Никогда ещё не было так, чтобы при первом взгляде на католический собор язык не поворачивался назвать его собором. Что это — может замок? может крепость или тюрьма? Да, это крепость, гладкая и монолитная — по стенам не заберёшься. Стены толщиной 2,5 метра выдержат долгую осаду. Со специальных площадок наверху можно лить кипяток и забрасывать врага стрелами. Колокольня, нет скорее донжон, и уже по-совместительству колокольня высотой 78 метров позволяла разглядеть врага, чьи кони подымали пыль ещё около Кастра. А окна — это не окна, а узкие и глубокие бойницы. Никаких украшений. В случае опасности собор мог вместить около 6 000 жителей города. Или гражданских + солдат, это уже на выбор.
Но здание строилось именно как собор. Самый большой в готическом стиле из кирпича в целой Европе.
Строился на намоленном месте — первая церковь появилась здесь в IV веке, в 666 году сгорела полностью. Была построена новая церковь, освященная в честь покровительницы музыкантов святой Цецилии, превратившаяся к XII веку в романский храм. От него остались только остатки аркады, включённые в муниципальный парк Рошгюд, примыкающий к современному собору.
Собор строился в XIII–XV веках, его закладка состоялась уже после расправы рыцарей-крестоносцев над катарами-альбигойцами. Многолетние выяснения отношений между отцом, сыном Раймундидами Тулузскими и прибравшими к рукам их собственность де Монфорами и их вассалами давно тоже стали прошлым. Заглядывая вперёд, Альби по-крупному больше ни с кем не воевал. Так зачем эта крепость?
Быть материалистом — это здорово. Но может всё же немного поиграем в мистику? В Альби сомнения в абсолютной материальности мира посетили. Место до постройки собора, как я уже сказал, намоленное… вот только кем? Первая церковь сгорела в 666-м… что-то это число напоминает, не число ли зверя?. Случаен ли выбор Цецилии в качестве покровительницы нового святого места? Фразы о том, что здесь было много трубадуров, и Цецилия — их святая, слишком просты и наивны. Трубадуры были во всей Европе. А вот церковное толкование о способности Цецилии слышать недоступную другим людям «музыку сфер», таким образом, становиться посредницей между музыкой небесной и земной, уже другое дело. Усыпить зверя…
Усыпить не удалось, катары или альбигойцы — дети своего города Альби, пробудились здесь. Официально в XII веке, а неофициально… Катары считаются еретиками. Но если они ересь, то все остальные ереси — не ересь, а школьные выходки. Или если остальные ересь, то катары уже не просто ересь, а больше. Фразы в учебниках истории о том, что альбигойцы были сектантами, отвергавшими особую роль церкви и государства, тоже сильно упрощены. Речь не шла о разборках по поводу того, в каком направлении креститься, сколькими пальцами, кто главнее из Святой Троицы, какой формы должен быть крест. Речь шла об отрицании постулатов христианства как таковых. Кроме Нового Завета, да и то с оговорками — Христос лишь «делал вид» что он человек, он сошёл с неба, туда и ушёл, и не может быть праздников ни Рождества, ни Пасхи. Альбигойцы заслуживают отдельной темы, а здесь вкратце ещё несколько параграфов из их методички — всё вокруг создано не богом, а дьяволом. Бог создал только души, а дьявол их поместил в людей. Поэтому 2 бога равнозначных — Бог собственно и Дьявол, так сказать, духовно-политические партнёры. А бог совсем другой, не тот который дал Закон Моисеев, этот просто шут. Да и Ветхий завет написал Дьявол. Рая и ада нет, души переселяются во всё живое, но не в растения или камни. Поэтому катары первые вегане (радикально-воинствующие). Крещения тоже нет. Есть обряд «принимания в посвящённые» во взрослом возрасте, чем то напоминающий колдование среди свечей. Непорочное зачатие и социальный статус Марии? Ну тут вообще на цитаты альбигойцев надо ставить гриф +18. Да и вообще, крест простая деревяшка, уже сгнила, как можно ей поклоняться. Включив в свои ряды дворян из Альби и окрестностей, принявших учение секты на волне популизма, альбигойцы становились политической и военной силой. Даже графы Тулузские, сами не являясь приверженцами учения, по политическом мотивам стали катарам благоволить. Если ко всему вышесказанному прибавить матерный стиль общения с земными представителями церкви, от папы до приходского священника, понятно, что ответ Рима должен был быть адекватным, а степень адекватности не могла не соответствовать общему стилю решения вопросов и закрытия вредных тем, принятому в Средние века.
К крестовому походу присоединились многие, выступить на защиту истинной церкви на юге Франции было куда приятнее, чем переться на Ближний восток, где к тому времени туризм уже давно стал слишком экстремальным. Зверя поразили с большим энтузиазмом и прямо в логове, довольно быстро, не дав ему даже возможности совершить «временные успехи». Но, как это почти всегда бывает в подобных случаях, начался раздел имущества дворянских семей, связанных с сектой, и святое дело борьбы с ересью как-то незаметно трасформировалось в процессы рейдерских захватов, создания крыш и борьбу крыш между собой за зоны влияния. В процессе поучаствовали многие, даже короли Арагонские, пришлось в конце концов вмешиваться королю Франции. Когда всё устаканилось, вдруг ощутилось, что зверь-то, ради которого всё затевалось, жив. Не играет политической роли, уже не угрожает папе, но дышит и зализывает раны.
Крестовый поход обьявлять вторично не стали. В ход пошли «лечащие врачи». И в Альби прибывает кардинал Бернар де Кастане. Если представить образ, принятый в фэнтези — человек в балахоне с надвинутым капюшоном, который залазит в чужие головы, передвигает вещи и материализуется в самых разных местах, то это де Кастане. В Альби он рьяно искоренял все еще существующую катарскую ересь с 1276 до 1307 года. Долгий срок. Рыба гниёт с головы. Незадолго после прибытия кардинала от неизвестной болезни скоропостижно отошли в мир иной два каноника церкви Сен Сальви, говорили об отравлении, но как-то неуверенно. За ними последовал архидиакон и представители нескольких местных знатных родов. Через несколько лет одно имя кардинала наводило ужас на местных жителей. Поговаривали, что он часто сам любил в балахоне выходить в город, прогуливаясь по рынку и площадям. Безошибочно угадывая еретиков, никогда не возвращался из рейда с пустыми руками. Мог материализоваться в самых неожиданных местах, где его, понятно, не ждали, спрятаться можно было только в Пиренеях, но и там были свои охотники за головами. К 1307 году даже жители, не имевшие никакого отношения к секте, настолько устали жить в постоянном страхе перед карающим органом, что предпосылки революционной ситуации были налицо. Состоятельная часть горожан и некоторые каноники написали Папе прошение, де Кастане был временно понижен в правах, приступил к работе папский выездной суд. Решение суда невозможно не предвидеть — несмотря на 144 доказательства превышения полномочий, кардинал был оправдан, права его были восстановлены. Но, чтобы не раздражать общественность, епископ был удален из города в менее престижный Пюи-ан- Велле уже в следующем году. Конечно же, для отвода глаз, ибо скончался он в 1317 году в Авиньоне, будучи приближённым к папскому двору.
И здесь я снова возвращаюсь к особенности крепости-храма Святой Цецилии. Сразу в год своего прибытия в Альби, в 1276 году, начал его строительство этот самый кардинал Бернар де Кастане. Хотя достраивался он ещё 200 лет, до 1480 года. Говорили, что на логове должен стоять град. Бастион Веры. Церковь в осаде — кругом враги. Крепость нашей Веры несокрушима. Крепость и в прямом и в переносном смысле. Говорили, что красный кирпич (он за столетия потерял свой оттенок) — это кровь еретиков, выдавливаемая верой за пределы храма.
А как финальный аккорд, исполняемый Цецилией в «торжествующей песни победителя» — заалтарный «Страшный суд». Нигде больше не встретите такого художественного хода в оформлении главного алтаря. Самый большой, самый страшный из Страшных судов. Ересь ваша отрицает? Смотрите, перед вами почти что документ, снимок, кардинал подтверждает.
Огромный орган собора был выполнен известным мастером Кристофором Мушерель в 1734 году, и он тоже самый большой классический орган во Франции. И ведь тоже неспроста. Святая Цецилия не только в дудочку дудела, она, согласно устному преданию, изобрела орган — инструмент, который наилучшим образом может донести до людей музыку ангелов.
Уже никто не помнил Бернара де Кастане, но построенный им Бастион Веры ещё долгие столетия внушал ужас всем еретикам.
И бандиты-якобинцы не решились его штурмовать, впервые во Франции обратились к своим властям с официальной просьбой просто собор снести полностью, ликвидировать как явление.
Но местный архитектор и инженер Марьес так рьяно защищал его, что собор удалось отстоять.
Я обошёл собор по периметру, но нигде не нашёл даже следов классического входа. Так и не понял, как попадали внутрь в первый период существования здания, потому что вход в церковь в южной стене был сделан только во время епископа Доминика Флорентийского, который руководил Альби с 1397 по 1410 год.
Вход на высоте третьего этажа, который имел деревянную лестницу, разрушаемую в случае опасности. А это ажурное резной «ласточкино гнездо», сооружённое над входом, относится ко второй четверти 16 века.
Попадаешь внутрь и сразу замечаешь разницу, внутри несравненно богаче и пышнее, чем снаружи. Но не всегда было так. Единственный огромный неф собора тоже был аскетичен, его простоту скрашивали фигуры ангелов, геометрические узоры и белокаменные колонны.
В начале XVI века в городе появились шабашники из итальянской Болоньи. «Красим, фрески пишем, плитку кладём. Не хотите ли? Советуем синий колер — очень модный в этом сезоне. А то у вас тут как-то всё устарело, прям без Ренессанса».
И расписали своды и стены собора.
Только на потолке прекрасно сохранившиеся ренессансные фрески покрывают огромное пространство длиной 97 метров и шириной 28 метров.
Гастарбайтеры с юга махали кистями, отворачиваясь от Страшного Суда, уже давно украшавшего алтарную часть. Тонкие ренессансные души не могли принять сюр, который мог родиться только в головах обитателей южного побережья Северного моря.
Ибо да, писали его фламандцы. И Босх мог родиться тоже только в тех краях.
В 1485 году в мастерских бургундского аббатства Клюни, которое к этому времени уже потеряло всю свою важность, испытывало финансовые трудности и подрабатывало на экспорте, была изготовлена алтарная преграда в стиле пламенеющей готики. Исполнена великолепно, ее украшает полихромный фриз, насчитывающий более 270 скульптурных изображений апостолов и пророков.
На колокольнях обычно аисты… С 1988 года в колокольне собора на постоянной основе гнездятся ястребы. Это настолько уникально, что Лига по охране птиц установила камеры слежения. Ястреб птичка неоднозначная. Обладают крайне конфликтующей символикой — зла, смерти, жестокости, мести и уничтожения с одной стороны, и солнечного света, огня, божества, Духа Святого и бессмертия с другой. Время покажет.
Рядом с собором находится Епископский дворец. Настолько рядом, что некоторые считают два здания одним комплексом, играет на восприятие и подобный материал стен — тоже из кирпича.
На самом деле Епископский дворец Берби был построен раньше собора при епископах Дюране де Бокер и Бернаре де Комбре в первой половине XIII века. Тогда только -только было сломлено сопротивление еретиков, требовалось хорошо защищённое здание, где совместно располагались бы следственный комитет, камеры предварительного заключения и аппартаменты епископа. Первоначально это было небольшое, но довольно внушительное здание с одной башней Сен Мишель, где судили и содержали катаров. Постепенно пристроили башни, часовню, подсобки.
К XVII веку комплекс изжил свою карательную функцию и превратился в нормальный дворец с парком, галереями, гостиными, террасами, библиотекой.
В начале 20-х годов прошлого столетия город решил скрасить свою суровость и еретически-инквизиторское прошлое чем-нибудь прекрасным. И увидели с удивлением, что в истории Альби и не было знаменитых деятелей искусств, которых можно было по-пиарить. Кроме постимпрессиониста Анри Тулуз-Лотрека. Который в Альби конечно ничего не рисовал, может быть только детское солнышко, потому что в возрасте 7 лет уже проживал в Париже с матерью. Художник умер молодым, и городское собрание обратилось к матери художника — графине Адель де Тулуз-Лотрек, которая решила ответить на просьбу и передать городу Альби основную часть коллекции его будущего музея. Двоюродный брат художника Габриэль Тапье де Селерайн ещё добавил несколько картин. Сегодня музей в бывшем епископском дворце Берби содержит наиболее полную коллекцию работ художника
Левый берег реки Тарн рядом с дворцом и собором был густо заселен со Средневековья.
Этот район назывался «долина» С точки зрения топографии, дома располагаются вдоль своеобразного «желоба», который сужается к реке Тарн.
Большинство домов в этом районе принадлежало в Средневековье зажиточным людям, это сейчас район потускнел.
Жили здесь коммерсанты, банкиры.
Пример такого дома — так называемый Романский дом, который датируется XII веком. Считается, что при его строительстве был использован первый этаж и деталь коллонады римского дома, который стоял на этом месте, ведь Альби как город возник ещё в эпоху Великой Империи.
Жила в доме семья Фенассе, в 1300 году Гильем Фенассе был самым богатым банкиром и ростовщиком Альби. И его отыскал епископ де Кастане. Репрессировали, конфисковали.
Неподалёку ещё один старый дом в романском стиле — особняк де Гёс. Романский стиль здесь правда уже как пережиток, дом построен в первой половине XVI века. Жили в нём разные люди, в том числе и какой-то политик барочных времён.
С другой стороны Соборной площади более новые районы, им всего 300–400 лет, здесь любят отдыхать горожане
«Долина» спускается прямо к самому известному, Старому мосту. Пока рассказ завершаю, на мосту мы начнём вторую часть прогулки по Альби в следующем рассказе
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия