Дания стала для меня почти как второй дом. За 14 лет я побывал там более 30 раз, каждый раз привозя новые впечатления и все больше и больше познавая жителей Дании, ее обычии, традиции и обычные бытовые мелочи. В этом рассказе я собрал все самое интересное о моих путешествиях по Дании.
Дания — одна из самых замечательных и сказочных стран, в которых мне доводилось бывать много раз. Первый раз я приехал в Данию в ноябре 2005 года. И с тех пор почти каждый год приезжаю в Данию по 2–3 раза.
Погода в Дании
Дания расположена вблизи теплого течения Гольфстрим, и это сильно влияет на климат в Дании и в частности в Копенгагене. Зимой здесь практически не бывает слишком холодно. Типична температура около 0. Снег в Копенгагене тоже не частое явление. Помню, как однажды в день отлета выпал снег, и из-за снегопада машин на дороге практически не было.
Летом же наоборот не бывает слишком жарко, нормальная температура около 20–25 градусов тепла. Такие погодные условия делают Данию одной из самых благоприятных стран для проживания.
Единственное, поскольку Дания почти везде окружена водой, то очень часто дует достаточно сильный ветер. Особенно он силен весной и осенью. Благодаря ветру погода в Дании может меняться с калейдоскопической скоростью. Утром может быть солнце, а в обед уже дождь. Однажды, в сентябре, я жил в Копенгагене неделю и каждое утро светило солнце, а под вечер начинался проливной дождь, с таким сильным ветром, что зонтик был не помощником, а помехой.
Народ Дании
Не смотря на такие перемены в погоде, сами датчане очень неторопливы и рассудительны, пожалуй, как все северные народы. Поскольку я чаще бывал в Копенгагене, то буду рассказывать о датчанах, основываясь на моих наблюдениях именно в столице.
Датчане крайне приветливы, и 90% населения знает английский язык, поэтому проблем с общением у меня никогда не возникала. Практически любой готов тебе помочь, если ты заблудился или не можешь найти ту или иную достопримечательность, или вход в метро.
Пожалуй, только один раз мне встретился человек, который не говорил на английском. Было это на стадионе в Брондбю, он был контролером и пропускал на стадион по билетам. Я хотел у него узнать где располагается гостевая трибуна, так как я приехал на ту памятную игру Российской молодежной сборной с Данией. Как раз та игра, где нашим игрокам показали 5 красных карточек, и мы проиграли 3–1 даже несмотря на то, что в нашей команде тогда играли молодые (на тот момент молодые) российские звезды: Акинфеев, Быстров, Денисов, Билялетдинов, Жирков и другие.
Транспорт в Дании
Поскольку я работаю в датской компании, которая находиться в городе Naerum, мне часто приходилось пользоваться общественным транспортом. Скажу прямо, общественный транспорт в Дании очень высокого качества, ходит практически все время по расписанию, с которым можно ознакомиться на сайте http://www.rejseplanen.dk/ , там же можно построить маршрут из одного места Дании в другое, и сразу купить билет. Вся Дания поделена на зоны и в зависимости от зоны, меняется стоимость билетов. (ниже схема). Раньше в Дании продавались различного типа билеты, особенно популярны были Klippekort — это карточки, которые надо было пробивать на станции, и они были разных видов, рассчитанные на разное количество зон, и еще можно было в кассе приобрести билет от точки до точки, но такой билет обычно стоил в два раза дороже.
1
С 2015 года в Дании изменилась структура оплаты. Больше нет Klippekort (и они больше не действительны), теперь можно купить только билет от точки до точки в кассе или купить транспортную карту rejeskort. Эта карта подобие московской карты «тройка», только вот списание средств производиться не за количество поездок, а за их расстояние и в зависимости от количества зон. Эта карта помогает существенно сэкономить, например, поездка из Копенгагена в аэропорт обошлась мне в 17 крон, а если покупать билет в кассе, то цена будет вдвое больше около 35 крон. Карту можно приобрести в специализированных автоматах белого цвета. За карту вносится залог 80 крон, и можно положить любой депозит. На всех станциях и во всех автобусах установлены специальные стойки check ind (для входа) и check ud (для выхода). Если вам нужно пересесть с одного поезда на другой нет нужды подносить карту к check ind на станции еще раз, Вы просто можете приложить карту к терминалу check ud в конечной точке своего пути, на этом терминале отобразиться сколько денег у Вас осталось на карте. Если же Вам нужно пересесть с поезда или метро на автобус, то в автобусе нужно еще раз поднести карту к терминалу check ind, который расположен около водителя, что бы он был уверен, что Вы заплатите за проезд. При выходе из автобуса не забудьте приложить карту к терминалу check ud, которые стоят у каждого выхода внутри автобуса. Так как на автобусных остановках таких терминалов нет, и деньги будут продолжать списываться с вашего счета пока совсем не кончаться. Подробнее о карте на английском можно почитать тут: https://www.rejsekort.dk/brug-rejsekort/saadan-bruger-du-rejsekort.aspx. Если вы путешествуете компанией, то нет нужды покупать каждому отдельную карту, карту можно запрограммировать на определенное количество человек либо в терминалах белого цвета, либо на станции у стойки check ind можно разово изменить количество людей на эту конкретную поездку.
В Копенгагене вы можете воспользоваться следующими видами транспорта: автобус, метро, поезд. Особенно увлекательно ехать в метро, так как водителя у метро-поезда нет, он двигается автоматически и каждый может почувствовать себя машинистом сев на передние сидения головного вагона.
Дороги, автомобили и велосипеды.
Сеть автомобильных дорог в Дании достаточно разветвленная. Их общая протяженность — около 71 000 км, все они асфальтированные. Дороги почти всех островов соединены автомобильными паромами.
Действуют регулярные паромные переправы: Калуннборг (Kalundborg) — Орхус, Эбельтофт (Ebeltoft) — Sjaellands Odde и Рённе (Ronne) — Копенгаген. На крупных паромах обычно есть рестораны или кафе, теле-, видеосалоны или кинозалы, магазины, детские комнаты и отдельные каюты. Благодаря новому мосту через пролив Большой Бельт (Great Belt Bridge) между островами Лолланн и Зеландия на востоке и островами Лангелланн и Фюн на западе Дании практически всю территорию страны можно объехать за несколько дней.
Датские дороги — одни из лучших в мире, и на них установлено множество знаков, соответствующих международным стандартам. Проезд по дорогам бесплатный, за исключением моста через Большой Бельт (Great Belt Bridge) и моста в Швецию (Oresund Bridge) через пролив Эресунн.
Большинство датских дорог — двухполосные. При въезде в каждый маленький город висит электронное табло. Оно показывает скорость движения автомобиля и дает рекомендации по ее снижению, если требуется.
На многих дорогах в Дании через каждые 5–6 км (в основном, при пересечении с другими дорогами) расположены огромные клумбы с объездом по кольцу.
Движение на датских дорогах не очень напряженное. Дело в том, что из-за высоких налогов на машины и дорогого горючего число частных автомобилей в Дании гораздо меньше, чем в других странах Северной Европы. В частности, в Дании в среднем одна машина на каждых 2,7 человек, а в Швеции — 1:2,2, в Германии — 1:2,1.
Среди датчан популярно передвижение по городу на велосипедах. На них не только ездят на прогулки, но многие и до работы предпочитают добираться именно таким способом. Велосипедное движение в центре крупных городов составляет до трети общего трафика.
Практически возле каждого офисного здания предусмотрена специальная парковка для велосипедов. Велосипедисты могут ездить по специально оборудованным для них трассам, и там, где их нет, — по обычным автомобильным дорогам. Если велосипедисты наравне с автолюбителями передвигаются по проезжей части, они обязаны соблюдать правила дорожного движения. Но на шоссе человек на велосипеде имеет преимущество перед автомобилем: ему положено уступать дорогу и давать возможность маневрировать.
Общая протяженность велосипедных дорожек превышает 3 тысячи км. Обычно они проходят или вдоль автомобильных шоссе, или по живописным местам вдали от основных транспортных магистралей. Велосипедисты — ключевое слово для всех датских водителей. Здесь двухколесные участники движения «равнее всех равных». Абсолютное большинство водителей уступает дорогу им практически на уровне инстинкта.
На шоссе нет бензоколонок. С собой в безопасно закрытой канистре разрешается дополнительно иметь не более 10 л бензина. Большинство АЗС открыты семь дней в неделю с 08.00 до 22.00 часов. На многих из них есть автоматические колонки, которые принимают в качестве оплаты бумажные банкноты и открыты 24 часа. На автозаправках часто оказывают и ремонтные услуги, в цену которых входит 25% НДС со стоимости работы и материалов.
Особенности ПДД в Дании
• Максимально допустимое содержание алкоголя в крови водителя — 0,5 промилле. • На некоторых автострадах в качестве эксперимента разрешена максимальная скорость до 130 км/ч., на других дорогах — 110 км/ч. На основных дорогах существует ограничение скорости 80 км/ч, а в населенных пунктах — 50 км/ч. Конечно, если существуют дополнительные дорожные знаки, вы должны следовать их указаниям. • Необходимо иметь знак аварийной остановки, техпаспорт, номерной знак с указанием страны и полис страхования гражданской ответственности. • Использование ремней безопасности является обязательным как для водителя, так и для пассажиров. • Перевозить детей в возрасте от 3 до 7 лет можно в специальном детском кресле или на дополнительной подушке, позволяющей использовать стандартные ремни безопасности. • При движении в любое время суток для всех транспортных средств обязательно включение ближнего света фар. • На некоторых участках дорог запрещен обгон с 6.00 до 18.00 в будни для автобусов, грузовиков, а также для транспортных средств с прицепами. • Круговое движение: преимущество всегда у едущего по кольцу. • Парковаться можно не ближе 10 м от перекрестка, 5 м от пешеходного перехода или велосипедной дорожки и 3 м от двойной сплошной линии разметки. • Особое внимание следует обращать на велосипедистов (правая полоса) — они ВСЕГДА имеют преимущество на дороге.
Парковка
Парковка оплачивается с помощью автоматов, принимающих мелкие монеты в зависимости от срока стоянки. Платить нужно с 8 утра до 10 вечера по будням и до 5 вечера — по субботам, остальное время — бесплатно. Стоимость парковки разная в разных районах города. В городах и в районе паромных переправ постоянный дефицит мест для парковки.
Существуют специальные площадки, где можно бесплатно оставить автомобиль на 3 часа. Для контроля служит «парковочный диск» с подвижной стрелкой. Диск необходимо установить на стекле машины со стороны тротуара так, чтобы его стрелка указывала время, когда машина была оставлена. Приобрести его можно на автозаправках, на почте, во всех прокатных фирмах, в туристических агентствах, в банках и некоторых полицейских участках.
Нельзя парковаться на велосипедных дорожках, нельзя занимать места, обозначенные инвалидным знаком, или местах для электромобилей (они оборудованы специальной розеткой).
Парковка на обочине дорог разрешена не больше чем на 1 час с 9:00 до 17:00 по будням и с 9:00 до 13:00 по субботам, если нет других знаков.
В других местах есть специальные счетчики; там парковаться можно не более трех часов с 9:00 до 18:00 по будням и с 9:00 до 13:00 по субботам.
Штраф за грубые нарушения ПДД в Дании
• Вождение автомобиля в пьяном виде — до одного месячного оклада. • Превышение допустимой скорости на 20 км/ч — от 70 до 270 евро. • Проезд на красный сигнал светофора — от 135 до 200 евро. • Нарушение правил обгона — 140 евро. • Нарушение правил парковки -70 евро.