Бургундия? Нормандия? Шампань или Прованс? Нет — Бретань. Город Ренн.
Так в последнее время складываются наши семейные обстоятельства, что проводить отпуск мы можем только весной, в конце апреля. Впервые это произошло в прошлом году и опыт поездки на озеро Комо оказался очень положительным во всех смыслах https://www.tourister.ru/responses/id_23166. Поэтому планирование отдыха в этом году в конце апреля уже не было чем-то необычным. Зато по итогам я еще раз убедился в том, что это время — лучшее для отдыха на землях, лежащих южнее Петербурга. Причин тому несколько. Во-первых, еще не набравший силу тур.поток и сравнительно небольшое количество приезжих из разных стран, стремящихся посетить те же что и ты интересные места и объекты. Во-вторых — еще сравнительно невысокие цены на жилье. В-третьих — это уже проснувшаяся в южных регионах природа с цветением, чистыми и яркими растениями и свежим воздухом. В-четвертых — комфортная погода без удушающей жары и т. д. и т. п.
Если время выбрать нельзя, то место выбрать просто необходимо и чем дальше, тем труднее. Много где бывали, много что видели… Тогда на выручку приходит «Повторенье — мать ученья» и вспоминаются места, где мы бывали раньше, но мимоходом. В далеком 2003 году мы ездили в интересный автобусный тур по Нормандии, Бретани и долине Луары и с тех пор жена меня все время спрашивала: «А когда мы снова туда поедем?». https://www.tourister.ru/responses/id_22574
Я отбивался тем, что организовать такую поездку своими силами, без автомобиля, довольно сложно, поскольку городки все маленькие, останавливаться в каждом тяжело.
Но со временем мы пришли к идее «базового размещения», когда выбирали один более-менее крупный и интересный город и уже из него, как с «базы» катались по окрестностям. И вот в прошлом году я прочитал один замечательный отзыв, в котором было подробно и обстоятельно описан опыт самостоятельных переездов по Бретани. «Эврика!» сказал я и начал примерять впечатления автора на наши запросы. И поездка стала складываться! Главное, что я решил — сделать «базовым» город Ренн (известный с XV века и с населением 220 000 человек.), откуда съездить в уже знакомые нам Монт Сен Мишель, Сен Мало, Динан, Фужер и посмотреть новый городок Витре.
Трехлетняя французская виза значительно упростила организацию и я стал выстраивать маршрут. Получился самолет Эйр Франс из Петербурга в Париж, там посадка на ТЖВ до Ренна, проживание на 8 ночей и таким же путем назад. Состыковал расписания, нашли на Букинге варианты размещения и я сделал первый шаг — купил билеты на самолет. С меня списали деньги, прислали на почту бланки билетов и я готов был перейти к следующему шагу — покупке билетов на поезд и заказ апартаментов. Как вдруг, буквально на следующее утро от Эйр Франс приходит письмо, в котором они «с прискорбием сообщают», что именно в этот день рейса в Париж не будет и предлагают выбрать другую дату. Ничего себе! Звоню к ним в офис и объясняю, что я, типа, уже все заказал и отказаться не могу — предлагайте свои варианты. Они напряглись и нашли рейс на тот же день, но с пересадкой в Амстердаме за те же деньги. Я подумал, согласился и они прислали новые билеты.
Решив, что второго прокола уже не будет я стал покупать билеты на поезд. Он идет от вокзала Монпарнас, в пути около 2-х часов и билет стоит 35 евро на человека в один конец. При этом можно выбрать не только места, но и рассадку — по движению или против. Я все выбрал и сообщил им свой адрес на Mail.ru, но они написали, что такого сервиса не знают и предложили указать другой почтовый ящик. К счастью, Gmail их устроил, они списали деньги и прислали бланки билетов. Получалось, на пути туда у нас пауза между самолетом и поездом 4 часа, а обратно — 3 часа.
Самый тяжелый выбор нам предстоял для определения места проживания. Путем долгих поисков и согласований жена утвердила один из вариантов двухэтажных апартаментов в Ренне и я забронировал их на Букинге. Но чуть позже ее начали терзать смутные сомнения и мы выбрали другой вариант — Le Kerhos в старом городе. Плата за проживание с налогами и т. п. составила 80 евро за ночь, плюс они потребовали оплатить некий залог в размере 200 евро «на всякий случай» поломок или какого-то ущерба. Справились и с этим и я стал готовиться к поездке.
Главной проблемой мне виделась «транспортная составляющая». В моих представлениях транспорт во Франции, особенно в части состыковок и согласований, развит хуже чем, например, в Германии. Зато несомненный их плюс — частое совмещение железнодорожного вокзала с автобусным, что значительно упрощает пересадки. И тут еще раз скажу «спасибо» прочитанному подробному рассказу о способах проезда в разные города — мы ими воспользовались в полной мере, но о них я расскажу во второй части.
Итак, стартовали мы из дома в 3 часа ночи (или утра) на такси 6–000000 до Пулково. Погода была прекрасная, безоблачная и лунная дорожка, замеченная нами с мостов ЗСД заранее настраивала на лирический лад. Аэропорт встретил привычной для этого времени пустотой, посадка на рейс до Амстердама прошла буднично. Завтрак от KLM был чудовищный, зато при подлете к Амстердаму я реализовал одну из своих мечт — увидел поля тюльпанов и те самые «низкие земли», которые дали название стране Голландии.
1 из 2
1
На пересадку было почти 2 часа, мы долго шли по аэропорту в поисках пункта пересечения границы и нашли его уже где-то рядом с посадочным терминалом. А там — огромная толпа. К счастью, местные работники активно «разводили» желающих по разным кабинкам ускоряя процесс, но все равно стояли в очереди около 30 минут. По пути увидели вот такой типичный магазин и даже купили там фирменный магнитик в виде тюльпана.
2
6
До Парижа летели около часа с еще более убогим завтраком. Вышли и взяли такси для переезда на вокзал. По пути прочитал информацию, что добираться в город можно тремя способами — на поезде — быстро и дешево, на автобусе до вокзала Монпарнас — каждые 30 минут за 18 евро и в пути 60–80 минут и на такси — за 40–50 минут и по фиксированному тарифу — 50 евро если на правый берег Сены и 55 если на левый. Водителем у нас была афрофранцуженка весом под 100 кг и с длинными дредами, очень напоминавшая сильно поправившуюся Вупи Голдберг, да еще с хриплым голосом. Минут через 15 после старта и быстрой езды она грубо выругалась, поскольку мы встали в пробку. Она оказалась, практически, перманентной и сопровождала нас до самого вокзала. В итоге мы ехали не 40 минут, а все 90. Обратно, кстати, такая же картина и это уже сильно напрягало. Но, повторю — цена фиксированная. Проезд по Парижу оставил приятное впечатление, поскольку удалось, в отличие от героини Мег Райан из «Французского поцелуя» увидеть Эйфелеву башню.
2
Зато посадка и поездка на быстром ТЖВ прошла легко и через 1 час 50 минут мы прибыли на вокзал города Ренн, который называют Воротами Бретани. Х На самом деле этот вокзал — очередное произведение искусства, но еще недостроенное — его официально откроют только в июле и о нем я расскажу отдельно. До дома нам удобнее было ехать на местном уникальном метро. А уникально оно тем, что имеет всего одну линию, зато поезда по ней курсируют без машинистов, вся система управляется всего 4-мя сотрудниками и 120 камерами и проезд стоит 1.5 евро. Поезда ходят часто, народу ездит много, но выглядит весьма футуристически. Билеты легко покупаются в автомате и действуют 1 час.
1
Наконец — последний рывок от площади Репюблик до границы старого города и там на улице Des Dames, датируемой XV веком,
5
3
нас встретил сотрудник компании Cocoonr по имени Горентин, который сразу похвастался, что знает несколько слов по-русски. Ну-ну…
Куда же мы попали? Огромные ворота ведут во двор, там раздолбанная дверь и жуткая старинная лестница на второй этаж.
1 из 4
1
Мы хотели аутентичности — мы ее получили. Однако, внутренности квартиры нас вполне устроили. Спальня с душевой комнатой и туалетным столиком, гостиная с кухней и тщательно спрятанный старинный туалет. Старый скрипучий паркет, потолок с балками, окна со старинными стеклышками и целых два камина. Зато модерновый телевизор, отличный Wi-Fi, полностью оборудованная кухня с холодильником, стиральной и посудомоечной машинами, чайником и двумя кофеварками с запасом капсул. Полный набор красивой посуды, пылесос для уборки, короче — все для жизни Поживем!
1 из 12
2
А для жизни нужна пища — реальная и духовная. К счастью, в трех минутах от дома располагался любимый универмаг Галери Лафайет с продуктовым магазином «Моноприкс», куда мы сразу совершили набег и там зарядились оптимизмом на все оставшееся время. Правда, иногда, по пути на вокзал, заходили в гораздо более демократичный и обильный магазин сети Каррефур.
Быстренько приготовили обед и пошли на знакомство с окрестностями. Был вечер среды и вот что мы увидели. Все кафешки, бары и прочие закусочные заполнены огромными толпами выпивающих и, главное, активно ОБЩАЮЩИХСЯ людей. Гомон слышен издалека. А вокруг — аутентичные фахверковые домики, узкие улочки и непередаваемая атмосфера старого города.
1 из 4
2
Идем куда глаза глядят и попадаем на площадь Св. Анны, на которой стоит ремонтируемый собор и выступает некий цыганско-греческий оркестр, активно вовлекающий в хоровод людей. При этом сами они выписывают немыслимые «кренделя» и весело валяют дурака.
2
3
С сожалением уходим с площади и идем навстречу домикам, дверцам и воротам очень аутентичного вида.
1 из 10
2
Тусовка продолжается и в других местах, а мы постепенно выходим из жилых кварталов на набережную с романтическими баржами, цветущими деревьями и модерновыми домами.
1 из 8
11
Просто «крУгом голова». Однако, усталость берет свое и мы доползаем до дома. Но, выспаться было трудно, поскольку живущие где-то на соседней крыше птицы, типа горлиц, своим громким «гугуканьем» выступали уже с шести утра. Причем не только на нашей улице, а по всему городу и даже на вокзале.
Следующий день я специально запланировал для знакомства с городом. Хотя, изначально, он вызывал у меня некие сомнения. Где-то я прочитал, что городок этот неинтересный, пройдясь с «желтым человечком» увидел какие-то новостройки и сплошной ремонт, да и в отзыве промелькнула фраза, типа, полдня на осмотр достаточно. Но мы — то приехали на 9 дней!
К счастью, уже на следующий день я твердо решил — из более чем 180 посещенных нами европейских городов Ренн прочно вошел в первую десятку, если не пятерку.
Что же мы увидели? Начали мы с завтрака «Чем Моноприкс послал» и вышли в город.
3
А там: Старый город. Булыжные мостовые, дома и целые улицы, датируемые XV–XVI веками постройки с магазинчиками, магазинчиками и магазинчиками.
1 из 11
5
Буржуазные кварталы с помпезными домами, дворцами и соборами, а также правительственными зданиями, музеем и оперным театром.
1 из 5
3
Новые районы с широкими площадями, уютными дворами, изобилием зелени и людей, для которых они предназначены, а именно — иммигрантов, которых в городе довольно много. Особенно их много, как ни странно, на самой центральной и многолюдной площади Репюблик. По сути эта площадь находится на длинном-длинном мосту, перекрывающему русло реки на протяжении почти 400 метров.
2
1
1 из 7
1
Недалеко оттуда расположен огромный центр, в котором находятся современная библиотека, планетарий, детский развивающий центр и Музей Бретани.
1 из 3
2
Вокзал. Как я уже писал — ультрасовременное здание, совмещающее в себе железнодорожную и автобусную станции и станцию метро.
2
Огромные стеклянные стены, множество эскалаторов, магазинчиков с явно завышенными ценами и несколько кафе.
1 из 5
Только вот зал ожидания маловат, зато туалеты — вот такие (за 80 центов).
3
Кроме того это еще и очаг культуры — есть пианино для самовыражения и два раза видели там выставки картин — огораживается уголок, вывешивается известная картина и специалист читает о ней лекцию. Везде розетки для подзарядки и интернета.
3
2
И самое главное открытие — Парк Табор.
1
В свое время нам очень понравился парк Сапокка в финской Котке, а здесь — его аналог. На территории в 4 гектара собраны французский регулярный парк, лужайки для отдыха, памятники классические и современные, вольер для птиц, детская площадка, оранжерея, курятник, розарий и, наконец, свой искусственный водопад.
1 из 15
1
Огромное количество различных деревьев, экзотических растений, клумб и еще не распустившихся, но обозначенных растений в обрамлении шикарных особняков — вот он каков!
1 из 13
4
Несмотря на будень огромное количество местных жителей проводили там пикники и просто отдыхали. А мы стали сдерживать себя и специально не пошли слишком далеко, чтобы не перенасытиться впечатлениями. Кроме того, я планировал еще и воскресный день потратить на прогулки по городу, так что оттуда мы просто убежали.
Зато успели заглянуть во дворик соседнего собора Нотр Дам.
1 из 2
2
И последняя «фишка» этого дня еще раз убедившая меня в том, что Ренн — город необычный. В русле реки, забранной в центральной части в каменные берега, мы увидели какие-то островки с непонятными сооружениями. Долго думали, что же это может быть, пока не увидели на мосту вот такие стенды.
1 из 3
1
Оказывается, там они планируют создать некие эпицентры для развития разных видов водных растений и превратить заодно и реку в некое подобие водного парка. Прекрасная идея!
Уставшие от переполнявших нас впечатлений мы вернулись в дом — благо, расположение его для прогулок было идеальным, за 15 минут приготовили шикарный ужин и свалились без сил и эмоций.
Если смотреть по хронологии, то следующие два дня (пятницу и субботу), а также начало недели мы потратили на выезды, про которые я, по традиции, расскажу во второй части. А вечера мы продолжали активно использовать для прогулок по Ренну, только направления уже выбирали другие. Так в один из вечеров мы пошли в район новостроек. Но это не наше Кудрово или Девяткино, где из-под типовых 25-ти этажных коробок не видно небо, а микрорайоны индивидуально-массовой застройки. Т. е. дома там большие, но каждый — уникальный. И названия у них есть. Горизонт, Тримаран, Каравелла…
1 из 4
1
Довольно органично выглядят там граффити местных авторов — любимая моя тема.
1 из 8
1
А особенно нас поразила тусовка вдоль реки — на зеленых лужайках берегов у каждого дома сидят компании — девчачьи, афрофранцузские и прочие. Пиво течет рекой, но пока все чинно-благородно и главное — общительно. А вдоль берега стоят романтичные баржи и открываются перспективные виды на светлое технологичное будущее.
1 из 8
1
Поскольку наступила предпасхальная суббота, я предпринял прогулку по вечернему городу с целью понять — как они там готовятся к светлому празднику Пасхи. Оказалось — практически никак. Никакого ажиотажа. В соборах проходят какие-то унылые чтения проповедей, залы уставлены рядами стульев и заполнены, максимум, на половину. Зато «в президиуме» в соборе Святого Петра из 10 иерархов четверо были яркими «афрофранцузами», а вот паства, все больше, коренная.
1 из 3
2
Заодно сделал несколько интересных фото зданий.
1 из 6
2
Поскольку уезжали мы в три часа дня, то утро последнего дня решили посвятить местному художественному музею. Думали, что убьем там полчасика и двинем на вокзал. А в итоге проходили там в два раза дольше. Музей небольшой, но разноплановый. Есть экспозиция, посвященная древности — Греция, Египет, Рим. Я не сторонник, как некоторые туристы постить все, что висит в музеях на стенах, но кое-что покажу. Есть «свой» Рубенс, Пикассо, Джоконда:) и всякие современные «художники». Но в основном — пафосные картины на библейские сюжеты, импрессионисты, пейзажи и очень выразительные портреты. Очень часто встречается типично французский «сюр», объединяющий необъединяемое.
1 из 9
1
Но, тем интереснее.
Есть еще одна городская черта, очень нас удивившая и заинтриговавшая. На многих домах, во дворах и на улицах нам встречались…редиски. Они висели на окнах, торчали из земли…
1 из 2
2
Я даже специально спросил у Горентина — что сие означает? Оказалось, это шалость местного жителя Ара Фурлукина, который сам очень любит редиску и всячески ее пропагандирует, устроив из этого некий флэш-моб. Его цель — разместить в городе 1000 редисок в разных видах. Пока что их около 700, но человек не останавливается и в одном из домов мы видели специально ателье-магазин по производству этих овощей разных форм и размеров.
Кроме центральной части города мы видели и его «окраины», т. е. районы застроенные простенькими виллами с аккуратными палисадниками, модерновыми зданиями университетского кампуса и разных технопарков с офисными зданиями. Случайно нашли офис компании Ив Роше с уникальным двориком-атриумом.
1 из 3
2
И немного о питании. В упомянутом отзыве было рассказано, что автора часто выручали местные блинные и отдельно была упомянута «L'Épi de Blé" где-то у вокзала. Но жена категорически захотела посетить именно ее. К счастью, она находится прямо на привокзальной площади и мы туда зашли. Сначала выбирали по французскому меню, но там мало что понятно, кроме того, что «галеттс» это пресные, а «крепес» — сладкие блины. Я попросил меню на английском, его откуда-то извлекли в единственном экземпляре и мы заметили, что проставленные там цены отличаются в меньшую сторону. Однако, заказ у нас приняли по правильному, т. е. французскому и цены использовали соответствующие. Спорить я не стал, т.к разница составляла 1–1.5 евро. К блинам обязателен яблочный сидр, подаваемый в чайных чашках.
5
На двоих такой перекус обошелся в 20 евро, а приготовленный в домашних условиях ужин с салатом, горячим, бутербродами и хорошим красным вином — максимум в 15.
4
В городе много соборов, традиционно пустых в обычные дни. Самый главный, расположенный в 50 метрах от нашей квартиры Собор Святого Петра.
7
Нет смысла рассказывать о каждом отдельно, так что просто несколько интересных фото внутреннего убранства некоторых из них.
1 из 5
1
Чтобы закончить с логистикой скажу, что обратный путь начался в 2 часа дня и завершился в 2 часа ночи. За это время мы проехали со скоростью 300 км в час от Ренна до Парижа, но поезд все равно опоздал на 15 минут. Потом продирались на такси по пробкам в аэропорт — это было напряженно. А особо хочу отметить замечательный ужин от Эйр Франс, включающий горячую курочку с рисом, бутылочку красного вина, мягкий сыр с булочкой, свежий кекс к кофе и малюююсенькую шоколадку.
На этом временно приостанавливаю свой рассказ о Бретани, хотя впереди будет еще много интересного, а именно — аббатство, крепость и замки…. Я намеренно не использовал в рассказе всякие исторические факты из жизни города и окрестностей — это, все же, отчет о поездке.
Спасибо за внимание.
Автор:
6
Да, чуть не забыл. Разрешите представить вам нашего нового спутника и моего соавтора. Его зовут Амброзиус.
7
Его предшественник, проехавший с нами почти всю Европу, состарился и теперь ждет нас дома. А с этим молодым и энергичным мы еще попутешествуем:).