Сложности французской транскрипции. Вообще-то хрестоматийно Beynac-et-Cazenac звучит как Бенак-э-Казнак. Но здесь, на Туристере зафиксирован как Бейнак-э-Казенак. Встречал я и среднее — Бейнак-э-Казнак. Да ладно, чтобы не путаться и других не путать, пусть будет с Казенаком. Который деревня. А над ней Бейнак. Который замок. Туда мы и пойдём — ещё одна остановка на берегу реки Дордонь, вдоль которой неспешно передвигаемся.
По дороге сильно не разгонишься, сплошные трейлеры с байдарками и каноэ. Эх, июльская водичка, хорошо. Сегодня по-моему все 40. А нам в гору. Но пропустить такой замок, как Бейнак, просто непростительно. И не потому что в замке снимались «Пришельцы», «Жанна д’Арк» и какая-то «Дочь д’Артаньяна», я и не настолько помню эти фильмы, чтобы сопоставлять кулисы. А потому что замок Бейнак является одним из самых лучших и красивых образцов средневековых замков Франции. Хотя народец сюда поехал как раз после фильмов, а до этого три человека в квартал посещали, но так уж всё устроено.
Казенак сама по себе тоже живописнейшая деревенька у скалистого берега реки Дордонь, включена в Ассоциацию самых красивых деревень Франции, но приезжают сюда все только ради замка. Центр деревни здесь — почта, сельсовет, сельпо, аптека.
Напротив через перекрёсток такой симпатичненький ресторанчик. Ноги было понесли, но молоток в голове замолотил — «не туда. А туда, налево»
«Да-да, сюда, в гору»… «Мимо бара…искуситель…«… «Да-с»
Пока поднимаемся есть время о замке рассказать, самое основное.
Первым владельцем замка был Мейнар де Бейнак, после смерти которого замок перешёл к его сыну Адемару, который активно участвовал во Втором крестовом походе. По причине отсутствия наследников замок Бейнаки потеряли сразу после смерти Адемара. Прибрал его к рукам сам Ричард Львиное Сердце, который правда в нём почти не жил. А по возвращению из австрийского плена Ричард вообще подарил замок вместе с деревней и прилегающими угодьями одному из своих друзей — Меркадье. Но Меркадье убили в 1200 году в Бордо, а на горизонте обьявился племянник Адемара. Так замок снова вернулся к Бейнакам.
… Отдышались в тенёчке, идём дальше…
Историки расходятся во мнении, были Бейнаки приверженцами учения катаров или нет, половина уверена, что руководитель крестового похода против альбигойских сектантов Симон де Монфор обвинил владельца замка еретиком формально. Потому что выполнял попутно задание короля по созданию сети укреплений вдоль реки Дордонь, которая сама по себе была прекраснейшим естественным препятствием и в случае военных действий пограничную линию можно было защищать без лишних затрат на большом промежутке. Два момента в этой истории вообще не понятны — почему владелец замка не стал оказывать сопротивления, будучи обвиненным, и почему заинтересованный в укреплениях Симон де Монфор наоборот приказал снести крепостные стены и донжон замка. Вмешался король Франции, замок остался цел, и больше того — снова стал принадлежать Бейнакам. Средневековые игры, однако.
… Вон оттуда мы пришли. Ишь, пыхтят, тоже жарко, покраснели…
Здесь небольшой ровный (сравнительно) участок,
а в боковом переулке видна небольшая площадка, где установлен так называемый Крест тамплиеров, который едва виден на круглом камне. С известным орденом никак не связан, разве что формой, крест установлен на месте, где стояла старая приходская церковь, разрушенная во время Религиозных войн.
Кончились альбигойцы, началась Столетняя война. Во время неё граница между французскими и английскими землями проходила как раз по реке Дордонь, замку Бейнак на другой стороне противостоял Кастельно. Замки обменивались угрозами, оскорблениями, иногда прибегали друг к другу, чтобы пальнуть пару кусочков скалы из требушетов, но в целом война прошла позиционно…окопно.
… дорога переросла в лестницу. …
Эта башня — ещё не замок, до него топать, это так называемая Рыцарская башня. Она и правда была построена в XIII веке Бейнаком для одного из своих вассалов. В башне, как я прочитал, на разных этажах были и спальня, и столовая, внизу конюшня. В настоящее время в башню не пускают. Интересно было бы заглянуть, но нет, ворота плотно закрыты.
Ну вот мы и дошли до Нижних ворот, где кончалась территория деревни и начиналась территория замка. Но это ещё не конец подьема.
Еще небольшой рывок, и мы наконец — то у главных ворот замка.
Рядом с которыми вся необходимая цивилизация, включая мороженое-е!
Вот он, красавец! … В левом нижнем углу конюшня, где жила лошадь Жанны д’Арк (в фильме). Мы стоим на нижнем дворе, напротив самой старой части замка, включающей большой донжон XII века. Здесь всё по-средневековому очень сурово — квадратные башни, мрачные темные стены, бойницы и минимум окон.
После Столетней войны в замке долгие столетия текла в основном мирная жизнь, прерванная на время разве что Религиозными войнами. Иногда новый хозяин что-нибудь укреплял или достраивал.
Так неторопливо бароны де Бейнак владели замком до XVIII века, когда прервалась мужская линия и вместе с дочерью последнего де Бейнака замок ушел к маркизам де Бомон.
Де Бомоны были хозяева так себе, замок старел и разрушался. В конце концов они из него просто переехали. Уже в середине XX века последнего маркиза, владевшего замком, замучила всё же совесть, он начал дорогостоящие работы по реконструкции замка, которые его полностью однако разорили.
В 1962 году замок был куплен на аукционе за 17 миллионов сантимов Люсьеном Гроссо. Он обязался восстановить замок полностью в прежнем виде, поэтому правительство закрыло глаза на то, что деньги он создал на игорном бизнесе в Марселе. Гроссо сдержал слово, не только полностью восстановил, но и заботился о замке до своей смерти в 2008 году в возрасте 98 лет.
Его жена продолжала дело мужа, умерла она в 2016 году. Пара, у которой не было детей, ещё в 1999 году завещала замок сенатору Альберику Монгольфье, надеясь, что этот богатый человек, любящий историю — он сын директора музея, будет продолжать заботиться о замке.
Находясь на верхнем дворе, можно заметить как правая часть замка отличается от левой.
Логично — эта часть замка является результатом большой реконструкции XVI века в стиле Ренессанс.
Внутри следы реконструкции эпохи Возрождения я заметил только на этой лестнице во флорентийском стиле.
Вероятно, следы Ренессанса остались в помещениях, которые занимают хозяева, остальные интерьеры — готические, средневековые.
Внутри нет никакой экспозиции, только восстановлены комнаты. Помещение для стражи.
Маленькая замковая часовня с фресками XIV века. Наиболее оригинально исполнена Последняя вечеря
Самый большой зал называется «Зал Собрания Штатов Перигора». В нём в конце Столетней войны собирались четыре барона Бурдей, Бирон, Бейнак и Марёй. С программой — Официальная часть, ответы на просьбы трудящихся и банкет с буфетом. Иными словами — обсуждали грядущие судьбы провинции, проводили господский суд и пировали.
Награда для поднявшихся на скалу не только сам замок, но и великолепная панорама на долину реки Дордонь.
Можно даже сделать широкую панораму
Подошло время обьяснить заголовок рассказа. Посещать замок можно, рассматривать открытые комнаты, залы и многие другие помещения тоже, прогуливаться по территории, но нельзя делать категорически одного — петь. Никакого пения ни под аккомпанимент, ни без. Вот такая прихоть Гроссо, действующая до сих пор. Предупреждают и табличкой.
На верхнем дворе находится церковь Нотр-Дам-Бейнак XIII века, укреплена не хуже замка. Внутрь попасть нельзя, только в особые праздники. Жалко, говорят, там очень красивый алтарь.
Пора в обратный путь. Вниз веселее.
Спускаемся к реке, поэтому постоянно открываются красивые виды поверх крыш средневековых домиков прекрасной деревеньки Бейнак-э-Казнак.