После Рокамадура мы едем вдоль реки Дордонь. Здесь настолько запутаны границы департаментов, что непонятно, в какой части старой провинции Гиень-Гасконь мы находимся — то ли ещё в Верхнем Кьерси, то ли уже в Дордонь-Перигоре.
Между реками Дордонь и Боррез лежит старинный город Суйяк. Он один из тех городов, для которых всё уже давно в прошлом. Возникший в 655 году около бенедиктинского монастыря, Суйяк постепенно стал коммерческим центром, куда товары доставлялись на баржах и разгружались в местном порту. Что ж, технический прогресс не отменить. Построили железную дорогу, и город усох моментально.
Хотя имя у города совсем не духовное, примерно означает что-то вроде грязной лужи, где валяются кабаны. Кабанья голова изображена и на городском гербе. Просто здесь, в пойме реки, водилось очень много кабанов, и дворянство любило здесь охотиться.
Заехали мы сюда с одной единственной целью — посмотреть монастырскую церковь Сент-Мари, которая была построена в XI–XII веках в строгом романо-византийском стиле и хорошо сохранилась до сих пор.
Безусловно, многие украшения исчезли в веках, не осталось ничего из прежнего интерьера, разве что небольшие участки тысячелетних фресок.
Но зато то, что осталось — прекрасный пример романского искусства, который встретишь уже не часто.
Чего только стоит вот эта огромная колонна, которую пришлось составлять из трёх фото, покрытая резными фигурами животных, порой мифических, и людей, сошедшихся в жестокой битве.
Или барельеф пророка Исайи, который изображен здесь на редкость энергичным и с оригинальной внешностью.
Но это обманчиво, не стоит из неё сразу же выходить, а неторопливо обойти. То там, то здесь, встретятся оригинальные романские украшения интерьера, и через 10 веков прекрасно сохранившиеся и читаемые.
Резной каменный алтарь тоже интересен, хотя я и не смог нигде найти, сколько ему лет.
Была в Суйаке и вторая церковь, позднероманская Сен-Мартен, но от неё остались развалины. Частично сохранилась только высокая колокольня, фигуры Христа, Богородицы, Святого Иоанна и ангела на тимпане уже еле различимы. Внутри проводят временные выставки.
На площади перед Сен-Мартен находится вялый центр местной общественный жизни, только здесь можно было встретить хоть каких-то жителей.
Старая застройка сохранилась вдоль улиц Уль и Краклен,
По пути встретится каменный открытый рынок, но он сравнительно новый — построен в XIX веке.
В общем-то, в Суйаке это всё, но ради романской церкви стоило остановиться на часок.
Едем дальше вдоль реки Дордонь. Красивый городок, прилепившийся к отвесной скале прямо у реки, называется Ла-Рок-Гажак.
В высокий сезон здесь очень много народа. Туристы в основном местные. Достопримечательностей в городке особо нет, приезжают сюда ради водного отдыха — покупаться, поездить на байдарках, каноэ, походить по невысоким (относительно) горам.
Но сам городок крайне живописен — традиционные для долины Дордонь домики из желтого камня с каменными крышами красиво выделяются на фоне береговых скал.
Ла-Рок-Гажак возник вокруг местного аббатства, но вскоре попал под власть епископа Сарлы, который превратил городок в свою вторую резиденцию. В таком живописном месте было приятно жить, и вскоре здесь начали селиться дворяне и буржуа.
Столетняя война не затронула городок, в эпоху Ренессанса появилось несколько интересных зданий, место расцветало, пока не появились гугеноты. Епископский замок был разрушен, городок пострадал не сильно, но значение его упало, а соответственно остановилось и развитие. Ла-Рок-Гажак замер в веках.
Кроме трассы вдоль реки, в городке всего одна улица, которая проходит выше по склону горы. В западной части невозможно не обратить внимание на большой дом, напоминающий ренессансный замок. На самом деле этот особняк построен в 1920 году графом де Сент-Олером, послом Франции в Англии на месте бывшей богадельни. Архитектор Лафиле сделал умелую и точную репродукцию одного из итальянских замков в стиле Ренессанс XVI-го века. Интересно, что при строительстве специально использовались обветренные камни с некоторых городских развалин, чтобы замок выглядел более правдоподобно.
Зато особняк Тарде реально старый — был построен в XV веке. Назван по имени Жана де Тарде, одной из самых видных фигур в регионе, жившим в нём в середине XVI века.
Он был известным в то время астрономом, философом, математиком, археологом, теологом и историком, епископ Сарлы очень ценил де Тарде за его консервативность, во время Реформации он считался одним из самых ярых «теологических каноников», то есть защитников догмы. С другой стороны, он нарисовал детальную карту региона, которая долго была главным источником информации о городке и окрестностях. Когда де Тарде начал увлекаться астрономией, телескоп ему подарил сам Галилео. Чем нарушил единые догматические убеждения де Тарде, потому что он после собственных наблюдений должен был согласиться, что Коперник прав — звезды вращаются вокруг солнца и по своей собственной орбите. Но прежний покровитель, епископ Сарлы, не простил такой вольности, де Тарде вынужден был отказаться от этих идей перед инквизицией.
Единственная церковь городка очень старая — она была построена в 1330 году и стала официальной церковью в 1365 году. Крыша покрыта каменной черепицей, типичной для этого региона.
Церковь буквально утопает в зелени, вокруг неё настоящий тропический сад. Так как склон смотрит на юг, и в этой области очень много солнечных дней, здесь растут пальмы, бананы, апельсины, гранаты и лимоны.
Над городком в отвесной скале можно заметить пещеры, выдолбленные в горе. Начали их долбить монахи, которым надоел деревенский шум (в город бы их). А в XII веке их использовали местные жители, когда укрывались от норманнов, устраивавших набеги вверх по реке.
Ла-Рок-Гажак — очень приятное, живописное место, располагающее к неторопливому отдыху на реке. Но нам, как всегда, некогда. В машину — и вперед, сегодня ещё две интересные цели. А ты, гражданин, посиди, отдохни. Тоже устал небось, жарко…