Где вьются в зелени овраги, И в башнях грезят короли, Там, в золотистой пряже Праги Мы с явью бред переплели.(Игорь Северянин)
Весна прекрасное время для путешествий. Дни всё длиннее, воздух чист и прозрачен. Под лучами тёплого солнышка зацветают сады. В голове как неутомимые пчёлы жужжат, роятся планы. Куда бы отправиться, какие чудесные места ждут впереди! Новые ещё не исследованные, или уже виденные и полюбившиеся. А когда Кролик спросил «Тебе чего намазать — мёду или сгущённого молока?» — Пух пришёл в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Замечательный совет. Включаем в план уже любимые Прагу и Вену и ещё неизведанные Будапешт и Зальцкаммергут.
В Праге приземлились во второй половине дня. Небо хмурилось. Время от времени накрапывал дождь. Да разве капризы погоды могут остановить любопытных путешественников. Заселились в гостиницу и отправились гулять по вечерней Праге. Очень хотелось хлеба и зрелищ. В супермаркете у Карловой Площади купили сок, булочки, ветчину и устроили тут же в парке Новоместской ратуши импровизированный пикник. Скамеечки были мокрыми, так что пикниковали стоя, попутно любуясь окружающей красотой.
Все туристы обязательно приходят к Староместской ратуше с знаменитыми часами — Пражский Орлой, но Новоместская ратуша не менее интересна. Первоначально построенная в XIV в., а затем много раз перестроенная, ратуша представляет собой смесь готики и ренессанса. Готическая башня и ренессансный фасад смотрятся как единый ансамбль.
К площади примыкает иезуитский Костёл Святого Игнатия Лойолы, построенный в 1665—1678 гг. в стиле итальянского барокко. Статуя святого в венке золотистых лучей венчает портал. Жаль не зашли внутрь, говорят там красиво.
От Карловой Площади по улице Spalena спускаемся к Старому городу. Красота кругом необыкновенная. Каждый дом хочется разглядывать до мельчайших деталей.
Белоснежный Костёл Святой троицы (1708—1713 гг.) в стиле высокого барокко.
В сумерках дошли до Карлова моста. Прохладные капельки никак не мешали наслаждаться видами.
Вроде вечер, а нород всё ещё толпится у арки Староместской башни. Можно только представить, что же тут творится днём.
Неспеша прогулялись по знаменитому мосту.
Малу страну оставили на завтра, и по набережной Сметаны побрели обратно.
Проснулись с первыми лучами солнца, разница во времени давала себя знать. На сегодня у нас большие планы: Пражский град, Костёл Св. Николая, Вртбовские сады, Еврейский квартал. Позавтракали в отеле, сели на трамвай #22, и поехали в Паржский Град. Сошли на остановке Pohořelec, и отправились в сторону Лоретты, а потом по одноимённой улице Лоретанска к главным воротам крепости.
По утреннему пустынная Градчанская площадь со всех сторон окружена дворцами знати XVI—XVII вв.
С одной стороны дворец Тун-Гугенштейнов или Тосканский дворец (1690—1718 гг.). Скульптуры на крыше изображают семь свободных искусств: Грамматика, Диалектика, Риторика, Геометрия, Арифметика, Астрономия и Музыка.
С другой, дворец-резиденция Архиепископа Праги (1764 — 1765 г.). Автором проекта дворца является мастер пражского рококо Ян Йозеф Вирх. Фасад здания украшен лепниной, работы мастерской Платцера, включая большой герб архиепископа Пршиховского.
Необычный Шварценбергский (Лобковицкий) дворец XVI века. Фасады расписаны имитирующим бриллиантовый руст сграффито. Техника сграффито уходит корнями в итальянский ренессанс и была возрождена в эпоху артнуво. В Праге мы ещё увидим много примеров подобной росписи.
Совсем не грозные стражи охраняют главные ворота Пражского Града, внутрь правда не пустили, отправили в обход. Эти ворота не для входа, а для выхода. Полюбовались на золотую корону и скульптуру «Битва титанов» и через боковую калитку просочились в первый двор крепости.
Во второй двор ведут ворота Матиаша в виде триумфальной арки с обелисками по бокам. На фризе золотая надпись: «Матиаш избранный римским императором Августом король Богемии и Венгрии», а под надписью гербы наследственных земель Габсбургов: Оберлаузиц, Люксембург, Австрия, Богемия, Венгрия, Моравия, Силезия, Нижняя Лужица.
Второй двор Пражского Града. Название фонтана XVII века — Львиный возможно связано с фигурами львов венчающих композицию, а возможно с именем правящего в то время императора Леопольда I.
Третий, самый главный двор с резиденцией президента и знаменитым балконом, с которого Вацлав Гавел произнёс первую речь в роли Президента Чехословакии.
Тут же фонтан святого Йиржи в виде Георгия Победоносца изготовлен в 1373 году и является самой древней статуей Чехии.
Над всем этим царит великолепный готический Собор Святого Вита.
Пока массивные двери закрыты, можно без помех сделать фото. Однако, как ни старайся вместить фасад целиком не получится.
Готические Золотые ворота XIV века украшены уникальной золотой венецианской мозаикой из стекла со сценами Страшного Суда. Башенные часы конца XVI в., состоят из двух частей — верхние показывают часы, нижние — минуты.
Змей Искуситель обвился вокруг яблони в Райском саду.
Рогатые, зубастые гаргульи скалятся со всех выступов.
Внутри собор, как и многие другие церкви, перегорожен шнуром. Вроде и вход бесплатный, а посмотреть можно только с порога. В прошлый приезд в Прагу весь собор был открыт, теперь только по билетам.
Солнечный свет пробивается сквозь яркие витражи.
Большая часть витражей собора принадлежит современным авторам.
Витраж Роза созданный Франтишеком Киселом в 1925 году иллюстрирует историю сотворения мира.
Витраж «Первой богемской компании взаимного страхования». На витраже можно различить всевозможные страховые события: наводнения, пожары, болезни.
Часовня святой Людмилы. Святая и двенадцать апостолов в ярких ниспадающих робах.
Охватить собор целиком можно только выйдя в сады града.
С Порохового моста заглянули в крепостной ров. От старых укреплений сохранилась пороховая башня «Мигулка» конца XV века.
Вход в сады был ещё закрыт, ждать не стали. Поднялись на террасу у Манежа с фонтанчиком и отправились в обратный путь.
Через главные ворота вышли на Градчанскую площадь. С балюстрады открывается вид на город и Костел св. Каэтана (1691—1711 гг.).
Вдали видны купола Страговского монастыря.
Вдоль крепостной стены идёт Старая замковая лестница постоенная в XVII в. Длиной 230 м она насчитывает 121 ступеньку, и ведёт от Пражского Града к Малой Стране.
По ней мы и отправились в город.
Из-за стены виден павильон Райского сада «Матиашева беседка».
Довольно быстро вышли на Малостранскую площадь. Башни Собора Св. Вита остались далеко наверху. Посреди площади установлен Чумной столб или Колонна Святой Троицы 1715 г.
За колонной видно здание старой аптеки «У Чёрного Орла» богато украшенное сграффито.
На площади доминирует барочный Костёл Св. Николая, туда мы и направимся.
Продолжение следует…
Дополнительные материалы к рассказу:
— Эмблема Малой Страны — Костёл Св. Николая
Теги:
Самостоятельные путешествия