Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 4:04
Признание
пользователей

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Учалы, Верхнеуральск, Миасс — Россия Июнь 2019
33 52

Начало рассказа о поездке — здесь.

Наутро, едва открыв глаза, с радостью обнаружил, что от вчерашней хмари не осталось и следа. Яркое солнышко вставало над деревьями.

1
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Быстро позавтракали, свернули лагерь и поехали в столицу уральского автопрома — город Миасс. Но не мощные грузовики «Урал» были нашей целью. В начале 2000-х в канцелярской компании «Бюрократ» задумались о какой-нибудь «фишке», с которой Миасс можно внести в Книгу рекордов Гиннеса. Идею подсказала сама деятельность компании. И вот миасские мастера изготовили гигантскую канцелярскую скрепку, заявка была подана в оргкомитет Книги и 4 мая 2011 года рекорд был зафиксирован за N254931. Высота скрепки — 9 метров 28 сантиметров, что на 4 м 28 см больше аналогичной в Осло! Дальше — больше. На небольшой площади, огороженной заборчиком из метровых карандашей,

1
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

установили ещё несколько гигантских канцелярских принадлежностей.

3
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Кнопку диаметром 2 метра, линейку — ростомер высотой 2,5 метра, 4-метровые ножницы, циркуль.

1 из 5
По случаю раннего утра детворы на игровой площадке, обустроенной рядом, не было и мы спокойно рассмотрели «рекордсменов». Дальше задерживаться в Миассе не стали, отложив «на потом» более подробное изучение его достопримечательностей.

Любимая программа maps.me расширила функционал, добавив в свою сеть дорог грунтовые и лесные проселки. И в этой поездке электронный помощник решил показать свои возможности по максимуму, хоть и были они оценены мною раньше. Где только была возможность, навигация отправляла нас с асфальта в лес. Сильно месить грязь не хотелось (правда, к бездорожью был готов), поэтому по знакомым дорогам указания игнорировал. А вот в незнакомых местах приходилось подчиняться. И поэтому, когда после Миасса поступила команда «В лес!» — вздохнул, свернул и… не пожалел! Приличный грейдер через перевал дал возможность полюбоваться красотами Уральских гор.

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

До открытия железной дороги в этих краях царствовал Сибирский, или Екатерининский, каторжный путь. Важное значение с 1756 года имела почтовая станция Сыростан. В путешествиях по Сибири и Уралу своим посещением её удостаивались цесаревичи, будущие российские императоры Александр I и Александр II. С начала 20-го века существует версия, не подтвержденная записями в дневниках, что в Сыростане останавливался на обед будущий император Николай II.

Дорога, по которой, возможно, проходил маршрут первой автогонки Пекин — Париж в 1907 году, вывела нас из леса на вершину горы. У подножья, в распадке, раскинулось небольшое село.

2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Проехав немного по центральной улице, припарковался у Крестовоздвиженского храма.

2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Церковь, построенная в 1895 году, как и многие, пережила тяжелые времена. В 1929 году с неё сняли кресты и купола, в 1937 году расстреляли местного священника, а в 1938 году закрыли. В руинированном состоянии простояла она до своего 100-летия, и только в конце 20-го века вновь открылась для прихожан. Народ собирался на службу и, чтобы не мешать своим хождением, внутрь заходить не стали, ограничились внешним осмотром. Внутри ограды, в память о посещении, ещё до революции был поставлен памятник Николаю II. Потом, естественно, его ликвидировали. Только после вторичного освящения храма, в 1995 году, установили новый.

1 из 2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
Храм стоит под самой горой, а на вершине виднелась небольшая часовенка. Автодороги туда явно нет. На вопрос о тропинке пробегавшая девчушка пожала плечиками: «Я туда не поднималась." Спасибо спешившему на службу батюшке — подробно объяснил самый короткий путь. По местному преданию, именно на вершине этой горы Николай II останавливался на обед по пути в Златоуст. Для увековечивания в памяти этого события, в 1907 году местный купец поставил на месте остановки киот с иконой Николая Чудотворца.
1 из 2
Разрушенный после революции киот восстановили в 2011 году.

Кроме храма и киота в окрестностях Сыростана есть ещё «интересность». В конце 19-го века рядом с селом проложили железную дорогу Златоуст — Челябинск. Рельеф был очень сложный. Газета «Екатеринбургская неделя» писала: " По словам знатоков, Уфа — Златоусто — Челябинская дорога напоминает собой С. Готтландскую швейцарскую дорогу; разумеется, устройство тоннелей наши инженеры избегнули, но — до некоторой степени — тип этой дороги сохранился… Так, около Сыростана… рельсовый путь в одном месте представляет почти правильное, но не вполне замкнутое кольцо…" Добавлю, что проектировал дорогу инженер и писатель Н. Г. Гарин — Михайловский. Не сильно надеясь на успех, поехали в то место, где было «горлышко» этого кольца. От станции с хорошо сохранившейся водонапорной башней

3
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

технологическая дорога путейцев сквозь тоннели и по ручейкам

1 из 2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
привела к горе. Поднявшись пешком наверх, мы все-таки увидели это место. Пути под нами, изгибаясь, уходили за соседнюю гору, а ниже слева выходили. В это время проходил грузовой состав. Хвост этой «змеи» только скрылся за изгибом, а голова уже появилась с другой стороны горы.

2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
Конечно, кто-то скажет: «Эка невидаль…" А, к примеру, в Европе так не думают и в подобных местах делают смотровые площадки.

Ну уж если мы оказались рядом со Златоустом, то грех было не отметиться у одного из старейших обелисков на границе Европа — Азия. В 1892 году с вводом в строй железной дороги, на станции Уржумка в пригороде Златоуста, по проекту все того же Н. Г. Гарин — Михайловского был установлен каменный монумент, обозначающий границу частей света.

1 из 2
Не останавливаясь в Златоусте, выехали на трассу М5 «Урал». На высшей точке перевала через хребет Урал — Тау остановились ещё у одной стеллы Европа — Азия.
1 из 2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
Поначалу я был в недоумении — как так перепутали части света? Потом понял — стелла функционирует как дорожный знак. Водитель по надписи видит, куда он въезжает, в Европу или Азию. Интересное решение — в других местах возле трассы надписи на обелисках сделаны «по-нормальному», а дублирует на обочине обычный дорожный знак примерно такого вида.
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Через несколько километров свернули с трассы и вскоре покинули Челябинскую область. Какую-то часть пути нас, гостей, будет принимать Башкирия.

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

И на границе с республикой Башкортостан природа, как по взмаху волшебной палочки, поменялась. Леса отступили, высокие вершины ушли куда-то вдаль. Мы ехали по зелёной долине, зажатой холмами и невысокими отрогами Уральских гор.

1 из 2
Внезапно взору открылось это чудо. Сверкающий белизной византийский храм… Храм Вознесения Господня.

3
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Село Вознесенка, а по некоторым источникам — хутор. Население 500 человек. Откуда такое великолепие в богом забытом месте? Село Вознесенское было основано в 1755 году, когда сюда привезли крепостных крестьян для добычи медной руды. А когда рядом нашли золото, население резко прибавилось. Построили деревянную церковь, которая почти со всем селом была уничтожена пожаром в 1871 году. Построили другую, опасения о повторении трагедии оставались. Тогда местные золотодобытчики скинулись и выделили на строительство каменного храма 2 пуда золота! Строили основательно, на века. Для внутренней росписи стен пригласили итальянских мастеров. В 1930-х годах церковь закрыли. Колокола сняли, а один, по слухам, утопили в озере Ворожеич неподалёку. Когда в годы войны гонения на веру ослабли, церковь вновь открыли. В начале 1960-х, когда Хрущев возобновил борьбу с религией, храм приспособили под склад. Кукурузу, что ли, негде было хранить? И только в конце 20-го века церковь вернули верующим. Честно, для меня её нынешний внешний вид оказался полнейшей неожиданностью. На фото в интернете — это обшарпанное здание с крошащимися и выпадывающими из стен кирпичами. Сейчас — изумительный облик.

1 из 3
И, на наше счастье, ворота были открыты! Сразу у входа роспись стен и деревянная икона поражают!
1 из 4
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
Глядя на лики, не замечаешь облупившейся штукатурки… Внутри храма было сумрачно, приходская староста прибиралась после службы. А я был просто ошарашен… Довелось побывать во многих православных храмах в глубинке, вдали от епархиальных центров, видел много росписей — и свежих, и старинных. Но выполненных с таким высочайшим мастерством — единицы… На скрип широченных половиц вышел батюшка. На мою просьбу пофотографировать, он вначале с печальной грустью в голосе спросил: «Что? Здесь же только пятна…" Но, видя наш неподдельный интерес, разрешил и стал рассказывать… Я боялся щелчком фотоаппарата ненароком спугнуть этот идущий от самого сердца рассказ. Фотографий в итоге получилось мало…
1 из 8
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
Потом, извинившись и посетовав на нехватку времени, мы вышли из храма. Машина стояла рядом с обелиском. Теперь мы знали о его истории из уст батюшки, а не статей в интернете.

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Эта колонна была установлена в 1883 году в память об императоре Александре II. Изначально вершину остроконечной пирамиды украшала корона с двуглавым орлом. На плите была надпись. «Александр II, родился в 1818 году, короновался в 1841 году, в 1861 году освободил крестьян от крепостного ига, в 1881 году умер мученической смертью. Вечная ему память." После революции корону сбили, надпись уничтожили. В нишу на памятнике водрузили бюст Ленина… На шум заработавшего двигателя из церкви вышел батюшка. И пока машина не скрылась за поворотом, он стоял на крыльце, осенняя нас крестом, благословляя в дальнюю дорогу…

Про местность неподалёку от Вознесенки в интернете больше материала, чем про храм. Исток реки Урал. Именно для покорения этого «родника», мало надеясь на сухую погоду в регионе, машина была мал—мало подготовлена — обута грязевая резина, в багажнике ручная лебедка, сенд-траки, лопата… Поначалу дорожка показалась лёгкой прогулкой. Сносная лесная тропа, не разбитая лесовозами.

1 из 2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
Из предсказанных навигацией 14 километров проехали уже 8 и… все, приехали. Впереди — огромная вырубка, а нужное направление напрочь заявлено свежеспиленными берёзами.

1
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Отдыхающие на полянке лесорубы, казалось, ничуть не удивились появившейся в этой глухомани машине. С их слов выходило, что «на квадрике дальше ехать надо, болото… или пешком." И пообещали то ли 2, то ли 3, то ли 5 километров. Поездка по болоту не устраивала, а перспектива пешего похода не испугала — до вечера было далеко. Но пройдя метров 100 по заросшей травой, едва видимой тропе, волевым решением я прекратил этот мазохизм. На нас, как на вторгшихся агрессоров, накинулись клещи. 3 снятых с одежды кровососа за 100 метров? Явный перебор даже для привитых туристов… Чтож, не всегда задуманное сбывается. Истк реки — границы Европы — Азии остался непокорённым где-то за этой горой…

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Про Стоунхендж, что в Англии, наверное, не слышал только глухой и слепой. А что-то про Ахуновский Стоунхендж вы слышали? Вот и я узнал про это место буквально за несколько дней до поездки, когда изучал дорогу до другой локации в районе села Ахуново. Проехали райцентр Учалы, в селе Ахуново свернул в степь, к реке. Примерно через километр — вот оно. Беседка, несколько огороженных площадок, навязанные на деревянные изгороди ленточки. Все как положено. Место силы… Ахуновские менгиры. На большой площадке — два вертикальных камня, стоящие посередине и 8 камней поменьше, расположенные по окружности. Камни пронумерованы, трава вытоптана.

1 из 3
И огромный плакат, рассказывающий «Что? Где? Когда?»

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Сильно камнями меня не закидывайте — ну не верю я в эту эзотерику! И объясняться не буду. А когда рассмотрел камень N 13, стоящий отдельно метрах в 50… Ну какой, к лешему, «памятник космологической архитектуры», если его основание залито цементным раствором? Ладно, как написано на плакате: «Верить или проверить — каждый решает сам». Да и ехал я в Ахуново не на менгиры смотреть.

С середины 18 века в этих краях проходил южный участок знаменитого Сибирского тракта. Или Екатерининского, как здесь называют. И в окрестностях села до сих пор сохранились участки этого тракта. Встреченный на берегу озёра за околицей села рыбак оказался, на удивление, полностью осведомленным. Во всех подробностях, чтоб не заблудиться в паутине полевых дорог, он объяснил путь. Остатки булыжной «Екатериновки» нашли быстро.

9
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Для чистоты эксперимента я проехал по этому 800-метровому участку тракта туда — обратно.

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Спецы из Росдорстроя, ау! Дороге 250 лет! Никакой колейности, никакого вспучивания, не надо бессвязно лепетать на разносах на ковре у начальства за перепады температур от -40 до +40. Может, вернуть технологии прошлых веков? А маралы в питомнике за забором вдоль дороги, наверное, недоумевали — чего этот двуногий то камни щупает, то прыгает на них, то на машине туда — сюда ездит…

5
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Убежать от надвигающейся грозы нам не удалось. Ночевку планировал в районе Новобайрамгулово, на берегу Урала. Но там было так сыро, что ограничились только съемкой стелл Европа — Азия. Их здесь аж 4 штуки по обоим берегам. В 1968 году зафиксировали границу частей света у автомобильного моста, разъединив Европу и Азию по своим берегам.

1 из 2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
В 1990-е мост снесли.

2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
По берегам у нового моста поставили новые обелиски,
1 из 2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
а старые оставили доживать свой век…

Несмотря на какую-то сумеречность, до вечера время ещё было, и мы вполне успевали вернуться в Челябинскую область, чтобы в Верхнеуральске определиться с ночлегом.

Город Верхнеуральск — самый старый в Челябинской области. Верхнеяицкая крепость была основана в 1734 году. В 1736 году обоз с продовольствием, следовавший в крепость, уничтожили мятежные башкиры и бОльшая часть гарнизона погибла. Оставшиеся переместились в Оренбург. Через год В. Н. Татищев восстановил Верхнеяицкую крепость. Пугачев не стала захватывать гарнизон, но в 1775 году по указу Екатерины II о переименовании реки Яик в Урал, крепость стала называться Верхнеуральской.

Наша дорога к городу проходила мимо одной из достопримечательностей — горы Извоз. В старину здесь было удобное место для отдыха обозных лошадей. В 1950-е годы гору засадили соснами. Причём на одном склоне этот лесок засажен в форме огромных букв, складывающихся в слово Л-Е-Н-И-Н.

1
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Вот где-то здесь, под прикрытием вождя пролетариата, мы и устроили себе ночлег.

2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Раз лошадкам в старину здесь было комфортно, значит и нашему «коню» понравится!

Изначально на Верхнеуральск мною много времени не планировалось. Заехали в город точнехонько к месту, где была основана Верхнеяицкая крепость. Сейчас здесь установлен географический знак о планетарной границе Европа — Азия и стоят ажурные ворота.

1 из 3
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
Напротив — памятник участникам Гражданской войны.

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Неподалёку — центральная площадь, типичная для провинциального городка, но без традиционного памятника вождю. А вот дома вокруг площади… Это же сплошь 19 век!

1 из 10
В выглядевшем самым свежим — местный краеведческий музей, перед которым «на счастье» установлена рекордсменка Книги рекордов России — стопудовая гиря.

1
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Все будет стопудово! «Квартал» этих домов, конечно, интересен. Причём специализация сохранена. По фасадам видно, что если была лавка купца — так и сейчас магазин, а если особняк или присутственное место, то сейчас, к примеру, музей. Как часто случается, времени не хватало. Поэтому поехали на северную окраину города. Там стоит заведение, которое, кажется, было в городе всегда. Через Верхнеуральск проходил Екатерининский кандальный путь. Каторжан со всей России здесь распределяли по уголкам каторги. Были здесь и декабристы — П. Бестужев, А. Веденяпин, И. Черноглазов. В 1914 году построили новое здание тюрьмы. Каменное, добротное. Отсюда не сбежал ни один арестант. А после революции тюрьму закрыли по указу Троцкого. Но! Спустя 3 месяца она вновь открылась — у революции оказалось слишком много врагов. Только, как оказалось впоследствии, открыли-то большевики тюрьму для себя — здесь побывали Зиновьев, Каменев, Радек. Во время Великой Отечественной в местной тюрьме побывали «неблагонадежные» иностранцы — дипломат Рауль Валленберг, двоюродная сестра Гитлера Мария Коппештайнер. Тюрьма до сих пор действующая, режимный объект. Поэтому, чтобы не нервировать ГУФСИНовцев, сделал издалека пару «шпионских» кадров и ретировался.

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Доминантой над городом высятся купола Свято — Никольского собора.

3
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Он был построен в 1870 году и представляет собой сильно уменьшенную копию Храма Христа Спасителя в Москве. В 1891 году здесь молился на службе будущий император Николай II.

По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Если мемориальные доски и памятники царствующим особам становятся привычными, то возрождение памяти стоявших «по другую сторону баррикад» в Гражданскую ещё мало где увидишь. Респект авторам этого креста, которые, пусть немного неловко (в надписи отсутствует одно слово, хотя и место для него есть), но попытались вспомнить о погибших за свою идеологию.

1 из 2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
А уж мемориалов, посвящённых Первой Мировой, в стране вообще единицы. В скверике у Свято — Никольского храма стоит, видимо, с Советских времён, памятник героям Гражданской войны. На одной грани куба — основания мемориальная доска с их фамилиями. А на двух других — недавно установленные мемориальные доски в память полных Георгиевских кавалеров той войны.
1 из 4
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
 
И рядом — мраморный обелиск к 100-летию начала Первой Мировой.

2
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска

Хотя, если взглянуть с другой стороны, когда-то эта аллея была посвящена другой войне.

5
По дорогам Южного Урала. От Миасса до Верхнеуральска
Ещё раз обошли вокруг храма. Огромный автобус с то ли туристами, то ли паломниками ещё стоял на парковке. Группа молодых художников устроилась на травке и набрасывали в этюдниках зарисовки — кто храма, кто деревянного дома напротив.
1 из 2
А мы, сев в машину, остановились еще лишь один раз у здания какого-то старинного заводика и покинули Верхнеуральск. Времени на более полное с ним знакомство не хватило, но впереди ждал крупнейший город юга области, город — символ индустриализации Советского Союза — Магнитогорск. О нем — в заключительном рассказе.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Россия: полезная информация
Комментарии