Моя первая ЮВА: две мадам во вьетнамском хаосе. рассказ участвовал в конкурсе 2018 года.
Продолжение эмоциональных и порой шокирующих записок.
Самолеты, перелеты.
В первых строках этого повествования хотелось бы поделиться впечатлениями о перелетах Москва-Ханой-Москва. Билеты на сентябрь мы с Ирой покупали в апреле и, конечно же, летели Аэрофлотом. Затем постарались своевременно зарегистрироваться на оба рейса как туда, так и назад, чтобы сидеть вместе в двойном ряду.
В предчувствии и предвкушении впервые предстоящих мне таких продолжительных перелетов: не выйти подышать свежим воздухом, не прогуляться, мне было как-то даже боязно- как я смогу выдержать почти десять часов в воздухе? В Ханой был ночной полет и наличие в салоне на каждом пассажирском месте джентльменского набора, предназначенного для облегчения трудной участи пассажиров, практически замурованных в железном пространстве, порадовало. Первым делом мы освободились от надоевших кроссовок, а уже затем оглядели свою территорию, уселись и расслабились- ну что ж, вполне нормально. Я пыталась поспать, учитывая почти бессонную прошлую ночь и бродилки в Марфино, но это удавалось с трудом. За весь полет дважды было предложено питание-ужин и завтрак. Если ужин прошел в спокойной обстановке и вовремя, то с завтраком персонал слишком поспешил, предложив его сонным пассажирам за три часа до посадки, т. е. во время самого крепкого сна. Предложенные варианты еды за оба полета были разнообразными и вполне съедобными.
В общем, долго ли коротко ли, трудно и муторно, но полет все-таки закончился, а я почти сразу же с содроганием и почти ужасом стала думать об обратной дороге! Но предчувствия на этот раз к огромной радости подвели меня и приятно обманули, потому как весь полет я не отлипала от экрана телевизора, расположенного на спинке впереди стоящего кресла! Какая же предусмотрительность, какое невероятное облегчение для праздного времяпровождения, когда ты ограничен в пространстве! В общем время, заполненное просмотром четырех фильмов, не прерываемым даже на моменты трапез, прошло практически незаметно. Я посмотрела три новых фильма: «Бейрут» или «Точка невозврата», душещипательную историю о лыжнике «Со дна вершины», красочный фильм об экспедиции к самым северным границам государства Российского, участие в которой принимал прославленный моряк Семен Челюскин «Первые». С наслаждением напомнила себе и один из любимых своих фильмов «Английский пациент».
А далее я начну свой рассказ уже собственно о поездке за пределы Ханоя: на второй день нахождения во Вьетнаме нами был запланирован 300 километровый переезд на Север страны, в удивительный и невероятный горный мир, поражающий бесконечными рисовыми террасами- в высокогорный город Сапа (Sa Pa, Шапа).
В Сапу можно добраться двумя способами- по железной дороге и на автобусе. Многие туристы едут ночным поездом, чтобы попусту не тратить время на переезды, но мы сразу же отмели этот вариант. Поезд идет долгие 9, хоть и ночных часов, а ближайшая ж/д станция к Сапе-Лао Кай находится в 30 км, а это еще час езды по серпантину горных дорог. Был вариант уехать на автобусе http://sapaexpress.com/en/bus-hanoi-sapa-one-way-ticket.html , время в пути 5,5 часов и цена 17 долларов, но в отеле нам предложили другой вариант: комфортабельный Green Bus с лежачими местами, время в пути тоже, а цена чуть ниже и конечно же мы сразу согласились. Не пришлось тратить время на поиски агентства sapaexpress, блуждая по влажным и душным улочкам Ханоя. У Green Bus предусмотрена остановка где-нибудь недалеко от близлежащих отелей, буквально в паре кварталов и всех, купивших на него билеты, по еще пустынным просыпающимся улочкам старого Ханоя, препровождают к автобусу. При входе внутрь необходимо снять обувь, уложить ее в приготовленные пакеты, поэтому чтобы не идти по полу автобуса босиком, следует брать с собой носочки.
Каждому пассажиру выдали по бутылке воды и, расположившись на двух ярусах спальных мест, ранним утром разношерстная компания случайных попутчиков отправилась в долгожданное путешествие.
