблике по Москва-реке вынашивалась давно. Периодически просматривала сайты компаний, организующих речные круизы, путаясь в многообразии маршрутов и программ. И если бы не оказалась в столице в День собственного рождения, наверное, долго бы ещё откладывала речную прогулку. Выбор остановила на трехчасовом вечернем премьер-круизе с ужином на яхте «Соларис» по маршруту от причала «Международная выставка» в деловом центре Москва-Сити до высотки на Котельнической набережной и обратно.
Поскольку прогулка была приурочена к празднованию Дня рождения упомяну о том, что представляет из себя ужин на борту. Если коротко, то изысканным его не назову. Приготовлено все вкусно, но блюда не отличаются оригинальностью. При посадке на борт подают приветственный напиток (домашний лимонад из свежих ягод и мяты) и салат «Летний бриз» (за интригующим наименованием скрываются нехитрые ингредиенты: свежий шпинат с балканским сыром, апельсином, томатом черри, заправленный бальзамическим уксусом). Горячее блюдо предлагается на выбор: ростбиф из телятины под соусом «Сальса», куриная грудка под медово-горчичным соусом, или запеченный лосось под сливочным соусом. Гарнир выбирать не приходится. Он представлен в единственном числе — рисовый микс из дикого и бурого сортов риса. На десерт подают заварные профитроли с творожным кремом под шоколадным соусом. На борт разрешается приносить алкогольные напитки (кроме пива, но не более одной бутылки на пару). Продукты питания и безалкогольные напитки приносить запрещено.
Протяженный маршрут, вобравший в себя самые интересные столичные виды с воды, великолепен!
Для знакомства с городом, особенно тем, кто в столице впервые, рекомендовала бы выбрать именно его. Мосты (Александровский, Пушкинский, Крымский, Большой Москворецкий, Большой каменный), роскошные сталинские многоэтажки в стиле ампир (Дом Правительства, высотки на Фрунзенской и Котельнической набережной, здание МГУ им. М. В. Ломоносова),
Воробьевы горы с фуникулером, перемещающим над Москва-рекой до стадиона «Лужники», Нескучный сад, Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького, Памятник Петру Первому, Московский Кремль
и Ландшафтный парк «Зарядье» с Парящим мостом — все это можно увидеть по маршруту следования.
Для небанального проведения любого торжественного мероприятия, да и просто для получения незабываемых эмоций, прогулка на кораблике очень даже неплохой вариант.
Расстаравшееся на протяжении двух столичных дней московское небо, приготовило роскошный подарок на закате дня, сыграв финальную симфонию со множеством аккордов.
Невероятно обворожительной была и вечерняя столица в убранстве сияющих разноцветных огней.
И эта потрясающая идиллическая картинка, сочетающая в себе яркие небесно-архитектурные мазки, послужила достойным завершением праздничного дня, увенчав очередные столичные бродилки!
Полезная информация, которая может пригодиться, если решите воспользоваться нашим маршрутом по столице: Во второй столичный день много передвигались на метро, поэтому выгодным приобретением оказались единые суточные проездные (218 руб. на человека). Варианты проездных можно посмотреть на сайте Московского метрополитена.
Музей сословий России расположен по адресу: ул. Волхонка, 13, строение 2. Открыт для посещения с 11.00 до 19.00 (в четверг с 11.00 до 21.00), понедельник — выходной. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия экспозиции. Официальный сайт. Экскурсии в составе сборных групп (от 3 до 15 человек) проводятся по сеансам: 12.00 и 17.00 (в четверг в 12.00, 17.00 и 19.00). Можно также заказать индивидуальную экскурсию в удобное для вас время. Посещение Музея в третье воскресенье каждого месяца бесплатное в режиме самостоятельного осмотра (экскурсии в составе сборных групп не проводятся). Билеты можно также приобрести онлайн по ссылке.
Билеты на речную прогулку бронировала онлайн на сайте (по цене 1490 руб. с человека). Сумму списывают с карты полностью в день бронирования. Маршруты, программы и цены периодически меняются. На некоторые маршруты появляются скидки в размере от 30 до 60% при покупке билетов онлайн.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия