Первый раз пишу заметку про город за пару дней до того как в него поехать. Пишу потому что захотелось подумать о Риме. На следующей неделе я туда лечу, нужно собраться с мыслями. Понять, что я от него хочу на этот раз.
Первый раз пишу заметку про город за пару дней до того как в него поехать. Пишу потому что захотелось подумать о Риме. На следующей неделе я туда лечу, нужно собраться с мыслями. Понять, что я от него хочу на этот раз.
Каждый человек, а тем более каждый город оставляет свой след в истории. Один город успевает только сверкнуть на мгновение, как падающая звезда. Другой творит, век за веком, тысячелетие за тысячелетием. Это я про Рим.
Начнем думать о Риме с важного, самое главное в мире людей — это нормы взаимоотношений между ними. Это только кажется, что нормы отношений были всегда одинаковыми. Нет конечно, большую часть своей истории человечество подчинялось принципу абсолютного права альфа самца.
Сегодня мы используем систему власти и государственности, а также основы законодательства, регулирующего правовые отношения между людьми созданные в Риме. Нынче страна считается юридически зрелой если в ней реализуется Римское Право, придуманное две тысячи лет назад. Римское право — это фундамент наших сегодняшних взаимоотношений, ведь система законодательства — база, на которой строится государство и наша жизнь в целом.
Следующий элемент, который мы взяли у Рима — все понимают, что свое Право нужно защищать, как? Мы восхищаемся гением Македонского и его фалангой, но с исторической точки зрения была она явлением минутным, просуществовало такое построение совсем недолго. Римские манипулы и легионы, получили в разных странах другие названия, но ни чего нового ни кто в военном искусстве не придумал. Я имею в виду, хорошего не придумал. В разные времена пытались укрупнить, построить иначе, изменить систему подчинения, через тысячу лет успокоились и вернулись к римской системе организации армии.
Про архитектуру не говорю, как только у кого деньги появляются, он объявляет себя Третьим Римом и жалобно пытается подражать Первому. Единственная капиталистическая станция метро в Москве — Римская.
Обратите внимание на один важный элемент в истории архитектуры, да и развития человеческого интеллекта в целом. Вот они умные греки, а с другой стороны океана любимцы инопланетян ацтеки, но даже своим любимцам инопланетяне не рассказали главный строительный секрет. Трудолюбивые ребята ставили под свои красивые крыши лес колонн — элегантные костыли.
Арку придумали не римляне, но до сих пор и по праву, полукруглая арка называется Римской. Они превратили экзотику, в повседневное инженерное решение и открыли следующую страницу в толстой книжке под названием архитектура. Они же довели идею до совершенства.
Посмотрите на фотографию выше и постарайтесь понять, что произошло. Древние римляне убрали колонны, в результате открылись большие пространства внутри здания. По сути, только здесь появился интерьер. Все что вы видите на потолке — это не случайная причуда архитектора, это обычное инженерное чудо — изысканный расчет. Несущая способность блока с выемкой посередине такая же как полного, а вес на треть меньше. Верх купола закреплен на кольце, а не в стык, это позволило увеличить размер купола примерно в полтора раза.
Граждане, не изучавшие сопромат и теорию машин и механизмов, думают, что трудно перетащить с места на место здоровущий камень тонн под пятьдесят. Тащить камень трудно только рабам и тем кто их бьет, убеждая работать побыстрее, а прорабу легче легко. Руководителю строительства трудно, когда нужно думать и считать, а Рим заставил своих юристов, военачальников, архитекторов думать.
Да, просто шутки ради, сравните свои знания по истории Китая и истории Рима. Задумавшись на секунду, вы поймете какую историю вы изучали.
Удивительно и то что всплеск интеллекта был не единичный. Город как миниму дважды как локомотив тащил за собой культуру человечества. Наверно хватит петь славу, просто поднимем руку верх, приветствуя величайший город и его народ.
Рим мой любимый город. Не в том смысле, что я хочу жить в Риме, боже упаси. Рим любимый для задумчивых прогулок, которые у меня иногда случаются в туристический не сезон.
Город хорош своей многослойной исторической мощью. Она следится везде, наверно нет места более неудобного для современных строителей чем Рим. Стоит начать копать котлован под фундамент, натыкаешься на древние руины, тут со всех сторон археологи на машинах с мигалками. Все, всякое строительство на этом месте закрыто на пару лет.
Не буду рассказывать о том где я был в Риме и как я там жил. Я недостаточно хорошо его знаю, чтобы советовать в какой гостинице лучше останавливаться или как пользоваться общественным транспортом. Не буду даже рекомендовать, что лучше посмотреть в первую очередь. У подружки моей Лены есть отличная заметка Сестра таланта, которая дает тактику идеального похода по Риму, мне такую не написать. Чтобы не писать хуже, попробую дать свое мнение по стратегии общения с великим городом.
Совет дам только один — не бегайте по Риму. В отличии от многих итальянских городов, в которых мы так любим бывать, Рим город не чисто туристический. В нем живет миллиона три итальянцев, они постоянно куда то бегут по своим важным делам. Есть опасность к ним присоединиться и на полном скаку обежать основные достопримечательности города за пару часов. Не делайте этого. Видите церковь, остановитесь посмотрите на нее и в нее. Необязательно знать название этой церкви и историю ее строительства просто полюбуйтесь.
Любая римская церковь — сокровище. Те церкви, которые сокровищем не были, давно поломали и построили на их месте сокровища. Внутри церквей нет просто картин и скульптур. Самый богатый музей мира с гордостью выставил бы, что ни будь со стен церкви, которую вы сейчас чуть было не пробежали мимо.
Много веков Рим был религиозной столицей. Католическая церковь, распологавшая огромными средствами, приглашала лучших мастеров со всего мира, для того чтобы на максимально высоком уровне обеспечить идеологическую поддержку своим идеям.
С великими мастерами работать сложно, они не соблюдают канонов, своевольничают, несут отсебятину, но церковь прощала им все, ради конечного результата. Нужен был шедевр, которому был бы готов поклониться любой венценосный себялюбец и церковь шла на уступки.
Где то здесь ошибка Отдела Культуры ЦК КПСС. Исходно ориентированные на обслуживание пролетариата, партийные функционеры требовали абсолютного подчинения людей искусства, а это существенно снижало эффективность их творчества и провоцировало гениев на оппозиционные настроения. К кормушке, в общем случае, допускали вторую линию, а они гнали ширпотреб. Церковь проявила бОльшую гибкость. Ей было необходимо произвести впечатление не только на мало образованное крестьянство, но и на аристократию. Здесь уже Вутетичем не обойдешься, нужен Микеланджело.
Когда то в школе нам рассказывали про злобствования церкви. Ребята где бы в Союзе жил тунеядец и диссидент Данте, от чего бы вылечили Леонардо да Винчи и поверьте мне на слово, Микеланджело по совокупности поселили бы не южнее Харпа. Он бы там из снега ваял, до мрамора слишком долго ковырять. Коперник посягнул на святое, полез исправлять Библию, что бы его не сжечь. Так ведь нет, он и сам был высокопоставленным священником и папа Лев ему лишний раз старался в просьбах не отказывать.
Ведь Лев хотел точный календарь, а если календарь строить на библейских допущениях получается так себе, да и навигация на плоской Земле, вокруг которой крутится Солнце и звезды затруднительна. В Союзе в таком случае плевали на тривиальные истины, главное полное идеологическое соответствие, в Риме если умный уж слишком набедокурит, отправляли послом в соседний город, пока волна не уляжется. Так оно лучше работает, контролировать нужно, давить умных глупо, сам у себя воруешь.
В Риме долго «собирали камни», красивые камни, поэтому я в хочу сидеть на лавочке в соборе Святого Петра и тихо молиться. Вы только не подумайте, я не планирую что ни будь выпрашивать у Бога. Наверно это будет такая странная форма благодарственной молитвы за реализованное право увидеть прекрасное. Это у меня не часто случается, мужик я разборчивый и нагловатый, ну может еще Брайс, Игуасу, так пяток мест во всем мире, а на следующей неделе будет Рим.
К чему я это, просто хотелось показать, что Рим место не просто красивое, это место умное. Место где история переходит из своей обычной формы красоты в понятие мудрости. Видимо сказывается глубина культурного слоя и его наглядность. Попробуйте посмотреть на Рим с этой точки зрения, уверен он этого заслуживает.