Начало рассказа о поездке — здесь.
Наутро, едва открыв глаза, с радостью обнаружил, что от вчерашней хмари не осталось и следа. Яркое солнышко вставало над деревьями.
Начало рассказа о поездке — здесь.
Наутро, едва открыв глаза, с радостью обнаружил, что от вчерашней хмари не осталось и следа. Яркое солнышко вставало над деревьями.
Быстро позавтракали, свернули лагерь и поехали в столицу уральского автопрома — город Миасс. Но не мощные грузовики «Урал» были нашей целью. В начале 2000-х в канцелярской компании «Бюрократ» задумались о какой-нибудь «фишке», с которой Миасс можно внести в Книгу рекордов Гиннеса. Идею подсказала сама деятельность компании. И вот миасские мастера изготовили гигантскую канцелярскую скрепку, заявка была подана в оргкомитет Книги и 4 мая 2011 года рекорд был зафиксирован за N254931. Высота скрепки — 9 метров 28 сантиметров, что на 4 м 28 см больше аналогичной в Осло! Дальше — больше. На небольшой площади, огороженной заборчиком из метровых карандашей,
установили ещё несколько гигантских канцелярских принадлежностей.
Кнопку диаметром 2 метра, линейку — ростомер высотой 2,5 метра, 4-метровые ножницы, циркуль.
Любимая программа maps.me расширила функционал, добавив в свою сеть дорог грунтовые и лесные проселки. И в этой поездке электронный помощник решил показать свои возможности по максимуму, хоть и были они оценены мною раньше. Где только была возможность, навигация отправляла нас с асфальта в лес. Сильно месить грязь не хотелось (правда, к бездорожью был готов), поэтому по знакомым дорогам указания игнорировал. А вот в незнакомых местах приходилось подчиняться. И поэтому, когда после Миасса поступила команда «В лес!» — вздохнул, свернул и… не пожалел! Приличный грейдер через перевал дал возможность полюбоваться красотами Уральских гор.
До открытия железной дороги в этих краях царствовал Сибирский, или Екатерининский, каторжный путь. Важное значение с 1756 года имела почтовая станция Сыростан. В путешествиях по Сибири и Уралу своим посещением её удостаивались цесаревичи, будущие российские императоры Александр I и Александр II. С начала 20-го века существует версия, не подтвержденная записями в дневниках, что в Сыростане останавливался на обед будущий император Николай II.
Дорога, по которой, возможно, проходил маршрут первой автогонки Пекин — Париж в 1907 году, вывела нас из леса на вершину горы. У подножья, в распадке, раскинулось небольшое село.
Проехав немного по центральной улице, припарковался у Крестовоздвиженского храма.
Церковь, построенная в 1895 году, как и многие, пережила тяжелые времена. В 1929 году с неё сняли кресты и купола, в 1937 году расстреляли местного священника, а в 1938 году закрыли. В руинированном состоянии простояла она до своего 100-летия, и только в конце 20-го века вновь открылась для прихожан. Народ собирался на службу и, чтобы не мешать своим хождением, внутрь заходить не стали, ограничились внешним осмотром. Внутри ограды, в память о посещении, ещё до революции был поставлен памятник Николаю II. Потом, естественно, его ликвидировали. Только после вторичного освящения храма, в 1995 году, установили новый.
Кроме храма и киота в окрестностях Сыростана есть ещё «интересность». В конце 19-го века рядом с селом проложили железную дорогу Златоуст — Челябинск. Рельеф был очень сложный. Газета «Екатеринбургская неделя» писала: " По словам знатоков, Уфа — Златоусто — Челябинская дорога напоминает собой С. Готтландскую швейцарскую дорогу; разумеется, устройство тоннелей наши инженеры избегнули, но — до некоторой степени — тип этой дороги сохранился… Так, около Сыростана… рельсовый путь в одном месте представляет почти правильное, но не вполне замкнутое кольцо…" Добавлю, что проектировал дорогу инженер и писатель Н. Г. Гарин — Михайловский. Не сильно надеясь на успех, поехали в то место, где было «горлышко» этого кольца. От станции с хорошо сохранившейся водонапорной башней
технологическая дорога путейцев сквозь тоннели и по ручейкам
Ну уж если мы оказались рядом со Златоустом, то грех было не отметиться у одного из старейших обелисков на границе Европа — Азия. В 1892 году с вводом в строй железной дороги, на станции Уржумка в пригороде Златоуста, по проекту все того же Н. Г. Гарин — Михайловского был установлен каменный монумент, обозначающий границу частей света.
Через несколько километров свернули с трассы и вскоре покинули Челябинскую область. Какую-то часть пути нас, гостей, будет принимать Башкирия.
И на границе с республикой Башкортостан природа, как по взмаху волшебной палочки, поменялась. Леса отступили, высокие вершины ушли куда-то вдаль. Мы ехали по зелёной долине, зажатой холмами и невысокими отрогами Уральских гор.
Село Вознесенка, а по некоторым источникам — хутор. Население 500 человек. Откуда такое великолепие в богом забытом месте? Село Вознесенское было основано в 1755 году, когда сюда привезли крепостных крестьян для добычи медной руды. А когда рядом нашли золото, население резко прибавилось. Построили деревянную церковь, которая почти со всем селом была уничтожена пожаром в 1871 году. Построили другую, опасения о повторении трагедии оставались. Тогда местные золотодобытчики скинулись и выделили на строительство каменного храма 2 пуда золота! Строили основательно, на века. Для внутренней росписи стен пригласили итальянских мастеров. В 1930-х годах церковь закрыли. Колокола сняли, а один, по слухам, утопили в озере Ворожеич неподалёку. Когда в годы войны гонения на веру ослабли, церковь вновь открыли. В начале 1960-х, когда Хрущев возобновил борьбу с религией, храм приспособили под склад. Кукурузу, что ли, негде было хранить? И только в конце 20-го века церковь вернули верующим. Честно, для меня её нынешний внешний вид оказался полнейшей неожиданностью. На фото в интернете — это обшарпанное здание с крошащимися и выпадывающими из стен кирпичами. Сейчас — изумительный облик.
Эта колонна была установлена в 1883 году в память об императоре Александре II. Изначально вершину остроконечной пирамиды украшала корона с двуглавым орлом. На плите была надпись. «Александр II, родился в 1818 году, короновался в 1841 году, в 1861 году освободил крестьян от крепостного ига, в 1881 году умер мученической смертью. Вечная ему память." После революции корону сбили, надпись уничтожили. В нишу на памятнике водрузили бюст Ленина… На шум заработавшего двигателя из церкви вышел батюшка. И пока машина не скрылась за поворотом, он стоял на крыльце, осенняя нас крестом, благословляя в дальнюю дорогу…
Про местность неподалёку от Вознесенки в интернете больше материала, чем про храм. Исток реки Урал. Именно для покорения этого «родника», мало надеясь на сухую погоду в регионе, машина была мал—мало подготовлена — обута грязевая резина, в багажнике ручная лебедка, сенд-траки, лопата… Поначалу дорожка показалась лёгкой прогулкой. Сносная лесная тропа, не разбитая лесовозами.
Отдыхающие на полянке лесорубы, казалось, ничуть не удивились появившейся в этой глухомани машине. С их слов выходило, что «на квадрике дальше ехать надо, болото… или пешком." И пообещали то ли 2, то ли 3, то ли 5 километров. Поездка по болоту не устраивала, а перспектива пешего похода не испугала — до вечера было далеко. Но пройдя метров 100 по заросшей травой, едва видимой тропе, волевым решением я прекратил этот мазохизм. На нас, как на вторгшихся агрессоров, накинулись клещи. 3 снятых с одежды кровососа за 100 метров? Явный перебор даже для привитых туристов… Чтож, не всегда задуманное сбывается. Истк реки — границы Европы — Азии остался непокорённым где-то за этой горой…
Про Стоунхендж, что в Англии, наверное, не слышал только глухой и слепой. А что-то про Ахуновский Стоунхендж вы слышали? Вот и я узнал про это место буквально за несколько дней до поездки, когда изучал дорогу до другой локации в районе села Ахуново. Проехали райцентр Учалы, в селе Ахуново свернул в степь, к реке. Примерно через километр — вот оно. Беседка, несколько огороженных площадок, навязанные на деревянные изгороди ленточки. Все как положено. Место силы… Ахуновские менгиры. На большой площадке — два вертикальных камня, стоящие посередине и 8 камней поменьше, расположенные по окружности. Камни пронумерованы, трава вытоптана.
Сильно камнями меня не закидывайте — ну не верю я в эту эзотерику! И объясняться не буду. А когда рассмотрел камень N 13, стоящий отдельно метрах в 50… Ну какой, к лешему, «памятник космологической архитектуры», если его основание залито цементным раствором? Ладно, как написано на плакате: «Верить или проверить — каждый решает сам». Да и ехал я в Ахуново не на менгиры смотреть.
С середины 18 века в этих краях проходил южный участок знаменитого Сибирского тракта. Или Екатерининского, как здесь называют. И в окрестностях села до сих пор сохранились участки этого тракта. Встреченный на берегу озёра за околицей села рыбак оказался, на удивление, полностью осведомленным. Во всех подробностях, чтоб не заблудиться в паутине полевых дорог, он объяснил путь. Остатки булыжной «Екатериновки» нашли быстро.
Для чистоты эксперимента я проехал по этому 800-метровому участку тракта туда — обратно.
Спецы из Росдорстроя, ау! Дороге 250 лет! Никакой колейности, никакого вспучивания, не надо бессвязно лепетать на разносах на ковре у начальства за перепады температур от -40 до +40. Может, вернуть технологии прошлых веков? А маралы в питомнике за забором вдоль дороги, наверное, недоумевали — чего этот двуногий то камни щупает, то прыгает на них, то на машине туда — сюда ездит…
Убежать от надвигающейся грозы нам не удалось. Ночевку планировал в районе Новобайрамгулово, на берегу Урала. Но там было так сыро, что ограничились только съемкой стелл Европа — Азия. Их здесь аж 4 штуки по обоим берегам. В 1968 году зафиксировали границу частей света у автомобильного моста, разъединив Европу и Азию по своим берегам.
Несмотря на какую-то сумеречность, до вечера время ещё было, и мы вполне успевали вернуться в Челябинскую область, чтобы в Верхнеуральске определиться с ночлегом.
Город Верхнеуральск — самый старый в Челябинской области. Верхнеяицкая крепость была основана в 1734 году. В 1736 году обоз с продовольствием, следовавший в крепость, уничтожили мятежные башкиры и бОльшая часть гарнизона погибла. Оставшиеся переместились в Оренбург. Через год В. Н. Татищев восстановил Верхнеяицкую крепость. Пугачев не стала захватывать гарнизон, но в 1775 году по указу Екатерины II о переименовании реки Яик в Урал, крепость стала называться Верхнеуральской.
Наша дорога к городу проходила мимо одной из достопримечательностей — горы Извоз. В старину здесь было удобное место для отдыха обозных лошадей. В 1950-е годы гору засадили соснами. Причём на одном склоне этот лесок засажен в форме огромных букв, складывающихся в слово Л-Е-Н-И-Н.
Вот где-то здесь, под прикрытием вождя пролетариата, мы и устроили себе ночлег.
Раз лошадкам в старину здесь было комфортно, значит и нашему «коню» понравится!
Изначально на Верхнеуральск мною много времени не планировалось. Заехали в город точнехонько к месту, где была основана Верхнеяицкая крепость. Сейчас здесь установлен географический знак о планетарной границе Европа — Азия и стоят ажурные ворота.
Неподалёку — центральная площадь, типичная для провинциального городка, но без традиционного памятника вождю. А вот дома вокруг площади… Это же сплошь 19 век!
Все будет стопудово! «Квартал» этих домов, конечно, интересен. Причём специализация сохранена. По фасадам видно, что если была лавка купца — так и сейчас магазин, а если особняк или присутственное место, то сейчас, к примеру, музей. Как часто случается, времени не хватало. Поэтому поехали на северную окраину города. Там стоит заведение, которое, кажется, было в городе всегда. Через Верхнеуральск проходил Екатерининский кандальный путь. Каторжан со всей России здесь распределяли по уголкам каторги. Были здесь и декабристы — П. Бестужев, А. Веденяпин, И. Черноглазов. В 1914 году построили новое здание тюрьмы. Каменное, добротное. Отсюда не сбежал ни один арестант. А после революции тюрьму закрыли по указу Троцкого. Но! Спустя 3 месяца она вновь открылась — у революции оказалось слишком много врагов. Только, как оказалось впоследствии, открыли-то большевики тюрьму для себя — здесь побывали Зиновьев, Каменев, Радек. Во время Великой Отечественной в местной тюрьме побывали «неблагонадежные» иностранцы — дипломат Рауль Валленберг, двоюродная сестра Гитлера Мария Коппештайнер. Тюрьма до сих пор действующая, режимный объект. Поэтому, чтобы не нервировать ГУФСИНовцев, сделал издалека пару «шпионских» кадров и ретировался.
Доминантой над городом высятся купола Свято — Никольского собора.
Он был построен в 1870 году и представляет собой сильно уменьшенную копию Храма Христа Спасителя в Москве. В 1891 году здесь молился на службе будущий император Николай II.
Если мемориальные доски и памятники царствующим особам становятся привычными, то возрождение памяти стоявших «по другую сторону баррикад» в Гражданскую ещё мало где увидишь. Респект авторам этого креста, которые, пусть немного неловко (в надписи отсутствует одно слово, хотя и место для него есть), но попытались вспомнить о погибших за свою идеологию.
Хотя, если взглянуть с другой стороны, когда-то эта аллея была посвящена другой войне.