Тяжело во Франции с воинской славой в последние 100 лет. Страна практически проиграла войну с Рейхом, ещё и не начав, заранее встав в позу «Чего изволитесь-с». Да и в Первую мировую особенно не блистала, хотя и пыжилась. Сколько бы не пытались французские президенты примазаться к чужим победам, с помпой организуя ежегодные праздники в Нормандии по поводу открытия второго фронта, события военного значения, о которых более-менее могут похвастаться французы, остались в XIX веке и ранее. Поэтому до сих пор Наполеон для половины французов «живее всех живых», а прошло ведь 200 лет. Несмотря на то, что фигура весьма спорная.
Среди городов Прежней Воинской Славы одно из главных мест во Франции занимает Бельфор.
С туристической точки зрения небольшой город, который больше всего годится для остановки на несколько часов по дороге.
Что мы и сделали, возвращаясь из поездки по Гаскони домой. Прописавшись в отеле в 6 вечера, нам хватило остального времени до темноты, чтобы этот город в основном узнать.
Уже в названии Belfort чувствуется военная выправка. Хотя фортом он был недолго, уже в раннем Средневековье на месте будущей крепости построили первый большой каменный замок. Находясь на землях региона Франш-Конте в восточной части Франции, Бельфору предстояло долгие столетия охранять стратегически важный проход на запад, который военноначальники Тридцатилетней войны назвали «Бургундские ворота».
Защитники крепости на протяжении веков выдерживали длительные осады, проявляя мужество и героизм. А осад и сражений под его стенами действительно было немало. Вот основной перечень — в августе 1374 года город осадил Рудольф Габсбург-Лауффенбургский, родственник герцога Австрийского, а через полгода Ангерран VII Коричневый, маршал Франции. В 1400 году снова Габсбурги, в 1427 году Тибо VIII де Невшатель, союзник герцога Бургундского, а сам герцог решил повторить неуспех своего подданного через 4 года.
В 1525 под стены Бельфора добралась огромная толпа восставших немецких крестьян, а во время Тридцатилетней войны преодолеть стены крепости пытались 7 раз — шведы, австрийцы, шведы, австрийцы… Но упоминают в основном три последние осады — 1814, 1815 при Наполеоне и 1870–1871 во время франко-прусской войны.
В начале января 1814 г. Бельфор был осажден отрядом союзных русских, австрийских и баварских войск. Противостоял им гарнизон крепости в составе 3 000 человек пехоты и 70 кавалеристов, который в феврале уменьшился вдвое. «Подневольные» итальянцы сказали «хватит, нас ждёт карнавал в Венеции». Далее следовала череда взаимных неудач — осаждающие не могли взять крепость, осаждённые не могли добыть провиант в ходе вылазок. Но тем не менее французы продержались практически до самой капитуляции узурпатора.
В 1815 году события происходили приблизительно по тому же сценарию. Наиболее же знаменательные события разыгрались в 1870 — 1871 годах во время франко-прусской войны, которую Франция проиграла. Вообще эту войну военные эксперты называют «войной одной пушки». Характерный пример, когда одно, более современное оружие, обеспечивает полную победу, даже когда противник имеет более многочисленную армию. Прусаки наголову разгромили армию Франции благодаря своей артиллерии, а конкретно — новым полевым орудиям восходящей звезды немецкой индустрии Круппа, который во Францию привёз свои новые модели. Нарезные «фельдканоне» и «сталканоне», заряжаемые с казённой части, производили шесть выстрелов в минуту, а хорошо натренированный расчет мог выпускать ежеминутно до 10 снарядов, то есть по выстрелу каждые шесть секунд. Французам, по прежнему заряжавшим орудия с дульной части, не оставалось ничего иного, как спуститься в казематы и раскладывать пасьянс.
Но несмотря на то, что германская артиллерия не умолкала ни на полдня, крепость Бельфор оказалась именно тем крепким орешком, который преподал урок стойкости всей остальной Франции. Гарнизон под командованием Дандер-Рошро не сдал своих позиций и мужественно держал оборону все 103 дня осады, удерживая крупные вражеские силы, в то время как немцы уже развлекались в пригородах Парижа.
Бельфорская крепость — одна из тех, которая в полной мере подтвердила гениальность знаменитого фортификатора маршала Вобана, который её основательно укрепил и перестроил в 1675 году по приказу Людовика XIV. Правда, крепость обновил в середине XIX века генерал Аксо, но он только старинную казарму Вобана заменил новой и добавил дополнительный ров. А обломал зубы Крупп именно на вобановских стенах. Кстати, военные ушли из крепости только в 1966 году.
Во Франции уже мы привыкли — что ни крепость, то Вобан. Но ведь и — что ни монумент, то Бартольди. Этот плодовитый уроженец недалёкого Кольмара добрался не только до Парижа и Лиона, но и до Нью-Йорка и Вашингтона.
Своего знаменитого Бельфорского льва автор американской Статуи свободы начал ваять уже через год после окончания Франко-прусской войны в 1872 году и работал над ним долгие 7 лет. Колоссальная статуя длиной 22 метра и высотой 11 метров была готова в сентябре 1879 года. Кстати, лев — это памятник полковнику Данфер-Рошро, который получил прозвище «Бельфорский лев». Но, задумывая памятник герою-коменданту, Бартольди решил избрать иносказательную форму, чтобы монумент одновременно подчёркивал героизм всех защитников крепости.
Целый год монумент не был открыт, конфликт между Бартольди и мэрией города Бельфор был огромный. По замыслу скульптора лев должен был смотреть в сторону Германии. Но об этом узнали «победители», совсем недавно отобравшие у Франции соседние Эльзас и Лотарингию, погрозили пальчиком, и трусливые новые городские власти испугались. В конце концов льва разрешили установить, но только смотрящим в противоположную от Германии сторону. Но от торжественного открытия монумента городские власти всё равно самоотстранились. 28 августа 1880 года Бартольди на свои средства провёл праздничное освящение своей работы.
В центре Бельфора Бартольди установил ещё одно своё творение, на площади Республики возвышается его монумент Трём осадам.
Памятник в честь осад 1814, 1815 и 1870 -71 годов окружён тремя бронзовыми статуями: коменданта Леграна, генерала Лесурба и полковника Денфер-Рошро.
Раз уж мы пришли на площадь Республики, осмотримся по сторонам. На севере стоит замечательное здание зала Торжеств в стиле ар-нуво. Архитектор Эжен Люкс его построил на месте старого барочного манежа.
Слева от зала Торжеств стоит монументальный Дворец Правосудия.
Большое здание в стиле аристократического особняка занимает Префектура. Здание сравнительно новое, до 1901 года на его месте находились ворота цитадели Вобана.
Сам исторический центр Бельфора невелик. И площадь Республики не главная. Как и полагается городу-солдату, его центральная площадь — это площадь Оружия. По периметру застроена довольно заурядными, хотя и с яркими домами.
Ратуша занимает двухэтажный особняк начала XVIII века, принадлежавший адвокату и королевскому советнику Франсуа Нобла. В 1786 году архитекторы Жан-Батист Клебер и Пьер Валантен Будор приспособили здание под ратушу, тогда и появилась часовая башенка.
В Бельфоре очень мало религиозных зданий, главная церковь Сен Кристоф находится здесь же, на площади Оружия.
Королевский инженер Жак Филипп Марешаль её построил в первой половине XVIII века из красного вогезского песчаника.
Бельфор совсем непопулярен среди туристов, за два часа можно обойти весь старый центр.
Плюс часок на крепость. Но это милый и очень гостеприимный город.
Зданий до XVIII века практически не осталось. Сказались многочисленные осады крепости, ведь от захватчиков «нижнему городу» доставалось по полной.
Кое-что можно увидеть разве что в коротких улочках рядом с площадью Оружия.
Зато здесь есть свой Османовский квартал, созданный по аналогии с планами барона Османа по перестройке Парижа, когда на месте средневековых трущоб прокладывались прямые авеню.
Бельфорские авеню гораздо короче, и сам квартал занимает 500 на 500 метров, но бельфорцы считают, что он, застроенный многоэтажными домами в стиле «бель эпок», точная копия османовского Парижа.
Вот, например, роскошное здание гостиницы «du Tonneau d’Or» (у Золотой Бочки), открытое в 1907 году. Во время войны дом сильно пострадал, потом его приспособили под коммуналки, но к 1992 году отреставрировали и вновь открыли отель.
Османовский квартал кончается набережной реки Савурёз.
На другой стороне реки уже только сравнительно новые кварталы с послевоенными многоэтажками.
Но несколько общественных зданий есть и здесь, например этот театр.
Попали мы в Бельфор как раз в национальный праздник — День взятия Бастилии. К вечеру весь город стягивался в центр в ожидании уличных концертов и салюта.
Рестораны были заполнены настолько, что найти даже табуретку сбоку было нереально.
И приютила нас только «вражеская территория» — баварская пивная. Где нас взял под опеку татуированный официант, чем-то напомнивший солиста группы Раммштайн. От души накормив рулькой и напоив Аугустинером. Вышли на улицу уже затемно.
По пути в отель оглянулись в сторону Бельфорского льва, где как раз начинался праздничный фейерверк. Летняя поездка 2018 во Францию закончилась.