Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 19:37

Сен-Реми-де-Прованс, Перуж, Дижон, Марсель + 2 города — Франция Январь 2019

Для меня год 2018 стартовал во Франции, а финишировал… все в той же Франции, где дождливая Нормандия, уступила дорогу солнечному Провансу. Что-то много стало в моей жизни Франции… Если постоянно есть одну и ту же еду, пусть и очень вкусную, она может надоесть. Нет, конечно, к Франции упомянутое замечание не относится — она на столько разнообразна, что каждый новый кусочек, попавший в прожорливый роток, не похож на предыдущий. И моя уверенность в подобном утверждении непоколебима. И все же почему именно Франция была выбрана для новогоднего путешествия? Причина оказалась вполне банальна — эта щедрая страна раздает Шенгенские визы на пять лет тем, кто уже успел побывать на ее земле. Под пятилетний Шенген пришлось сочинить маршрут, который бы не нанес существенный ущерб бюджету, а лучи зимнего солнца чудесным образом осветили бы придуманный путь, который уложился в схему: Лион (2 ночи) — Авиньон (4 ночи) — Лион (3 ночи). Как известно, в новогодние каникулы цены на перелет стремятся в космос. Самым дешевым оказался прямой аэрофлотовский авиарейс из Москвы в Лион и обратно. В Лионе мы уже были и представление о нем успели сложить. И пошли они до городу Лиону Нет, не зря этот город с легкостью лег мне на сердце, он просто чудесен, фотогеничен, вкусен, полон разных прелестей. Его невозможно сравнивать с другими — у него свое, неповторимое лицо, которое мне очень симпатично. В конце концов не так уж много во Франции городов, имеющих столь богатую историю, как Лион, официально начинающуюся в 43 году до нашей эры

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Довольно поздний прилет заставил задержаться в нем на один день, так как в отель мы должны были прибыть (и прибыли) в полночь. Поэтому при бронировании отеля на две ночи я выбрала ibis Lyon Part Dieu Les Halles, недалеко от вокзала Ла Пар-Дье, чтобы было не сложно до него добираться, за 134 евро, с прекрасными завтраками. Первый день зимнего отпуска предполагался стать ленивым, расслабляющим, как и положено после трудов праведных и позднего прилета — еще набегаемся… Поэтому визит из Лиона в единственный день перед переездом в Прованс был нанесен в городок Перуж (Perouges) близ Лиона

Доехать туда легко, а гулять по средневековым змейкам-улочкам, сбегающим с холма, несказанное удовольствие. Это даже и не городок, а небольшая средневековая деревня, зацепившаяся за верхушку холма, которая входит в список Ассоциации Самых Красивых Деревень Франции. Я мечтала ее навестить, и случай представился

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Наверное, придется сделать отдельный отчет о прогулке по Перужу (Перуже), который мне очень понравился неповторимой средневековой атмосферой. И неудивительно, Перуж очень популярен среди кинематографистов: это ведь готовая исторически правдоподобная декорация, где уместны, к примеру, герои Дюма. Здесь снимались эпизоды многих известных фильмов — «Мандрен», «Фанфан -Тюльпан», «Три мушкетера». Колорит еще тот! Ограниченный объем фото для отчета не позволяет разгуляться в пределах обобщающего рассказа

Кстати, в самый же первый день путешествия я столкнулась с парадоксальным явлением. Да, я, конечно, мерзлячка, люблю одеться потеплее, и мне было совершенно непонятно, как малые дети, девушки, бабушки ходят без теплой обуви, в простых кроссовках или даже туфлях на босу ногу, нараспашку или в свитерах без курток? Неужели мы так промерзли в своей заснеженной России, что нам трудно смириться с некой оголенностью и выставлением на холод неприкрытых ножек, ручек? Я предусмотрела два варианта походной одежды: на нашу позднюю осень и раннюю зиму. Так вот, в основном ходила в зимнем прикиде, хотя в регионе Рона-Альпы было примерно 6 — 7 градусов. Как же нам повезло с погодой — за все время путешествия не было ни одного дождя. Самый первый день в Перуже и Лионе выдался пасмурным, оттянувшим яркие краски в небытие. Но зато все последующие дни солнце щедро раздавало многообразную палитру цветов, позволившую знатно разукрасить путешествие

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Возвратившись из очаровательного Перужа, мы пошли гулять и наслаждаться видами, открывающимися с набережных Соны — Рона. Такой, немножко хмурый Лион нам показали в этот день. Но мы не были в претензии к небесам, главное, дождя нет, а лионским видам не занимать совершенства

Понятно, что не только виды набережных входили в планы, но и прогулка по колоритным улочкам, которые есть не только в Ста́ром Лио́не (Вьё-Лио́н), но в центральном районе города, который называется — Прескиль (Presqu'île — полуостров)

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

К Лиону я еще вернусь и в отзывах, и в главном рассказе о своем путешествии, так как улетать мы будем из него, проведя здесь еще три ночи, четыре дня, один из которых будет полностью отдан бургундскому Дижону, а другой канализирован под так называемый «шопинг», который в Лионе просто замечателен. Новый год 2018 втянул нас в свою орбиту, когда мы мокли под дождем на Атлантическом побережье Нормандии. Да, это был чудесный Новый год, но дождь все же не лучший спутник путешественника, поэтому вместо желаемой Бретани, я решила на сей раз встретить Новый, уже 2019 год, в Провансе, уяснив из потока информации, что там и зимой всегда бывает солнечно. Но, оказывается, есть у прованской зимней погоды злой недруг — Мистраль (Mistral) — северо-западный ветер, плохо обращающийся с людьми, который может подтолкнуть ранимую личность к непредсказуемым и ужасным действиям. Интересно, что это за зверь такой, а вдруг и нам встретится на пути этот коварный ветер, сметающий и уничтожающий все вокруг, вгоняющий в жуткую депрессию? «Provence» дословно — провинция, а короче — деревня, и надо было подобрать для размещения городок, который бы и в зимнее время не выглядел бы совсем уныло, а хороводил бы людей в нарядной толпе среди рождественской мишуры

Свой выбор я остановила на Авиньоне, так как он мне давно приглянулся в отчетах наших именитых путешественников. А посмотрев фильм «Париж подождет», окончательно укрепилась в желании поселиться в прованском Авиньоне на четыре дня. Все билеты на переезды покупала на сайтах, так как это значительно дешевле, чем непосредственно в кассе, перед поездкой. Два часа пути из Лиона, и мы в Авиньоне, освещенном ярким солнцем, никакого мистраля нет и в помине. Выйдя из вокзала, сразу же упираемся взглядом в крепостную стену, невероятно мощную и основательную, которой обнесен весь старый город

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Возникает странное ощущение — позади вокзал, перрон, современный поезд, недавно несшийся со скоростью 180 км в час, а впереди — крепостная стена из какого-то дремучего столетия, и они сосуществуют на одном витке времени, и мы живые участники и свидетели этого своеобразного соседства. И тем не менее — ура! Тепло даже мне — 11 градусов, поэтому меняем теплую «фуфайку» на утепленную курточку! Очень рекомендую отель-бутик Régina, расположенный на главной улице Авиньона, всего в 5 минутах ходьбы от Папского дворца, где мы и встретили Новый год. Мне удалось ухватить на букинге улучшенный номер с балконом, по цене обычного, красиво оформленный, чистый — просто замечательный. Первое впечатление от заселения было ошеломляющим — хорошая погода, красивый отель в центре, неизведанный Прованс и предстоящее знакомство с ним. Выскакиваю на балкон и цепенею, засмотревшись на прозрачно — нежное небо, с перышками, улицу, бегущую от вокзала к папской площади. Ах, молодец, не просчиталась с выбором, хотя и были опасения! В приподнятом настроении мы покидаем нашу уютную комнатку и погружаемся в веселый, полный праздничных атрибутов, авиньонский водоворот

На площади Часов, главной площади города, все заставлено ярмарочными шатрами, каруселями, там же оборудован каток на радость южным деткам, живущим в отсутствии снега. Хотя снег там тоже есть, но только искусственный и им можно поиграть в шатре

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Дети веселятся, не представляя, какими могут быть настоящие зимние забавы среди снежных сугробов, ледовых горок, настоящих катков. А нас ноги сами несут в сторону Папского дворца, самого большого готического дворца в мире, который огромной глыбой закрывает горизонт

Спустя время будет мне экскурсия по дворцу, совершенная за 12 евро (совсем недавно было 11), а пока от меня вам — только несколько кадров. Сейчас мы поднимемся в сад Rocher des Doms, откуда открывается замечательный вид на старый город, на зеленеющие просторы Прованса

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Авиньон, как известно, расположен все на той же на Роне, которая сопровождала нас в пути из Лиона. Мы постоянно видели ее из окна поезда, такую разную, но неизменно красивую, полную величия. Река всегда являет собой символ движения, в котором зашифрованы множественные смыслы, и уж точно, никто не останется равнодушным к живой артерии Земли, где бы она не протекала. Вот и мы с мужем постоянно обращали внимание друг друга, если за окном поезда, совсем рядом с ним, появлялась полноводная Рона, бодрая, мускулистая. С одной из смотровых площадок, открывается великолепный вид на эту реку и на городок Villeneuve-les-Avignon, что на другом берегу

На грандиозный каменный мост Св. Бенезе (Pont St-Benezet) 12 века через Рону, бывший когда-то 22-арочным. С течением времени мост разрушали наводнения, оставив нам лишь 4 арки

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Я туда доберусь спустя полчаса, заплатив за прогулку 4 евро и получив колоссальное удовольствие

Прогуливаясь по мосту, не однажды слышали русскую речь. Где только нет наших соотечественников? Выстраивая план знакомства с Провансом, я озадачилась: летом сюда едут, чтобы наслаждаться цветением лаванды и диких трав, любоваться старинными замками среди простирающихся до горизонта виноградников, посетить старинные деревушки, короче, сельский рай! А зимой? Короткий световой день, без буйства зелени и упоительного цветения, стрекота цикад… Мне казалось, что здесь зимой будет уныло и безрадостно и нет смысла раскручивать маршрут с обозрением разных уголков Прованса. Мы же «безлошадные», а на автобусах далеко не уедешь, не случайно Прованс имеет деревенский статус — автобусное сообщение здесь не ахти как хорошо развито. Можно конечно воспользоваться железной дорогой и съездить, например, в Арль, Оранж, Тараскон (Tarascon). Но формат путешествия не позволял сильно разгуляться. Я выписала себе массу автобусных вариантов посещения различных местечек типа Cavillon, Carpenntras, L’Isle-sur-la-Sorgue, чтобы на месте принять нужное решение. Так и получилось — самым близким к отправлению на тот момент оказался автобус № 57 в городок Saint-Remy, который известен тем, что там родился Нострадамус, а в клинике монастыря Сен-Поль-де-Мозоль лечился сам Винсент Ван-Гог, попавший в клинику для душевнобольных после того, как отрезал себе ухо под воздействием все того же Мистраля, задувавшего в Арле, здесь неподалеку (бедный Мистраль, все можно списать на ветер, даже безумие)…Но как бы то ни было, для меня Винсент Ван — Гог — великий художник, и я не упускаю возможность прикоснуться к его творчеству, если выпадает такая возможность

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Поэтому мы едем к нашему любимому Ван-Гогу, чтобы пройти по его тропе, которая обозначена множественными репродукциями художника, написанными в Сен-Реми, в период расцвета его творчества. Хотя сюжеты картин были ограничены местными пейзажами, именно здесь были созданы многие шедевры. Я шла по его тропе, освещенной ярким прованским зимним солнцем, заглядываясь на встречающиеся репродукции, пытаясь разобрать текст, и не верила себе, что вот так близко соприкоснулась с творческим путем великого постимпрессиониста

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Красивая получилась прогулка, ни сколько не пожалели о сделанном выборе. Было немного обидно, что находясь всего в десятке километров, от Ле Бо, жемчужины Прованса, мы до него не дотянулись — автобусы зимой не ходят в ту сторону

Конечно, нужна машина… Посмотрите, какое буйство зелени в самом конце декабря, а небо пронзительной синевой напоминает летнее

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Вернувшись в Авиньон из Сен-Реми, мы столкнулись с тем, что меня больше всего беспокоило в предстоящем вояже во Францию — протестные акции. Едва отошли от вокзала, увидели скопище полицейских, перегороженную дорогу и поняли, что-то пошло не так. Сегодня же суббота! Желтые жилеты, будь они не ладны! Захотелось ругаться матом (молча — вслух не позволяю себе). Мы голодны и устали, хочется поскорей добраться до места… А тут такое!

А собственно, что в этом особенного: идет мирная рассеянная толпа, дружно распевая Марсельезу, никого не трогает? Ну и пусть себе идет (имеет право, не везде и не для всех оно есть). Шествие как-то моментально завершилось через пять минут ожидания, и все разошлись, а мы уже были в своем отеле. Вот тебе и Желтые жилеты по — авиньонски — ничего особенного. Наверное, в Париже все будет куда как круче. Про Авиньон я могу рассказывать долго, но прервусь, чтобы увлечь вас в свою новую авантюру. Я люблю море, я так его люблю, что всегда мечтаю втиснуть кусочек этого чуда в путешествие. Быть в 90 км от Средиземного, и отказать себе в удовольствии вдохнуть его, впустить в душу лазурь? Пусть море едва коснется, поманит, зачарует. и скажет ласково: наслаждайся мною! Пусть один день на море, но он будет! Я выбираю Марсель! Из Авиньона съездить в Марсель легко. Поезда идут ежечасно, остается определить для себя тип поезда: региональный или скорый. Региональный идет примерно полтора часа, а скорый всего 40 минут. Понятно, что хочется доехать за 40 минут, на скором (пардокс — цена при покупке на сайте на скорый поезд была чуть ниже, чем на региональный), и я поддалась соблазну — купила на скорый TGV, комфортабельный, летящий как выпущенная стрела. В бочке меда нашлась ложечка дегтя — скорый поезд идет с вокзала, который находится в 6 км от центра и туда еще придется добираться на автобусе или же электричке, которая ходит раз в полчаса от центрального вокзала. Ситуация по преодолению этого расстояния оказалась некритичной и легко осуществимой. Мы прибыли в Марсель в 10 утра, а уезжали в 20. Конечно, у нас не так много времени для знакомства с городом контрастов (а вот тех самых контрастов, мы и не заметили, может быть именно потому, что находились там недолго). Марсель фантастически красивый город, имеющий лицевую сторону и изнанку соответственно!

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

В нем есть все для туристического счастья — пронзительно синее море, свет, простор, красивые дома, виды, широкие проспекты, квартал Ле-Панье (Le Panier), церкви, какие церкви! Море, старая гавань, собор Нотр-Дам-де — ла — Гард, визитная карточка города

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Где бы мы ни находились в этот день, Нотр -Дам- де- ла- Гард, освещала наш путь с высоты холма

Поэтому, вспоминая Марсель, я вижу парящую над городом базилику с ее Золотой Мадонной

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Кафедральный собор, в полосочку, в изумрудно-черную, смотровая площадка с видом на Фриульские острова и хорошо известный по роману Дюма замок Иф — это далеко не полный набор из того, что нам удалось увидеть в тот день

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Друзья! Не верьте ужастикам, рассказанным про Марсель, просто выбирайте правильные пути его изучения. А какой же был вкусный их фирменный суп «буйабес». Прощальный закат над марсельским морем

Огни сияют, гуляют люди, крутится колесо обозрения в рождественском убранстве…. Осталось послевкусие, и легкая горечь неизбежного расставания. Надеюсь, что к Марселю я еще вернусь и расскажу о нем. Туристическое время бежит быстро, переворачивая страницу за страницей, читай, день за днем… Мы снова в Авиньоне в последний день года, 31 декабря. Нам не надо заниматься приготовлениями к рубежу, который называется: здравствуй, Новый год! Был 2018, настанет 2019, и мы соответственно все лишимся года нашей жизни… Ну да ладно, мы к этому привыкли, а вот проводить красиво старый год в наших силах, тем более, что Авиньон нам в помощь. Мы будем гулять по старинным улочкам, заглядывать в многочисленные храмы, любоваться рождественскими вертепами, встретив на пути живые ясли

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

совершим головокружительную экскурсию в папский дворец, сделаем закупки к символической встрече Нового года на Les Halles (местный фермерский рынок), настоящей Мекке для гурманов (не могу вспоминать без обильного слюноотделения его раблезианскую продуктовую палитру). А как же Мистраль? Неужели мы его не прочувствуем на себе? Мистраль нас накрыл, когда мы возвратились из Марселя, он задувал так, что можно было с легкостью обратиться в девочку Элли или садануть бритвой по уху. Потом он успокоился, сдал позиции и лишь иногда напоминал о себе, кружа опавшую с платанов листву

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Доставшийся нам именитый ветер вскоре совсем сошел на нет, не помешав гулять на противоположном берегу Роны, в старинном Вильнёв-лез-Авиньон, с замечательными видами, в том числе на Авиньон

Однозначно, это славное местечко, с прованским колоритом, зимней зеленью и удивительной тишиной

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Новый год мы встретили дважды, по Москве и по местному времени… А первого января убыли в Лион, с сожалением покидая солнечный Прованс, уже без Мистраля и при 14 градусах, почти летней погоде. Надо было больше дней заложить на Авиньон. Думала, что зимой там будет скучно. Пишите отзывы, друзья! Если бы мне кто-то сказал раньше, что Прованс зимой хорош, я бы все перекроила в своем путешествии. Из песни слова не выкинешь, у нас в повестке дня Лион. Первый день нового года… Новый отель в Лионе, совсем рядом с вокзалом Ла Пар-Дье, называется Ibis Styles Lyon Centre — Gare Part Dieu — хорош! Где-то надо перекусить, а все закрыто: кафе, магазины… Пришлось съесть у турок, в их заведении, запеченную картофелину с шаурмой, сдобренную всякими салатиками. Еда оказалась неожиданно вкусной и совсем недорогой, всего 5 евро. А теперь можно гулять по Прексилю, по мостам. До вечера болтались в старом городе, хорошенько рассмотрели кафедральный собор

полюбовались ночными видами Лиона

нашли единственный работающий продуктовый магазин с неплохим предложением продуктов, купили выпить-закусить в номере, после чего в пол глаза посмотрели российский канал (дома не смотрим), ужаснулись, увидев новогоднее шоу на 1 — м российском. Это не наш выбор. 2-го января я планировала поездку в Бург-ан-Бресс с известным монастырем Бру, тщательно подготовившись к визиту, изучив информацию на местном сайте, но потом поняла, что не хочу мчаться куда-то из Лиона, мне здесь очень хорошо. Реактор отпускного настроения начал потихоньку угасать… Накопленная усталость позвала в Тет д’Ор, «Парк Золотой головы», уютно расположенный в самом центре города

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Среди зимы буйство красок и яркие цветы

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

На его территории расположен Лионский зоопарк, в котором можно увидеть животных, которые живут не только в клетках, но и в просторных вольерах. Получили заряд бодрости и колоссальное удовольствие. А потом занялись поиском известных домов — фресок, своеобразной фишки Лиона. Фреска Mur peint des Canuts, расположенная на холме Круа-Русс. Созданная в 1987 году, она занимает площадь стены 1200 кв. м. и является крупнейшей фреской в Европе, на которой отображена повседневная жизнь жителей района, участниками которой являются реальные персонажи. Я, по-моему, тоже не плохо вписалась в trompe l’oeil — обман зрения

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Следующий день был полностью посвящен столице Бургундии — Дижону (Dijon), в котором мы совершили прогулку по Следам совы, мудрой птицы, которая знает о Дижоне все

Маршрут «По следам Совы» — это двадцать две главные достопримечательности Дижона, добраться до которых можно, следуя по стрелочкам-совам на асфальте. Напротив каждой достопримечательности — большая сова с номером достопримечательности, указанном в путеводителе на русском языке, который я купила в турофисе (Оffice de Tourisme). В Дижоне ко мне сразу пришло осознание, что это один из самых красивых городов Франции, невероятно разнообразный в своем стилевом решении, объединяющем фахверковые дома, классические французские здания, готические соборы и потертые живописные площади, красивые парки

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

Он самодостаточный, культурный, интеллигентный, чистый город Франции, хранящий ее настоящий дух

А еще в городе есть музеи бесплатные, вроде бы как благодаря мэру-коммунисту. Заходили в некоторые из них, где нас спрашивали из какой мы страны, вероятно, для статистики, просили показать сумку и давали наказ не фотографировать на камеру. Было обидно, что мне не достались красивые виды площадей и зданий Дижона, которые обычно попадают в рекламные проспекты. К сожалению мой объктив постоянно кривился от видов, подпорченных рождественскими ярмарками, балаганами, торговыми палатками

Где Новый год встретишь, там его и завершишь

А совы нас кружили по центру. выводя к одним и тем же достопримечательностям, и мне казалось, что — то остается за кадром, не уведенным, упущенным. Но для первого знакомства вполне достаточно. Время поджимало, надо было прощаться с Дижоном. Можно не ломать голову, что купить на память о Бургундии — конечно, дижонскую горчицу

Накупив этого бесполезного продукта, бежим на вокзал на свой скорый поезд TGV, идущий из Люксембурга в Ниццу. Он за 1.25 домчит нас до Лиона. Вот и все, пора собирать чемоданы… Подводя итоги: все мои опасения по поводу дискомфорта, вызванного зимней европейской непогодой, были развеяны в пух-и-прах; придуманный маршрут не выявил явных недостатков; я ничуть не пожалела, что встретила Новый год вдали от дома, в далеком Авиньоне. Надеюсь, что мой отзыв пригодится тем, кто задумает объединить для себя зимние, такие разные регионы Франции, как Рона-Альпы и Прованс.