Посещение Мурсии, города на юго-востоке Испании, никогда не стояло у меня в планах. Начинала я еще в 1997 году, как и многие наши туристы с Барселоны и окрестностей, потом была Андалусия, Мадрид, страна Басков. Думала, что в шестой раз в Испанию уже не поеду, но, как говорят, не зарекайся. В этот раз решила посмотреть Валенсию, давно хотела увидеть знаменитый Город искусств и науки Сантьяго Калатравы, да и от поездки в Андалусию оставалось чувство неудовлетворенности, так как это были стандартные экскурсии во время пляжного отдыха.
Мурсия очень хорошо вписывается в планы на пути из Валенсии в Гранаду, проехать мимо было бы глупостью, тем более сейчас о ней я уже знала из рассказов Бориса (borisnov). Скажу сразу, Мурсия мне понравилась! Попробую систематизировать то, что нам удалось там увидеть, может кому-то пригодится эта информация.
Главная достопримечательность города — кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, собор епархии Картахены. Собор построен на останках мусульманской мечети, первый камень заложили в 1394 году. Освятили собор в 1465 году, когда строительные работы еще продолжались.
Великолепный фасад в стиле барокко, который мы видим сейчас, выполнен в середине XVIII века. Предыдущий фасад в стиле ренессанс середины XVI века вынуждены были снести из-за повреждения его фундамента наводнением реки Сегуры.
Этот собор заслуживает отдельного рассказа, нам удалось посетить и его, и соборный музей, несмотря на заморочки подготовки к Пасхе.
Главный фасад собора смотрит на площадь кардинала Бельюги (Plaza del Cardenal Belluga), главную площадь старой части Мурсии. Она появилась в середине XVIII века, когда решили создать достойное окружение новому роскошному фасаду собора. Назвали площадь в честь кардинала Луиса Антонио де Бельюга-и-Монкада, испанского католического иерарха, который почти два десятилетия был епископом Картахены.
Площадь пешеходная, окружена красивыми зданиями. На противоположной от собора стороне стоит современное здание, принадлежащее мэрии. Я почему-то его не сфотографировала, а это работа испанского архитектора с мировой известностью Рафаэля Монео. Видела его работы в Мадриде, Бильбао, Лос-Анджелесе, вспомним хотя бы мадридский вокзал Аточа. Здание заслуживает внимания, оно считается одним из выдающихся произведений архитектора. Выглядит просто, но красиво подсвечивается вечером.
На площади находится также Епископский дворец (Palacio Episcopal), официальная резиденция епископа Картахены. Дворец построен в 1748–1768 годах. На площадь кардинала Бельюги выходит главный фасад дворца, здание огромное, квадратное с внутренним двориком. На фасаде над аркой главного входа во дворец и балконом — епископский герб.
Главный фасад собора выходит на площадь Бельюги, но попасть в него можно не отсюда. Вход в собор и музей собора осуществляется с площади Эрнандеса Амореса (Plaza de Hernández Amores), испанского художника XIX века, уроженца Мурсии. На этой площади есть макет собора, а также стоит крест в память о первой церкви, которая была на этом месте; площадь раньше и называлась площадью Креста (Plaza de la Cruz). Чтобы попасть на площадь Эрнандеса Амореса, нужно обойти собор слева. От этой площади начинается очень красивая пешеходная улица Траперия, на которой много интересного, я её еще покажу.
На эту площадь выходят «Ворота цепей» (Puerta de las Cadenas), через них и впускают. Нужно только смотреть расписание, когда можно посетить собор. Нам пришлось приходить два раза. В первый раз пустили только в музей (платно), а уже в 17 часов открыли вход в сам собор.
Собор стоит обойти вокруг, там много интересного.
Часовня Велеса (Capilla de los Vélez).
Там мы и пообедали на улице Апостолов с видом на ворота Апостолов.
На площади кардинала Бельюги справа от Епископского дворца находится Туристический офис Мурсии, у входа в него стоят манекены в национальных костюмах.
За Епископским дворцом расположена Глориета (Plaza de la Glorieta), красивая пешеходная зона с цветниками и фонтанами перед зданием Ратуши и задним фасадом Епископского дворца.
Ратуша Мурсии (Casa Consistorial o Ayuntamiento) находится на этом месте со времен средневековья. Современное здание в стиле неоклассицизма построено в середине XIX века. Над входом две музы держат герб Мурсии, это аллегории Счастья и Изобилия. В центре фронтона часы с карильоном, которые играют мелодии Мурсии.
У заднего фасада Епископского дворца (Фасада Глориеты) стоит памятник кардиналу Луису Антонио де Бельюга-и-Монкада.
На щитах на площади что-то вроде рекламы мод.
А на лавочках на солнышке дремлют бомжи, никто их не беспокоит. Можете представить себе такое где-нибудь на площади у здания администрации наших городов?
В конце Глориеты установлен Памятник Назаретянам (El homenaje al Nazareno), это участники пасхальных шествий во время Семана Санта, пасхальной страстной недели. Мы на них насмотрелись вскоре в Гранаде и Севилье. Правда, наряды назаретян за века несколько изменились.
Через дорогу от Глориеты течет река Сегура. Вдоль неё мы еще погуляем, а сначала начнем с Садов Малекон (Jardines del Malecon).
Это Calle Pintor Sobejano, которая отделяет сады от жилых кварталов.
Сад Малекон был создан в 1845 году, когда Институту сельского хозяйства передали бывшие монастырские сады для обучения студентов. Более ста лет это был институтский Ботанический сад, там высадили многочисленные виды растений, в том числе экзотические. В 70-х годах прошлого века бывший ботанический сад превратили в общественный парк.
В парке стоит арка с гербом, по обе стороны которого два суровых мужика дикого вида. Как оказалось, это деталь фасада дворца, который когда-то был здесь, герб принадлежит владельцу — первому маркизу Торре Пачеко. Дворец назывался в честь битвы, которая состоялась в 1706 году недалеко от Мурсии, так же названа и арка — Portada del Huerto de las Bombas. Это была битва за испанское наследство, в результате к власти пришли Бурбоны, их войсками командовал уже знакомый Луис де Бельюга.
У входа в парк — памятник Франциску Ассизскому работы скульптора Мануэля Матео.
Недалеко от входа в парк стоит скульптура 1776 года — «Лев Малекона» (León del Malecón), один из символов города Мурсия. Лев держит щит города, на котором изображены семь корон. Седьмая была пожалована Мурсии в 1709 году королем Филиппом V за верность во время Войны за испанское наследство. Это копия, подлинник в городском музее.
На противоположной стороне улицы стоит обратить внимание на одну из достопримечательностей Мурсии — Рынок Вероники (Mercado de Verónicas), построенный в стиле модерн в 1916 году по проекту архитектора Педро Сердана. Рынок действует и сейчас, при реконструкциях сохранили неизменным его вид.
За рынком можно увидеть более древнюю достопримечательность — Арабскую стену (Muralla árabe). Это остатки городской крепостной стены, построенной в XII веке, когда город еще был мусульманским. Участок стены называется стеной Вероники, так как он находился внутри существовавшего здесь монастыря Вероники. В честь него называется и соседний рынок. Возле всех городских достопримечательностей обязательно установлена табличка с информацией на двух языках.
А это — «Венера на велосипеде», подарок городу от автора, известного скульптора из Мурсии Антонио Кампильо. Установлена у Дворца Альмуди начала XVII века, где сейчас находится выставочный зал, городской архив и городской департамент культуры. Дворец не сфотографировала, в день приезда начинался дождь, а потом уже и не случилось пройти мимо.
А теперь обещанная прогулка вдоль реки Сегура. Пусть она невелика, но в ней хотя бы вода есть в отличие от других испанских рек, которые нам удалось увидеть в эту поездку. Хотя Сегура по характеру такая же непостоянная: то она в состоянии засухи, то наводнение из-за проливных дождей. Видимо нам просто повезло.
Рядом со входом в Сад Малекон через реку перекинут вантовый пешеходный мост с тем же названием — Pasarela del Malecón. Этот мост построили в 1997 году.
Следующий — Старый мост (puente Viejo), называется так потому, что это самый старый из мостов города. Предыдущий мост на этом месте был разрушен наводнением еще в 1701 году. Новый начали строить только через 17 лет и еще 24 года строили (то война, то денег нет), завершили строительство в 1742 году. Все годы пользовались временным понтонным мостом. Но зато хорошо построили: мост выдержал за эти годы многие наводнения, в том числе устоял и в знаменитое наводнение Санта-Тереза 1879 года, когда разлившаяся Сегура полностью затопила Мурсию и города провинции, погибло более тысячи человек и десятки тысяч скота.
У моста есть и второе название — Мост Опасностей (puente de los Peligros) в честь изображения Богородицы Опасностей (Virgen de los Peligros), которое было размещено у моста.
Сейчас изображение Богородицы Опасностей установлено в нише на стене дома у моста.
Со Старого моста открываются неплохие виды на историческую часть города.
Сардина, которая плещется в реке напротив Ратуши, связана с одним из любимых весенних городских праздников — «Похороны сардины». Говорят, что его придумали более столетия назад студенты, которым надоело есть рыбу во время сорокадневного поста перед Пасхой. Праздник этот проходит ежегодно после Пасхальной недели. Длится он два дня: в пятницу яркая и веселая процессия под музыку проходит по городу, с балкона мэрии читают смешное завещание сардины, после чего устраивают фейерверк. В субботу шествие повторяется, а в конце праздника сжигают огромное чучело сардины. Участники шествия называются «сардинерос». Думаю, что интересно было бы совместить поездку с этим веселым праздником, похожим на нашу Масленицу.
Следующий мост через Сегуру — мост Мигеля Кабальеро (Pasarela Miguel Caballero). Построен в 1970 году, а назван, если я правильно поняла, в честь одного из мэров города.
У моста вот такие симпатичные вазоны с геранью.
Улица вдоль реки застроена солидными зданиями. Это учебные заведения, отели, Дворец юстиции, административные здания правительства автономного сообщества региона Мурсия, столицей которого является город.
Ректорат университета Мурсии.
Между рекой и улицей — парк с променадом и велосипедной дорожкой вдоль набережной. В парке есть вольеры для птиц и голубятня,
а также различные памятники и скульптуры.
Монумент Славы, посвященный выдающимся людям Мурсии. На плите перечислены их фамилии. Автор Хуан Гонсалес Морено, 1972 г.
Новый мост (Puente Nuevo) еще называют Железным. Этот металлический ферменный мост построили вторым в 1903 году, назвали Новым, чтобы отличить от Старого моста или моста Опасностей. С 2003 года мост только пешеходный.
Город на месте, где находится Мурсия, был основан в 825 году эмиром Кордовы Абд ар-Рахманом II под названием Medinat Mursiya. Памятник основателю стоит в парке рядом с Новым мостом.
Следующий мост называется Больничным (puente del Hospital), так как находится рядом с больницей, которая сейчас называется Больницей королевы Софии.
Этот мост — реконструкция 1999 года старого моста, построенного в 1973 году. Проект реконструкции выполнил знаменитый Сантьяго Калатрава. Пешеходы критиковали проект, так как пешеходная зона находится по центру широкого моста, чтобы перейти улицу, нужно дважды с каждой стороны переходить проезжую часть.
Через Сегуру перекинут еще один мост Сантьяго Калатравы. До него мы не дошли, я только сфотографировала его через ванты Больничного моста. Арочный пешеходный мост Вистабелла (Puente de Vistabella) интересен тем, что тротуар у него выполнен из стекла. Кстати, такое же решение и у моста Калатравы в Бильбао. Но бывало что стекло ломалось, кроме того покрытие было скользким, жители жаловались, и стекло закрыли нескользящим виниловым покрытием.
Сейчас немного о районе, где мы сняли апартаменты. Мы жили на площади Сан-Агустин рядом с городским автовокзалом. Площадь своим именем обязана ордену августинцев, от их монастыря, который здесь был, осталась только церковь Сан-Андрес, открытая в 1689 году. Монастырь снесли в XIX веке, чтобы использовать камни для постройки на этой площади арены для корриды.
Пишут, что в церкви есть ценная часовня Девы Аррисаки XVII века. Заглянули, как-то пустынно и неуютно — то ли ремонт, то ли еще что. Пришлось ограничиться рассмотрением фасада, который сохранился в первозданном виде с 1762 года. В нише — скульптура Сан-Андреса, которому посвящена церковь, а на фронтоне изображена Санта-Мария-де-Аррисака, которая до середины XVIII века почиталась как покровительница региона Мурсия.
Рядом с церковью Сан-Андрес находится Приватная церковь Иисуса (Iglesia de Jesús), построенная в конце XVII века. В 1955 году к ней присторили музей и церковь передали ему.
Музей на площади посвящен творчеству Франсиско Сальсильо, выдающегося испанского скульптора XVIII века. Его произведения, а это в основном полихромные деревянные скульптуры, выполнены в стиле барокко и посвящены исключительно религиозной тематике. Сальсильо считают автором порядка девятисот композиций, но многие утрачены в период Гражданской войны.
В музей попасть не удалось, приехали в воскресенье, когда он уже закрывался, в понедельник выходной, во вторник вернулись поздно. Но кое-что из работ Сальсильо увидели в церквях города, а также в Музее собора.
Вот, например, образ Богородицы Млекопитательницы, выполненный Франсиско Сальсильо в 1745–1750 годах. Полихромное дерево. Кстати, в Музее Сальсильо фотографировать запрещено.
Памятник на площади Сан-Агустин установлен в 2007 году в честь 300-летия со дня рождения Франсиско Сальсильо. Женщина — символ Мурсии. Памятник называется «Мурсия — Сальсильо».
Мурсия большой по испанским меркам город, седьмой по численности в стране, его население около 450 тысяч человек. Есть и современные высотки, большие торговые центры, но времени на это у нас не было.
Современные жилые районы начинались рядом, но видели мы зеленые уютные дворики только по пути в супермаркет за продуктами. Поскольку жили в апартаментах с кухней, питались дома.
Проходили через парк Ла Седа (Jardín de la Seda), что в переводе Сад шелка. История этого сада очень длинная и начинается в конце средневековья. На месте парка был монастырь и больница, которые находились под опекой ордена братьев Сан-Антон. В 1787 году орден был ликвидирован, имущество распродано, от всего осталась только маленькая часовня — Эрмита Сан-Антонио-Абад, зажатая между жилыми домами. Часовня существует с середины XV века, но её современный вид — результат реконструкции 1770 года, выполненной после серьезных повреждений от наводнения 1651 года.
Эту часовню Сан-Антонио очень почитали жители города, так как святой защищал от эпидемий животных. Об этом напоминает стоящий в парке напротив Эрмиты памятник: люди с животными, которые пришли за благословением к дверям часовни.
В начале XIX века на месте монастыря построили шелковую фабрику. Фабрика работала до середины уже XX века, когда её снесли, на этом месте основали общественный сад. В память «о процветающей промышленности прошлых веков» осталась дымовая труба шелковой фабрики и название этого парка.
Сад основали в 1990 году. Здесь есть извилистый ручеек, соединяющий два небольших озера, через него перекинуты мостики, есть и все остальное, что положено в хорошем парке. Особенно хороши розы!
В завершение сегодняшнего рассказа хочу показать еще одну церковь — приходскую церковь Сан-Антолин (parroquia de San Antolín). Несмотря на то, что сразу понимаешь, что церковь современная, приход Сан-Антолин — один из старейших в Картахенской епархии. В архивах храма первое крещение зарегистрировано в 1599 году. Этот храм — третий, построенный на этом месте. Второй был построен в середине XVIII века: в стиле барокко, по проекту известного архитектора того времени. Его разрушили в самом начале Гражданской войны.
Существующую церковь построили в 1943–1961 годах. На фронтоне изображен Иисус Христос Искупитель в окружении святых.
В этой церкви мы впервые увидели платформы с изображением религиозных сцен, которые готовили к предстоящим пасхальным шествиям. Рядом столи таблички с описанием сцены, перечислением авторов и весом платформы. Увидеть это стоит, красота исполнения удивительная!
Крестный путь. VI стояние Сцена, когда св. Вероника вытерла лицо Христа своим шёлковым покрывалом. Скульптор Франсиско Толедо Санчес, 1954 г. Вес платформы 1100 кг.
Как бы ни хотелось втиснуть всё о городе в один рассказ, но не получается. Так что простите, будет продолжение!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия