С озером Севан и монастырём Айраванк расположенном на берегу озера я Вас познакомил в прошлом материале: https://www.tourister.ru/responses/id_22431
Кстати, в этом рассказе о монастыре Айраванк забыл поведать легенду связанную с ним.
С озером Севан и монастырём Айраванк расположенном на берегу озера я Вас познакомил в прошлом материале: https://www.tourister.ru/responses/id_22431
Кстати, в этом рассказе о монастыре Айраванк забыл поведать легенду связанную с ним.
По легенде когда хромой Тимур завоевал эти земли, то согнал местных жителей чтобы казнить их. И тогда священник попросил жестокого хромца пощадить столько людей, сколько поместиться в храме. Тимур разрешил. Поток людей всё шёл и шёл в храм и не оканчивался. И каким-то чудом размещались в небольшом помещении уже несколько тысяч человек. Удивлённый завоеватель заглянул в помещение странного монастыря. И увидел как молится священник Христу. И благодаря его молитве люди превращались в голубей и улетали на свободу в окно храма. Вот так молитва спасла тогда здешних армян от гибели. Такая легенда…..
Наш путь лежит дальше вдоль озера в селение Норатус, расположенное в 4 километрах от города Гавар. В шестнадцатом веке Норатус был резиденцией армянских меликов (князей).
В селе находится самое большое на территории современной Армении кладбище хачкаров. После уничтожения правительством Азербайджана кладбища хачкаров в Джуге (Джульфе) в Нахичеванской Автономной области, кладбище хачкаров в Норатусе является также и самым крупным в мире.
И вот мы на этом знаменитом кладбище!
На входе даже есть информация на языке для незрячих посетителей.
Самые старые хачкары на кладбище датируются десятым веком.
В ходе возрождения традиций хачкаров в шестнадцатом-семнадцатом веке многие хачкары были сооружены под игом империи Сефидов, когда восточное влияние проникало в армянское искусство.
Три мастера-резчика этого периода создавали хачкары в Норатусе, самым заметным из них был Кирам Казмох (1551–1610), его современниками были Аракел и Мелисет.
Кладбище располагается на территории в семь гектаров и содержит около тысячи хачкаров.
Характерной особенностью большинства хачкаров является крест с солнечным диском под ним.
Остальная часть камня украшена изображениями листьев, гроздьев винограда, гранатов или абстрактными узорами.
Большинство хачкаров покрыты мхом и лишайником.
Несколько надгробий на кладбище изображают сцены свадеб и сельской жизни.
Также любопытно что на некоторых, видимо, изображена профессия усопшего.
Что-то подобное (профессия усмершего) мы видели на памятниках мусульманского кладбища в Баку.
Рядом со старым кладбищем было устроено новое современное кладбище, отделённое длинным забором.
Рядом с кладбищем в селе есть церковь Святой Богоматери, построенная аж в девятом веке. Однако туда мы не успели заехать. Один из хачкаров кладбища в 1978 году был пожертвован Британскому музею каталикосом Вазгеном.
В самом сердце кладбища полуразрушенный храм. Внутри иконы.
Популярная легенда, связанная с кладбищем, касается вторжения армии того же хромого Тамерлана.
Согласно ей, крестьяне надели каски поверх хачкаров и наклонили мечи в направлении наступающей армии. Издалека хачкары выглядели как вооружённые солдаты в оборонительной позиции, в результате чего армия Тамерлана отступила.
Согласно другой популярной истории, в девятнадцатом веке монах Тер Карапет Оватеси-Овакимян из монастыря возле села имел обязанность служить заупокойные службы на кладбище Норатус. Чтобы избежать двухчасовой поездки с кладбища в монастырь и обратно, он построил себе небольшую келью в Норатусе. Когда ему было 90 лет, он попросил монашескую братию похоронить его живым.
Его последними словами были: «Я не страшусь смерти. И хотел бы, чтобы и вы ее не боялись. И вообще не боялись ничего, кроме одного Господа. Пусть ко мне приходит всякий, кто испытывает страх. Пусть он льёт воду на надгробный камень, пьёт ее, омывает себе лицо, грудь, руки и ноги. Пусть потом разобьёт сосуд, в котором принес воду. Тогда страх отступит его».
И поныне люди приходят к могиле монаха, чтобы совершить этот ритуал, оставив вокруг осколки стекла.
А наш путь лежит дальше через город Варденис к границе с Карабахом.
Сегодня мы затемно выехали из Дилижана, встретили рассвет над Севаном и должны по плану преодолеть этот путь до границы, затем искупаться в горячих источниках Истису, посмотреть древний карабахский монастырь Дадиванк и ещё найти где-то ночлег. Очень насыщенный день 3 января 2018 года продолжается…….
В подготовке материале использованы сведения из Википедии.