Бывают неудачи. В Кастр можно было и не заезжать. Этот город взял пару часов у Тулузы, в Тулузе не успели всё, а Кастр город так себе. Ехали из-за музея Гойи (ох уж эти официальные сайты — «Один из крупнейших музеев Гойи…«).
Бывают неудачи. В Кастр можно было и не заезжать. Этот город взял пару часов у Тулузы, в Тулузе не успели всё, а Кастр город так себе. Ехали из-за музея Гойи (ох уж эти официальные сайты — «Один из крупнейших музеев Гойи…«).
Только пройдя весь музей, понял, как нас накололи. Не только нас, читать надо трипадвизор хоть иногда, но лень ведь. Редко злюсь в поездке, но пройдя в недоумении полностью музей, очень хотелось сказать какую-нибудь рецензию мадемазель на выходе… но она так мило прочирикала «аревуар», да и брала за вход сувенирно…махнуть рукой и улыбнуться…
В музее Гойи на самом деле есть три работы этого художника, одна из которых ушла гулять на выставку в Америку. Есть «автопортрет в очках», насчёт которого последнее время ведутся дебаты, потому что директор музея Байонны, владелец ещё одного похожего автопортрета, уверен в том, что картина в Кастре — всего лишь копия с оригинала, в Кастре не согласны.
Центральное место занимает «Филиппинский совет», написанный тогда, когда Гойя окончательно разочаровался в представителях королевского двора. К слову, это самое большое полотно художника. Он изобразил ежегодное собрание Королевского акционерного общества Филиппин. Предистория такова, что Фердинанд VII только что отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов и неожиданно увидел, что казна-то пуста. Король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, только потому, что получил значительную ссуду.
Надеялись увидеть серии офортов «Капричос», «Ужасы войны», очень тонкую сатиру. Они в музее есть, но путеводитель забыл уточнить, что выкладываются на обозрение во время официальных праздников раз в году.
Мне вообще стало жутко любопытно, а почему, собственно, в Кастре такой музей возник? Гойя не имел никакого отношения к этому городу. Во Франции он жил в Бордо четыре своих последних года. Пришлось порыться. Оказалось, виноват во всём некий Пьер Бригуйбул, коллекционер и сын живописца районного значения из Кастра, который и приобрёл все три картины в свою частную коллекцию. Я всё понимаю, но название всё же слишком громкое. Если бы назывался «провинциальный художественный музей Кастра», было бы похоже на правду. Хотя, если рассуждать — больше музеев, хороших и разных, так ладно, можно и глянуть.
Ещё в музее по паре картин Хосе де Риберы,
Эль Греко,
Диего Веласкеса,
Луки Джордано…
ну и всё.
Не всегда в этом здании был музей, старый епископский дворец проектировал Жюль-Хардуин Мансарт, один из архитекторов Версаля.
Напротив дворца — классический «французский» парк, спроектирован Андре Ле Нотром в том же XVII веке.
Единственный минус этого исторического парка — его малые размеры, в центре средневекового Кастра тяжело было в XVII веке найти епископу свободное место для застройки.
Происхождение названия города до того просто, что вызывает улыбку. По-латински castrum — «укрепление». Сколько таких безымянных укреплений стояло вдоль древнеримских дорог, только некоторые дали названия будущим городам.
В 647 году около старого каструма образовался монастырь бенедиктинцев, с этого момента начал город расти. В XII веке Кастр стал одним из центров у альбигойцев, позднее возвращён в лоно истинной церкви, через 300 лет снова спутался с гугенотами и кальвинистами.
Но это всё вещи духовные, перерастающие в политические, от обычного народа далеко. Трудовое население жило совсем другими заботами, главной из которых была цена на текстиль на Тулузской бирже. Потому что к XVII веку Кастр превратился в центр по производству сукна, шёлка, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, в городе в то время жило до 20 000 человек.
А начиналось производство в Средние века, когда текстильщики жили вот в этих домах вдоль реки. А также представители других гильдий, таких как кожевенники, красильщики, дубильщики, ткачи.
Дома уже давно перестроены под жилые, когда-то нижние этажи были открытые и спускались прямо к воде, в которой промывали кожу и изделия. На втором этаже жили рабочие, а над ними хозяева. Самый верхний этаж представлял из себя одну огромную террасу, где под навесом на ветру сушились ткани и кожа.
Дома сохраняли свою структуру вплоть до 1980-х годов, только тогда были отданы под многоквартирное жильё.
А что можно посмотреть в самом городе? Действительно, немного. Центр был сильно перестроен за столетия, сохранились отдельные памятники архитектуры, от которых остались одни названия. Не знаю по какой причине, но город практически не заботится о таких обьектах. Абсолютно в неприглядном состоянии дворец Ле Рой, бывшая резиденция представителя Людовика XIV при городском собрании, построенная в XVII веке.
Или дворец Вивье, который когда-то считался самым красивым особняком в городе. Принадлежал председателю Палаты адвокатов при Людовиках.
Есть местная церковь Нотр-Дам, которая заменила в 1607 году старую церковь, разрушенную протестантами во время религиозных войн. В 1741 году церковь перестроили в иезуитско-барочном стиле церкви Гесо в Риме, но сравнить возможности не было. Осталось только сфотографировать простенький фасад закрытой на оба замка церкви. Потом уже прочитал, что она закрыта с 1997 года на длительную реставрацию, которой пока не видно конца.
Зато открыт римско-католический Кафедрал Святого Бенедикта. История собора восходит к 1317 году.
Два раза был разграблен протестантами.
Самая старая часть — романская башня XI века.
Внутри собор неплох, сохранился практически весь барочный интерьер, возникший в ходе восстановления разграбленной церкви в XVII веке.
Очень гордятся жители Кастра своим театром в стиле итальянского рококо, хотя он сравнительно новый — был открыт 17 апреля 1904 года.
Самое приятное место в Кастре — его центральная площадь.
Сформировалась к XVIII веку строительством Ратуши и особняков, торговых домов по периметру.
Украшает площадь фонтан со скульптурами Матурина Моро, установленный в 1867 году.
На другом конце площади установлен памятник Жану Жоресу, французскому социалисту, уроженцу Кастра. Был застрелен фанатиком-националистом накануне начала Первой мировой войны. Решили выбрать его, среди других претендентов-детей города были знаменитый наполеоновский и пост-наполеоновский маршал и министр Никола Жан де Дьё Сульт и математик Пьер Ферма. Решили вот в пользу борца за светлое будущее. … и прям, нет у революции конца…
Коротко, уж чем богаты в Кастре. Но раз уж здесь оказались по вине разочаровавшего музея Гойи, пройтись по городу просто были обязаны, иначе какие же исследователи?…Опыт — он любой опыт. Стоит останавливаться здесь или нет — решайте сами. Но, в любом случае, при наличие пары часов свободного времени, что у всех нас как правило в дефиците.