Начало здесь https://www.tourister.ru/responses/id_26175
Утро началось с пения петухов и звона колоколов Троицкой церкви рядом с нашим коттеджем. Один из тех сладких моментов, ради которых мы здесь, в Плёсе.
Начало здесь https://www.tourister.ru/responses/id_26175
Утро началось с пения петухов и звона колоколов Троицкой церкви рядом с нашим коттеджем. Один из тех сладких моментов, ради которых мы здесь, в Плёсе.
Утро хмурое, но настроение прекрасное. Сегодня мы идём в другую часть города, на гору Левитана.
Вышли из калитки — и сразу в сторону от дороги, в этот пёстрый омут осенней листвы. Крутой склон, круглый скользкий булыжник — но весело, как давно не было!
Оглядываемся назад — во-о-он оттуда мы пришли.
Переходим через речку Шохонку. Здесь она, в отличие от устья, тоненькая, как ручеёк. Это условная граница. Всё, что за Шохонкой, называется Заречье.
Здесь, на улицах, далёких от набережной, тоже добротные старинные дома. В них живут либо отдыхают, как на даче, сдают туристам, держат небольшие частные музеи и мастерские.
Чем ближе гора Левитана (раньше она называлась Петропавловская, по церкви на её вершине), тем яснее, что Плёс просто не может не быть любим художниками. Ещё бы! Такая красота вокруг!
Болтая, вспоминаем то дорогу из жёлтого кирпича, ведущую к Изумрудному городу, то «Мы длинной вереницей идём за Синей птицей».
Сбежав к руслу Шохонки, тропа опять бежит наверх, и мы, останавливаясь на минутку передохнуть, снова карабкаемся в гору, пытаясь однажды повторить ежедневный подвиг художника. Ведь не было удобной широкой лестницы от набережной, когда Левитан с тяжёлым подрамником на плече поднимался по крутому склону на старый погост, чтобы создать прославивший его шедевр! Да и подошли мы с противоположной стороны…
Ещё один поворот, и… Не ожидала, что сразу окажусь на том самом месте.
Что там, на полотне? Возможно, ещё эскиз без названия. Это уже потом Третьяков купил его для своей коллекции и назвал этак громоздко: «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца».
Обхожу церковь вокруг, брожу по старому погосту, ищу тот самый ракурс, что мы привыкли видеть на картине «Над вечным покоем».
Становлюсь на край обрыва к реке — ничего подобного!
Наконец осознаю, что точно такую картину увидеть невозможно! Нет такого места в Плёсе! Погост и церковь есть, а обширной водной глади с островком и высокого утёса над ними нет!
Художник не копирует то, что видит, он всегда вносит в пейзаж свои размышления о жизни, своё настроение. И ещё одно: хоть на этом месте организован музей одной картины, пейзаж «Над вечным покоем» нельзя на 100% считать плёсским. Дело в том, что Левитан работал над ним в другое время (он написан, а 1894 году) и в другом месте — в имении Островно Вышневолоцкого уезда (ныне Тверская область) на берегу одноимённого озера.
Значит, его творческая фантазия создала новый образ, наполненный глубоким смыслом.
Что в нём? Сам художник, тогда ещё молодой, 36-летний, писал о собственном произведении: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».
Так вот что заставило художника выбрать этот взгляд сверху: будто отлетающая к разверстым небесам душа поднялась над краем обрыва, над водной бездной, над крошечной церковкой, над покосившимися крестами старого погоста. Буйная фантазия трепетного, впечатлительного художника или предчувствие приближающейся, несмотря на молодой возраст, смерти, которая догнала Левитана в год его сорокалетия?
Но и без полного совпадения место очень сильное, и, главное, настоящее, не бутафорское, как обычно бывает. Правда, рядом с настоящими деревянными крестами есть несколько декоративных. Церковь, которую увековечил на своём полотне Левитан, в 1903 году сгорела, но в 1982 году из другого района Ивановской области привезли похожую, старинную, 1699 года постройки. Теперь вид на погост — главная изюминка городского пейзажа.
Воскресенская церковь, заменившая Петропавловскую, действующая. Зайдём? Тем более будет возможность сравнить с той, сгоревшей, потому что Левитан и об этом память нам оставил.
Не спешите уходить с этой горы, оглянитесь вокруг и увидите ещё несколько интересных моментов, связанных с плёсскими произведениями Левитана. Вспомните ещё один знаменитый пейзаж — «Вечер. Золотой Плёс».
В статье «Википедии» об этой картине вы прочитаете: «На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы на город Плёс и Волгу. Церковь с колокольней, которая видна на картине — это церковь Варвары Великомученицы. Правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей — это дом купца Грошева, часть которого некоторое время снимали Левитан и его спутница, художница Софья Кувшинникова…»
Всё правда, но… всё не так!
Во-первых, явно вид не с самой горы, а с её пологого склона. Во-вторых, пусть даже если цвет крыши дома изменился, то уж мезонин остался на месте.
В-третьих, хозяином в то время, когда Левитан жил в этом доме, был не купец Грошев, а купец Солодовников. Доказательство тому — воспоминания художницы Софьи Кувшинниковой, спутницы Левитана, записанные и затем опубликованные С. Глаголем в 1907 году: «Квартиру нашли в Заречье на Набережной улице, в мезонине дома Солодовникова — небогатого купца, лавка которого помещалась в первом этаже его дома. Во втором этаже жил он сам с семейством. В мезонине были две комнаты, которые и сдали художникам».
В-четвёртых, этот дом никак не находится правее церкви, он должен быть левее, совсем рядом с устьем Шохонки.
Так что не всегда искусствоведам можно верить на слово…
От креста перед церковью открывается вот такой замечательный вид. И даже краешек зелёной крыши музея Левитана виден.
А Варваринская церковь намного правее, почти в самом конце набережной.
В конечном счёте, неважно, что и как скомпоновал художник в пейзаже, главное, он потрясающе передал умиротворяющую атмосферу этого места.
Прощаемся с горой Левитана и спускаемся по лестнице вниз.
Хоть я и поклялась в этой поездке не ходить по музеям, мы, не сговариваясь, направились именно туда. Маленькая картинная галерея и мезонин, сохранивший патриархальное тепло прежней плёсской жизни. Софья Кувшинникова вспоминала: «Жилось нам удивительно хорошо. Даже Левитан и тот перестал хандрить, и настроение это стало отражаться на его картинах».
Нам повезло: в галерее ещё бродили несколько человек, а наверху, в тишине, были только мы втроём. Живо нарисовалась картинка: тёплые лучи заходящего солнца заглядывают в окно, на столе, покрытом полотняной скатертью с вышитыми прошвами, кипит самовар, кто-то из гостей перебирает струны гитары или пробегает пальцам по клавишам пианино…
Заканчивалось время, надо было собираться домой, но нашлось ещё полтора десятка минут, чтобы пройти по набережной, вдохнуть запах реки и осенней листвы, попрощаться с городом, в котором любой вид — уже готовый пейзаж.
В трёхминутный звуковой ролик с видами Плёса я включила репродукции плёсских пейзажей Левитана. Безусловно, они узнаваемы, но удивительно, насколько органичны в общем потоке изображений.