Это путешествие мы совершили на автомобиле в соседнюю Воронежскую область пять лет назад, на майские праздники 2014 года…
Это путешествие мы совершили на автомобиле в соседнюю Воронежскую область пять лет назад, на майские праздники 2014 года…
На авто вначале проехали через город Лиски. Лиски — крупный железнодорожный узел. Население — 53 897человек (2018 год).
В 1571 году на месте юго-западной части города, на берегу оз. Богатое (старица Дона) основывается сторожевой пост Богатый Затон.
В 1787 году на месте этого поселения образуется село Новая Покровка.
В 1870 г. рядом с селом «Новая Покровка» построена ж-д станция Лиски названная по правобережному селу. Название пошло от древнего села Лиски (Лыски), расположенного на правом берегу Дона.
В годы войны в ходе ожесточённых боёв немецкие войска 6 июля 1942 г. были остановлены на правом берегу Дона, напротив Лисок.
В 1943 г. город переименован в Лиски.
В 1965 г. его переименовывают в Георгиу-Деж — по фамилии деятеля румынской компартии Георгиу-Дежа (1901–1965), а в 1991 г. городу возвращено название Лиски.
Одной из достопримечательностей города является единственная на Юго-Восточной железной дороге детская железная дорога, открытая в 1989 г.
Мы проехали в Воронеж и прибыли в Дивногорье.
Вначале посетили небольшой музей, стилизованный под хутор.
Такой себе чудо-сарайчик.
А вот, собственно, и сами Дивы.
Название Дивногорье местность получила за меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от диво — чудо).
Первым письменным свидетельством являются записи Игнатия Смольянина, сопровождавшего митрополита Пимена в 1389 году: «Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною»
Зашли в Дивногорское подворье…
Где осмотрели предметы крестьянского быта…
Примерили хомуты. Мне оный оказался великоват
Музей-Заповедник находится в 10 км к западу от центра района на правом берегу реки Дон и в 80 км к югу от Воронежа, неподалёку от одноимённого хутора и посёлка.
Музей здесь основан в 1988 г., а в 1991 г. он получил статус музея-заповедника.
В настоящее время природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» является одной из самых популярных и самых узнаваемых достопримечательностей Воронежской области.
Каждый сезон несмотря на предупреждение о змеях, с мая по октябрь его посещает более 60 000 туристов.
Подниматься можно только по специально оборудованным лестницам, топтать землю заповедника запрещается.
У подножья расположена остановка 143 км железнодорожной ветки Лиски — Валуйки.
В 1860 г. часть див были взорваны для прокладки дороги.
Кроме этого, большой вред заповеднику нанесла деятельность овцеводческих хозяйств и вандализм.
Площадь музея-заповедника более 11 км².
С геологической точки зрения заповедник представляет собой выходы меловых отложений на поверхность земли.
Максимальная высота плато над уровнем моря достигает 181 метра, относительная — 103 метра (устье реки Тихая Сосна при слиянии с Доном, которая протекает у подножия плато, расположенo на высоте 78 м выше уровня моря).
Из-за довольно значительного перепада высоты между плато и поймой рек Дон и Тихая Сосна его микроклимат существенно отличается от окружающей его пойменной низины.
Вход в церковь Сицилийской иконы Божьей Матери, которая вписана прямо в Дивы.
Дивногорье является центром православного паломничества.
На территории музея-заповедника и непосредственной близи располагаются:
пещерные меловые церкви 19 века,
Дивногорский Успенский монастырь 17 века,
а также Маяцкое городище 9–10 веков (остатки средневековой хазарской крепости и некрополь) и Маяцкий гончарный комплекс IX–X веков,
археологический парк.
Нас встречает гид, вот он справа.
По совместительству учитель в местной школе.
Дальше вместе с ним мы осматриваем территорию музея-заповедника и его объекты.
Зайдём в подземелье при церкви.
Прогуляемся по парку.
Из-за довольно значительного перепада высоты между плато и поймой рек Дон и Тихая Сосна его микроклимат существенно отличается от окружающей его пойменной низины.
Приподнятая сухая поверхность плато быстро нагревается.
Поднимающиеся вверх потоки горячего воздуха отгоняют формирующиеся грозовые тучи в сторону низкиx пойменных земель.
В результате и без того небольшое среднегодовое количество осадков в регионе (в среднем 480 мм в год) над плато сокращается в 1,5–2 раза. Особенно засушлив летний период.
Это тормозит процесс водной эрозии, а также уменьшает вероятность карстовых провалов.
Пустоты внутри мелового слоя имеются и обнаруживаются следующим образом: при прохождении по его поверхности человеческие шаги издают своеобразный гул.
Верхний слой состоит на 15–20% из мела.
Ниже 80 сантиметров идёт слой чистого мела. Верхний слой подвергается ветровой эрозии (выветриванию).
Территория заповедника располагается на окраине северной степной зоны и отличается от лесостепного региона Воронежской области.
Долгое время плато и его склоны использовались овцеводческими хозяйствами, из-за чего значительная часть степной растительности подверглась сильной деградации.
На 2013 год, благодаря прекращению выпаса скота и регулирования человеческого присутствия, степная растительность на большей части плато восстановлена в первозданном виде.
На плато произрастают более 250 видов ксерофитных и петрофитных растений.
Почти 40% видов растений Дивногорья относятся ботаниками к категории кальцефитов (то есть «мелолюбов»).
В 1956 г., по инициативе Сталина, но уже после его смерти, в центральной части плато была создана лесозащитная полоса из клёнов и ясеней.
Из-за особенностей меловой почвы и недостатка влаги многие деревья до сих пор кажутся молодыми даже по прошествии почти шести десятилетий с момента посадки.
Маяцкое Городище включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские.
Памятник салтово-маяцеой археологической культуры.
Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище».
Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.
Во 2-й половине 17 века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь (о котором я опубликую отдельный последующий отзыв), при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.
Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 г., когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения.
Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.
Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата.
Через эти территории проходили торговые пути.
Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д.
Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения.
Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами.
Другие категории предметов (от оружия до украшений) также были распространены на всей территории Хазарии.
Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно эти материалы стали главными при строительстве Маяцкой крепости.
Метод создания места для строения, «остров», идентичен тому, который применялся при строительстве подобным построек на нижнем Дону, в Саркеле, в Семикаракорах, а также крепости на Тихой Сосне.
Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепной зоны, дают возможность предполагать, что строили в традициях, принятых в центральном регионе каганата.
Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, присланного центральной властью на приграничье государства.
Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.
После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары или хазары.
Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством хазарских командиров.
Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с вятичами).
С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путём, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.
Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии.
Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений.
Не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.
Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен всего один метр и толщиной четыре метра.
Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине 10 века и совпадает с упадком Хазарского Каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги.
Они отрезали эту территорию от южных владений Киевской Руси и превратили её в пастбища.
На стенах крепости найдены руничексие надписи.
Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока, как и все восточноевропейские руны, остаётся не дешифрованным.
Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.
С. А. Плетнёва предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.
На основании многочисленных антропологических находок можно предполагать, что основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта). В погребениях могильников обнаруживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища.
Выявлен также аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении.
Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемое с булгарами или хазарами.
Найденные черепа смешанного антропологического типа — мезокранов — показывают на смешение двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.
Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища.
По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было.
Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.
Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мироздания.
Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов.
Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате.
Так, в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на белых и черных.
Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение о Дивногорье следует…