В Панаму мы попали полу-случайно, на пути в Чили. «Полу» — потому что изначально не планировали посещение этой страны, намереваясь прилететь из Техаса прямо в столичный чилийский Сантьяго.
Однако, во время поисков билетов на самолет оказалось, что прямых рейсов в Чили нет (были _очень_ удивлены!), и надо делать остановку либо в Майями, либо в Панаме. Майями нас не привлекал вообще ни с какой стороны, поэтому решили остановиться в Панама-Сити.
Вырисовывались две опции: время пересадки между рейсами полтора или 6 часов. Полтора часа, конечно, здорово, но когда еще удастся попасть в «сердце Вселенной» (прозвище Панамы «Corazon del Universo»)?! И мы сделали выбор в пользу 6 часов, намереваясь за это время арендовать машину в аэропорту, и сгонять посмотреть на проход судов по знаменитому Панамскому каналу.
1
До Panama City лететь всего 3 часа 40 минут, с красивым низким заходом на посадку над Panama Canal, над центром города, небоскребами и яхтами в заливе. Еще дома мы получили визы в панамском консульстве; американским гражданам $5, россиянам — $30. Штампик в американском паспорте очень удивил панамских пограничников, они привыкли ставить его прямо на границе. Лишили, понимаешь, ребят законных $5:)
В аэропорту в конторе «Alamo» взяли на 4 часа белую Тойоту Ярис с ручной коробкой ($16 + $12 обязательная для Панамы страховка). Сделали check-in на дальнейших рейс в Чили, получив козырные места, и налегке отправились смотреть Панамский канал.
Аэропорт Tocumen (PTY) расположен в 20 минутах езды от центра, соединен с ним платным шоссе Corredor Sur с двумя толлами ($1.20 и $1.40). В Панаме в ходу американские доллары, своих бумажных денег нет, но есть монеты balboa; курс 1 к 1.
Toyota Yaris на парковке в центре Панама-Сити.
1
Центр Панама-Сити издалека красивый, вблизи — хаос, полно недостроенных небоскребов с трущобами у подножия. Скорость за городом 110 км/ч, в пределах города 40–80 км/ч. Едут кто как может, но не быстро; шальные пешеходы, разукрашенные автобусы, на дорогах попадаются ямы. Знаки есть, но ориентироваться тяжеловато, лучше по сторонам света.
Через рынок в центре кое-как выбрались на шоссе Corredor Norte, умудрившись проскочить, не заплатив толла (случайно), и наконец, взяли курс на Панамский канал в 20 км от города.
2
Канал прорыт через самое узкое и низкое место перешейка, соединяет город Colon на Карибской стороне и Панама-Сити на Тихоокеанской. В окрестностях расположено несколько американских военных баз, просто так подъехать и заглянуть «в канал» нельзя.
Но это можно сделать со специально построенных площадок, самой популярной из которых является Miraflores Locks, куда мы и держали путь. Знаки к шлюзам хорошо расставлены (в отличие от центра города), на въезде секьюрити подсказали где можно запарковаться.
Выходить к каналу разрешается через большое 4-этажное белое здание (Centro de Visitantes de Miraflores), уплатив предварительно на первом этаже $8, если хочется посмотреть музей и кино о строительстве; и $5 — только для тех, кто жаждет попасть на обзорную площадку.
4
Панамский канал открыли для перевозок 15 августа 1914-го года.
1
Груз в контейнерах наиболее часто переправляется через канал. На втором месте зерно.
1
Бывает, что суда ждут дни, а то и недели, чтобы войти в канал.
3
Рекорд 65 проходов за день был поставлен в феврале 1968-го года.
1
Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала (Panama Canal Authority), и зависят от типа судна, его размера и вида груза.
Рекордно высокую плату за обычный проход долгое время держало круизное судно Disney Magic (US$331,200). Побил его в 2010 году еще один круизник — Norwegian Pearl, который платит каждый раз по $375,600 за эту часть своего регулярного маршрута.
Есть еще один обходной путь — судно имеет право приобрести проход без очереди на аукционе Transit Slot Auction System. Так, в августе 2006-го танкер Erikoussa обошел очередь в 90 судов, заплатив $220,300. Обычная плата была бы «всего» $13,430.
А дешевле всех «отделался» пловец Richard Halliburton, заплативший всего 16 центов в 1928 году.
1
Через шлюзы корабли тянут специальные поезда — «мулы».
1
Мулы за работой. Самое широкое судно, которому позволено транзитом проходить через Панамский канал — это USS New Jersey. Его бимс равняется 33 метрам. Ширина шлюзов канала — 33,5 метра.
1
Наиболее длинное судно, когда-либо проходившее канал — нефтеперевозчик San Juan Prospector (297 метров). Длина каждого шлюза в канале — 305 метров.
1
Моряки отдыхают — всю работу делают мулы.
1
Портрет мула.
Шлюзы открываются как двери. В системе нет ни одного насоса — корабли поднимаются и опускаются с помощью естественных сил гравитации.
1
Шлюз закрывается. Обычный транзит через канал занимает 8–10 часов.
1
Специалист проверяет работу шлюза.
1
Обратите внимание на разный уровень воды в шлюзах, и как сильно просел грузоперевозчик.
1
Несмотря на всю дороговизну постройки канала, и платы, взимаемой за транзит, желающих побыстрее попасть из Атлантического океана в Тихий очень много. К примеру, судно, идущее из Нью-Йорка в Сан-Франциско экономит в пути 12,674 километров, проходя транзитом через Панамский канал, вместо того, чтобы обходить по кругу всю Южную Америку.
1
Назад мы выезжали уже в сумерках, умудрившись попасть в те самые трущобы, о которых упоминала в начале рассказа. Но это уже совсем другая история…