Эти выходные мы снова провели в Петербурге. И на этот раз у нас запланирована встреча с еще одной участницей сайта Tourister. Ru — Еленой «elenarossi» Яхонтовой.
Эти выходные мы снова провели в Петербурге. И на этот раз у нас запланирована встреча с еще одной участницей сайта Tourister. Ru — Еленой «elenarossi» Яхонтовой.
Встретиться мы решили не абы где, а в ботаническом саду, что на Аптекарском острове. Ближайшая станция метро — Петроградская.
Жители Петербурга в очередной раз подтвердили свой статус культурной столицы. Как вам очередь желающих посетить ботанический сад? :)
Карта ботанического сада. Поскольку был конец марта, мы запланировали посетить только оранжерею, ну и еще посмотреть на подснежники.
Светило солнце, на улице было довольно тепло, но кое-где еще вполне себе лежал снег
Мы зашли в оранжерею. Народу внутри было очень много. Повсюду стояли работники ботанического сада, которым можно было задавать вопросы. Я спросил одну женщину —
— А почему у вас почти все растения подписаны только на латыни?
На что она мне ответила —
— Ну, ботаникам и так все понятно, а больше сюда никто и не ходит.
Хотелось ей возразить — интересно, а все вот эти люди, которые вам по 300 рублей платят, это кто тогда? :)
Наташа вместе с красными рододендронами. Более подробно про ботанический сад у нее в фотоальбоме —
А это Наташа вместе с Еленой Серафимовной (aka elenarossi). Туристеровцы продолжают знакомиться друг с другом:)
В качестве подснежников у нас сегодня выступали крокусы. Было прямо удивительно, как из нашей обычной почвы, среди пожухлых прошлогодних листьев, появляется такая красота.
Мне больше всего понравились фиолетовые крокусы. Кстати, crocus — это латинское название рода, а так это — шафран. Именно из цветов шафрана/крокуса получают пряность с тем же названием.
После ботанического сада отправились гулять по Петроградской стороне. Я здесь раньше вроде никогда и не был. Во всяком случае не помню, чтобы так близко подходил к телебашне. А историческое здание с башенками — 1-й корпус электротехнического университета, он же ЛЭТИ.
Ботанический сад стоит на берегу реки Карповки. Эта река разделяет Петроградский и Аптекарский острова. Здание на заднем плане — Первый жилой дом Ленсовета (1935). Его построили для размещения специалистов, которых в те годы было очень мало, а потому ценились они очень высоко. Так что в комфортабельных квартирах здесь предусматривались даже комнаты для прислуги. Это при советской-то власти:)
А этот дом со статуями на крыше меня просто поразил. Дом Розенштейна (1914). Архитектор Андрей Белогруд построил его для своего коллеги — гражданского инженера Константина Розенштейна.
А это примыкающий к дому Розенштейна т.н. Дом с башнями (1915). Его Белогруд и Розенштейн спроектировали и построили совместно. Что удивительно — шла Первая мировая война, а в Петрограде возводились такие архитектурные шедевры. Воистину — пир во время чумы!
В последние годы Дом с башнями был отреставрирован. Сейчас там, в числе прочего, располагается театр им. Андрея Миронова.
А это уже Свято-Иоанновский женский монастырь, тоже на берегу реки Карповки
На набережной Карповки мы сделали селфи:)
Петербуржцы шутят:) Кстати, а вы знаете кота Саймона? :)
А в воскресенье мы отправились в самый центр Петербурга
Вот так сейчас выглядит Исаакиевская площадь. Памятник Николаю I на реставрации.
Мы же решили сходить в Центральный военно-морской музей. Тот самый, что все советские годы располагался в здании Биржи, а несколько лет назад переехал в отреставрированный комплекс Крюковских казарм, что рядом с Новой Голландией. На фото из Википедии — с красной крышей.
Музей, конечно, богатый. Тут, правда, есть специфика — поскольку военные корабли слишком велики для музея, то основные экспонаты здесь — это их масштабные модели. Но моделей реально много, они очень хорошо, до мельчайших деталей проработаны. Некоторым более ста лет — они поступили в музей еще даже до революции. Причем, что любопытно, когда царская Россия заказывала постройку кораблей за границей, иногда вместе с самим кораблем царю в качестве подарка присылали и его модель. Эти модели после революции тоже оказались в этом музее.
Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый Варяг,
Пощады никто не желает!
Да, это модель того самого Варяга. Как я его в детстве отличал от Авроры — у Авроры было три трубы, а у Варяга — четыре:)
В музее несколько залов, рассказывающих об истории российского и советского военно-морского флота, начиная с петровских времен. Рассказать обо всем в рамках одного рассказа, разумеется, невозможно, поэтому я выделю лишь несколько экспонатов, наиболее меня заинтересовавших.
Помимо моделей кораблей, в музее присутствует множество полотен художников, посвященных военно-морскому флоту. К примеру, вот на этом можно увидеть, как выглядела орудийная палуба парусных еще кораблей середины XIX века. Что меня удивило — все пушки опутаны толстыми канатами, видимо это для того, чтобы они не катались по палубе и не улетали слишком далеко от отдачи после выстрелов.
Пушек на тогдашних парусных кораблях было невероятно много — иногда до 120 штук. Места на орудийных палубах для всех не хватало, а потому некоторые из них размещались прямо в каютах офицеров. Представляю, во что превращалась каюта после того, как пушка начинала стрелять:)
А это на фото подводная лодка конструкции Степана Джевецкого. Он построил ее в 1878 году. По нынешним временам лодка, конечно, была крайне допотопной. При экипаже в 4 человека она приводилась в движение педалями, прямо как велосипед. Подводная лодка должна была опускаться под воду, подныривать под вражеский корабль и отпускать размещенные по бортам корпуса две мины, соединенные цепью. Поднявшись, мины охватывали киль корабля с двух сторон и взрывались. Испытания прошли успешно, и в 1881 году военное министерство заказало для обороны приморских крепостей целую серию из 50 подлодок Джевецкого. Однако военные такое чудо техники с педальным приводом почему-то не оценили:)
А это обычная торпеда времен Великой Отечественной войны. Знаете, что меня в ней поразило? Как вы думаете, за счет чего двигались тогдашние торпеды? Я над этим вопросом как-то до этого и не задумывался.
Аккумуляторные торпеды появились в СССР лишь в конце войны, а до этого все торпеды работали от обычного двухцилиндрового двигателя внутреннего сгорания, размещенного прямо в корпусе. Поскольку двигатель не мог просто так работать под водой, то сразу за ним находился и резервуар со сжатым воздухом. А уже в носовой части стоял заряд взрывчатки, ради которого, собственно, все и затевалось.
Еще несколько батальных полотен. Советские моряки в боях за Сталинград
Последний бой 30-й батареи береговой обороны в Севастополе
Картина в центре называется — «Товарищ Сталин на борту крейсера Молотов»
Атриум музея накрыт стеклянной крышей. Но что это за игла на ножках стоит внизу? Мы специально спустились и дошли до нее, чтобы посмотреть. Это оказался перископ подводной лодки. Ничего себе он длинный!
В залах, посвященных послевоенному советскому флоту, стоит множество моделей атомных подводных лодок. Но есть среди них одна — самая первая. Это К-3, также известная, как «Ленинский Комсомол». Она была спущена на воду в 1957 году. Изначально подлодка задумывалась для скрытного ядерного удара по побережью вероятного противника. Для этой цели предполагалось вооружить ее одной-единственной торпедой Т-15 длиной 23 метра и диаметром 1.5 м — в три раза толще, чем обычные торпеды! На нее собирались поставить ядерную боеголовку чудовищной мощности — 100 мегатонн. Однако потом военные все же спустили конструкторов с небес на землю. Дальность хода торпеды была всего 40 км, а подобраться на такое расстояние к вражескому берегу вряд ли получилось бы. Поэтому в серию подводные лодки проекта 627 «Кит» пошли уже со стандартным вооружением — торпедами калибра 533 мм.
Во времена СССР все, что было связано с атомными подводными лодками, было ужасно секретно. Но был единственный поход, о котором советским людям всегда любили рассказывать. В 1962 году К-3 прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и водрузила флаг СССР в районе Северного полюса.
А это модель советского авианесущего крейсера «Киев». Спущенный на воду в 1972 году, при позднем СССР он уже перестал быть секретным, и его уже показывали в передачах вроде «Служу Советскому Союзу», а также в фильмах про современную армию. А вот появившийся на флоте в конце 1980-х нынешний «Адмирал Кузнецов» рассекретили только в 90-х годах:)
Ну что ж, а на этом наша прогулка по Петербургу подошла к концу. На фото — это Гороховая улица, я ее теперь всегда узнаю, потому что она единственная, в конце которой хорошо видно Адмиралтейство :)
А в завершение рассказа еще раз вставлю ссылку на фотоальбом Наташи, уже успевшей написать про ботанический сад —
Мои другие рассказы про Петербург и Ленинградскую область —
Лахта-Центр, Зенит-Арена и Питерлэнд