В автобусе работает кондиционер, и хотя на каждом месте присутствовал плед (не одноразовый) поэтому с собой следует взять теплые вещи. За время поездки можно поспать, поглазеть на едва различимые в дымке пейзажи, проплывающие за окном. За всю дорогу предусмотрено две остановки, на которых можно перекусить и сходить в туалет. Вторая и довольно продолжительная — в городке Лао Кай, столице одноименной провинции, после которой дорога резко уходит в горы и начинаются невероятные рисовые террасы.
На остановках всем туристам предлагаются старые резиновые шлепанцы- нам все это было ново и дико: непонятные кафешки с не менее непонятной едой, хорошо что у нас собой было- термос и бутерброды решили проблему перекуса.
В Сапе заселились в отель Olympia Sapa Hotel, он оказался рядом с остановкой автобуса Green Bus — обычный номер с двумя огромными кроватями, но окна выходили в коридор и в помещении было очень сыро. Это был единственный заказанный нами отель без завтраков.
В общей сложности на Сапу у нас был запланирован самый продолжительный период нахождения в стране-3 суток, маршруты мы проработали еще дома, поэтому полагали, что все пройдет как по писанному. По быстренькому устроившись, мы отправились по первому из них и как нам казалось, благодаря прочитанной информации в интернете- самому короткому.
Наконец-то освободившись от чемоданов и оказавшись на свободе, вздохнув полной грудью, мы сразу же оценили климат -приятные градусов 23–25, дышится легко и свободно- не даром же эту местность присмотрели для себя правившие во Вьетнаме французы еще в 1880-м году. Именно сюда, на высоту 1600 метров над уровнем моря, на границу с китайской провинцией Юньнань и сбегали они от удушливой и невыносимо влажной жары приморских равнин, а на месте будущего города организовали военный пост.
«В 1912 году здесь появился санаторий для офицеров тонкинских войск, а с 1914 года у государственных чиновников повелось проводить в прохладной Сапе жаркие летние месяцы. С 1917 года в Сапе начало действовать туристическое бюро, проложившее в окрестностях известные ныне пешеходные маршруты. Очень быстро, уже к началу 1920-х году город разросся, украсившись отелями и частными виллами. Французы, облюбовавшие это место, называли его Шапа, делая ударение на последнем слоге. Вслед за туристами-колонизаторами в Сапу потянулись вьетнамцы, обслуживавшие их нужды.
С началом II мировой войны курорт быстро пришел в упадок — в то тяжелое время было не до отдыха. Еще больше усугубилась ситуация в 1947 г., когда летняя столица Французского Индокитая была впервые атакована отрядами Вьетминя. Спустя два года колониальные войска окончательно оставили город, а в 1952 г. французская авиация подвергла Сапу „прощальной“ бомбардировке, разрушившей большинство колониальных построек, которых к тому времени насчитывалось почти две сотни. Вьетнамское население Сапы надолго покинуло разрушенный город. Возвращаться сюда начали лишь в конце 1960-х гг. В 1979 г. Сапа стала крайней точкой продвижения китайских войск в глубь вьетнамской территории. В 1993 г., в связи с общими переменами в стране, регион открылся для международного туризма.»
Стоит иметь в виду, что в Сапе, в этом оазисе свежести, прохлады, крае облаков даже в самое благоприятное время- осенью, возможны частые туманы, дожди, поэтому именно из-за поездки сюда мы взяли теплые вещи, но благодаря замечательной погоде они нам практически не пригодились.
А теперь, шагая под руководством maps.me можно и оглядеться! А посмотреть в живописной Сапе есть на что, уж поверьте- вьетнамский аутентичный колорит
густо замешан на стремлении местного населения приблизиться к европейской культуре. Это очень заметно не только по строительству отелей, которое ведется везде и всюду, но и по пафосным сооружениям административного характера совершенно не вяжущимся с окружающей действительностью, но однозначно рассчитанной на заезжего массового туриста.
Недалеко от нашего отеля находится очень живописное озеро Ho Sapa, безусловно украшающее местность, на спокойной глади которого очень красиво отражаются разноцветные кубики близлежащих домов.
Несмотря на полученный шок от увиденного в Ханое, улочки Сапы показались мне невероятно колоритными, что затрудняло и, конечно же, замедляло движение по заданному маршруту. Хотелось разглядеть и запечатлеть каждый дом, залезть в каждую подворотню, кафешку и все-все прочее, настолько окружающее поражало и выпадало из общих картинок виденных мною раньше.
через сквер с какими-то скульптурами
и направились к главной площади Сапы.
Здесь очень бойкое место и постоянное движение в тандеме «турист-местный проводник» мы наблюдали все последующие дни.
Именно здесь впервые мы увидели представителей древних горных этнических народностей из которых состоит население Сапы: племена Черные Хмонги, составляющие 52% от общей численности населения и Красные Дзяо-25%.
Представительницы женского пола этих племен до наших дней в своей повседневной жизни носят традиционную и очень колоритную одежду, которая видна уже из названия и является их отличительной особенностью. Женщины дзяо вокруг головы повязывают тюрбан из красного шарфа,
а хмонги легко узнаваемы по черным или темно-синим одеждам, сшитым вручную из плотной ткани, изготовленной самостоятельно от начало до конца (прядут нити, ткут полотно, красят)
Просушка окрашенных тканей.
и украшенной яркой ручной вышивкой.
На ногах у них подобие вязаных гетр (ла пенг пе, la peng pe), но мы увидели, как эта гетра размоталась и трансформировалась в обычную портянку, которую ее владелица ловко накрутила на ногу.
Оставалось только удивляться многослойности этой части одежды в жаркую погоду, которую мы и застали в Сапе. Еще женщины- хмонги изготавливают великолепные шелка и вышивают красивые узоры птиц и цветов, украшают изделия бисером.
Но вернемся к главной площади Сапы: Здесь привлекает внимание огромное пафосное здание, совершенно не вписывающееся в окружающие постройки, о чем я и говорила выше.
Два в одном- на верхних этажах отель, а внизу административный центр, на первом этаже которого находятся многочисленные и разнообразные магазинчики, но самое главное-это станция фуникулера, запущенная летом 2018 года и отсюда вагончики уходят к станции канатки отправляющейся на гору Фансипан.
Но об этом более детально я расскажу позже, а сейчас оглянемся и напротив этого здания на другой стороне площади и на пересечении главных дорог видим небольшую каменную католическую церковь Святой леди Розарии постройки начала 20 века.
Мы проходим мимо церкви и по петляющим и пересекающимся улочкам наконец-то выходим на нужный курс- серпантинную дорогу в деревню Кат-Кат (Cat-Cat), находящуюся далеко внизу (примерно в трех километрах от центра Сапы).
Наконец-то мы вышли на открытое место и воочию увидели завораживающие пейзажи живописной долины Муонг-Хоа (Muong Hoa), простирающиеся вдаль и обильно прикрытые дымком изумрудные горы,
сплошь покрытые рисовыми террасами!
Боже, какая же это была красота и хотелось остановить первое мгновение сбывшейся мечты и смаковать ее, словно давно желанную сладость, но это только первые зачарованные кадры, а сколько их еще будет впереди!
Мы слишком долго шли, время перевалило далеко за полдень, было что-то около трех часов и уже хорошо припекало, да и усталость давала о себе знать, но спускаясь все ниже и ниже, старались отгонять мысли о дороге назад- о подъеме в Сапу, об этом подумаем позже. Через несколько виражей начали появляться лавки со всевозможными сувенирами
и очень красивыми национальными одеждами, изготовленными вручную местными умелицами,
много было красивых изделий из серебра.
Все это было нам в диковинку, поэтому и не удивительно, что до кассы и до входа в саму деревеньку мы шли ну очень долго.
В какой-то момент где-то на верху послышался посторонний звук и подняв головы мы увидели отрезок железнодорожного пути, нависающий над долиной и вагончик фуникулера, спешащий к станции канатки.
Дойдя до кассы, купили билеты по цене 70.000 донгов (это 2,5 $) и, получив карту местности,
повернули налево, по каменным ступенькам устремились еще ниже по склону горы,
задерживаясь у каждого лотка с сувенирами, разглядывая диковинки,
не забывая при этом запечатлевать и себя на экзотическом фоне.
Вскоре лавки закончились и началась собственно сама невероятно колоритная и аутентичная деревушка,
слышны были похрюкивания и мычания скота, бегали куры, собаки. Стало заметно, что все ниже и ниже спускались мы уже практически в одиночестве. Вечерел, легкая прозрачная дымка окутывала все вокруг, краски из ярких становились мягкими и пастельными…
Многие туристы поднимались наверх, но дальше в конце улочки проглядывали очень интересные картинки и повернуть назад не было никаких сил, да и желания тоже.
Т. е. совет: не задерживайтесь на верху, сразу идите вниз, а уже потом, на обратной дороге, при подъеме, если будет свободное время, можно детально рассмотреть и сувениры, тем более подниматься всегда сложнее, а за время остановок можно и отдохнуть. Конечно, было заметно, что деревенька конкретно заточена под туристов, которые даже одеваются в традиционные праздничные наряды, чтобы сделать поэффектнее фото
и живущая в ней этническая группа хмонгов многие детали повседневной жизни приспособила под ежедневные сотни и тысячи посторонних глаз.
Но также мы обратили внимание, что, занимаясь своим обычным делом- ручным трудом, производством чего-то и сельским хозяйством, застывшим на стадии средневековья, они совершенно не обращали внимания на этих самых туристов, т. е. как будто нас и не было рядом и мы не глазели удивленно на их самобытность.
Деревня закончилась, мы прошли далее по мосту через неширокую речушку, уступая дорогу мотобайкам, этим трудягам, перевозившим с рисовых плантаций солому и мешки с рисом.
В сумеречное время здесь было тихо и невероятно спокойно, совершенно не хотелось никуда идти, а было желание присесть на сухую солому и наблюдать за этой такой чужой жизнью «за стеклом»…
Назад мы спешили, пришлось опять преодолеть все эти бесконечные ступеньки, но теперь уже наверх, а оказавшись в конце деревушки вопрос о подъеме в Сапу встал ребром и транспорта в наличии, кроме нескольких байков, не было. Стремительно темнело, варианта о пешей ходьбе даже не рассматривалось и нам пришлось ангажировать байк с крошечным и худеньким подростком. Несколько раз спросили- сможет ли он один поднять на верх двух мадам? Да-просто кивок.
Вспоминаю, пишу и не могу удержаться от дрожи в теле и улыбки! Это была жесть! Представьте байк, впереди рюкзак, затем тщедушный водитель, в чьих сильных руках наша жизнь, затем опять рюкзак, следующим пазлом-Ира и завершаю всю эту кавалькаду я, практически на весу и с вытянутыми вперед ногами- ставить их было реально некуда. Это уже потом, после нескольких виражей, онемевшие ноги я попыталась опустить, и не чувствуя шуршания о землю, так и поехала до верха, руками цепляясь не за Иру, что было бы логичнее, а за худющие плечики подростка. На резких поворотах и таких же крутых подъемах я зажмуривалась от страха, но байк натужно кряхтя, медленно ехал и ехал все выше и выше.
Мальчик предлагал довести нас в центр, но хватив экстрима по полной, мы попросили остановить трансстредство у начала Сапы, расплатились и на дрожащих ногах последовали по сумеречным улочкам- душа требовала продолжения банкета, т.е завершение этого дня должно было быть достойным. В одном из ресторанчиков мы отлично поужинали, сидя на веранде и наблюдая за вечерней жизнью бойкой торговой улочки.
Затем опять же в одном из многочисленных салонов порелаксировали, сделав массаж уставших ног
и отправились отдыхать: на завтра был самый наиважнейший день-поход по склонам рисовых террас.
И на последок совет: не думайте, что прогулка в Кат-Кат это 2–3, а возможно и 4 часа, смело уделяйте полдня и желательно идите туда с утра, чтобы вы не были ограничены по времени. Я уже писала, что деревня находится в 3-х километрах от центра города, плюс 3 км если шагать согласно карте и сделать круг, его мы не успели пройти. Не забывайте, что маршрут не из легких- вам придется опускаться то резко вниз, то вновь карабкаться круто вверх.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм