Продолжу рассказом о Монте-Карло. Но сначала — «взгляд со стороны», со скалы Ле Роше, на которой расположен старый Монако-Вилль. Порт, дома внизу и далее вдоль побережья — это район Ла Кондамин, полукольцом огибающий бухту. Последние два пирса справа на дальней стороне бухты и идущая от них вверх застройка — это уже Монте-Карло.
5
Площадь Монте-Карло 30 га, население около 3 тыс. человек. Не самый большой и населенный район Монако, но, пожалуй, наиболее знаковый. Во всяком случае, Казино и Опера однозначно ассоциируются не с Монако, а именно с Монте-Карло. По Монте-Карло проходит значительная часть трассы гонки Формулы-1 «Гран-при Монако».
Из Монако-Вилль в Монте-Карло проезжаем через портовый район Ла Кондамин, огибая бухту порта
1
Ну вот, попали в пробку на светофоре…
Мы в центре Монте-Карло, на площади Казино. Осмотрим её, поворачиваясь по часовой стрелке. Налево отходит улица, на которой, если верить карте, находится Галерея Карла III — крупный торговый центр. Из-за жёсткого лимита времени любой шопинг — не наша тема, поэтому Галерею пропускаем.
Карл (Шарль, Чарльз — встречаются разные транскрипции имени) III был правящим Принцем Монако в 1856—1889 гг., и Монте-Карло своим возникновением и расцветом обязан именно ему. Здание с куполом и башенками (в центре следующего кадра) построено в 1868, в нём расположилось казино, которое первоначально называлось Cafe Divan. Современное название обозначено транспарантом на фронтоне здания: Добро пожаловать в казино «Кафе де Пари». Но это не то казино, которое имеют в виду, когда говорят и пишут о Монте-Карло.
1
А вот и оно, Казино Монте-Карло.
В центре площади Казино расположено оригинальное сооружение — фонтан (без привычно бьющих струй) с наклонным вогнутым зеркалом над ним. Это скульптура индийского художника Аниша Капура, называется «Небесное зеркало», установлена в 1999.
1
В продолжении площади Казино, через дорогу от неё, расположился ещё один фонтан, вполне традиционный, только струи у него какие-то вялые (потом в инете нашёл фотографии этого же фонтана в нормальном состоянии — нам просто не повезло). Здание справа — знаменитый Отель де Пари. Построен в 1862, первоначальное название Hotel de Parisien.
2
С другой стороны фонтана видим эти странные «паруса». Возможно, это солнцезащитные экраны, под которыми прячутся кафешки и лавочки (пардон: бутики…)
1
Дорога за фонтаном, пересекаемая «зеброй» — это аллея Дягилева. Да-да, того самого, который организовал «Русские сезоны» в Париже… Мы с ним в Монте-Карло ещё будем пересекаться.
1
Взгляд на площадь Казино с другой точки, с правой стороны площади
1
Отсюда здание Казино совсем рядом
2
Рассказывая о Монте-Карло, невозможно не остановиться на его истории, тем более что в большинстве интернет-публикаций, особенно о Казино Монте-Карло, больше мифов, чем реальной истории. Читая и сравнивая, в качестве основного источника отдаю предпочтение англоязычной Wikipedia.
Монако в середине XIX века оказалось в очень сложной ситуации, фактически рухнула традиционная феодальная структура государства. С потерей Ментона и Рокебрюна, отказавшихся платить налоги и отколовшихся в 1848 году от Монако, княжество потеряло не только основные источники доходов, но и более 80% своей территории. У крохотного государства не было территории, полезных ископаемых — вообще практически никаких ресурсов, даже транспортных связей. Но главное — не было денег, чтобы не просто укрепиться, но и развиваться. Требовалось найти какое-то нестандартное решение, чтобы спасти Монако и Дом Гримальди от банкротства.
Идею такого решения выдвинула принцесса Каролина — проницательная, деловая супруга Принца Флорестана I. Она предложила открыть в Монако игорное заведение (казино), рассчитанное на богатых и очень богатых клиентов. Её поддержал сын Карл, будущий (с 1856) правящий Принц Монако. В 1854 он нанял команду французов — писателя Альбера Обера и бизнесмена Наполеона Ланглуа — для разработки плана развития с целью привлечения 4 миллионов франков, необходимых для строительства спа-салона для лечения различных заболеваний, вилл в английском стиле и игорного дома по образцу германского казино Бад-Хомбург (описанного в романе Достоевского «Игрок»). Получив 30-летнюю концессию на управление заведениями с лечебными ваннами и игровыми столами, Обер и Ланглуа открыли первое казино 14 декабря 1856 на Вилле Бельвю. Это был скромный особняк в Ла Кондамине, предназначенный для временного расположения заведения.
Отсутствие дорог, необходимых для соединения Монако с Ниццей и остальной Европой, отсутствие комфортабельных помещений для гостей, а также неспособность концессионеров популяризировать новый курорт, привели к гораздо меньшему количеству клиентов, чем первоначально предполагалось. Не сумев привлечь капитал, необходимый для преодоления убыточности заведений, Обер и Ланглуа уступили свои права Фроссарду де Лилльбону, который, в свою очередь, в 1857 передал их Пьеру Огюсту Давалю.
В течение этого первоначального периода казино несколько раз перемещалось, пока, наконец, не оказалось в месте под названием Спелюг (Les Spelugues — Пещеры). Строительство здесь началось 13 мая 1858 по проекту парижского архитектора Гобино-де ла Бретоннели и было завершено в 1863 году. Гобино-де ла Бретоннели спроектировал также расположенный рядом отель де Пари, построенный в 1862 году. В те же годы Принц Карл III урегулировал спорные вопросы с Францией, окончательно отказавшись от претензий на Ментон и Рокебрюн и получив за это определенную денежную компенсацию.
Казино в 1859 году начало приносить прибыль, однако достижение поставленной цели оказалась Пьеру Давалю не по плечу. Как и его предшественники, он был недостаточно компетентен и оказался не способен довести игорное предприятие до масштабов, задуманных принцессой Каролиной. Разочаровавшись, она направила своего личного секретаря М. Эйнео в Германию, надеясь привлечь Франсуа Блана, французского предпринимателя и оператора казино Бад-Хомбург. Блан отклонил предложение. Потребовалось много времени и уговоров со стороны принцессы Каролины, чтобы убедить Блана переехать в Монако. Принцесса Каролина даже обратилась к мадам Блан, с которой она подружилась во время своего первого визита в Бад-Хомбург, с предложением, что мягкий климат Монако будет полезен для поправки состояния здоровья мадам Блан.
Наконец, в 1863 году Франсуа Блан согласился взять на себя бизнес казино Монако. Для управления новым предприятием была сформирована компания SBM — Societe des Bains de Mer et du Cercle des Etrangers a Monaco (приблизительный перевод «Общество морских ванн и обслуживания иностранцев в Монако») с капиталом в размере 15 миллионов франков. Само название компании говорит о том, что предполагалось организовать рассчитанный на богатых иностранцев курортный бизнес с сопутствующим игорным. Среди наиболее влиятельных инвесторов SBM были епископ Монако Чарльз-Бонавентура-Франсуа Туре и кардинал Печчи, будущий папа римский Лев XIII. Блан стал единственным мажоритарным акционером компании и получил 50-летнюю концессию сроком до 1913 года. Блан использовал свои связи, чтобы быстро собрать необходимый капитал, и началось массовое строительство.
По настоянию Блана место Spelugues (Пещеры), где расположился комплекс азартных игр, в 1866 было переименовано, чтобы сделать его название более привлекательным для посетителей казино. Из нескольких рассмотренных предложений было выбрано название «Монте-Карло» (Гора Карла) в честь правящего Принца Карла III. Комплексу Монте-Карло был присвоен статус города. В 1868 со строительством казино Cafe Divan (Cafe de Paris) было в основном завершено формирование роскошной площади Казино. В том же году открылось железнодорожное сообщение Монако с Ниццей, а вскоре — и с Италией (через Вентимилью). В 1873 году было закрыто казино Бад-Хомбург и все другие игорные дома в Европе. Благодаря этим событиям приток клиентов (особенно знатных, знаменитых и богатых) в казино Монте-Карло заметно вырос, игорный бизнес стал приносить неплохие доходы. Опасность банкротства миновала.
2
Кстати, сейчас Казино — это в большей степени бренд Монте-Карло, привлекающий туристов, чем источник доходов государства. Казна княжества только на 4% заполняется за счёт налогов от игорного бизнеса, гораздо больше даёт туризм.
Ознакомившись с предысторией Казино, можно и заглянуть в него. Заведение начинает работать с 14 часов, но с утра там существует свободный доступ в… вестибюль (дальше не пускают). Мы были в час дня, решили зайти.
В вестибюле казино нас встречает бронзовая «Фортуна» (скульптор Дафна Дю Барри, 2004).
2
Вестибюль перегорожен «карточными» ширмами, образующими лабиринт. Для утомленно-заблудившихся стоят диванчики. Честно говоря, не понял, для чего это «карточное шоу», мешающее насладиться великолепной архитектурой атриума Казино.
1
На выходе из лабиринта стоит стол для рулетки (не знаю, как он правильно называется). Не уверен, что он действующий, зато глянцевая поверхность рулетки неплохо отражает потолочный витраж.
Оформление Казино выполнено в стиле Боз-Ар (Beaux Arts, букв. «изящные искусства»). Он возник в Париже и был особенно популярен в Европе во второй половине XIX века. Этот эклектичный архитектурный стиль историзма продолжает традиции итальянского ренессанса и французского барокко.
3
К сожалению, весь атриум вестибюля не удалось увидеть из-за карточной ширмы-лабиринта.
Из центрального вестибюля Казино можно пройти в фойе Оперы Монте-Карло с буфетом. Кстати, зрители входят в зал именно через эту дверь, через казино.
1
Великолепный интерьер с лепниной и бронзовыми люстрами
Обилие зеркал зрительно увеличивает пространство не очень большого помещения
На входе из вестибюля в игровую зону как будто и нет препятствий, но некто своим присутствием у двери демонстрирует, что дальше «низзя». А ведь любопытно до невозможности…
На этом наше знакомство с интерьерами Казино Монте-Карло завершилось. Выйдя на крылечко, запечатлел с него общий вид площади Казино.
1
Но знакомство с удивительным зданием Казино продолжается. Обойдя его справа, видим другой фасад, кардинально отличающийся от фасада самого казино. Перед входом — скульптурный портрет Жюля Масснэ, чуть в стороне, в сквере на набережной — Гектора Берлиоза. Обе скульптуры создал российский скульптор Леопольд Бернштам в начале XX века.
1
1
1
Ясно, это — театр. Открою секрет: парадный вход в театр — только для членов монаршей семьи.
Здесь, думаю, будет уместно продолжить исторический экскурс.
Опыт работы казино подсказал его владельцам и управляющим, что для привлечения более широкого круга клиентов комплекс казино необходимо облагородить хорошим концертным залом. В 1878–79 здание Казино было преобразовано и расширено по проекту Жюля Дютру (1819 — 1885) и Шарля Гарнье — архитектора, спроектировавшего здание Парижской оперы, теперь известное как Пале Гарнье. Франсуа Блан, оказавший финансовую помощь французскому правительству для завершения строительства оперного театра (1875), был знаком с Гарнье.
Основные изменения в Казино Монте-Карло включали добавление концертного зала по проекту Гарнье (названного в его честь «Зал (Salle) Гарнье»), расположенного с обратной стороны здания казино, с фасадом на море, а также редизайн и расширение игровых комнат и общественных помещений, осуществленные главным образом Дютру со стороны фасада казино, выходящего на Площадь Казино (Place du Casino).
В 1898–99 Salle Гарнье был реконструирован архитектором Анри Шмитом, главным образом в сценической зоне, чтобы он более подходил для оперных и балетных спектаклей. Однако большая часть оригинального фасада Гарнье и интерьер самого зала остались нетронутыми.
4
Фасад и балкон Зала Гарнье обращены на юго-восток, к морю.
1
Перед зданием Оперы Монте-Карло — просторная набережная — терраса со скверами, декоративными водоемами и прочими «малыми формами». Отсюда видно, как гармонично вписывается «Зал Гарнье» в окружающий ландшафт.
8
Говорят, что «Зал Гарнье» — это Парижская Опера в миниатюре. Очень может быть, поскольку оба здания спроектированы Шарлем Гарнье. В Опере Монте-Карло небольшой зал, на 524 места, но, как пишут, по роскоши интерьера в сочетании с изумительной акустикой ему нет равных. Не случайно здесь состоялись десятки мировых премьер, звучали чуть ли не все выдающиеся голоса XIX–XXI веков. Но для нас, конечно, наиболее интригующим стал «русский след» в истории этого замечательного театра.
В 1954 году в Монте-Карло была открыта мемориальная доска в честь Сергея Дягилева. На ней сделана надпись: «Русские балеты ознаменовали появление большинства шедевров, блеск которых благодаря Ему, Его друзьям и Его сотрудникам отразился на всех Искусствах». В Монте-Карло, кроме этой доски, есть также памятник Дягилеву, улица Дягилева, площадь Дягилева…
В 1911 году, после первых триумфальных «Русских сезонов», Принц Монако Альбер I предложил Сергею Дягилеву возглавить балет Монте-Карло. Дягилев воспользовался этим предложением и создал на базе Оперы Монте-Карло свою постоянную балетную труппу «Русский балет Дягилева», который с блеском гастролировал по многим странам, не забывая и театр в Монте-Карло, где в 1912—1914 гг. состоялись три мировых премьеры новых балетов. Потом был долгий перерыв, связанный с мировой войной и социальными потрясениями в Европе, когда труппа была вынуждена гастролировать в США, в Южной Америке, в Испании… Только в 1922 году «Русский балет Дягилева» вернулся в Монако, где успешно работал до кончины Дягилева в 1929 году. Покровителем «Русского балета» в этот период становится французский аристократ Пьер де Полиньяк, который после женитьбы в 1920 на Шарлотте, внучке Альбера I, получил титул принца. В период 1924—1929 гг. на сцене Оперы Монте-Карло состоялось ещё 8 мировых балетных премьер. В 1930–1960-х годах существовал также «Русский балет Монте-Карло» — в разных интерпретациях и с разными руководителями. В наши дни налажено тесное сотрудничество между Балетом Монте-Карло и Балетом Большого театра России — взаимные постановки и спектакли.
Для пермяков связка «русский балет — Дягилев — Монте-Карло» интересна ещё тем, что Сергей Дягилев — наш земляк. Своё детство и юность (с 1880 по 1890 год) он провёл в Перми, жил у брата отца в родовой усадьбе Дягилевых. Этот дом современники называли «Пермскими Афинами» (сейчас здесь гимназия имени Дягилева и его музей). Здесь по четвергам собиралась городская интеллигенция, музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли, в доме была обширная библиотека. Вероятно, именно эта среда заложила в юного Сергея Дягилева увлечение искусствами — музыкой, живописью, литературой… Кстати, балет в этом ряду был едва ли не на последнем месте, но спустя годы именно благодаря балету Дягилев стал первым в России продюсером (тогда говорили — импрессарио) мирового масштаба. А русский балет благодаря Дягилеву стал мировым брендом.
Но продолжим нашу прогулку.
Это изящное крылечко — вход в ресторан «Buddha Bar»
2
В Монте-Карло, похоже, каждое уважающее себя заведение имеет кактусовую рощу или хотя бы палисадник.
2
Горшечная композиция на фоне круизного лайнера. Знак «Собак не выгуливать». Видимо, в ответ они и подрали этот заборчик.
«Небоскребы» на фоне гор
2
На набережной есть образцы современной скульптуры. Вот эти очаровашки, затёртые местами до блеска — «Адам и Ева». Автор — колумбийский скульптор Фернандо Ботеро (1981).
Мне показалась более интересной вот эта рука с глобусом на пальце. К сожалению, не зафиксировал табличку с названием и автором. В интернете тоже никакой информации не нашёл, видимо, эта скульптура появилась недавно.
2
Надо сказать, те скульптуры, которые мы увидели в Монако-Вилль и в Монте-Карло — лишь малая доля всей улично-парковой, т. е. общедоступной скульптурной коллекции Монако, насчитывающей более 60 произведений. Скульптуры совершенно разные по стилю и вкусу, их авторы — из многих стран мира. И это не случайность, это — один из элементов государственной культурной политики княжества Монако.
Идём дальше по широкой террасе — набережной Монте-Карло, любуемся городом и нависающими над ним горами, которые, вообще-то, уже Франция.
1
1
2
Наташа нам рассказала, что освоение прибрежной акватории моря продолжается, и не за горами появление нового, одиннажцатого района Монако. Может быть, эти плавучие краны тоже участвуют в освоении?
1
Все оттенки лазури у набережной Монте-Карло. Можно любоваться до бесконечности.
2
Возвращаясь к площади Казино, пересекаем то ли рощицу, то ли сквер с диковинными экзотическими растениями. На газонах где-то люди отдыхают, а где-то стоит запрещающий знак (аналог нашего, родного: «По газонам не ходить»).
2
1
1
И вот такой, будничный Монте-Карло совсем рядом с Казино.
1
Если кто не знает, где найти «Ролекс» — так это вот здесь, левое крыло здания казино «Кафе де Пари».
Всё, наша пешая прогулка по Монте-Карло закончилась, возвращаемся в Ниццу. Какая-то «Мазератти» долго мельтешит перед нами…
Приятно смотреть на улицы — чистые, ухоженные, красивые…
1
3
Выезжаем из Монако, движемся в сторону Ниццы.
Наверное, в моих рассказах Монако получился каким-то будничным, приземленным. А у меня ощущение — будто случайно, мимолетно встретился ещё с одной непознанной планетой… Так мало успел увидеть, ещё меньше — понять, но так много пропустил, не заметил, не увидел. Удастся ли когда-нибудь вернуться сюда, чтобы просто сказать: «Здравствуй, Монако» — и долго ходить-бродить по этому крохотному городу-государству, поражаясь бесконечному многообразию его линий, плоскостей, форм и смыслов? Кто знает…
Искренне признательны за эту прогулку Наташе, нашему ангелу-хранителю на Лазурном Берегу.