Хельсинки никогда не был в списке моих интересов, поскольку находится в стороне от обычных маршрутов, а ехать туда специально желания не было. Даже по Скандинавии мы съездили маршрутом от Стокгольма. Но в этом году я побывала в Хельсинки уже второй раз. Впервые это случилось в феврале 2015 года, когда мы с сыном купили билеты Finnair в Мадрид на распродаже в Стокманне. Перелет был с длительной стыковкой в Хельсинки, что дало нам возможность посмотреть город. Об этом я уже рассказала: Впечатления от финской столицы. Тогда я сказала, что еще раз поехать в Хельсинки хочу разве что так же, проездом, и только в теплое и «зеленое» время года.
В этом году это случилось, мы купили билеты на перелет в Исландию в конце июля через Хельсинки. На две ночи остановились в Omena Hotel Helsinki City Centre недалеко от вокзала, чтобы удобно было добираться в аэропорт.
Отель удобно расположен для любителей шопинга и желающих посмотреть город, а также для тех, кому важна близость вокзала. Номер для четырех взрослых очень мал, некуда девать вещи. Шкафы не предусмотрены, только два крючка и вешалки на сантехкабине. Разложили чемоданы на полу, а вещи на подоконнике. Негде даже повесить полотенца, оно, кстати, одно на человека. Есть чайник, микроволновка и небольшой холодильник, что большой плюс. На пару ночей, как мы, остановиться можно.
Вход в гостиницу по коду, так что никак иначе не проникнешь и договориться о раннем заселении не с кем, рецепшен отсутствует. Написано — в 16 часов, так и будет.
Устроившись, пошли смотреть город. Мне он был знаком, а подруга приехала в Хельсинки в первый раз. Цель у меня была, — я хотела досмотреть район, где, если верить картам, находятся самые интересные здания в стиле северного модерна. Заинтересоваться этим стилем я успела во время первой поездки в Хельсинки, но времени не хватило.
Что такое «северный модерн»? Как пишут справочники, это романтическое направление в архитектуре модерна в странах Балтийского региона и, в первую очередь, в Стокгольме, Риге, Хельсинки и Санкт-Петербурге.
В интернете есть карта зданий Хельсинки в стиле северного модерна, его называют также «национальным романтизмом». Я заранее её изучила, поэтому начала со сквера Telakanpuistikko. Это небольшой сквер, рядом с которым находится здание Художественной галереи Хельсинки.
Название сквера в переводе «Верфь». Неподалеку, на противоположной стороне улицы, находится крупная судоверфь, где построили многие большие круизные лайнеры.
Интересен памятник в сквере, — человек, поднимающий земной шар. Это работа известного финского скульптора прошлого века Матти Хаупта «Подъемная сила» (Kohottava voima). Как я поняла, человек поднимает землю на кабелях. И поставлена эта скульптура в 1962 году в честь 50-летия компании, которая эти кабели производила.
За памятником виден ряд зданий начала XX века. Слева — дом с угловой башенкой, построенный в 1907 году, а рядом — дом Бетания, построенный по проекту архитектора Карла Августа Верде в 1904 году. В доме был когда-то и детский дом, и приют для бездомных, позже — детский сад и библиотека. Сейчас здесь молодежный центр и театр.
Неподалеку располагается одно из самых красивых мест города — район Эйра (Eira). Это небольшой район (около 1000 жителей), застроенный в основном трехэтажными особняками. Поскольку застраивали в начале XX века, большинство зданий в стиле модерн. Это элитное место, много посольств, цены на недвижимость очень высокие.
Одно из самых известных зданий района — вилла Энси, здание в стиле модерн, построенное в 1912 году архитектором Селимом Арвидом Линдквистом по заказу промышленника Уно Стаудингера для родильного дома. Вилла названа в честь единственной дочери промышленника. Но больницы в этом здании не было, его перестроили под жилой дом на несколько квартир, в одной из них жила дочь Стаудингера Энси. В 1987 году она продала здание, теперь это дом престарелых.
Перед входом в здание стоят две работы шведского скульптора Харальда Сёренсен-Ринги, а слева от здания — гранитный человек, несколько пугающего вида.
Вилла стоит в парке, а рядом перед нею — море. К нему мы и вышли, немного отдохнуть на бережку и съесть мороженое.
А теперь немного погуляем по району Уланлинна. Здесь также много интересного, так как большинство современных зданий построено в начале XX века в стиле национального романтизма.
1908 г., архитектор Каарло Борг.
Один из самых известных образцов финского модерна этого района — больница «Эйра», которая дала название соседнему району. Здание построено в 1905 году по проекту знаменитого архитектора Ларса Сонка, построившего множество замечательных зданий в стиле национального романтизма в Финляндии.
Название больница получила в честь одноименной стокгольмской больницы, а та — в честь богини врачевания Эйр из исландского эпоса. Больница здесь находится и сейчас.
Рядом стоит здание со шпилем, похожее на небольшой замок. Это вилла Йоханна, которую считают одним из самых красивых зданий в стиле модерн в Хельсинки.
Эту виллу построил в 1906 году для семьи того же промышленника Уно Стаудингера архитектор Селим Арвид Линдквист. Если предыдущую виллу назвали в честь дочери заказчика Энси, то эту — в честь его жены Йоханны. С 1970-х годов здание принадлежало различным организациям, в том числе банку, который выполнил реставрацию. Но сейчас оно снова принадлежит частному лицу.
Но мы обращаем внимание не только на домики, отмечаем все интересное, что попадается на пути. Например, памятники и скульптуры. Их в Хельсинки довольно много, как традиционных, так и довольно необычных. Вот, как эта скульптура, что стоит в небольшом сквере на улице Kapteeninkatu.
Это работа одного из самых успешных и оригинальных финских скульпторов Пекки Каухасена «Память капитана». Капитан и маленькая девочка стоят на подставке, заглянув в «иллюминаторы» которой, можно увидеть миниатюру: корабли и люди из прошлых времен.
Модерн здесь повсюду, я держу себя в руках и показываю только лучшее, хотя сфотографировала очень много. Вот, например, доходный дом Шалина (Schalinin talo), построенный в 1902 году по проекту архитектора Уско Нюстрёма. Это массивное здание с куполом на угловой башне — одно из самых интересных зданий в стиле национального романтизма в этом районе. Дом носит имя его первого владельца — продавца и настройщика музыкальных инструментов Шалина.
В сквере среди деревьев стоит лютеранская церковь Святого Иоанна (Johanneksenkirkko). Этот храм в неоготическом стиле был построен в 1888–1893 годах по проекту шведского архитектора Адольфа Меландера. Внутри не были, избушка на клюшке.
Дело шло к вечеру, уже не всё можно было сфотографировать на узких улицах хотя бы нормально, тут уж не до «хорошо». Напротив церкви — великолепное здание — Дом Килмана (Kihlmanin talo). К сожалению, могу показать только кусочек. Это плод совместной работы двух известных финских архитекторов — Бертеля Юнга и Карла Сегерштадта. Это здание в стиле эклектики было построено для финского священника и профессора Альфреда Килмана, он жил здесь в конце жизни.
Рядом — роскошное здание в стиле нео-ренессанс с атлантами на фасаде, на которое сложно не обратить внимания, — дом Охраны (Ohranan talo). У этого дома интересная история. Построено здание в 1889 году для шведского художника П. Э. Фарландера, переехавшего в Хельсинки, по проекту шведского архитектора Акселя Хёгберга, как жилой дом. В 1904 здание купило правительство России, здесь размещалось финское Охранное отделение департамента полиции МВД Российской империи, ведавшее политическим сыском, или, как его называли, — Охранка.
После революции здание перешло в собственность Финляндии, его занимали самые разные государственные организации, в том числе Министерство обороны и Генеральный штаб. Так в 1931–1939 годах здесь находился кабинет маршала Маннергейма, а позже Пограничная охрана страны.
В 2012 году дом был продан, начата реконструкция под жилье, для чего он и был изначально построен. Покажу снимок из интернета, так как на моем часть фасада закрыта пленкой, а значительная часть в тени.
Не менее интересное здание рядом — Музей дизайна. Музей существует с 1873 года, а сюда переехал в 1978 году. Здание построено в 1894 году по проекту архитектора Густава Нистрёма, до музея его занимала частная школа шведского языка.
Переходим в следующий район — Каартинкаупунки (Kaartinkaupunki). Начнем с Казарменной площади (Kasarmitori).
Здесь на площади перед Министерством обороны установлен памятник Зимней войне, так в Финляндии называют войну 1939 года, которую у нас называют Финской. Мемориал «Несущий свет» работы скульптора Пекки Кауханена это фигура солдата, изрешеченного пулями, который стоит на сфере. Внутри сферы — 150 фотографий военного времени, которые можно увидеть через окошки в сфере.
На площади красивые вазоны с цветами, северную столицу украшают мастера своего дела.
Гуляя, встречали самые разные варианты цветочных горшков и клумб. Горожане любят свой город.
Площадь Касармитори окружают красивые здания, особенно хороша вот эта троица, стоящая в ряд.
Слева — здание, которое знают, как Дом с лягушками, хотя первоначально его называли Домом врачей (лекарей). Название связано с тем, что здесь был жилищный кооператив, членами которого в основном были врачи. Кстати, над входом на углу висит название — Дом агрономов. Здание построили в 1901 году по проекту тройки знаменитых финских архитекторов Гезеллиус-Линдгрен-Сааринен, его считают хитом финского модерна в Хельсинки.
Мне нравится название Дом с лягушками. Посмотрите на эту забавную лягушку-атланта на углу! Там и ещё можно найти много интересного.
На противоположной стороне площади стоит здание в стиле национального романтизма — дом студенческой организации Nylands Nation, построенный по проекту архитектора Карла Сегерштадта.
На этом я закончила специальные поиски зданий в стиле финского модерна, решив, что увидела достаточно. Прогулку продолжили, понемногу перемещаясь в сторону отеля.
На следующий день мы пошли по обычному туристическому маршруту. Я хотела показать город подруге и посмотреть в летнем варианте всё то, что уже видела зимой.
Прошли через площадь Наринккатори мимо торгового центра Kammpi, совмещенного с автовокзалом. На площади стоит структура из алюминия, оказывается это памятник финским предпринимателям. Из необычного — округлое сооружение из дерева — Часовня тишины.
Маршал Маннергейм в ушанке зимой смотрится более органично.
По одну сторону проспекта — монументальное здание в стиле классицизма — Парламент страны,
по другую — современные здания из стекла. Стекло в Хельсинки любят, что удивительно для северной страны.
Музей современного искусства «Киасма». Открыт в 1998 г.
Самая необычная, на мой взгляд, скульптурная композиция города — «Поющие деревья» финского скульптора Рейо Хукканена у Дома музыки. Здесь есть крышки рояля, поленницы дров, но главное — поющая щука, стоящая на хвосте. Говорят, что это по мотивам стихотворения финского поэта Ааро Хеллаакоски «Песня щуки». Непосвященному понять сложно, но выглядит забавно.
Еще одно произведение тройки Гезеллиус-Линдгрен-Сааринен (помните дом с лягушками?) — Национальный музей Финляндии. Здание построено в 1906–1910 годах, а музей, где все экспонаты связаны с историей страны, открылся в 1916 году.
На противоположной стороне улицы под деревьями стоит здание совершенно в другом стиле — неоклассическом. Это Вилла Хагасунд, одна из немногих сохранившихся в городе вилл. Она была построена в 1843–1846 годах по проекту немецкого архитектора Эрнста Бернхарда Лорманна и окружена английским садом. Сейчас здание — филиал городского музея Хельсинки.
Далее навестили Церковь Темппелиаукио или «церковь в скале», как её чаще называют. Кто впервые туда идет, ожидает увидеть что-то типа пещеры. А тут скала — это стены, а сверху помещение накрыто медным куполом с поясом из стекла, через которое попадает свет. Снаружи выглядит неинтересно, а внутри можно посидеть, послушать орган, потолкаться среди китайских товарищей.
Пожалуй, эта церковь — самая популярная достопримечательность Хельсинки, людей на экскурсию всегда много. Освящена в 1969 году, но, как мне кажется, из-за постоянного потока туристов дух церкви там отсутствует.
Дошли до парка Сибелиуса, посидели на бережку на лавочке, посмотрели, как отдыхают местные жители. Похоже, что сапсёрфинг у них любимый вид спорта.
Пошли посмотреть на памятник знаменитому финскому композитору Яну Сибелиусу работы Эйлы Хильтунен. Если зимой нам пришлось ждать пару китайцев со штативом, чтобы его сфотографировать, то сейчас ожидание было бессмысленным. Туристов к памятнику привозят целыми автобусами, их и сейчас стояло несколько.
Прошли через парк Сибелиуса, в жару там неплохо: гуси щиплют травку, фонтан работает в небольшом прудике.
В парке есть еще одна интересная скульптура — «Ильматар и утка» Аарра Аалтонена. Это действующие лица скандинавской легенды об Ильматар. Ильматар — мать главного героя финского эпоса «Калевала» Вяйнемёйнена, первого человека. Почитала легенду, практически финская версия происхождения мира.
На обратном пути вышли к заливу Тёёлёнлахти (Töölönlahti) и прошли через парк Гесперия, который полосой протянулся вдоль залива.
Прошли мимо здания Финской национальной оперы. Театр оперы и балета в Хельсинки существует с 1911 года, но в специально построенное для неё здание Финская национальная опера переехала в 1993 году.
А вот еще произведение современного искусства: скульптура работы Антти Лайтинен «Броня», — дерево, одетое в доспехи.
Конечно, мы погуляли и по центру Хельсинки, тем более, что здесь очень много интересного. Больше всех на проспекте Маннергейма мне нравится вот это здание — «Argos», построенное в 1897 году. К сожалению, от дома Agros остался только фасад, когда в 1989 году его объединили со зданием крупнейшего универмага Стокманн.
Прогулку начали от площади, где пересекаются историческая центральная улица Хельсинки Алексантеринкату (Александровская) и Маннерхейминтие (проспект Маннергейма).
«Старый дом студента», собственность Союза студентов университета Хельсинки. Здание в стиле нео-ренессанса построено в 1870 г. Используется для проведения праздников и концертов.
На площади перед зданием универмага «Стокманн» установлена скульптура «Три кузнеца» Феликса Нилунда.
Улица Алексантеринкату названа в честь российского императора Алесандра I. Это одна из немногих улиц, которая сохранила свое название со времён, когда Финляндия входила в состав Российской империи.
Эта улица всегда была одной из главных торговых улиц города, поэтому и сейчас здесь толпы туристов. Хорошо, кроме трамваев здесь нет никакого транспорта. Фотографировать здания практически бесполезно, улица узкая, здания высокие.
Можно разве что детали сфотографировать. Например, детали входа здания страхового общества «Похьола». Здание было построено в 1901 году опять же прославленным трио архитекторов Гезеллиус-Линдгрен-Сааринен. Это здание считают первым образцом финского национального романтизма в Хельсинки.
Здание было построено для штаб-квартир двух финских страховых обществ — Pohjola и Kullervo, названия можно прочитать у входа. Они происходят из эпоса «Калевала»: Похьёлой в этом финском эпосе называется далёкая суровая северная страна, а Куллерво — имя героя-мстителя.
На пешеходной улочке Клуувикату мы увидели еще одну скульптуру. Была не готова, поэтому и сфотографировала не в том ракурсе. Мне она напомнила позвонок какого-то крупного животного (оказывается я не одна такая). Но, всё не так.
В здании рядом еще в 1891 году предприниматель Карл Фазер открыл кондитерский цех. Мы же знаем эту марку — Fazer. Скульптуру установили рядом по случаю 100-летия со дня её основания. Это стилизованный петух — символ компании Fazer, а на пьедестале есть изображение Карла Фазера.
Дошли до Сенатской площади, зашли в Собор Святого Николая. Собор был освящен в честь Святого Николая, небесного покровителя царствующего в то время императора Николая I. Сейчас это просто Кафедральный собор Хельсинки, евангелическо-лютеранская церковь, построенная в 1830–1852 годах по проекту Карла Людвига Энгеля.
Неподалеку красивое здание в классическом стиле с рельефом на фронтоне — Дом сословий. Оно построено в 1891 году для проведения собраний недворянских сословий: духовенства, буржуазии и крестьянства. Архитектор Густав Нистрём, автор многих общественных зданий Хельсинки того периода. Сейчас здание используют для нужд правительства, а также для собраний различных научных организаций.
Чуть дальше — Дом дворянства или Рыцарский дом в неоготическом стиле, построенный в середине XIX века. За деревьями летом его плохо видно, в зимнем альбоме у меня есть снимок. Мы и здесь отдохнули в сквере на лавочке, а затем пошли на остров Катаянокка.
Успенский собор, — главный ориентир этого района Хельсинки, виден издалека.
Мы увидели все основные достопримечательности района Катаянокка.
Успенский собор - кафедральный собор Финляндской православной церкви. Собор в псевдорусском стиле построен по проекту русского архитектора А.М. Горностаева в 1868 г.
Но этот район еще знаменит тем, что застраивался в начале XX века и считается «заповедником» финского модерна. Многие я уже видела в зимнюю поездку, в этот раз прошлись по району без фанатизма, тем более, что я уже утомила подругу своей любовью к домикам.
Покажу два здания, с которого начиналась история этого района. Дом Тальберга — жилой дом с магазинами, построенный для коммерсанта Юлиуса Тальберга в 1897–1898 году. Это первая работа архитектурного бюро Гезеллиус-Линдгрен-Сааринен.
Справа от него — зеленоватый дом «Aeolus» (Эол), построенный в 1903 году архитектором Селимом Арвидом Линдквистом. Дом так называется, потому что на эркере слева есть изображение покровителя ветров Эола, раздувающего щеки.
В этом районе не нужно искать модерн, здесь интересно каждое здание, можно гулять бесконечно.
Уже вечер, нам пора в отель собираться, утром ранний вылет в Рейкьявик.
А на травке парка Эспланада отдыхали горожане. Места хватило всем, и коренным, и понаехавшим.