Необычная зима… Как часто мы говорим или слышим о необычном времени года? Наверное, постоянно: то необычно холодно или жарко, то снежно или дождливо… Но ведь это так интересно — ожидать одно, а увидеть и почувствовать совсем другое!
Про Байкал могу сказать, что он — царство непредсказуемости. Зимой едешь любоваться бирюзовыми торосами — а вокруг гололядка, которую на глазах занесет снегом, и не узнать места, куда приехал всего пару часов назад. А через несколько дней дунет мощный Баргузин, сметет снег, и все вокруг опять засияет-засверкает.
В середине декабря моя давнишняя знакомая Наташа Бурмейстер написала на своей страничке в ФБ: «Порывистый ветер, высокая волна, мороз под -30. В таких условиях родились уникальные высоченные наплески на скалах. Я никогда не видела такие наплески, до 10-ти метров в высоту. Многие острова полностью! заплесканы ледовой коркой." И чуть позже еще добавляет: «Невероятные ледяные наплески этой зимы на Малом море Байкала обязательно войдут в историю как одни из самых высоких!».
6
«Я никогда не видела такие наплески». И это пишет Наташа, которая на Байкале родилась, выросла, да и сейчас бывает на его берегах почти безвылазно!
Ну разве можно сидеть дома спокойно после таких слов? Тем более что мысль поехать на зимний Байкал в период «молодого льда» уже давно поселилась в моей голове. Осталось лишь реализовать свои мечты, отправившись в поездку на период новогодних каникул. К тому же есть вероятность опередить полчища китайцев, заполоняющих Ольхон обычно начиная с конца января. Правда, и риск увидеть не лед, а воду тоже никто не отменял. Но я точно знаю, что НИКОГДА с Байкала я не уезжала разочарованной или недовольной.
Долго размышлять и уговаривать меня не надо — и вот уже билет на самолет в Иркутск греет мою душу. Со мной едут мои друзья — они еще никогда не были на Байкале, но поверили в силу моих убеждений и решились впервые приехать на Ольхон в не сезон.
Дорогу из Иркутска до Ольхона я мысленно делю на две части:
Первая (красная линия), по направлению на север, проходит по равнине, где на заснеженных полях частенько можно видеть лошадей, из-под снега добывающих сухую траву для прокорма. На этом почти прямолинейном участке пути я обычно сплю или пытаюсь поспать, приводя в порядок свой организм после ночного перелета из Москвы.
А в Баяндае обязательно надо проснуться! С трассы здесь есть поворот направо, на восток, по направлению к Байкалу. Для меня именно отсюда начинается «дорога к счастью» (желтая линия). Ландшафт здесь становится совсем другим. Машина мчится с горки на горку, выходя из одного крутого виража и тут же входя в другой.
8
Немного не доезжая до поселка МРС (Сахюрта), надо непременно остановиться у Бродяги, сбежавшего с забайкальской каторги и переплывшего Байкал с бурятского берега на иркутский в утлой лодке.
Бежал из тюрьмы тёмной ночью,
В тюрьме он за правду страдал.
Идти дальше нет уже мочи —
Пред ним расстилался Байкал.
На высоком холме, откуда открываются роскошные виды на Куркутский залив, бронзовый Бродяга стоит почему-то спиной к Байкалу, лицом к дороге, изумляясь, по видимости, нескончаемой веренице машин с туристами:
18
Маршрутки никогда не останавливаются здесь, чтобы не терять время на ожидание, пока туристы делают селфи с Бродягой. Но я всегда с удовольствием готова постоять здесь минутку-другую и помолчать.
… Вот так за разговорами мы и доехали до Байкала, до пристани в МРС.
Чтобы попасть на Ольхон, в теплое время года и пока вода не твердая через пролив Ольхонские ворота курсирует паром:
3
Когда лед становится крепким — открывается ледовая переправа, по которой могут безопасно ездить автомобили:
7
В межсезонье выручает небольшой катер, но до тех пор, пока его окончательно не затрут льды:
6
И тогда на смену катеру приходит «Хивус» — судно на воздушной подушке.
5
Нам удалось перебраться на Ольхон на катере, который мы про себя назвали ледоколом -так мощно он бороздил и крошил поле молодого льда, который на морозе образовывался прямо на глазах. Хотя кораблик еще и выполнял рейсы, но было понятно, что скоро он встанет «на прикол» — в проливе Ольхонские ворота лед уже «схватился», и лишь благодаря почти непрерывному курсированию катера между пристанью в МРС и Ольхоном сохранялась полоска воды, в которой плавали льдины, дружно сталкиваясь друг с другом.
4
Кораблик на пристани в МРС ожидали не мы одни — караван маршруток из Иркутска привез толпы китайцев. Они вели себя шумно, по-детски непосредственно и непринужденно, почти нагло, чем выводили меня из себя. Чтобы немного отвлечься от переживаний по поводу того, что еще только 2 января, а народа из дружественной страны уже так много, я стала вспоминать события, которые происходили здесь же, у пристани несколько лет назад.
… В первых числах декабря мы с Наташей Бурмейстер ожидали парома на Ольхон. Как же тогда нас достал ветер! Он разгуливал по берегу залива, до небес поднимая пыль, выдувал каждую теплую молекулу из-под куртки, шапки, штанов. В поисках защиты от холода мы зашли в единственное работающее у причала кафе. Вот что значит не сезон — здесь было так же пусто, как и у причала. А ведь летом очередь на паром выстраивается на многие километры, и в многочисленных придорожных кафе яблоку упасть негде.
Кафе летнее и явно не рассчитано на холод. И как только перестанет ходить паром, закроется до теплых времен. А сейчас ветер разгуливает по пустому помещению, и лишь вблизи печки, в топке которой гудит огонь, можно ощутить волнение теплого воздуха.
У этой печки мы с Наташей грелись в ожидании обеда. Как вдруг я заметила, что воздух наполняется пухом. Причем прямо на глазах его становится все больше и больше. Не успев подумать, откуда он появился, я услышала Наташин возглас: «Галка, куртку прожгла!»
Точно! На правом рукаве новехонькой, только сегодня впервые надетой куртке, громадная дыра. И из нее стремительно вылезают и разлетаются пушинки, почуявшие свободу. Я чуть не разрыдалась, что была так неосторожна и коснулась раскаленной трубы печки.
Чтобы сохранить оставшееся содержимое рукава, его заклеили скотчем. А уже по возвращении домой я нашила здоровенную заплатку. До сих пор с ней и хожу.)
6
10
…Из состояния воспоминаний меня вывел равномерный рокот двигателя и звук крошащихся льдов — это к пристани приближался катер. Шумная и разноцветная ожидающая его толпа сгрудилась на краю причала так плотно, что с судна с трудом удалось спустить трап. Человек я деликатный, но без фанатизма и ровно до тех пор, пока меня не достали. Увы, нынче без работы локтями и матюгов в адрес иностранных гостей не обошлось. Скажу только одно — наша посадка на кораблик была похожа на штурм!
6
1
Несмотря на почти штормовой ветер, мы все же забрались на верхнюю палубу — отсюда хорошо видно, что в проливе Ольхонские ворота повсюду лед, и лишь на линии движения катера плещется вода.
10
8
Буквально 10 минут на отчаянном ветру — и мы на причале на Ольхоне. Не без труда все туристы распределились по ожидающим нас машинам, но водители никого не забыли и не потеряли! Надо отдать должное организации перевозки пассажиров из Иркутска в Хужир на Ольхоне. Когда функционирует ледовая переправа, нет никаких проблем — маршрутки следуют непосредственно до Хужира. Но сейчас ситуация иная — надо добраться до МРС, пересесть на катер, который перевезет через пролив на Ольхон, а уже на пристани на Ольхоне погрузиться на местную маршрутку, которая и доставит в конечный пункт — в Хужир. И именно в этой непростой ситуации ведется учет каждого туриста, прибывшего в МРС из Иркутска на маршрутке. Всем китайцам из нашей маршрутки на тыльной стороне ладони написали номер машины, в которую им надо сесть на Ольхоне (такая же процедура была и на обратном пути). Вне зависимости от того, на каком по счету рейсе катера турист переберется на Ольхон, там его будет ждать УАЗик, который повезет в Хужир.
Нам остался последний участок такого долгого сегодняшнего пути — от пристани до Хужира. Я с удовольствием гляжу на знакомые и любимые места — Малое море уже под ровным льдом, слегка припорошенным снегом, но если снег раздует, наверняка будет виден глянцевый сияющий лед! Говорят, что у мыса Кобылья Голова нынче какая-то невероятная красота! Остались в стороне и позади острова Огой, Замогой, и вот вдали засветились огоньки «столицы» Ольхона. Еще несколько минут — и мы доехали до усадьбы Никиты Бенчарова в Хужире, где я всегда останавливаюсь.
Будто с корабля на бал, мы в первый же вечер в Хужире попали в театр на спектакль «Щелкунчик». Это был даже не спектакль, а представление — смесь спектакля, балета, игры теней, кукол и… музыки! И сейчас мне хочется рассказать именно о музыке. Льдинки, сосульки, красивейшие гроты, высоченные наплески, снег по колено, живая вода, глянцевый лед без единого изъяна — все это было в изобилии! И об этом я обязательно расскажу, но чуть позже. А сейчас — только МУЗЫКА!
…Небольшой зрительный зал, обогреваемый печкой. Сцена, наполовину скрытая занавесом. В глубине сцены за занавесом — пианино. Но его видно не всем зрителям, а только тем, кто сидит в центре и в левой части зала. Я села удачно — видела инструмент. Это очень важно — видеть пианино.
Представление начинается.
На сцену выходят мальчик и девочка. Они разбирают коробку с елочными игрушками и наряжают елку. И на дне коробки находят смешную неуклюжую фигурку Щелкунчика:
4
И тут начинается МУЗЫКА! На протяжении всего представления не было ни мгновения тишины — мы услышали, практически, всего «Щелкунчика» — Адажио, Марш, танец Феи Драже, вальс Цветов… Я уже не столько слежу за происходящим на сцене, сколько вслушиваюсь в МУЗЫКУ. ТАК может играть только супер профессионал! Мои друзья, сидевшие в зрительном зале таким образом, что не видели пианино и музыканта, очень сильно удивились, когда я им сказала, что они побывали на концерте «живой музыки», они думали, что представление шло под фонограмму!
После спектакля Наташа Бенчарова меня познакомила с пианистом — маэстро Константин Сероватов!
По возвращении домой я тут же полезла в Интернет — кто же такой Сероватов Константин? И ведь я не ошиблась, поняв, что он профессионал! Вот очень кратко про Константина:
— иркутянин, выпускник Ленинградской консерватории,
— лауреат международных премий;
— концертировал в качестве солиста с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, с симфоническим оркестром Академической капеллы им. М. И. Глинки и оркестром Государственного академического театра им. М. П. Мусоргского;
— работал в составе заслуженного коллектива России Санкт-Петербургского академического симфонического оркестра под управлением Юрия Темирканова;
— до 2016 г. артист симфонического оркестра Иркутской областной филармонии,
— лауреат Премии губернатора Иркутской области в области культуры и искусства…
Культуролог, музыкант, педагог Михаил Казиник считает Константина гением, законченным перфекционистом: по полгода Сероватов готовится к одному концерту, играет его один сезон, «потом его потрясающее по глубине восприятия и мастерству исполнения прочтение музыкального произведения можно уже никогда не услышать» (ист. инф. http://irktorgnews.ru/avtorskie-kolonki-galina-solonina/maestro-provokatsii).
…И еще два вечера, проведенные в Хужире, мы слушали Константина.
Не зря Ольхон называют Островом культуры — здесь внедряют самые новомодные штучки! Именно в Хужире я узнала (впервые увидела и услышала) про виджеинг — такой вид современного искусства, когда под музыкальное сопровождение транслируется видеоряд. При помощи компьютера виджей (VJ) Данила Ветер подобрал визуальные эффекты, которые отлично коррелируют со звучащей музыкой. Мы присутствовали на премьере такого представления:
3
Но ударную дозу положительных эмоций я получила в заключительный вечер на Ольхоне — Константин согласился дать концерт по заявкам отдыхающих. Как бы шутя, он спросил у меня, что бы я хотела услышать? Не долго думая, говорю:
— Экспромт-фантазию Шопена!
Костя улыбнулся:
-Исполню!
… Мы слушали Костю в полутемном зале — лишь лампа, стоящая у рояля, освещала лицо и руки музыканта. Его левая нога, согнутая в колене и отставленная под стул, все время цеплялась за провод от электрического обогревателя — в маленьком камерном зале не было печки, зрители сидели одетыми в пуховики, и лишь этот агрегат около рояля излучал тепло на пианиста. Мне хотелось подойти и убрать провод в подальше сторону, чтобы Константин не отвлекался от музыки. Но он, казалось, не замечал неудобства — его руки летали над клавиатурой так стремительно, что мне было жарко от волнения.
7
Я неоднократно бывала на фортепьянных концертах, но честно признаюсь — никогда не испытывала такого ощущения трепетности, как в этот раз. Рояль стоял на расстоянии трех метров от меня, я видела мимику Кости, его эмоции и переживания, физически ощущала, как он свободен и счастлив в эти минуты.
… Уже давно завершился концерт, разошлись благодарные зрители, отключили электрообогреватель, а мы все разговаривали с Константином.
— Ну что тебе еще сыграть напоследок?
— Монтекки и Капулетти! И Романс из Метели Свиридова!
Костя садится за рояль, и в опустевшем зале только для меня звучит божественно красивая МУЗЫКА…
Другие мои рассказы про байкальские новогодние каникулы 2019: