Тяга к отдыху на европейских озерах не отпускает. Многие из известных и популярных мест уже освоены, но надо двигаться дальше. Большим белым пятном в этом плане оставалась Италия с ее общепризнанными жемчужинами в Ломбардии: Гарда, Маджоре и Комо. В принципе, давно бы уже надо было туда поехать, но у жены возникало какое-то негативное отношение к Италии. И вот, когда выбор становился все меньше, было решено очередной отпуск провести на одном из этих озер, а именно — на озере Комо. По ряду причин, которые в итоге оказали просто решающее значение, поездка была запланирована на конец апреля. И именно этот момент стал определяющим в итоговом восприятии поездки. Но об этом позже.
Сначала планировал, по традиции, написать 2 отзыва — о бытовых и эмоциональных впечатлениях. Но когда начал сортировать фото понял, что этим не обойтись. И в итоге в этом отзыве будет про прозу, а в трех других — про сказки.
Планы на отдых предполагали много ездить и смотреть. А для этого оказалось необходимым разделить время пребывания на 2 части. Первым местом базирования выбрали главную жемчужину озера — городок Белладжио, а вторым — сам город Комо. Именно этот выбор определил и логистику приезда — отъезда. Летели прямым рейсом аэрофлота из Петербурга в Милан. Время прилета/отлета удобные и именно от них я отталкивался при планировании дальнейших переездов, а их накопилось немало. В итоге, добираться до Белладжио пришлось из аэропорта Мальпенза на двух поездах и пароме и это заняло около 3-х часов, зато из Комо в аэропорт пронеслись на двух электричках за 55 минут. Переезд из Белладжио в Комо решили совместить с традиционной прогулкой по озеру, правда — на скоростном кораблике типа наших Метеоров и это заняло тоже всего 50 минут. Жить в последнее время мы предпочитаем только в апартаментах, т. к. это дает массу степеней свободы в перемещениях и солидную экономию в расходах. В этот раз на Букинге выбрали Apartamento Il Centro (средний балл 9.4) в Белладжио и La Casa di Chicca (средний балл 9.6) в Комо. По нашим стандартам цена за ночь менее 100 евро нас устроила, а в Комо в эту цену вошел еще и завтрак. На этом основную вводную часть закончу и начну более детальный рассказ.
Итак, по моим расчетам после прилета в Милан нам надо было успеть на конкретный экспресс до центрального вокзала Милана, который ходит раз в час и в пути 50 минут и там пересесть на согласованную электричку до городка Варенна, который расположен напротив Белладжо и соединены они паромной переправой. К огромному удивлению самолет наш прилетел аж на 40 минут раньше, все формальности на границе заняли 5 секунд и в итоге мы дошли до железнодорожной станции аэропорта на целый час раньше, чем я планировал. В кассе взял билеты до Милана за 26 евро и быстрый экспресс повез нас через систему тоннелей к солнцу!
Первое впечатление было ошеломляющим — у нас + 6 и мрак, а тут + 23 и такая яркая зелень, что прямо зажмуриться хотелось. Цветущие деревья и кусты, а главное — трава невероятно свежая и изумрудная.
Вокзал в Милане поразил своими размерами и какой-то классической архитектурой.
2
1
Но на пересадку у нас было всего 30 минут, поэтому оставив жену с чемоданами я побежал на поиски билетных касс. Туда, конечно, стояла большая очередь, но зато у автоматов постоянно курсировал специальный дядечка, который помогал желающим купить там билеты. Они стоили 13 евро. Не забывайте их обязательно компостировать в специальных ящичках зеленого цвета! В итоге прибежал наверх (там перроны, как у нас на Витебском или Ладожском вокзале расположены на втором этаже) и мы быстро нашли наш следующий поезд. Кстати, если приезжать на вокзал из города, то вас встретят очень крутые лестницы, по которым тяжело подниматься с чемоданами. Но если пройти чуть вглубь вокзала, то там вы обнаружите специальные пологие траволаторы которые без помех привезут вас наверх. Поезд направлением на Тирано (или на Сондрино) оказался совсем не таким современным, как экспресс.
В нем не было ни бегущей строки, ни карты и остановки не объявлялись. Поэтому ориентироваться для выхода пришлось на примерное время прибытия. Для удобства надо садиться слева по движению — тогда можно будет видеть и горы и озеро.
Станция Варенна, на которой надо выходить, находится на горке и поэтому, к счастью, дорога к пристани вела вниз. По пути встретился вот такой «прогиб» под «старшего брата» — маленькая площадка-стоянка, но названная в честь… США.
На пристани я убедился в правильности запланированного времени отправления парома, купил билеты за 9.2 евро на двоих и позвонил по телефону в апартаменты — так мы договаривались при бронировании и общении на Букинге. Нас ждали. Через 20 минут маленький и весьма необычный по конструкции паромчик доставил нас в Белладжио.
Но по пути мы испытали первый эстетический шок от открывшихся панорам — для меня они впоследствии ассоциировались со словами «Снега Киллиманджаро».
5
Несмотря на солнце и тепло большинство горных вершин еще покрыты снегом. Кстати, подобную картину я наблюдал и с самолета, когда перелетали через Альпы.
1
Выйдя с парома я стал искать путь к отелю. В письме мне написали, что надо подняться «по одной из лестниц» и выйти прямо на нужную улицу Гарибальди.
1
По злой иронии судьбы и незнанию из нескольких имеющихся там лестниц я выбрал самую длинную — она крайняя справа, если стоять спиной к озеру. Остальные, по мере продвижения вдоль берега, становятся все более короткими, но все равно заканчиваются на этой «главной» улице городка. А выглядит она так.
2
С тремя остановками мы добрались до улицы, а там уж я оставил жену и пошел искать нужный дом. Нумерация там довольно бессистемная, но в итоге встретился с хозяйкой, привел жену с чемоданами и мы поднялись в квартиру.
1
Она нам очень понравилась.
Спальня
1
и кухня с диваном
1
плюс санузел с душевой кабинкой — все, что было нужно.
Отдельная фишка — балкончик над улицей.
4
Оборудование довольно полное, но вот не нашли в итоге гладильную и разделочную доски. Телевизор в спальне был, но размер экрана не более листа формата А4, да и программ интересных не нашли — в итоге только разок посмотрел футбол. Как вариант размещения в том же Белладжио — это шикарные отели на набережной.
1 из 4
3
Такое впечатление, что других там просто нет.
Для нас главное преимущество размещения в апартаментах это возможность самим готовить. Знаю, что многие выезжая на отдых возмущаются — как, и там за плитой стоять! Ну уж нет! Но в данном конкретном случае этот выбор себя полностью оправдал. Оказалось, что во всем городке всего один более-менее приличный продовольственный магазин и находится он в соседнем доме. Еще два «супермаркета» есть на окраине и мы туда так и не добрались. Но рядышком нашлись еще два магазина — более дорогих и, в основном, с разными итальянскими «специалитетами» — там мы покупали вкусные сыры и местные пельмешки.
В остальном проблема питания решалась посещением местных ресторанчиков. Раз уж начал о них рассказывать в бытовом плане, то немного разовью эту тему. Первым делом съели на двоих замечательную пиццу с салатом и холодным пивом. В дальнейшем при поездках в окрестные городки заходили в тамошние ресторанчики где также брали салат (стоимостью от 4 до 6 евро), всякие макаронные изделия (около 10–16 евро за порцию) и прохладное пиво (4 евро за стакан) или вино (5–6 евро).
4
3
Обратите внимание, что везде в счет включается «плата за место» в размере 2 евро с человека.
В итоге, такие простые обеды нам выходили от 28 до 47 евро.
3
А вот такой обед, изготавливаемый в домашних условиях из продуктов, купленных в Каррефуре — в 12 евро на двоих. Почувствуйте разницу, особенно за 10 дней.
1
Расположение квартир в самом сердце городов создавало огромные преимущества. Пару раз замечал серьезную зависть и некое удивление в глазах таких же как мы туристов, двигавшихся сплошным потоком, когда на ходу небрежно вынимал ключи и открывал двери в «свой» подъезд.
Важной составляющей частью отдыха были поездки по живописным окрестностям. Об их красотах я расскажу в следующих частях, а здесь — о способах доставки. Наиболее удобный и распространенный способ — это кораблики. Их несколько видов — маленькие и большие грузовые паромы,
суда типа экскурсионных с размещением на двух палубах
2
2
и скоростной катер, который ходит довольно редко и стоит дороже.
2
Обычная стоимость переезда из Белладжио по окрестным виллам в центральной части озера — 4.6 евро в одну сторону. На всех причалах есть понятные расписания и при посадке на судно служащие громко объявляют какой будет следующая остановка. Это важно, т.к, например в том же Белладжио 3 причала и при покупке билетов лучше уточнить, с какого из них отправляется ближайший кораблик. Билеты проверяют при входе.
Поначалу, и исходя из предыдущего опыта перемещения по озерам, мы запасались куртками для нахождения на верхней палубе. Но, по мере привыкания, уже обходились без них, т. к. ниже + 26 температура воздуха не опускалась и ветра, практически, не было.
Кроме корабликов вдоль озера ходят и автобусы, но перемещение на них не так интересно да и двигаются они только по одному берегу. А еще там можно ездить на авто. Вот таких.
2
2
1
Прожив 5 дней в маленьком Белладжио мы переместились в «большой» город Комо. Также созвонившись с владельцем мы договорились о примерном времени заселения. Однако, переезжали мы в воскресенье и это наложило определенный отпечаток на ситуацию. Во-первых, народу оказалось на порядок больше (я даже решил утром пораньше пойти и купить билет заранее), а во вторых в самом Комо пришлось, буквально, протискиваться сквозь толпы туристов
с детьми и собаками (в огромном количестве!),
2
чтобы дойти до нашего дома в Старом городе. К счастью, там нет гор и мы за 15 минут дошли до Via Indipendeza. Нас ждали и мы вошли в типичный итальянский двор, в котором на 4-м этаже располагалась квартира.
2
Поначалу я решил, что мы пришли в какой-то офис или на рецепцию, но хозяин показал спальню,
1
санузел
и прекрасную кухню.
2
Полностью оборудованная квартира с прекрасным и необычным дизайном,
2
балкончиком,
1
диваном и оплаченными завтраками (в шкафу были круассаны, тостовый хлеб, печенье, чай, сахар, соль, оливковое масло), а в холодильнике йогурты, молоко, масло, соки. На столе кофемашина с капсулами — все из расчета для двоих на 5 дней. На специальной полочке — масса справочной информации, карт, буклетов, даже детские книжки.
Отдельно лежал большой гроссбух, который оказался «Книгой отзывов и предложений» и в которой туристы на разных языках (включая японский) писали свои благодарности. Почему-то не удивился тому, как выпендрились наши украинские «братья».
На доске — необходимые телефоны, пароль для Wi-Fi (пару раз воспользовался). В санузле полотенца, всякая косметика и принадлежности для душа. В спальне — дополнительные подушки и одеяла. Расположение идеальное — до двух продовольственных Каррефуров идти по 5 минут, до Дуомо — 7, до озера — 10. До вокзала Nord Lago — тоже 10 минут. Постоянно приходили днем домой на обед и отдых. Вокруг в домах всякие бутики, а на площади у собора — единственный в городе «торговый центр» Coin — по размеру как один отдел в Галери Лафайет.
Своеобразная фишка размещения в Старом городе — наличие по соседству 2-х больших соборов, которые с 7.30 до 22 часов отбивали колоколами каждые 30 минут. Но — привыкли.
Последним этапом бытового жизнеописания станет обратная поездка. Поначалу я, почему-то, планировал возвращаться также через Милан. Но где-то за неделю до поездки вдруг выяснил, что из Комо можно добраться до аэропорта Мальпенза минуя Милан, с одной пересадкой в Саронно и всего за 55 минут и 22 евро. Да и вокзал Nord Lago
1
от нашего дома гораздо ближе другого — Сан Джованни. Отличный вариант!
Приехав в аэропорт за 2.5 часа до отлета зарегистрировались по старинке на стойке и не спеша прошли по магазинам. Однако, засада поджидала на паспортном контроле, который расположен в дальнем конце терминала. В итоге видели несколько человек, в основном китайцев, которые увлекшись бутиками и увидев приличную очередь прорывались вперед чтобы не опоздать. Да и идти до нашего гейта пришлось еще почти 8 минут. Так что учитывайте этот факт при планировании времени.
Самолет летел хорошо, правда кормили какими-то убогими бутербродами с ветчиной. Впереди плакал ребенок, сзади мяукала кошка. Но мы летели ДОМОЙ!
Не могу себе представить, каково там летом. Огромные толпы туристов везде, жара, теснота, цены, не такая яркая природа — все это просто вопит о том, что ехать туда надо только весной. В следующих частях я расскажу о том, что интересного надо осмотреть на озере Комо.