Как театр начинается с вешалки, как родина начинается с картинки в букваре, как застолье начинается с портвейна, так Португалия начинается с Порту. Потому что она названа в честь Порту. А Порту начинается с вокзала.
Как театр начинается с вешалки, как родина начинается с картинки в букваре, как застолье начинается с портвейна, так Португалия начинается с Порту. Потому что она названа в честь Порту. А Порту начинается с вокзала.
А вокзал в Порту — музей чистой воды. На стенах — потрясающе азулежу! И их может, естественно, совершенно бесплатно увидеть любой пребывающий или убывающий товарищ. Эх, был бы я португальским Остапом Бендером, встал бы на входе в вокзал Порту и брал бы с входящих деньги за возможность увидеть вокзальные красоты. Уверен, практически никто бы мне и слова не сказал, а деньги дал бы почти каждый. А если бы у меня ещё был свой португальский Киса Воробьянинов, побирающийся неподалеку, мы бы с ним так быстро и сказочно разбогатели, что плевать бы захотели на все стулья в мире!
Но это всё пока мечты. А мы вернёмся к нашим баранам — то есть, к моей семье, вместе с которой мы прибыли на поезде ранним утром в Порту из Лиссабона. Что вам сказать о моей семье? Скажу только одно. В то утро семья была сонная. Поэтому, как только мы заселились в квартиру, младшая часть нашей семьи завалилась дрыхнуть. Молодо-зелено — что с них взять? А старшая часть семьи, вопреки сонности пошла разгуливать по Порту.
Порту с самых первых шагов — с самого первого взгляда на кручу противоположного берега реки Дору и усевшийся на этой круче монастырь Серра-ду-Пилар — поймал нас в свои цепкие лапы и больше уже не отпускал! О, этот знаковый оранжевый хаос черепичных крыш! Если вы зададите нам вопрос, задаваемый любому португало-путешественнику: Лисс или Порту, мы будем однозначны: Порту!
Почему? Объясню языком интеллектуалов, коими мы здесь все являемся. Лисс, базара нет, кайфовый! И с него мы протащились по-полной, готично пропёрлись, и неслабо оттянулись! Но Порту это все-таки Порту! В нем, ИМХО, и оттяг покруче, и приход погуще. Улицы увлекают своими перспективами и в Лиссе, и в Порту, но в Порту они всё же перспективнее.
А какая в Порту, чёрт побери, духовность в церквях! В первую такую церковь мы завернули совершенно случайно, ища спуск к реке, который мы там не нашли. Зато нашли совершенно очаровательную церковь святой Клары Ассизской. Да-да, той самой которую играла сама Хелена Бонэм-Картер в фильме «Франциск»!
Церковь эта снаружи выглядит так, что и не догадаешься, что это церковь. А внутри — это деревянное ажурное резное чудо! Как только мы вошли, челюсти у нас сразу отвисли и больше не закрывались. Это же надо было всё это вот так сделать! Всё так вырезать из дерева и гармонично запихнуть в интерьер! Воистину велика была Клара Ассизская, если вдохновила людей на такие подвиги зодчества!
Всем хороша эта церковь. Радостна и благодатна. Чувствуешь себя в ней, как у Христа за пазухой. В одном только она подкачала — в ней нельзя фотографировать. А как вы понимаете, впечатление от географической достопримечательности не может быть полным, если вы не можете ее запечатлеть не только в памяти, но и на фотопленке. А за соблюдением этого запрета там строго следят. Я, как запретопослушный гражданин, сделал, рискуя жизнью и репутацией, в церкви святой Клары всего одну фотографию, но так как снимать там было все-таки запрещено, я вам ее здесь не покажу.
Нет, я передумал — все-таки покажу. Запреты запретами, а рейтинг дороже!
После этого нам, естественно, захотелось срочно посетить какое-нибудь не менее знаковое культовое заведение, но в котором администрация более фото-толерантна и не приемлет фотофобию! И такое сооружение нашлось совсем поблизости — в лице Кафедрального Собора Порту.
От него мы, честно говоря, ничего поражающего воображение не ожидали, памятуя кафедральный собор Лиссабона. А он все наши ожидания взял да и превзошел. Во-первых, собор состоит не только (и даже не столько) из «основного зала», но и нескольких других зал, комнат, притворов и пристроек (не знаю, как называется), каждый из которых по-своему интересен даже для человека нерелигиозного. Некоторые из залов имеют вполне себе секулярный вид и больше походят на комнаты какого-нибудь дворца, чем собора. Конечно, повсеместно применены азулежу, которые можно рассматривать и рассматривать снова!
И главный, на наш взгляд, архитектурный сюрприз — роскошный клуатр, пристроенный, как и дОлжно, к южной стене собора. Я вообще неравнодушен к клуатрам. Место духовного уединения и душевного отдохновения. И клуатр собора Порту — не исключение. Здесь хорошо сидеть, скажем, в летний полдень и думать, например, о чем-нибудь вечном.
Все эти колонны, аркады, проходы, переходы, уютный внутренний двор со столпом посередине. Всё это дополнено художественными азулежу на стенах галереи. Так и хочется представить, что ты средневековый монах — бенедиктинец или францисканец (на худой конец, какой-нибудь госпитальер), бродящий здесь в поисках самого себя в божественной вселенной. Который смотрит на квадрат клуатра, на его детали, но видит не клуатр и не детали, а видит истины Божьи и собственный борющийся и обретающий дух. А на челе у него безмятежность.
У клуатра есть и второй этаж — это уж и совсем блаженное место под солнцем. Две стены сплошь покрыты азулежу, всматриваясь в которые можно запросто улететь в историю, мифологию, религию и мистику. А можно просто расслабиться, погреться на солнце, посмотреть вниз, где под колоннадами клуатра бродят редкие посетители, представляющие себя средневековыми монахами в поисках божьих истин.
А главным центром притяжения в Порту стал для нас, конечно, мост Луиша I. Визитная карточка Порту. Сотворенный учеником и соратником Густава Эйфеля Теофилом Сейригом. Влияние и мысль великого парижского башностройца чувствуется сразу. То ли мост выглядит, как уроненная на бок Эйфелева башня, то ли башня выглядит, как достроенный вверх мост Луиша I, но сразу ясно, что эти два чуда инженерной мысли — одного поля ягоды и два сапога пара. Как говорится, назвался Эйфелем, полезай в кузов!
Мост элегантен и лёгок! Хоть и выглядит, извините, как обычная железяка, но мы так о нем ни разу не подумали. Мы и об Эйфелевой башне так ни разу не подумали, хотя и она выглядит, как обычная железяка. А мост дарит художественное удовольствие и снаружи и внутри. Снаружи — потому что с какого ракурса на него глянь, и так и сяк — он совсем не вызывает отвращения. Вызывает даже своего рода поэтический восторг. Кому же могут не приглянуться так изящно выгнутые стальные фермы!
А внутри мост несет в себе еще больше эстетического счастья. С его верхней части (где ездит метро-трамвай, чудом не давя пешеходов) открываются виды на всё — на Порту, на Дору, ее набережные и на Вила-Нова-де-Гайя. Хочешь, разглядывай праздошатающихся граждан внизу, хочешь, отгадывай, какое здание есть что и сверяй внешний вид церквей с их названиями в путеводителях.
Особенно в закатное время на мосту вольготно. Если смотреть на запад, где Дору, цепляясь за набережные и увиливая от мостов, уползает в сторону океана, солнце слепит тебе глаза, делая очертания неясными, зато чувства острыми и мысли глубокими.
А почему бы не уплыть вслед за Дору на запад? Мысленно. Проскользить мимо Рибейры, церкви Св. Франциска, Вила-Нова-де-Гайя, миновать Порту, проникнуть на простор океана, почувствовать соленый ветер и достигнуть Азорских островов, которые окинуть взглядом сверху. А дальше куда? На запад, как Колумб, или на юг, как Васко да Гама? Или по своему пути?
Ведь должно же у каждого в этом океане быть что-то свое? Если вглядеться сквозь облака, там есть еще какая-то земля. Которая не нанесена ни на какие карты, кроме карты подсознания. Там диковинная флора — цветы величиной с человека, деревья, цветущие как цветы, трава мягкая, как постель. Животные там понимают людей, а люди животных. Тихие бухты служат местами, куда жители ежедневно ходят на работу. Причем у каждого жителя своя бухта, потому что-то кто-то выбирает песок и тихий штиль, кто-то гальку и свежий шторм. Кому-то скалы с наклоненными соснами, кому-то пирс, уходящий в море. Жители возвращаются домой, в бухтах всё меняется в гармонии с предначертанным будущим.
Дома там открыты природе. Бывает холодно или мокро, но в домах всегда есть, где укрыться. А когда светит солнце, дома распахнуты и ему. Люди там читают жизнь, как книгу. А если в жизни можно что-то улучшить, они переписывают страницу или две. Могут и всю книгу переписать, хотя никогда ничего не зачеркивают. Так рождается совершенство.
Но вернемся в Порту — рассказ ведь о Порту, а не о той земле, куда можно уплыть на закате с моста Луиша I.
Часы рассветные тут тоже лечат чувства, обволакивая их туманом, указывают на красные черепичные крыши, крутые улицы, ведущие вниз к Cais da Ribeira, и говорят: «Смотри, всё будет хорошо».
Как вы, вероятно, поняли, отходить от моста и набережной мы потихоньку начали только на второй день нашего стояния в Порту. Пройтись по Rua de Satna Catarina — одно удовольствие: она пешеходная, и на ней полно магазинов всяких международных брендов. Во всяком уважающем себя туристическом городе есть такая улица, и нам по ней обязательно надо пройти. Чтобы не зайти ни в один магазин, но потом мочь говорить, что мы по этой улице прошли! А можно было и не проходить. Если бы не два «но». Первое «но» (менее важное) — перспектива улицы весьма недурна.
Второе «но» (наиважнейшее) — на Rua de Santa Сatarina расположена Капела дас Алмас (Капелла Душ). Азулежушнейшая церковь из нами виданных! Тут по сравнению с церковью Клары Ассизской всё было наоборот — внутри капелла не очень, а вот снаружи очень даже очень! У нее не стены, а заправская картинная галерея. В общем, если вы фанат азулежу (как мы), пропустить Капелу дас Алмас для вас будет сродни эстетическому самоубийству!
Если вы побредете далее в поисках достопримечательностей (как и мы), вы непременно наткнетесь на церковь Клеригуш с ее несравненной колокольней (Торре душ Клеригуш). Вполне приличная барокковая церковь с очень продвинутой опцией — забраться на второй внутренний этаж и окинуть взором интерьер с высоты.
И, безусловно, подняться на саму башню ради видов Порту!
Еще одна достойная церковь совсем рядом — это, на самом деле, две церкви, построенные стена к стене. Видимо, из-за дефицита пространства. Церкви до Кармо и дас Кармелитас. Безусловно, стоят посещения для каждого набожного католика. И не только.
Совсем рядом и знаменитая Ливрария Лелло — красивейший и старейший книжный магазин, где бывал сам Гарри Поттер. И в который мы не зашли, потому что уже опаздывали к детям, с которыми договорились встретиться в этом часу, чтобы пойти в Вила-Нова-де-Гайя кататься на канатке и на корабле по Дору. Да и зачем нам оффлайновый книжный магазин, когда давно уже существуют электронные книги? Тем более, как нам объяснили, Гарри Поттер был совсем не в этом книжном магазине, а в другом — выдуманном. А в этом всего лишь снимали фильм про Гарри Поттера.
Воссоединившись с отпрысками, мы перешли мост Луиша I, на Вила-Нова-да-Гайя вступили в кабинку канатки и медленно спустились к набережной. Наши подростки радовались, как дети!
Вот что я вам скажу: любой город, где есть такая возможность, надо посмотреть не только с земли, но и с воздуха (с канатной дороги), и с воды (если там есть река, озеро, пруд, лужа или, на худой конец, море). Зачем? Попробую объяснить. Вот если вы, например, живете в двухмерном пространстве, вы видите квадрат, вы им довольны, вы им даже восхищаетесь — его параллельными линиями, прямыми углами и правильными формами. А потом вы внезапно оказываетесь там же, но в трехмерном пространстве. И с удивлением обнаруживаете, что любимый вами квадрат и не квадрат вовсе, а куб! Вы сокрушаетесь о том, как вы раньше могли не замечать, насколько он прекрасен с его множеством плоскостей, вы поете оды оси координат Z! Но потом с вами случается что-то еще более невероятное. Вы оказываетесь там же, но уже в четырехмерном пространстве, в котором мы с вами сейчас и живем. И поражаетесь тому факту, что ваш куб — никакой не куб, а тессеракт. И просто выпадаете в осадок от его прекрасности. Так и с любым местом, в которое вы путешествуете. Доводите количество измерений до максимально возможного, иначе место может остаться в вашем представлении плоским, а то и вовсе одномерным!
Поэтому и с канатки, и с корабля Порту был тот же и совсем не тот одновременно. Мы ведь увидели его с трех стихий из четырёх возможных — с земли, с воды и с воздуха. Мы не видели Порту только из огня, но, может, это и к лучшему. Хотя, пусть лучи закатывающего солнца сойдут за огонь, хорошо?
Тут пришло время рассказать про Фабиу — хозяина квартиры, которую мы арендовали в Порту. За две недели путешествия по Португалии мы арендовали шесть разных квартир на airbnb. Так вот все хозяева, согласно нашему рейтингу, были либо хорошие, либо отличные. А Фабиу завоевал безоговорочную пальму первенства в личном зачете. Не в малой степени из-за того, что с радостью и увлечением приоткрыл перед нами завесу местной кухни Порту и посоветовал несколько крутых ресторанов. Крутых не в плане цен и распальцовки, а в общечеловеческом смысле.
Расскажу про два ресторана и два блюда чисто «портусской» кухни. Первое блюдо называется франсезинья (francesinha). Оно немудрено по своей сути, но шикарно по своим внутренним качествам. Грубо говоря, это бутерброд с мясом и сыром. Но не спешите смеяться мне в лицо и называть меня нехорошими словами. Это бутерброд не простой, а совершенно особенный. Между двумя ломтями хлеба — несколько слоёв мяса разных видов (ветчина, колбаса, говядина и т. п.). Все это разогревается, а потом поливается доброй порцией расплавленного сыра. А ещё сверху — поливается изрядным количеством какого-то специального мясного соуса (он так и называется «соус для франсезиньи» — в супермаркетах продается). Вкусно, как в раю! А когда ты уже поглотил бОльшую часть кушанья и соус, попутно впитав его в хлеб, тоже поглотил, официант приносит тебе еще плошку соуса: мол, не стесняйся, милый гость, уплетай за обе щеки!
У франсезиньи бывают разновидности. Например, с яичницей-глазуньей сверху (моя-любимая). А Аня взяла франсезинью — сосиску в тесте. Так вот отменный ресторан, для того чтобы снять пробу с этого любимого блюда всех Portuense (так называют себя жители Порту) — Republica Dos Cachorros, здесь: 41.146262, -8.604409.
Второе блюда — пошта (Posta) — в ресторане Roma, здесь: 41.146965, -8.602274. Мы, правда, не очень въехали, в чем его исключительная принадлежность именно кухне Порту — это огромный кусок говядины типа стейк — кушанье на загляденье. И на поглощение.
В наш третий и заключительный день в Порту мы добрались и до самой близко расположенной к дому достопримечательности — церкви Святого Ильдефонсо Толедского. Красавица, что и говорить! Правда, закрытая. Открытая взглядам, но закрытая дверью.
Еще одна достопочтенная музей-церковь — Igreja da Misericórdia. Фасад ее плотно вписан в фасады соседних домов, так что даже мой рыбий глаз смог с трудом ее объять. Но для человечьего глаза она весьма недурна и снаружи, и внутри.
После этого самое время заползти на смотровую Miradouro da Bataria da Vitoria, благо до нее рукой подать. Вид с нее весьма недурен.
Раз уж мы пошли в разнос по церквям, далее нам прямиком дорога в святая святых культовой архитектуры Порто — церковь Святого Франциска. Признаться, к тому времени мы с Аней уже порядком подустали. Ноги наши подкашивались, желудки просили еды, а глотки — портвейна. Тела наши были опалены солнцем, головы наши были тяжелы от впечатлений, руки наши судорожно цеплялись за перила крутых лестниц. Мы бы, наверное, так и сдались, если бы не верное учение, пришедшее на память в этот момент.
«И вот, когда, беседуя таким образом, прошли они две мили, брат Лев, весьма удивленный, спросил Святого: «Отец, молю тебя, научи меня, что же есть совершенная радость».
Святой Франциск отвечал: «Если, когда мы придем в обитель Санта-Марии дельи Анджели, промокшие под дождем и трясущиеся от холода, покрытые грязью и обессилевшие от голода, если, когда мы постучимся в ворота, привратник придет злой и спросит нас, кто мы такие; если мы скажем ему: «Мы двое братьев», а он ответит сердито: «Вы говорите неправду, вы просто самозванцы, пришедшие, чтобы обмануть мир и украсть милостыню у нищих. Уходите, я сказал!»; если после этого он откажется открыть нам и оставит нас снаружи, беззащитных перед снегом и дождем, страдающих от холода и голода, в ночи, вот тогда, если мы примем такую несправедливость, такую жестокость и такое оскорбление терпеливо, без досады и жалоб, смиренно и милостиво, понимая, что привратник на самом деле знает нас, и что это по воле Бога он так говорит против нас, напиши, о брат Лев, это и есть совершенная радость."
(«Цветочки Франциска Ассизского»)
И вот восспряв духом и телом (воспрянет дух — воспрянет и тело), мы подошли к церкви Святого Франциска.
Церковь Святого Франциска в Порту — как раз та церковь, в которой стоит посидеть, раскрыв рот от красоты внутреннего убранства.
Там, правда, как и в церкви Святой Клары, запрещено фотографировать. Но за этим запретом особо никто не следит. Видимо, сказывается дух великого святого, не признававшего людских религиозных догм, а возвращавшему паству непосредственно к Священному Писанию. А Писание нигде не запрещает фотографировать!
А что запрещено, но не отслеживаемо, разрешено.
Вторая часть церкви Св. Франциска — подземная. Там гробы и кости уважаемых монахов прошлых времен. Кто-то, наверное, прётся от таких мест, но это не мы. Оставим лучше в головах светлое впечатление от наземной части церкви.
Заключительный моцион по жаркой, томной и расслабленной набережной Рибейры. Люди предаются там обычным занятиям для жаркого летнего дня на набережной красивейшего города. Сидят в кафе, загорают на солнце и ныряют в реку.
Таков наш отчет о посещении блаженного и несравненного города Порту. В назидание потомкам можем сказать: сколько бы вы ни старались найти, в мире нет ничего подобного Порту! Мы, по крайней мере, пока не нашли.