Турист Valeriy Laptev (Valeriy_Laptev)
Valeriy Laptev
был 23 мая 2023 6:24

Петра, Вади Муса — Иордания Ноябрь 2018

В этом рассказе я попытаюсь обобщить различную полезную информацию о нашем пребывании в Петре. Описание самих пешеходных маршрутов по археологическому парку Петры, которые мы прошли за три дня размещены здесь:

Петра, Иордания. День 1-й: с приключениями по основному маршруту

Петра, Иордания. День 2-й: на гору Жертвоприношений и по Вади Фараза

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Надеюсь, эта информация будет полезна всем, кто только собирается открыть для себя этот загадочный и волнующий древний город.

Городок, выросший рядом с Петрой, называется Wadi Musa (Вади Муса — «Долина Моисея»). По сути, это просто цепочка отелей, ресторанов и магазинов, протянувшаяся на пять километров от Ain Musa (Mousa’s Spring) (Айн Муса — «Источника Моисея») до главного входа на территорию археологического парка Петры в самом низу долины. Вади Муса выполняет для Петры роль перевалочного и транспортного пункта.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

На карте хорошо видны на правом ее краю — Mousa’s Spring (Источник Моисея) и на левом ее краю — Petra Visitor Center (Информационный Центр Петры). От информационного центра Петры вверх вдоль всего городка Вади Муса тянется одна из основных дорог — Tourist street (на некоторых картах Tourism st).

Пик туристического сезона в Петре с марта по май и с октября по конец ноября. Летом стоит нестерпимая жара, а зимой начинаются дожди и погода становится непредсказуемой. К каким приключениям для туристов это приводит вы можете прочитать в первой части нашего рассказа , хотя мы были здесь в середине ноября.

Еще совсем недавно, в 90-е годы прошлого века, в Вади Муса было всего четыре отеля. Сегодняшние туристы могут выбирать любой из более чем 70 вариантов размещения. Отели расположены тремя группами — в нижней Вади Муса (в пределах пешей досягаемости от входа в Петру),

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Ночной вид на нижнюю часть Вади Муса.

…в центре города (это примерно в 3 км от входа в Петру, здешние отели обычно предлагают бесплатный трансфер в Петру один-два раза в день в каждом направлении) и в верхней Вади Муса, на высоте около 1400 м над уровнем моря с замечательными видами на Рифтовую долину, но примерно в 15–20 минутах езды от входа в Петру.

Естественно, самыми удобными для уставшего от пешеходных маршрутов туриста, являются отели максимально приближенные к Petra Visitor Center. Мы выбрали Sunset Hotel (3 минуты пешком до входа в Петру) и нам очень понравилось, можете прочитать наш отзыв об этом отеле .

Вади Муса и Петра. Полезная информация

На фото видны отели находящиеся в непосредственной близости от входа в Петру. Имейте в виду, что обещанные многими отелями красивые виды предполагают вид на долину Вади Муса, а не на саму Петру.

Между зданий этих отелей есть один работающий ежедневно и до позднего вечера пункт обмена валюты, это очень удобно.

При официальном курсе 0,7 иорданского динара за 1 доллар США, в этом обменнике меняют по курсу 0,69 — что вполне приемлимо. Никаких дополнительных комиссий нет.

По всему поселку множество сувенирных магазинов.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Одним из самых аутентичных сувениров считаются бутылочки с изображениями, сделанными цветным песком Петры. Они продаются по всей Иордании, но только в Петре используется песок своего натурального цвета, вне Петры — песок красят во все цвета радуги. Так что ценны именно бутылочки из Петры. Основные сюжеты изображений — пустыня, горы и верблюды.
В самой Петре покупать такие сувениры дешевле, кроме того там больше возможностей поторговаться. Средняя по размеру бутылочка с таким разноцветным песком и красивыми верблюдами нарисованными внутри обошлась нам после небольшого торга в 10 динар.

Благополучие Вади Муса практически полностью зависит от туризма. Соответственно и цены здесь выше нежели в прочих туристических местах Иордании, что совсем неудивительно. Они отражают статус Петры как одного из новых Семи Чудес Света, который она получила в результате международного голосования в 2007 году.

Коммерческим центром Вади Муса является небольшая площадь с круговым движением Al Shaheed (площадь Шахид), расположенная в 3 км от входа в Петру. Вокруг расположено множество отелей, ресторанов и кафе, различных магазинов продовольственных и сувенирных, офисы банков. К слову, найти банкоматы в Вади Муса нам удалось только здесь.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Монумент в самом центре площади Шахид…

…и магазины на этой площади.

Из многочисленных ресторанов особого внимания заслуживает ресторан «Эль-Вади» Al-Wadi Restaurant на кольце Шахидов (Shaheed roundabout/Circle) в центре города. Цены разумные, официанты очень дружелюбные. Также отличная еда, хотя вы вряд ли сможете съесть всё — порции большие. Минус только один — оплату по карте у нас не приняли, только наличные. За плотный ужин, включая десерт и чай, мы с женой отдали 32 динара.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Здесь богатое меню с местной кухней, особенно рекомендуется попробовать традиционное национальное блюдо Mansaf (Мансаф). Родиной этого блюда является Иордания, где его издавна готовили проживающие на этой территории бедуины. Мансаф в Иордании подается в особых случаях, таких как свадьбы и рождение детей, либо в честь гостей, и, конечно, в праздники.

Мансаф готовится из мяса ягненка в соусе из йогурта и подается с рисом и орехами. Это очень вкусное и сытное блюдо, обязательно попробуйте!

Спустившись немного вниз от площади Шахид и пройдя мимо мечети

Вади Муса и Петра. Полезная информация

мы попадем на местную автобусную станцию.

Отсюда отходят полезные для туриста автобусы в город Акаба и к пустыне в Вади Рам. В тот день, когда из-за сошедшего селя вход в Петру был временно закрыт, мы воспользовались этим автобусом и съездили в Акабу. Важно понять, что автобусы уходят утром по заполняемости пассажирами, т. е. четкого расписания никто не придерживается! Соответственно, первый автобус по расписанию в 6–00 может уйти в 7 — 7–30, а мы на автобусе, который формально уходит в 8–00 уехали примерно в 9–45! С ценами тоже не все так просто. Стоимость проезда до Акабы для туристов — 5 динар, хотя с местных водитель брал по 2,5 динара. Но самое интересное было на обратном пути из Акабы (последний автобус по расписанию в 16–00). Поскольку всего в автобусе набралось четверо желающих ехать обратно в Петру, включая нас с женой, водитель сначала подождал часок, а потом сказал что раз людей так мало, он ехать не может. Но если все мы согласимся заплатить по 10 динар с человека, тогда все будет ок. Поскольку такси из Акабы до Петры стоит минимум 50 динар (!), то вариантов не было, все скинулись по 10 динар и поехали. Вот такая рыночная экономика:)

Возвращаясь уже ночью в гостиницу из Акабы мы увидели красивую ночную панораму Вади Муса.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

В самом городке Вади Муса есть только одна известная достопримечательность — Ain Musa (Айн Муса) или Mousa’s SpringИсточник Моисея»).

Сейчас это современная постройка над небольшим бассейном, куда иногда заглядывают паломники.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Это одно из двух возможных мест в Иордании, где по библейскому преданию, Моисей ударил по скале своим посохом, и на испытывающих жажду израильтян брызнула вода. (второе возможное место расположено около горы Нево).

Из интересных мест еще можно отметить смотровую площадку примерно в 20 минутах езды из Петры в сторону Акабы по так называемой Kings Way (Королевской дороге). На этой площадке всегда останавливаются туристические автобусы и обычно предлагают сделать короткую остановку таксисты.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Вид на скалы окружающие Петру с этой смотровой площадки.

Возвращаемся ко входу в сам археологический парк Петры.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

При входе: контроль через рамку металлодетектора и проверка вещей на досмотровом оборудовании — безопасность превыше всего.

Далее вы попадаете в зону информационного центра и билетных касс.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

На этой же площади масса всяческих магазинов с местным колоритом — национальная одежда, сувениры, кафе и рестораны. Немаловажно — здесь же расположены нормальные бесплатные туалеты, далее на территории Петры их будет совсем немного — внизу возле Царских гробниц и в конце главной дороги возле ресторана Basin (перед началом тропы к Монастырю Эд-Дейр), также будут встречаться одинокие кабинки, где чистота оставляет желать лучшего и сидящим рядом бедуинкам придется оставить 1 динар.

А вот и сами кассы:

Вади Муса и Петра. Полезная информация

В первой части рассказа уже писал, но повторюсь: стоимость входного билета на 1 день — 50 динар, на два дня — 55 динар, на три дня — 60 динар. Стоимость посещения Петры ночью «Petra by Night» — 17 динар (для прохода требуется иметь любой действительный дневной билет!). (Проводится это мероприятие только в понедельник, среду и четверг, начало в 20–30, длительность примерно 2 часа.)

Все эти цены действуют если вы хотя бы одну ночь переночуете в Иордании. Если же вы приехали на однодневную экскурсию из другой страны, скажем из Израиля, и ночевать в Иордании не планируете, то билет будет стоить 90 (!) динар. При покупке билета более чем на один день требуют паспорт и билет становится именным. На билетах ставят отметки о посещении и сверяют с паспортом, т. е. передать билет другому лицу на второй-третий день не получится. Кассы в информационном центре работают с 6 утра до 18 вечера в летний период и с 6 утра до 16 вечера в зимний.

Если вы располагаете временем и действительно хотите насладиться Петрой по полной — смело берите билет на 3 дня, даже за это время осмотреть все невозможно и удастся пройти далеко не по всем живописным маршрутам.

Билет на 3 дня выглядит вот так:

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Для посещения Петры крайне рекомендуется устойчивая надежная обувь (если вы планируете лазить по тропам и скалам отличным от основной дороги — то однозначно хорошие туристические кроссовки!), солнцезащитные очки и головной убор, летом и солнцезащитный крем. И самое главное — вода, много воды! Конечно, в палатках у бедуинов воду можно будет докупить, но по многим маршрутам они расположены не так уж часто и стоимость маленькой бутылочки составит 1 динар.

В информационном центре возле касс можно взять карту с кратким путеводителем на английском, арабском, французском, немецком, корейском, китайском, итальянском, японском, испанском и русском языках. Поскольку далее по маршрутам все информационные таблички и указатели, которые вы встретите, будут подписаны только на английском и арабском, то лучшим выбором чтобы хорошо ориентироваться, без сомнения, будет карта на английском.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Как видите на фото, так думаем не только мы, но и большинство других туристов. ;) — получить карту и краткий путеводитель на английском языке иногда бывает совсем не просто.

Здесь же, в информационном центре расположен довольно интересный бесплатный музей. Здесь можно ознакомиться с историей Петры в разные исторические периоды, начиная с ее основания, рассмотреть археологические находки, оценить богатство и величие Набатейского царства в период его расцвета.

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Все экспонаты, конечно, никто не разглядит, но один из них вы точно не забудете:

Это главный Бог Набатейского царства — Dushara (Душара). (Аналог Верховного Бога Зевса у греков). Ему посвящен Главный Храм Петры — Qasr al-Bint (Каср аль-Бинт), при раскопках этого храма и была найдена эта голова, ей около 2 тысяч лет!

Петра — этот древний полный загадок и чудес город, раскинувшийся по вади и горным склонам, имеет всего один-единственный официальный вход и выход. (Хотя, как выяснилось в ходе наших приключений в первый день , это не совсем верное утверждение. ;) — есть и второй выход по дороге в бедуинскую деревню Умм Сайхун). Вот он, главный вход:

Вади Муса и Петра. Полезная информация

Всего в Петре зарегистрировано более 800 (!) археологических объектов, включая около 500 гробниц. Поэтому не стоит недооценивать количество времени, которое потребуется для блуждания по нему, а также на обратный путь в горку, когда вы уже порядком устанете. Правилами посещения Петры установлено, что все туристы, купившие дневной билет, в обязательном порядке должны покинуть территорию Петры до темноты, т. е. примерно до 17–00 в зимнее время и до 18–00 в летнее время. Находиться в Петре ночью, тем более разбивать палатки запрещено. Не соблюдая это требование легко можно нарваться на штраф при выходе, в интернет я такие истории читал.

Перемещение внутри территории Петры. Лучше всего, на наш взгляд, просто ходить везде пешком. :) И для здоровья полезно и экономия небольшая. Однако если вы решите воспользоваться разнообразным гужевым транспортом, то надо иметь в виду следующее. Прямо от входа вам будут настойчиво предлагать проехать до входа в каньон Сик (это около 800 метров) на повозке с лошадью — это включено в стоимость билета! Но, конечно, почти обязательные в этом случае чаевые никто не отменял. Также на лошадиной повозке вас могут довезти прямо до Сокровищницы, это около 2 км. (стоимость около 25 динар — надо торговаться). Выглядеть это будет примерно вот так:

или даже еще веселее! ;) — надо оно или нет — вам решать!

Верблюды, покрытые роскошными попонами, возят посетителей от Сокровищницы до храма Каср аль-Бинт и обратно. (расстояние в одну сторону примерно 1,7 км).

Подняться далее по крутым склонам и ступеням различных маршрутов можно на осликах. Как сами бедуины ездят на осликах можно увидеть вот здесь:

Качество видео, извините, не очень, но то, что погонщик на краю скальной тропы едет на бедном ослике СТОЯ (!) это оценили все туристы вокруг, быстро выхватив свои телефоны для съемки. ;)

На осликах вас предложат прокатить на смотровую площадку по маршруту Al-Khubtha Trail (описан в первой части рассказа) , на гору Жертвоприношений (High Place of Sacrifice Trail) и по долине Вади Фараза (Wadi Farasa Trail) — (эти два маршрута описаны во второй части рассказа) , по тропе к Монастырю Эд-Дейр (Ad-Deir (Monastery) Trail) (описан в третьей части рассказа) и многим другим еще более дальним маршрутам. По стоимости — надо торговаться, как и везде и почти за все услуги и товары в Иордании. Очень часто в процессе торга цену удавалось снизить вдвое (!) от первоначально заявленной.

Еще несколько небольших полезных советов.

Сокровищницу лучше всего рассмотреть и сфотографировать в начале дня, т. к. солнце ярко освещает ее лишь короткий промежуток времени с утра, примерно с 9 до 11, в зависимости от времени года.

Царские гробницы наоборот особенно прекрасны во второй половине дня, когда уже их заливают золотые солнечные лучи.

На маршрут к Монастырю стоит отправляться в середине дня, когда тропа оказывается в тени, а после подъема во второй половине дня солнце как раз наиболее ярко освещает его фасад.

Рекомендуем заранее закачать в смартфон гугл-карты Петры в режиме оффлайн или, например, воспользоваться картами maps.me. В некоторых местах дальних маршрутов повороты тропы не столь очевидны и с картами будет намного спокойнее и увереннее двигаться дальше.

Если вы жаждете увидеть самые потрясающие пейзажи Петры, исследовать неизвестные гробницы, насладиться фантастическими видами с невероятных смотровых площадок, то берите дополнительные бутылки с водой и отправляйтесь в путь! Загадки и тайны Петры ждут Вас!