Искушенные туристы каждый раз ищут все новые направления для своих туров. Одним из самых люксовых направлений является полет в Космос. Доступны такие путешествия лишь одному человеку из миллиарда. Туда могут отправиться только безумно богатые селебрити. Можно придумать нечто попроще и подешевле, и попробовать прикоснуться к Космосу, отправившись на пилотируемый старт на Байконур или мыс Канаверал. Однако, и это мероприятие не сильно дешевое, поэтому для жителей и гостей столицы я предлагаю ультралайт вариант приобщения к истории космоса.
Я родился через год после запуска первого спутника Земли — небольшого серебристого шара с четырьмя длинными антеннами, который буквально взорвал весь мир. Через пару месяцев в космос полетела первая собака, а когда мне стукнуло 2 годика, на орбиту отправился первый космонавт планеты Земля — улыбчивый и насквозь позитивный Юрий Гагарин. В те годы инженеры СССР разорвали оковы земного тяготения и совершили дерзновенный прорыв к звездам (уж извините за пафос, но факт остается — люди тысячи лет смотрели на небеса и Луну, и безнадежно мечтали попасть туда. А тут бац, Королев придумал гениальную пакетную схему ракеты, которая может набрать 2ю космическую скорость — это была легендарная Семерка)
Так уж получилось, что все мое детство прошло под знаком невероятных космических свершений: первый выход человека в космос, первый полет женщины в космос, первая стыковка в космосе, первое прилунение на Луне. Хотя, среди фантастических свершений, были и катастрофы — гибель Комарова и гибель целого экипажа в составе Волков, Пацаев, Добровольский, в результате фатальной разгерметизации. Почему запомнилось? — отец учился в одной роте с Добровольским в Одесской спецшколе ВВС с 44г по 46г и хорошо знал его лично. В те годы на волне невероятного космического энтузиазма все мальчишки хотели стать космонавтами, а я почему-то не хотел.
Но космосом и авиацией интересовался очень активно: павильон Космос на ВДНХ был самым любимым. Я мог подолгу бродить среди космических экспонатов, с восторгом рассматривая скафандры, двигатели, корпуса спутников с распахнутыми солнечными батареями, спускаемые капсулы, почерневшие от небесного огня. Удивительно, на высоте 7-11 км уже дубняк, а в открытом космосе вообще царит галактический холод. Но, когда космонавты возвращаются с орбитальной командировки, земная атмосфера встречает их адским пламенем и испепеляющим огнем. Все дело в гигантской скорости спускаемого аппарата, который тормозится атмосферой и попадает в объятия раскаленной плазмы. Самым любимым был стенд с космической едой — тюбики, таблетки, пакетики лежали под стеклом и манили своей недоступностью. До чего же хотелось попробовать космический рацион.
В 70гг мы начали дружить с Америкой, в результате родился безумно дерзкий проект стыковки Союза и Апполона, которые стартуют с разных континентов, потом найдут друг друга в бескрайней пустоте и состыкуются в открытом космосе. Трудностей у этого проекта было множество, причем не только политических, но и технических. Если в Союзах космонавты дышали обычным воздухом, то американцы потчевали своих астронавтов чистым кислородом. Кстати, этот факт стал причиной катастрофы на старте Апполона-1, когда весь экипаж сгорел заживо, причины возгорания не найдены до сих пор. В 75г макет стыковки Апполона и Союза появился в Космосе — мы долго любовались им, огорчаясь про себя, что Союз меньше своего американского визави.
Перед павильоном на высоком постаменте возвышалась гигантская сигара ракетоносителя Восток: модернизированная знаменитая Королёвская Р7 — рабочая лошадка ближнего космоса. Именно она с 58 года выводила на орбиту все спутники, а в 61 забросила в космос первого космонавта. Трех-ступенчатая ракета, весом почти 300 тонн, была снабжена кислород-керосиновыми жидкостными двигателями, отличалась надежностью, но обладала небольшой грузоподъемностью. Сегодня враги и злопыхатели пытаются доказать, что ракета была украдена в Германии у Фон-Брауна, но это чистое вранье. Фашист остановился на Фау-2, аналогом которой стала советская Р-1, которая, в принципе, не могла, улететь в космос. А Р-7 стала кардинально новой конструкций, творением именно советского инженерного гения. По телевизору часто показывали старты исполинской ракеты с космодрома Байконур, мечтать в те годы о том, чтобы увидеть такое зрелище живьем, было невозможно. Хорошо, что ракета возвышается над павильоном и сегодня.
Внизу на площади почти под ракетой стоял ТУ-154, в салон которого можно было зайти — это был самый массовый самолет, не только в СССР, но и во всех соцстранах. Сегодня многие говорят, что у нас ничего хорошего не было, однако, в те годы Тушка успешно конкурировала с пресловутым и очень падучим Б-737, и завоевала половину мира. Жаль, что судьба этого борта не задалась — в годы всеобщего развала ее прямо на ВДНХ разорвали на куски и отвезли на свалку. Чуть позже рядом поставили Як-42, этот самолет до сей поры радует посетителей.
Ну да, я не хотел становится космонавтом, но ракетами очень интересовался. Имея пытливый ум и руки, растущие из нужного места, решил делать ракеты самостоятельно. Летали они очень высоко и шумно, восторгу не было границ, пока она из ракет не взорвалась на старте, едва не убила меня. Какое счастье, что я додумался спрятаться за углом гаража. Мой космический пыл этот случай не охладил, но заставил быть осторожнее. Судьба и дальше тащила меня к космосу, ибо, совершенно не ведая, я поступил в самый что ни на есть Рокет-колледж (МВТУ им. Баумана). Причем, на самую космическую специальность — инженер по ракетным двигателям, которая в те секретно-застойные годы дала возможность побывать в святая-святых — на Космодроме Байконур! О нем я уже писал в рассказе «Забытое путешествие в космос». Увы, в итоге стать настоящим ракетчиком мне так и не случилось, но любовь к этому делу осталась на всю жизнь.
Итак, вернемся к нашим баранам, т. е. к тому самому павильону № 34 ВДНХ. Здание очень приметное и необычное, оно построено еще до войны — в 38-39гг! Снаружи напоминает дебаркадер Киевского вокзала, а вот знаменитый стеклянный купол пристроили только в 54г. За время своей долгой жизни, чего только здесь не размещалось: Павильон Механизации, Машиностроения, Градостроительства, и только в 67г здесь поселилась экспозиция Космос. До развала СССР она была прекрасна, но после 91г начался вселенский бардак и ВДНХ начала превращаться в голимую барахолку. В каждом павильоне открывались торговые лавки, они теснили уникальные экспозиции, пока павильон Космос не превратился в … торговые ряды по продаже рассады!!! А уникальные экспонаты исчезли в неизвестном направлении.
В 2018 произошло чудо перерождения — экспозицию восстановили, причем, на новом информационно-цифровом уровне. Само здание подновили капитально, ракетоноситель Восток и Як-42 у фасада так и остались.
А вот экспозиция абсолютно новая, судя по виду, экспонаты все объекты новодельные, т. е. макеты, не летавшие в космос. Но вся экспозиция сделана на совесть, по самым новым лекалом современной информационной эпохи. Везде расставлены телевизионные экраны, много интерактивных экспонатов. Для детишек очень круто кликать по кнопочкам, управляя Луноходом, который движется по Луне. Кто сегодня вспомнит, что Луноходы управлялись операторами именно с Земли, причем, запаздывание сигнала составляло 3 секунды! Желающие могут пообщаться на настощим роботом, который с удовольствием ответит на простенькие вопросы
В центре объемного огромный макет сцепки станции МИР с пристыкованными отсеками, внутрь можно заглянуть, но меня не впечатлило. На многочисленных экранах постоянно крутится космическая хроника далеких лет. Макеты ракет, устремленные ввысь, стоят рядами, причем, не только тех, которые были, но и тех, которые планируются в будущем. Я подошел к огромному соплу ракетного двигателя РД-180, и ласково похлопал по теплому боку. В мозгу сразу вспыхнул сложный разрез уникальной обшивки, начали вспоминаться формулы течения топлива по контурам огромного раструба и сопла. Именно эти ракетные двигатели продают америкосам сегодня, цифра 180 означает тягу 180 тонн. В течение мой жизни свершилось чудо — еще в начале 80гг у нас не было двигунов с большой тягой, потому мы и проиграли гонку за Луну. В качестве фантастического задания на диплом мне предложили разработать двигатель тягой именно 180 тонн, имея в виду, что постройка такого двигателя невозможна. Проект я сделал, защитился на отлично, а теперь похожие двигатели продают нашим заклятым друзьям. Конечно, мой проект не имеет никакого отношения к тому, что продают за рубеж, но все равно приятно, что я имел отношении к этой тематике.
Под куполом переливается синевой огромный земной шар, у его подножия столы ЦУПА, а с другой стороны, симуляторы, на которых можно испытать имитацию полета к Луне в интерактивном режиме. Заглянуть туда надо обязательно — классный аттракцион, интересный не только взрослым, но и детям.
Я заглянул в возрожденный павильон Космос вечером в воскресенье, народу было очень мало, и это огорчает. Такая великолепная экспозиция должна быть интересна всем и всегда. Цена билета, на мой взгляд, высоковата — 500 рублей, но, если сравнить с поездкой на Байконур, выходит несравнимо дешевле. На сайте указано, что вход по сеансам, но я пришел вне сеанса, и спокойно вошел в экспозицию. Для пенсионеров и детей есть скидки, фотосъемка бесплатная.
Сплева от павильона Космос находится еще одна реликвия советской космической эры — легендарный космолет Буран. Это был наш ответ американскому челноку. К сожалению, показать себя во всей красе, Бурану не удалось — его первый и единственный полет прошел в 1988 г., а через три года был уничтожен СССР и все его достижения были угроблены. Тем не менее, заглянуть во внутренность единственного советского космолета интересно даже сегодня.