Претендовать на звание «родины» д’Артаньяна в равной степени могли бы несколько городов — Ош, Мон-де-Марсан, Плезанс… ибо замок Кастельмор, где в 1613 году родился настоящий, не книжный д’Артаньян, находится на примерном расстоянии 40–50 км ото всех этих городов. В самой что ни на есть гасконской глуши. По праву сильнейшего звание отобрал Ош, всё же административный центр округа и департамента Жер, главный город исторической области Гасконь.
Вряд ли города боролись бы за титул родины великого гасконца, если бы не перо Дюма. Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, взявший фамилию матери — д’Артаньян, которая происходила из рода де Монтескью д’Артаньян уже по приезду в Париж, далеко не та особа, которой историки посвятили бы свои исследования.
Да, он сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды, был предан королю и кардиналу как верный пес, ему поручали много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий. После того, как д’Артаньян был убит пулей в голову при осаде Маастрихта 25 июня 1673 года, сам король сказал, что он потерял верного и бесстрашного слугу. Но и только.
А вот Дюма поднял на пьедестал, сделал героем Шарля Ожье де Баца, достаточно только вспомнить бесконечное количество экранизаций. Правда, для этого пришлось перенести д’Артаньяна в предыдущую эпоху другого кардинала — Ришелье, связать его с и так полулегендарными сюжетами XVII века — подвесками Анны Австрийской, попыткой спасти Карла I, легендой о Железной Маске, к которым мушкетер не имел никакого отношения.
Неважно, каким путём из дворянина, каких были сотни, оказавшихся при дворе в эпоху Людовика XIV, возник всенародный герой. Но раз возник, надо его увековечить. В Оше бронзовый памятник легендарному гасконцу был установлен в 1931 году.
Для памятника нашли место на одной из площадок лестницы из 370 ступенек, которая соединила берег реки Жер и холм, на котором расположены старые городские кварталы, в 1863 году.
При строительстве большинства сооружений в Оше, не только этой лестницы, использовался местный качественный белый известняк. Перед созданием проекта архитекторы изучили архитектуру итальянского Возрождения на вилле Гарцони в Тоскане, лестницы у собора Бон-Жезуш-ду-Монте в Португалии и на Монмартре в Париже.
Ош — очень древний город. Изначально здесь, как и во всей остальной Франции, жили галлы, город свой называли Климберрум. Когда до этой области Галлии добрались римские легионы, они, естественно, город захватили, но жить на горе не стали. Бегай, понимаешь по жаре в горку, у воды приятнее. Так вдоль реки Жер возник Нижний город, которому дали имя Августа.
После падения Римской империи слабо укрепленная Августа неоднократно была захвачена и разграблена, легионеры исчезли, а местные жители переехали снова на холм, где жили еще их предки, где и создали центр будущего средневекового города, окружив его стенами. Римское Augusta сократили до Aug, которое трансформировалось в Auch, по мере развития французского языка и в соответствии с его главным правилом — попробуй прочитать правильно, всё равно не получится — название города стало произноситься как Ош
В Средние века Ош раздувало от важности. Во-первых, через него проходил Эль-Камино-де-Сантьяго, во-вторых, местный архиепископ был примасом всей Аквитании и Наварры. В XIV веке на холме поселился граф Арманьяк. Попивая крепкий напиток своего имени, наблюдал, как растёт его замок и кафедральный собор Сент-Мари по соседству, превращаясь в центр будущего гасконского главного города.
Но Арманьяки они на то и арманьяки, чтобы передраться с бургиньонами. Длительная война 1407–1435 не принесла Ошу ничего хорошего, его с завидной периодичностью захватывали и грабили. В 1473 году королю Франции Людовику XI надоело смотреть на все гасконские безобразия, и он попросту присоединил всю область к своей короне. От замка Арманьяков осталась только эта 40-метровая башня, которой за свою историю пришлось побывать и церковным судом, и тюрьмой.
Около башни и кончается монументальная лестница, связывающая реку и холм.
Ош обиделся и впал в спячку. Только в 1753 году энергичный Антуан Мегре Д’Этиньи, став новым губернатором Гаскони, Беарна и Наварры, развернул масштабное строительство в Оше, пытаясь превратить его в истинный гасконский центр. Все выдающиеся здания в городе, если они не были построены ещё в Средневековье, возникли именно при нём.
Даже потуги Антуана Мегре Д’Этиньи не вывели полностью Ош из спячки, сейчас он — совсем тихая французская провинция, даже по гасконским понятиям о глубинке.
Единственной частью этой сонной провинциальной столицы департамента Жер, заслуживающей изучение по прежнему является старый город на холме.
Гасконцы, пусть и сонные, народ упрямый. Говорят и пишут на табличках им, как должны называться улицы и площади, но они здесь всё равно имеют по два названия -официальное и народное. Вот например Верденская площадь… её каждый здесь с детства зовет Пате-дой, или Гусиная лапа, название возникло очень давно, от нее расходятся пять дорог на Тулузу, Ажен, Миранду, Тарб и в Старый город.
Узкие средневековые улочки, образующие настоящий лабиринт, стекают с вершины холма вниз к реке. Это даже и не улицы, а нечто среднее между улицами и лестницами со ступеньками, ошское название такого пути — Ле-Пустерль.
В самом центре города перфораторы и болгарки особенно дико звучат в этой сонной атмосфере. Перед кафедралом заканчивают гранитную площадь с мраморной канвой. Будет красиво, но почему не могли закончить перед нашим приездом? Центральный вход собора полностью закрыт и вид портит стройплощадка… Ну ладно, уж как есть.
Кафедральный собор Сент-Мари, главную достопримечательность Оша, начали строить в XV веке, а закончили только во второй половине XVII века. Каким-то чудом, невзирая на смену моды на архитектурные стили, его умудрились закончить в том же стиле, в котором и начали строить — поздней готики.
В нем находится уникальный орган XVII века в превосходном рабочем состоянии.
Сиденья на хорах, витражи, скульптуры — всё создано в XV веке и прекрасно сохранилось.
Кафедральный собор обладает статусом малой базилики
и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На этой фотографии кафедральный собор почти полностью загораживает Дворец архиепископа.
Интересно, что строил его знаменитый архитектор Жан-Батист Александр Леблон, с 1716 г. и до самой своей смерти — главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана 1717 г. и «образцовых» домов.
Перед главным западным входом в кафедральный собор находится площадь Республики, на другом конце которой сохранилось единственное в городе гражданское здание XV века, так называемый Дом Фидель.
Улица рядом с ним наверное единственная, которая более-менее оживлена вместе с боковыми переулками, здесь рестораны, сувениры и турбюро.
Дом номер 22 по Испанской улице до сих пор хранит память о Генрихе Наваррском, который именно здесь дожидался свою жену Маргариту де Валуа, которую все мы знаем как королеву Марго. Только в 1578 году ей удалось вырваться из Парижа, где она оставалась на правах заложницы после Варфоломеевской ночи.
Жили они в этом доме недолго, вскоре переехали в Нерак. Внутри, говорят, всё осталось почти как прежде. Но посмотреть можно только ренессансную лестницу, потому что на этажах находятся просто квартиры. «вы где живёте? В доме Марго.ничего особенного.»
Бывший кармелитский монастырь сейчас служит в качестве городской библиотеки, на снимке бывшая кармелитская часовня XVII века.
В бывшем монастыре доминиканцев расположился музей их имени. В музее находится одно из лучших во Франции собраний произведений искусства Латинской Америки доколумбовой эпохи и более поздних времен, завещанное городу его предприимчивым сыном Пужо, который во второй половине XIX века жил в Чили.
Церковь Сент-Оренс была названа в честь одного из первых епископов Оша, хотя построена была только в 1825 году.
Внутри очень скромная, хотя своим видом, по мнению архитекторов, должна была напоминать византийские церкви.
Ратуша была построена в 1777 году в годы, когда в городе действовал тот самый «великий застройщик» Антуан Мегре Д’Этиньи.
А недалеко, в начале аллеи его имени, и он сам стоит на постаменте с 1817 года благодаря скульптору Пьеру Вигану.
Вот так в перенасыщенной историей и культурой Европе бывает часто — приедешь в место, где вроде и смотреть-то нечего. Но и здесь тебя найдут граф Арманьяк и Леблон, Генрих Наваррский и Марго, и конечно, д`Артаньян
… В 1951 году потомок семьи графа д`Артаньяна, маркиз Пьер де Монтескью основал общество мушкетеров Арманьяка с целью привлечь внимание к родине Д’Артаньяна и арманьяка, занявшись информационной и культурной поддержкой традиций мушкетерства. К сожалению, или это вполне нормально, не знаю, но общество постепенно просто превратилось в элитный клуб, куда «вход запрещён», в международных рядах «мушкетеров» числятся Альберт Монакский и король Швеции, Принц Кентский и Принц Датский, Леонардо ди Каприо и Джон Малкович…и в акционерное общество по экспорту арманьяка за океан…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия