Гезлёв (Евпаторию) в средневековье населяли турки и татары. Но кроме них в городе также проживали греки, армяне, караимы, евреи, цыгане. Каждая из национальных общин занимала свой квартал или район, центром которого был храм — церковь, кенаса или синагога.
Армянская церковь находится на нынешней Интернациональной улице, 44, на территории Дома престарелыхи инвалидов, в пяти минутах ходьбы от монастыря дервишей. Именно здесь когда-то располагался армянский квартал. Поскольку он находился за пределами городской стены, то считался предместьем Гезлёва. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в середине XVII века, свидетельствовал: «Находится там один квартал гяуров армян, которые имеют там прекрасный храм».
О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Челеби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже — в 1817 году. Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет «прекрасный» в те времена мог относиться исключительно к каменному строению.
Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим? Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, турецкий гарнизон и татарское население в панике покинуло город.
Уходя, турки и татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм. Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд «нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное».
Упомянутое предместье — это и есть армянский квартал. Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов. Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и дервишеские монастыри (их в городе тогда было три).Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища.
Началась расправа с христианами…По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь св. Николая была превращена в один из мусульманских храмов, есть предположение что армянский храм стал основой современного текие дервишей. Об этом храме в последующих заметках напишу.
Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома — на другом месте. Строить решили из дерева. Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили. В «Справочной книжке города Евпатории и его уезда», изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: «Вне крепости находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами».
Упомянутая каменная церковь «с тремя вратами», заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она, действительно, имеет три входа — западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей. Сооружалась церковь довольно долго — постоянно не хватало денег. Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён.
Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению. Ровно через три года, в августе 2017 года, мы побывали в Феодосии на родине мариниста. Минуло несколько лет со дня постройки этого Евпаторийского храма и началась Крымская война. Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма…
По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты. Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться. Во время проведения реконструкции строители сбивали старую штукатурку, и на одном участке открылись французские «автографы».Чётко видна дата — 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп…Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь).В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм.
Церковь зовётся армяно-григорианской — по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь. При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений.
Силами армянской общины проведены восстановительные работы. Такие плиты называются «хачкары».
Это слово образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень. Такой хачкар стоит и возле армянской церкви. Начиная с 11 века Хачкары в Армении устанавливали по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто — могильными памятниками.
Центральный символ любого хачкара — процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест. Такой крест — и орудие казни, и символ новой, вечной жизни, путь к которой открыло искупительное самопожертвование Бога.
Под крестом на хачкарах высекают круг. Это зерно легло в землю и там умерло, чтобы дать начало новой жизни. Через 3,5 года после этого знакомства с Крымом мы совершили большое увлекательное путешествие по новогодней Армении. И о хачкарах очень подробно я писал в том рассказе:
«По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 1. «Ереван и северная Армения»
https://www.tourister.ru/responses/id_21916
А также тогда мы побывали на самом большом кладбище хачкаров в мире, в Норатусе:
https://www.tourister.ru/world/asia/armenia/city/noratus/placeofinterest/29677/responses/3912
Но вернемся в Крым 2014 года, в Евпаторию…
Внутреннее убранство армянской церкви Сурб-Никогайос выглядит современно.
Это является результатом варварской эксплуатации храма как подсобного помещения в советские времена.
Но армянская община Евпатории отныне имеет собственное святое место для общения с богом.
И прекрасно то, что еще одно сооружение, отметившее свое двухсотлетие, открыто для посещения в Евпатории.
Неподалеку от Текие дервишей находится мечеть XIX века Тахталы Джами.
Она располагается в неотреставрированной части города на частной территории. Раньше в ней проводили богослужения евангелисты. Сейчас здесь живет татарская семья. Это их частная собственность. Заметив наш интерес к храму, женщина в татарской одежде (видимо хозяйка здания) любезно пригласила нас осмотреть мечеть и дала с собой почитать исламский журнал. Видимо туристы заходят сюда частенько и журналы эти наготове. Здесь же во дворе находились любопытные татарские дети. Внутри все выглядело так, как будто богослужения здесь происходят каждый день. Евпатория — до сих пор многоконфессиональный, многонациональный город.
Продолжение об Евпатории следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм