Я уже рассказала об основных достопримечательностях Мурсии. Начало здесь: Мурсия — город, который стоит увидеть!
Сейчас посмотрим, что еще есть интересного в этом южном испанском городе, может быть кому-то пригодится эта информация.
Я уже рассказала об основных достопримечательностях Мурсии. Начало здесь: Мурсия — город, который стоит увидеть!
Сейчас посмотрим, что еще есть интересного в этом южном испанском городе, может быть кому-то пригодится эта информация.
Начнем с площади Сан-Педро, которая названа так, потому что здесь находится церковь Сан-Педро (Iglesia de San Pedro). Этот храм построен в начале XVII века. Внутри в XVIII веке проводилась реконструкция, но главный фасад в стиле ренессанс сохранился неизменным с 1612 года. В центре фасада папский щит, сверху — фигуры Сан-Педро и Сан-Пабло, т. е. Святого Петра и Святого Павла.
Интерьер церкви характерен для мурсийских церквей того времени — один неф с боковыми часовнями-нишами. В церкви Сан-Педро очень ценный главный алтарь 1765 года, где две скульптуры работы выдающегося испанского скульптора XVIII века Франсиско Сальсильо, это Христос Надежды (1755 г.) и Святой Петр (1780 г.). Еще справа в алтарной части его же работы Мария Сантисима-де лос Долорес. Все остальные алтари выполнены после Гражданской войны, так как были утрачены в тот период.
В этом храме, как и во всех испанских церквях, готовились к пасхальным шествиям и были выставлены подготовленные к ним платформы. Статую Иисуса Христа из главного алтаря также выносят во время Пасхи.
Обойдя церковь Сан-Педро слева, попадаешь на небольшую площадь, окруженную красивыми зданиями в стиле эклектики конца XIX — начала XX века с цветочными горшками на балконах.
Это Площадь цветов (Plaza de las Flores), которая так называется потому, что центр ее занимают цветочные киоски. Когда-то она называлась иначе, а до середины XVII века в центре стояло здание, где торговали мясом. Но и тогда его окружали цветочные прилавки.
Площадь стала официально называться Площадью цветов со второй половины XX века. Теперь она пешеходная, фонтан, стоящий в центре, окружают цветочные киоски, деревья, кафе, красивые фонари, а на бортике фонтана сидит «Цветочница» с букетиком цветов.
В исторической части города площади следуют, как бусины, одна за другой, образуя единое пешеходное пространство. Следующая — площадь Санта Каталина (Plaza de Santa Catalina), которая с древних времен была настоящей главной площадью города, её политическим центром: здесь проходили общественные собрания и казни.
Самое заметное на площади — построенное в 1940-х годах здание страховой компании La Unión y el Fénix, их можно узнать в любом испанском городе по скульптуре на фронтоне. В центре площади — памятник Непорочному Зачатию. На этом месте до 1932 года стояло здание начала XVII века Contraste de la Seda, как я поняла, что-то подобное Шелковой бирже Валенсии. Здесь устанавливали цены на шелк, выплачивали налоги на него. Здание снесли, а деталь его фасада стоит возле Музея изобразительных искусств, я его еще покажу.
Главное здание на площади — церковь Санта-Каталина (Iglesia de Santa Catalina), построенная на месте мечети, ведь когда это был мусульманский квартал города. Современный вид церкви — результат реконструкций XVIII–XX веков.
Следующая площадь — зеленая площадь Санта Исабель (Plaza de Santa Isabel). Здесь еще в 1889 году установлен памятник «Прославленным детям Мурсии».
Площадь выходит на одну из главных транспортных магистралей города — Гран Виа скульптора Франциско Сальсильо (Gran Vía Escultor Francisco Salzillo). Эта улица застраивалась с середины 1950-х годов, для этого снесли сотни зданий старого города, даже арабские бани, которые считались национальным памятником.
Это «Шут с колокольчиками». Человек в костюме шута стоит на сфере, которая символизирует Землю. Смысл скульптуры в том, что человек — это единственное животное, которое способно разрушить свою естественную среду обитания.
На площади Хулиана Ромеа главное, конечно, театр Ромеа. Этот театр был построен на землях, конфискованных у доминиканского монастыря Санто-Доминго. Театр был открыт в 1862 году королевой Изабеллой II, в первом спектакле играл Хулиан Ромеа, актер и писатель, именем которого будет позже назван этот театр.
На площади было весело: под музыку отплясывали дети, а перед ними, показывая пример, как кузнечик скакал их руководитель. За этим с интересом наблюдала публика. Мы тоже не стали проходить мимо.
На театр смотрит и главный фасад церкви Санто-Доминго, построенной между 1722–1745 годами, её особенность — два фасада, выходящие на разные улицы. Это всё, что осталось от доминиканского монастыря. Сейчас церковь принадлежит иезуитам.
Существует легенда, что монахи прокляли театр, построенный на земле, которая была их собственностью, и сказали, что в театре будет три пожара. Во время первого жертв не будет, во втором погибнет человек, а во время третьего театр будет уничтожен. Два пожара уже было: первый в 1877 году, во время второго в 1889 году погиб человек. С тех пор у выхода из театра во время спектаклей всегда есть дежурный, который следит, чтобы не случился пожар.
Рядом находится монастырский комплекс Санта-Клара-ла-Реаль, построенный на месте мусульманского Алькасара XIII века. Алькасар, когда город стал христианским, в течение столетия был резиденцией кастильских королей, после чего был передан монастырю. Это одно из самых важных исторических зданий города, где сохранились элементы арабского дворца, готические монастырские постройки и церковь в стиле барокко.
Сейчас часть монастырских помещений занимают Музей Санта-Клары и Культурный центр Las Claras. Увидеть восстановленные фасады исламского дворца и внутренний двор можно, посетив Музей Санта-Клары.
Справа от церкви Санта-Клара, если перейти улицу Гран Виа Альфонсо X (Gran Vía Alfonso X el Sabio), есть интересная церковь — церковь Святой Анны (Iglesia de las Anas), принадлежащая доминиканскому монастырю Санта-Ана.
Монастырь на этом месте был основан еще в конце XIV века, сначала августинцев, затем он перешел доминиканцам. Церковь уже третья на этом месте, эту построили в 1728–1738 годах.
Главный алтарь церкви выполнен в 1738 году скульптором Хосе Ганга совместно с Франсиско Сальсильо, которому принадлежат все скульптуры алтаря.
Второй большой алтарь XVII века — алтарь Святого Михаила Архангела в трансепте слева от главного алтаря. Это был главный алтарь предыдущей церкви, сейчас он посвящен Богоматери Розарии, поэтому здесь ее изображение.
Следующая на нашем пути — площадь Санто-Доминго (Plaza de Santo Domingo), пешеходная площадь в старой части города. После завоевания города христианами она называлась Рыночной, потому что была главным торговым центром города, и это название просуществовало до XIX века.
На этой площади проходили разные праздничные мероприятия, потом некоторое время — корриды, она же служила местом публичных казней. Например, в 1824 году здесь повесили испанского бандита Хайме эль Барбудо (Бородатого). В начале XX века здесь посадили сад, а украшающий площадь фикус высадили еще в 1893 году.
Название Санто-Доминго площадь получила, так как на неё выходит второй фасад церкви Санто-Доминго бывшего монастыря доминиканцев. Её главный фасад я показала чуть раньше.
От площади к кафедральному собору Санта-Мария ведет пешеходная улица — Calle Trapería, на которой много интересного. Но мы продолжим рассматривать площадь Санто-Доминго.
В самом начале улицы Траперия находится Дворец Альмодовар, здание в стиле маньеризма, построенное в семнадцатом веке. На его фасаде две каменные фигуры «дикарей», символические стражи здания. Это уже третье здание с такими «украшениями», что мы увидели в Мурсии. До 1950 года это была штаб-квартира правительства провинции.
Напротив — здание банка, построенное в 1949 году в стиле необарокко.
Самое красивое на площади Санто-Доминго — великолепное здание в стиле эклектики — Casa Cerdá, построенное в первой половине XX века.
Напротив — здание школы, также в стиле эклектики, построенное в 1917 году на участке доминиканского монастыря.
Памятник на площади посвящен правам человека.
А вот и знаменитый фикус, посаженный в 1893 году, ему 126 лет.
В одну сторону от площади — пешеходная улица Траперия, а в другую — Гран Виа Альфонсо X (Gran Vía Alfonso X el Sabio), с бульваром и пешеходной зоной по центру, в конце улицы установлен памятник королю Альфонсо X.
На улице шла подготовка к какому-то мероприятию, по дорожке дефилировали девицы, репетировали. Кто-то прогуливался с собачками, а кто-то боролся за очередные права.
А это — памятник «Сардинерос», участнику шествия во время любимого праздника горожан «Похороны сардины», я рассказывала о нем в первой части.
Но шли мы посмотреть другой памятник. Это «Дама Мурсии» (La Dama de Murcia) Маноло Вальдеса, которая стоит на plaza de la Fuensanta в современной части города. Мы видели его бронзовых «Инфант» в прошлом году в Бильбао.
За скульптурой виднеется сетевой испанский универмаг El Corte Ingles, а слева от него — зона Археологического комплекса Сан-Эстебан. Как я поняла, хотели построить подземную парковку рядом со Штаб-квартирой президента региона Мурсия (здания на заднем плане), а отрыли арабский квартал XII века.
А теперь вернемся на площадь Санто-Доминго и от неё по короткой улочке Мерсед выйдем к кампусу Ла-Мерсед Университета Мурсии. Университет занимает здание бывшего монастыря ордена Милосердия, построенного в XVI веке.
Монастырская церковь Ла-Мерсед сейчас находится в ведении францисканцев. Церковь построена в 1713 году и у нее один из лучших в Мурсии фасадов в стиле барокко. На фасаде изображена Богородица лос Ремедиос (Virgen de los Remedios). Не будем вникать в детали, со своими святыми бы разобраться, но с этим изображением связана легенда.
Обратите внимание на то, что голова Богородицы наклонена. Говорят, что когда-то девушка получила от молодого человека обещание брака. Он ушел на войну, а вернувшись, отказался от своих слов. Девушка повела его ко входу в церковь Ла-Мерсед, где он когда-то дал слово жениться. Мужчина опять сказал, что ничего не обещал, а дева на фасаде покачала головой, отрицая это, голова ее так и осталась наклоненной.
Самую старую часть университета, монастырь, занимает юридический факультет.
Мы прошли через бывший монастырский дворик и вышли во двор кампуса, окруженный современными зданиями, спрятанными за деревьями.
А это Университетская площадь (Plaza Universidad).
На площадь выходит фасад главного здания университета, его занимает Литературный факультет. Университет Мурсии один из старейших в стране, его история началась в 1274 году, старше только университет Саламанки. Это университет с международным признанием, здесь учится 34 тысячи студентов.
Памятник у стены здания Литературного факультета, конечно, самому известному писателю страны — Мигелю Сервантесу.
Еще кое-что из того, что попалось нам на пути. По пути от Университета проходили мимо Музея изобразительных искусств. На одном из зданий музея на фасаде использованы детали фасада здания Contraste de la Seda, что стояло на площади Санта-Каталина. Я о нем говорила, что это было что-то вроде Шелковой биржи.
Арка рядом — тоже деталь фасада здания Contraste de la Seda XVII века.
Арена для корриды Мурсии (plaza de toros de La Condomina) построена в 1887 году. Она вмещает 15 тысяч зрителей, кроме корриды здесь проходят разные праздники, концерты национальных и международных звезд.
Не могли мы обойти стороной и, как пишут, самое посещаемое гражданское здание Мурсии — Королевское казино (Real Casino de Murcia), что находится на улице Траперия, недалеко от кафедрального собора.
Не ждите увидеть здесь то, что у нас обычно связано со словом «казино» — столов с рулеткой, игральных автоматов. Королевское казино Мурсии — это частный клуб, в который входят люди из «приличного общества». Через открытую дверь, мы видели солидных мужчин, играющих в биллиард. В биллиардуную туристам вход был закрыт.
Здание входит в список национального культурного наследия. Оно строилось с 1847 года, а завершено уже в начале XX века, поэтому представляет собой смесь самых разных художественных течений. Здесь недавно была проведена масштабная реконструкция, после чего король Хуан Карлос I добавил в название казино — Real — Королевское.
От входа сразу попадаешь в удивительной красоты Арабский дворик, украшенный сусальным золотом. Особенно хорош перекрывающий патио стеклянный купол.
Из Арабского патио выходишь в стеклянные галереи, которые пересекают здание с востока на запад и с севера на юг. Галерея, в которую попадаешь из патио построена в 1901 году, а перпендикулярная ей — в 1866 году.
По обе стороны галереи находятся доступные для осмотра помещения. Первое — Английская библиотека, построенная в 1913 году. Здесь великолепная верхняя галерея из резного дерева, опирающаяся на чугунные кронштейны в форме фламинго.
К библиотеке примыкает Дамская туалетная комната, вся в зеркалах, с изображенными на потолке аллегориями богини Селены.
Самая большая комната здания — бальный зал в стиле необарокко, высотой в два этажа, построенный в 1875 году. Здесь пол из инкрустированного паркета. Освещают зал пять люстр из литой бронзы, украшенные 1800 подвесками из хрусталя Баккара. Люстры изготовлены в 1886 году в Париже.
Скульптурами украшена галерея, а также внутренний дворик, который называют Помпейским (Patio Pompeyano), перестроенный из существовавшего ранее в 1893 году. Этот дворик выполнен в неоклассическом стиле с четырнадцатью колоннами с ионическими капителями, в центре — скульптура Венеры, между колонн стоят копии двух скульптур, которые находятся в музее Ватикана.
В казино великолепная коллекция картин испанских художников XIX века. На стенах Зала оружия, Congresillo висят картины Германа Эрнандеса Амореса, Педро Санчеса Пикасо, Обдулио Мираллеса.
Congresillo — это комната, где встречались важные представители городской элиты, принимались решения о назначении на политические должности и другие, влиявшие на экономическую и социальную жизнь города.
В Казино есть также ресторан, мы туда заглянули, но фотографировать было неудобно, так как люди обедали.
Посещение возможно ежедневно с 10–30 до 19–00. Билет стоит 5 евро, выдают аудиогид с рассказом о всех комнатах здания; для пенсионеров, студентов и семей от 3 человек — 3 евро.
Я показала вам все, что мы смогли увидеть в Мурсии за полный день и пару часов в день приезда. Возможно, кому-то это пригодится при планировании маршрута.
Но это далеко не все интересное, что здесь есть. Например, всего в пяти километрах от города находится эффектно стоящий на горе Замок Монтеагудо, арабское наследие XI века. Думаю, что на Мурсию не жалко потратить два полных дня.