Великая река — Рио Гранде большого впечатления на путешественников не производит. Рио Гранде довольно тяжело переплыть, руки за дно цепляются. При этом, конечно она очень важна. Да, по сути ее даже сравнивать не с чем, других рек в этом регионе нет. Знатоки могут выкрикнуть: «А Пекос?» Пекос конечно есть, а вот воды в нем давно нет. Пекос — это чисто литературная река про юных героев пограничников. В Рио Гранде какая ни какая вода пока есть, теоретически река даже впадает в Мексиканский Залив, хотя на практике это у нее случается очень редко.
Задумался об относительности понятий, каждый год я подписывал смету на строительство ледяного моста через реку Уса. Наверно мало кто про такую реку слышал. Ее ширина, в том месте где мы строили мост, была 1248 метров, так некий приток Печоры. Следует конечно учесть, что наличие или отсутствие Усы в природе республики Коми мало что меняет, а Рио Гранде — это начало и конец всего на Диком Западе. Кроме всего прочего, Рио Гранде является природной границей двух совершенно непохожих между собой регионов. По левому берегу реки на территории Нью — Мехико идут плавные горы c роскошными лесами.
По правому берегу гладкая как стол каменистая пустыня поросшая мелким кустарником и украшенная каменными монументами — Печными Трубами.
В геологии такие камни, посередине ничего, называются останцами. Останцы они потому, что остались. Это все что осталось от когда то мощного каменного слоя (пласта) Земли. Ветер и вода превратили в пыль более чем стометровый пласт скальной породы, а вот эти, последние из могикан, пока держатся. На точках где сейчас находятся центры останцов были термические аномалии, они закалили скальную породу и ветер не может ее победить… Пока… Пройдет еще полмиллиона лет, ветер, со своей подружкой водой, превратят останцы в пыль и утащат в море. После этого ни кто не узнает, что когда то эта местность была метров на сто повыше, а на поверхности был вот тот красивый красный камень.
На четвертый день нашего пребывания в Нью-Мексике, мы решили пересечь Великую Реку (во как в переводе пафосно получается). За миллионы лет своего существования Рио Гранте прорезала в сверхтвердых базальтовых породах каньон глубиной больше трехсот метров. Что удивительно он очень узкий, т. е. река практически не двигается в сторону, только в глубину. Сравните, Волга текущая по мягким осадочным породам за ничтожные тысячу лет прошла на запад почти пятьдесят километров. Великий город Сарай, который стоял на Волге теперь от нее очень далеко. Здесь для того чтобы перебраться через каньон реки, по возрасту сравнимой с Волгой, потребовался относительно небольшой мост.
Как и предполагалось, после переезда моста, природа изменилась как по волшебству. Вместо векового леса — чахлые кусты, вместо оленей — дикие бараны, но тоже людей не боятся, едет прямо с рук.
Если честно, мы «перешли границу у реки» вовсе не для того чтобы посмотреть на баранов. Нас больше интересовали древние города индейцев. Кажется, был бы я индейцем жил бы в красивом лесу припеваючи, зачем я вдруг в пустыню пойду. Нет логика не верна. Лесных индейцев всегда было мало и были они мягко говоря простоваты. Основная масса людей в Америках, до прихода бледнолицых, жила в полупустынных предгорьях и горах. Кстати, слухи об истреблении индейцев преувеличены, раньше их было значительно меньше чем сейчас.
Самые умные индейцы, на территории современных Соединенных Штатов, жили в месте, которое сейчас называется четыре угла. Здесь сходятся административные границы четырех штатов. Умный народ назывался анасази и прекратил свое существование где то в двенадцатом веке. Как ни удивительно, селились эти люди не на плоской местности, а в стенах каньонов.
С такого расстояния не видно ни чего необычного, но если у вас есть телевик и терпение, то можно разглядеть много интересного.
Телевика у меня нет, за то у меня полно времени и я умею лазать по скалам, а здесь это делать особенно интересно.
Нет не так все по порядку. Города индейцев анасази можно посмотреть в Национальном Парке Меса Верде. Территориально парк расположен в самом юго-западном углу штата Колорадо. Меса Верде переводится как Зеленная Долина.
Я бы не стал называть это место Зеленной Долиной, но испанским первопроходцам было виднее. Если они считают, что зеленная долина именно так и выглядит, я спорить не буду, хотя на своей далекой родине я видел зеленные долины, которые выглядят иначе. Вход в парк стоит, если не ошибаюсь, десять долларов, но есть много мест куда можно ходить только в сопровождении гида и за это нужно платить дополнительно. Гид не столько рассказывает что ни будь интересное, сколько следит чтобы бестолковые туристы не попадали с пятисотметровых стенок в каньон. Организаторы парка стараются максимально сохранить исходную архитектуру сооружений, а она лестниц и ограждений не предусматривала.
Если присмотреться совсем внимательно, то можно понять как анасази попадали домой. В стенках каньонов выдолблены небольшие выбоины, за которые можно зацепиться пальцами ног и рук. «Ходить» по дорогам анасази тяжело, нужно двигаться очень быстро, стараясь не потерять инерцию собственного тела и используя большие махи. Ребенок мой сейчас в хорошей форме, он показывал обалдевшим туристам как это делается. Для меня это уже слишком опасно.
Строительство масштабное, качество строительства великолепное. В отличии от большинства древних народов каменного века анасази делали свои строительные блоки не из базальта, а из песчаника. Это намного сложнее, магматические породы конечно тверже, но при этом они более хрупкие и легче обрабатываются скалыванием.
Опять возникает ощущение, что индейская культура развивалась вспять. Чем древнее люди тем выше у них технологии. На первый взгляд парадокс, но если подумать все нормально. Здесь скорее не вспять, а циклично. Да индейцы достигали определенного уровня развития, но ни одному из племен Америки не удавалось достигнуть масштабного перехода количества в качество и вырваться из круга на следующую ступень. Комплекс достижений должен обеспечить рождение и внедрение изобретений. Индейцы так и не создали металлических орудий труда, колеса, арок, …, а без них удержаться против очередного нашествия варваров невозможно.
Идея жить на стенках каньона подарила племени анасази несколько сот лет существования. За это время они сумели интеллектуально оторваться от основной массы обитателей этой территории. Научились качественно строить огромные дома, но уровня достаточного для индустриальной революции они достигнуть не успели.
Сейчас полагается говорить, что индейцы чрезвычайно сообразительны и глубоко порядочны. При этом следует понимать, что коренное население Америк выдернули из каменного века и рассматривать их эволюцию, до прихода белых, следует с учетом уровня их развития на том этапе. Ну не скакали прекрасные телом и душой Гойко Митичи на быстроногих мустангах по бескрайним прериям за тучными бизонами. Не было у них мустангов, а если бы они не дай бог, с голодухи догнали бы бизона…
Картинка старая из Йелоустоуна, не лайкайте. Приводится в качестве наглядного пособия.
Ставлю Черную Жемчужину против дохлой каракатицы, что даже у них хватило бы ума не стрелять из деревянного лука стрелами с каменными наконечниками по бизону. Может они были не очень образованы, но судя по тому что до сих пор живы, инстинкт самосохранения у них присутствует. Из их лука можно убить птицу или рыбу, в базарный день очень тупого сурка.
Успехов в развитии добивались племена, которые осваивали земледелие. У тех действительно появлялся избыточный продукт, а он «строить и жить помогает». Но каждый раз им чуть-чуть не хватало времени, чтобы оторваться от преследования, их съедали вместе с их урожаем. Ни одному из развитых индейских племен не удавалось создать супероружия, которое бы защитило их от дикарей. Лучшие друзья инопланетян, великие и непобедимые инки дрались куском камня примотанным лианой к палке…
Только у некоторых дефчонок были золотые топорики. Куско, Перу.
Даже самые большие любители индейской культуры не отрицают, что все охотничьи племена являлись каннибалами. Вряд ли стоит удивляться практически одномоментному исчезновению одной индейской культуры и возникновению на ее месте другой с более низким уровнем развития. Принципы роста численности примитивных племен определяются в основном кормовой базой. Вот и эти зазевались…
Во время Второй Мировой американцы придумали смешную систему шифрования, посадили на рации индейцев чероки, которые передавали команды открытым текстом, но на своем языке. Допущение о том что среди немцев и их союзников найдется мало людей владеющих языком чероки оказалось верным. Так и я здесь смело напишу на русском, что совсем я не верю в официальное американское изложение истории жизни индейцев. Куда ни ткнешь, ни где материальный баланс не сходится. Будем надеяться индейцы не читают русских сайтов.
Этим не хватило ниш в скалах, они попытались строить без скального козырька и их дома долго не продежались.
Итак, «Давайте посчитаем, уважаемые кроты» в Меса Верде несколько десятков поселков, в больших поселках где то по сто комнат, ученые полагают что в Меса Верде, на моменте его расцвета жило шестнадцать тысяч человек. Считается легко, по количеству спальных мест. Занимались они, по мнению специалистов, сельским хозяйством и охотой. Оцените плоскогорье на фотографии ниже. Вы возьметесь здесь вырастить кукурузы на шестнадцать тысяч человек? Дальше про еду, охотиться хорошо, когда ты один живешь в большом лесу. Надо быть очень матерыми охотниками чтобы заготавливать в пустыне хотя бы пятьдесят тысяч килограммов мяса в месяц. Так по сто грамм в день на нос. Что там говорил про материальный баланс Ломоносов, широко расставив ноги? Да по смыслу тоже самое, что Станиславский прищурившись.
Но ведь глазам своим верить нужно, люди здесь действительно жили, значит нужно придумать как свести баланс предприятия. Город не может жить на продуктовом самообеспечении, это козе понятно. Как жили европейские города? Там были ремесленники, они создавали полезный продукт и меняли его на еду у селян. У анасази в городах нет следов промышленности, какой полезный продукт могли произвести они? Могу предложить два варианта эффективного, низко затратного бизнеса: проституция и наркоторговля.
На фотографии выше кива, точнее ее пол, сверху все было перекрыто каменным куполом. Обычно к слову «кива» добавляют «таинственная», иногда — «имеющая религиозное назначение». Сооружение на самом деле загадочное, в нехитром быту простейшего народа вдруг куполообразное здание со сложнейшей системой вентиляции, предусматривающей вытяжку вниз, да еще прикрытой каменым экраном, чтобы избежать прямотока. С чего вдруг? Район не самый холодный, в жилых домах вообще отопления нет.
Ответ на этот вопрос американские исследователи не знают, или притворяются, что не знают. Забыли наверно детскую призказку — «Если б воздух был кумар, я бы стал воздушный шар». Что будет если в куполообразном соружении, с вытяжкой на уровне пола развести маленький костерчик из сушенных листочков конопли. Да весело будет в этом хитром домике. Дымок пойдет сначала наверх, а потом остывая закрутиться спиралью по своду, остынет и очень медленно стянется в вентиляцию. Получится циркуляция кумара в природе. Инженеры хреновы, лучше бы колесо придумали.
Как организовать проституцию рассказывать не буду. Все и так догадываются. Кстати допущение о высом уровне развития сексиндустрии поможет ответить на вопрос «недоумевающих британских ученых» — почему на кладбищах многих индейских городов похоронены только женщины и дети? Вооруженные аксиомами и допущениями строим экономическую модель. Мужик убивает оленя в лесу, но ему хочется не только есть. Съев часть оленя, он вялит его остатки и торопиться в город. Сдавая мясо и кукурузу властям, добытчик получает доступ к удовольствиям. Такая экономическая модель позволяет городу эксплуатировать гораздо большие территории чем собственные окраины и в целом не выглядит утопично. Интересно можно ли было договориться на счет экскортсервиса?
По логике повествования направшивается завершить статью сравнительным анализом строений на территории Америк. Но посмотрев на уже написанное колличество слов я к посочуствовал читателям и решил свернуть рассказ, на этом месте. Зарезервировав на будущее тему — Общие черты и различия архитектруных идей народов Америк в проекции на евроазиатское строительство каменного века.
В завершение рассказа о Меса Верде хочу рекомендовать этот парк для посещения. Место изыскано необычное, меньше всего ожидаешь увитеть такое в небогатых историческими памятниками Соединенных Штатах.
Проведя день в пустыне мы решили, что нам пора вернуться назад в горы.
Закат в горах – это не то в чем себе следует отказывать.
Но на этот раз нашей целью нашей поездки в горы были не вершины покрытые золотом осин, а безжизненные высокогорные пески.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия