Обычно годовщину свадьбы мы праздновали в каком-нибудь европейском городе, не спеша исследуя улочки и местную культуру и еду, но в этот раз было принято решение — ехать на Байкал. Решение было не из простых, т. к. мы знали, что места будут дикие, столкнемся с суровой отечественной реальностью, и составить план будет проблемно. Так и было, но красота Байкала звала, что сильно мотивировало. Согласитесь, когда проехал ряд азиатских, европейских стран и уже побывал в Латинской Америке, становится немного не по себе от мысли, что успешно проехал всю Коста Рику вдоль и был почти везде, а по родной стране лишь до Урала.
Итак, мы купили билеты на прямой рейс S7 по маршруту Санкт-Петербург — Иркутск, всего у нас было 9 дней, из них 1 сразу выпал из-за разницы во времени. Мы вылетели в обед из Пулково, спустя 6 часов были в аэропорту Иркутска, где уже была полночь, поэтому этот день не считаем, итого 8 дней.
Забегая вперед сразу обозначу трудности, с которыми мы столкнулись и к которым мы были готовы:
1. Нет международных агентств по аренде авто, нужно искать местных дилеров, оплата только наличными, залог наличными, предоплата заранее, удерживают небольшую сумму для оплаты штрафов после возврата машины, в случае, если штрафов не будет, то возвращают.
2. Есть смысл бронировать экскурсии заранее, т. к. на месте это не сложно, но нужно терять время, чтобы записаться на след день, либо удачно вписываться в текущую экскурсию, но быть на месте пораньше, однако, есть риск, что не будет мест. Если записываться на следующий день, то выходит, что на месте нужно оставаться на 1 доп. ночь, что в наш лимит времени не вписывалось.
3. Не все экскурсионные фирмы отвечают по почте, не все охотно переписываются и после получения запроса. Лучше сразу звонить напрямую, желательно попасть на кого-то помоложе, кто будет поддерживать с Вами связь и далее, в моем случае, желательно быть на связи по WhatsApp до даты экскурсии.
4. С заповедниками все сложно, из трех мне ответил один, но это была уже большая удача, т. к. к тому моменту я уже смирилась с тем, что привычной коммуникации и назовем это «сервиса» не будет, к этому надо быть готовыми везде.
5. Много где нет связи, можно только по карте смотреть, где перемещаешься в данный момент, однако, местные говорят, что лучше всего у них ловит Теле2, но никак не МТС, к примеру. С чем это связано? Вышки были выкуплены Теле2 у какого-то небольшого сотового оператора, и они покрывают связью все территорию, но это не значит, что связи нет вовсе. Она есть в городах, малых поселениях, но на трассе, в горах, на Ольхоне за пределами Хужира, в заповеднике и т. п. ее нет.
6. Банкоматы крупных банков есть только в Иркутске, наши карты позволяли снимать с любого без комиссии, искали их через 2Гис. Оплачивать что-либо картой можно за пределами Иркутска, но не на всех бензоколонках, не во всех поселениях и не в каждом магазине и кафе. Чем дальше от Иркутска, тем таких мест меньше и если они есть, то возможна комиссия за операцию. Проще иметь наличные при себе, чем решать квест «где снимем денег?».
День 1. Иркутск
Мы прилетели поздно вечером. был час ночи, когда добрались до отеля, в это день мы не делали ничего, кроме как добирались до места назначения.
День 2. Иркутск — Листвянка
Проснувшись в Иркутске мы доехали на uber до офиса аренды авто, нашли очень просто, столкнулись с местным колоритом из пункта 1. Мы были к этому готовы, поэтому легко прыгнули в Hundai Creta 2018 года выпуска и двинулись в Ленту. Закупились по небольшому списку вещей и продуктов, который был составлен заранее. У нас был забронирован номер в районе Бугульдейки через несколько дней, где нет магазинов, кафе и завтрака в отеле, поэтому немного еды купили сразу для этого дня, а также спрей от клещей, упаковку воды, мелочь типа влажных салфеток и т. п.
Иркутск мы планировали посмотреть напоследок, поэтому не теряя времени мы выехали на трассу Иркутск — Листвянка, путь лежал в этнографический музей Тальцы. Это отличное место, довольно большая территория на реке Ангара, более 60ти перенесенных из разных частей Иркутской области домов и море экспонатов. На сайте было указано, что можно забронировать тематическую экскурсию или обзорную, но можно побродить и самостоятельно. Мое личное мнение, самому не настолько интересно, как с гидом. Мы остались очень довольны, что забронировали экскурсию заранее, столько вещиц, былин, особенностей быта и истории самого комплекса сам не узнаешь, как от местного. Мы выбрали тему сибирского чая, там же его можно попробовать, очень много вариантов, есть небольшое кафе с местной едой и блинами. Напоследок мы познакомились с обитателями мини-зоопарка там же на территории.
После музея наш путь лежал в Листвянку, где есть много чем заняться. Из того что выбрали мы: Нерпинарий (внимание, на сайте не верное расписание по времени), набережная, местный рынок (чисто туристический, тоже самое в Иркутске дешевле и намного больше), камень Черского, Дендропарк. Из всего указанного мне больше всего запомнился вид с камня Черского, время просто замирает там на высоте, вид роскошный, тишина и спокойствие. Шли по google-карте двумя разными маршрутами в обе стороны, обратно спускались по тропе, где проходит канатная дорога. Маршрут очень простой, довольно пологий, осилит кто угодно. На ночь мы забронировали номер в шале на последнем этаже и весь остаток вечера мы провели на балконе с видом на две падающие горы и озеро Байкал между ними.
День 3. Листвянка — Таловское
Мы отправились на забронированную ранее экскурсию вдоль КБЖД на скоростном катере. Причал находился в Листвянке в пешей доступности, машину оставили во дворе шале, где мы были накануне. Все удовольствие длится около 5ти часов, за это время у нас было несколько высадок на берег к мостам и тоннелям, мы проходили по железнодорожным путям через тоннели, на некоторые архитектурные памятники смотрели с воды, а также был предусмотрен ланч у местных колоритных бабушек, поездка была чудесная, мы остались довольны и отправились дальше в путь поближе к острову Ольхон. Так как дорога к неизвестности всегда дольше, чем путь обратно, то было решено, что мы проедем несколько часов поближе к переправе, чтобы на утро встать хоть на сколько-то позже к переправе. Ночевали в районе Бугульдейки в местечке с названием Таловское, где не было ни еды, ни магазинов, для этого мы и закупились в Ленте едой накануне.
День 4. о. Ольхон
Наслушавшись и начитавшись об очередях на Ольхон скажу, что мы не ждали ни туда, ни обратно. Мы подъехали к парому в 8 утра, тут же заехали на помост и через секунду уже тронулись до Ольхона. Как так, спросите Вы? Было воскресенье, со слов паромщиков — лучший день, все еще спят, очереди начинаются намного позже. Можно ли арендовать седан для поездки по Ольхону, нужен ли был кроссовер? И, да и нет. От паромной переправы до Хужира можно доехать на чем угодно, а далее только кроссовером, а также к нашей турбазе седан бы не подъехал, т. к. она находится на горе, где сотовая вышка, дорог нет, только песчанки. В этот день мы прошли все основные достопримечательности в поселке, а также карабкались по отсутствующей тропе с Шаманки к пляжу, т. к. мы просто-напросто пропустили тропу.
Окунулись в холодный Байкал, было около 10ти градусов в воде, пробирает, как в мороз, оно того стоило! На вечер был запланирован круиз по Малому Морю, с нами на борту были гости из Тайвани, с пакетами хлеба в довольно большом количестве. Проплывая мимо птичьего острова вдоль Ольхона они с изрядным удовольствием кормили чаек на закате, это позволило сделать огромное количество красивых фотографий для нас.
День 5. о. Ольхон — Иркутск
Так как дорог на Ольхоне нет, то нужно понимать готов ли ты в случае чего расплачиваться с местной авто-конторой за любую царапинку на машине или легче заплатить за экскурсию до сереного мыса Хобой. Не сомневаясь мы выбрали второй вариант, так поступают практически все. Мы видели машины, передвигающиеся далее к мысам самостоятельно, из тех что не застревали и успешно проходили тропы по лесу были: УАЗ Patriot, Tayota Prado и Land Cruiser. В основном здесь перемещаются на Буханках, они и выше и не убиваимее, обычную машинку все-таки жалко, они сильно обтесывают себе подвеску и морду.
Экскурсия провезет Вас по северным мысам, нескольким с западной стороны, а также обязательно будет включен ланч с ухой из местной рыбы. Такие экскурсии продаются на каждом шагу, но мы бронировали заранее, чтобы не искать на месте и стоит столько же. Отели на острове представляют из себя тур базы и частные дома, где удобства, как на даче или деревне, к этому тоже нужно быть готовыми, сюда едут не за сервисом и комфортом, его просто нет в этой части страны. Самое главное — это природа, мощь озера Байкал, красота парков и так далее. Просто берите что есть, несмотря на стоимость. Конечно на большой земле за те же деньги можно жить в бутик отеле в центре, скажем, Ростова на Дону и ужинать там же в Патио, но это Сибирь, здесь ничего подобного просто нет.
Вернувшись в Хужир, мы снова не теряли времени и отправлюсь на паромную переправу, цель была достичь Иркутска до темна. Парома мы снова не ждали, просто заехали и отправились, был вечер понедельника около 18ти часов. Всего пусть занял около 5ти часов. В Иркутск мы приехали уже в темноте, фонари на трассе появляются только близко к городу, имейте это ввиду.
День 6. Слюдянка — Хамар-Дабан
В этот день мы планировали отправиться на два дня и одну ночь в горы, хотя обычно этот трейл занимает три дня и две ночи к пику Черского. Собрав два походных рюкзака, мы выехали в Слюдянку, встретились с нашим гидом и парой датчан, в наши планы входил подъем на Хамар-Дабан к метеостанции и там же ночевка в неблагоустроенных домиках. Так все и было пока после ужина гид не предложил подняться на Пик Черского или спуститься к водопадам, т. к. на следующий день мы бы прощались с нашей мини группой и спускались бы сами к Слюдянку. Решили, что пойдем к водопадам, я думала, что этот маршрут будет легче после 16ти км пешком в горы с рюкзаком, и, если бы я знала, как я ошибалась, то никогда бы в жизни не пошла этим маршрутом.
Наш гид решил, что нас отличная физическая подготовка и мы справимся не с классическим походом к водопадам, а по всей долине. Река Подкомарная стартует с гор и обычно туристов водят на два первых пологих порога и на этом группа пока не начинается козлячья тропа разворачивается обратно. В нашем случае он решил, что мы пройдем все пороги и вернемся обратно, забираясь обратно по валунам, горной канаве и после по горе строго вверх. Помимо этого, сначала пошел дождь, потом ливень и во время сумерек он объявил, что точку невозврата мы уже прошли. В этот момент мы находились на мокрой отвесной стене из каменной породы покрытой мхом, шел дождь, под наши бурлила горная река. Виды конечно шикарные, особенно в сумерки, находишься как будто в Твин Пиксе, но страшно, мокро, темно, очень холодно, адреналин зашкаливал, я была готова рыдать, почему держалась не знаю, а также у нас на троих был всего один фонарь.
Мы вышли с метеостанции в 19 часов, вернулись за полночь. Вернувшись в домик, я былла в каменном оцепенении, гид рассказал несколько историй из жизни как он ходил с иностранцами и зимой и в дождь на пик, куда супер простая дорога, как Дисней Ленд в сравнении с долиной водопадов. Мы пришли к выводу, что русского человека спасает сила духа, ты просто терпишь и идешь дальше. К разговору о холоде отмечу, что помимо вышеуказанных условий мы также переходили саму реку по камням в воде вброд, так вот река была еще холоднее Байкала пару дней назад, аттракционом не назовешь. было три точки на скалах, где можно было упасть и разбиться, без мужской помощи пройти этот маршрут мне бы не удалось. С учетом того, что я занимаюсь кроссфитом 3 раза в неделю, мне тяжело дался этот путь, человек без физической подготовки не прошел бы его вообще, даже днем в солнечную погоду.
Конечно, мы не ожидали, что нам предстоит такое испытание, оно планировалось на следующий день с пика Черского и буквально на два порога, но вышло, как вышло. Я рада, что мы вернулись живыми, этот вечер я никогда не забуду, так страшно мне еще не было. Датчане после подъёма к метео-станции тихо читали книжки в домике, пили чай, я мысленно позавидовала им, что завтра у них будет простой путь, да еще и в солнечную погоду.
День 7. Хамар-Дабан — Култук
Утром выяснилось, что моя пара сильно ушибла колено, то на пик мы решили, что не пойдем, попрощались с группой и начали спуск обратно. И если туда мы поднимались 5.5. часов с остановками на перекус, то обратно мы плелись 7 часов и немного другой дорогой в конце. В Слюдянке нас хватило на осмотр уникального вокзала, целиком выполненного из мрамора и на Церковь Николая Чудотворца. Машину мы оставляли на верхней базе МЧС в Слюдянке, прямо на поляне перед воротами. Мы не регистрировались на тропу, за парковку не платили, документы не брали, просто пошли как в поход.
Местные именно так и делают, причем они идут просто нелегче, некоторые до пары мостов прогуляться с собакой, например. Поэтому не знаю, есть ли в этом необходимость, наверное, нужно, если по правилам, но мы этого не делали. В Култуке мы жили в номере на самом верхнем этаже в домике с видом на Байкал, это был великолепный бонус после двух пережитых дней, на территории мы чудесно перекусили не походную еду, прогулялись до пляжа и блаженно уснули.
День 8. Култук — Танхой — Иркутск
Утром выехали в Танхой, ехать два часа по живописной дороге вдоль воды. Путь лежал в Байкальский Заповедник, где был забронирован трейл по охранной территории, в нем мы планировали праздновать нашу годовщину свадьбы. У нас был чудесный гид, начальник туристического отдела, который работает в этом заповеднике уже 31 год, безумно влюбленный в цветы, природу, все знающий о следах, деревьях, растениях.
Трейл шел по практически пологой местности, временами приходилось куда-то забираться, но в сравнение с предыдущим трейлом не шло никак, от слова вообще. Около трех часов мы шли по чудесному лесу к водопаду, в нем можно искупаться в присутствии гида. Конечно к природе нужно относиться бережно, нельзя ей вредить, мы собрали с вертикальных камней ферментированные на солнце листья бадана, немного чаги и дикой смородины и заварили чай. Где-то на опушке есть несколько зимовий, там можно аккуратно расположиться и отдохнуть, чокнулись чашками сибирского чая и двинулись дальше. Мы также вышли в конце на болото и посмотрели на росянку, я никогда до этого не видела хищные растения, увиденное меня впечатлило.
По сути растение ждет и привлекает к себе красивым цветом и каплями воды на длинных волосках свою жертву, а потом скручивается и поедает ее. Зрелище потрясающее, ведь обычно наоборот — животные едят растения, а здесь наоборот. Путь занял около 6ти часов. Заповедник довольно легко переписывался по почте, и мы позже созванивались, приехали около 11ти часов утра и к 17ти уже были свободны. На автодороге до Слюдянки от Танхоя много частников продают свеже-копченую на дровах рыбку, очень много омуля. Да, он запрещен, но местные продолжают жить своей жизнью, и если очень хочется, то омуля купить можно, просто не в туристической зоне.
Мы остановились на горе в районе Култука на автотрассе, где на карте было отмечено, что есть смотровая площадка. Фактически осмотр есть, но площадки нет, можно поставить машину у кафе и чуть отдохнуть, осматривая с высота трассу от Култука в Слюдянку, где во всю протяженность видно бесконечную водную гладь Байкала, омуль отлично зашел под такой вид. В Иркутск мы приехали уже после 10ти вечера, по пути было несколько ремонтов дорог, надо сказать, что дорога отличная, однако, нет фонарей до Иркутска и попадаются водители, которые едут без включенных фар. В самом Иркутске тоже не везде работает освещение, но уже ничему не удивляешься, это Россия.
День 9. Иркутск
Этот день мы посветили самому Иркутску, так далеко в своей стране мы еще не были и очень хотелось посмотреть на город в Сибири. С самого утра мы вернули машину, кроме того, что нужно было заправить и помыть, попросили доплатить за пыль в салоне. О первых двух пунктах было оговорено, третий улыбнул. Отдельные места очень красивы, застройка хаотична, много парков, нам понравился на острове Юность, там можно отдохнуть несколько часов точно, а также в городе есть великолепный центральный рынок, где есть все, что только можно пожелать туристу и дешево, а главное все, что касается еды натуральное.
По центру проложена зеленая нить, по которой можно идти от объекта к объекту, везде присутствуют афиши с исторической справкой, заблудиться невозможно. В квартале 130 мы обедали и ужинали, конечно спорное место. Можно относиться к этому как угодно, с одной стороны, да, избушки облагородили, за ними следят, но с другой стороны, русского в них уже мало, и в каждой сувенирка, ресторан, салон красоты, магазинчик и так далее. А с другой стороны, ведь их же сохранили, и им по паре сотен лет, пусть хоть так, но стоят, это наша история в любом случае.
К вечеру мы подвели все итоги нашего путешествия, мы нигде не сбились с маршрута и посмотрели практически все что планировали и на утро вылетели в Санкт-Петербург. Аэропортов в городе два, каждый выполняет строго своих рейсы: внутренние или международные. В аэропорту очень легко и просто, стандартный досмотр, вылеты все со второго этажа, громко объявляют и есть недорогой магазинчик с прессой, где продается точно такой же ассортимент чая, что и на рынке в Иркутске, немногим дороже.
Несколько пунктов, о которых можно судить уже после путешествия:
1. Можно было взять седан, но он не везде бы проехал, особенно на Ольхоне.
2. Можно было бы все-таки заехать на мраморный карьер в Бугульдейке, но мы переживали, что будут очереди на паромной переправе. Когда возвращались с Ольхона не заехали и верно сделали, иначе бы ехали потом в темноте, все-таки от основной трассы 40 минут в одну сторону и плюс осмотр. Но мы видели карьер и его последствия на спуске с Хамар-Дабана
3. Дороги отличные, не верьте написанному в интернете, на момент июля 2019ого года они просто супер!
4. С кредитками и банкоматами все правда -проще наличными.
5. Омуль есть, ищите в сторону от тур зон и спросите местных, они подскажут.
6. Чем сложнее добраться до места и чем дольше, тем красивее локация, езжайте смело!
7. Желательно, чтобы водили машину двое, одному тяжело проделывать этот путь, тем более по пять часов и в сумерки.
8. Надо действительно настроить себя, что не будет сервиса, не в плане 5ти звезд, а вообще, тем более в малодоступных местах.
9. Езжайте в трейлы, эту природу Вы не забудете никогда!
10. Берите круизы, если попадется общительный капитан, считайте, что есть второй гид, он расскажет о воде, штурманстве, о том, как суров Байкал.
11. Берите тёплые вещи и купальник — все пригодится.
12. Купите защиту от клещей и йодантипин, пили и пользовались каждый день. Нет, в июле еще не закончился пик их активности.
Путешествуйте подальше, изучайте Россию-Матушку!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия