Наше путешествие по Марокко началось по прилёту в город Касабланка.
Самой первой задачей стал обмен валюты. Заранее в Интернете проверили курс обмена евро на местные дирхамы, дабы ориентироваться в ценах. Не меняйте валюты до выхода из зоны получения багажа — здесь в обменниках плохой курс. Как выйдете с багажом идите налево до вывески Al Barid bank (он будет с правой стороны). Здесь был очень выгодный курс, практически биржевой. Далее всюду в Марокко меняли валюту именно в этом банке, отделений довольно много, курс хороший. С картами в Марокко сложно, есть приличные сети отелей, рестораны, где принимают карты, но это большая редкость. Наличные обязательно нужно иметь. К тому же пользоваться картой мне показалось небезопасным, существует огромный риск компрометации данных карты.
На https://www.rentalcars.com забронировали автомобиль. По инструкции при бронировании нас должен был встретить человек с табличкой, но его не было. Благо в терминале прилёта аэропорта есть бесплатный Wi-Fi, удалось выйти на связь с представителем компании по WhattsApp и он свёл нас со встречающим, они передавали автомобили другим клиентам и отошли. В терминале много прокатных контор, как мировых, так и местных. Цены в них неприятно удивили, в среднем в 2 раза дороже, чем при бронировании на сайте. Поэтому рекомендую сделать это заранее.
Автомобиль передавали «на коленке», у парней не было никакого офиса, просто подошли к авто на стоянке и на капоте составили договор, вручную заполнив бланк. При этом у них был терминал для оплаты кредитными картами. Очень удивило, что они переписали все данные карты, включая CVC-код! Я отобрал у них карту при попытке записать данные. Ребята сказали, что всё будет нормально, они всегда так делают и без данных карты машину не дадут, показав заполненные бланки с кучей данных карт других клиентов! Всё путешествие я переживал за сохранность средств на карте и постоянно проверял баланс. Вернувшись в Россию, я сразу же заблокировал карту и перевыпустил её. Думаю, пользуясь картой в Марокко следует поступить так же, перевыпустить её по возвращению — подозрительно они обращаются с картами.
И тут случился казус — удержать депозит в 1200 евро при аренде авто с кредитки Сбербанка не удалось. При этом лимит был установлен на 150.000 руб. Операция просто отклонялась, при этом обычно при отказе в операции приходит SMS о такой попытке, а тут такого не было. Мы долго спорили, я многократно звонил руководству прокатчиков, Сбербанку дабы решить вопрос. В итоге пришлось остановиться на оплате наличными ребятам 100 евро и ещё 500 евро они удержали с карты в качестве депозита (эта сумма спокойно прошла). Рекомендую иметь при себе кредитную карту другого банка с большим лимитом, ибо со сберовской картой могут быть сложности.
Дороги от аэропорта до центра Касабланки две — платная и бесплатная, мы поехали по второй. Она была довольно загруженой и разбитой из-за многочисленных дорожных работ. Возможно сейчас всё стало хорошо. Водители рулят безобразно, пешеходы и повозки с ослами бросаются под колёса, надо постоянно быть начеку! Ужасно.
Города довольно грязные, везде мусор, пыль, грязь. Не покидает чувство, что все вокруг хотят ограбить белого туриста, особенно по вечерам. Такое первое впечатление оказалось обманчиво, какого-либо грубого отношения к нам не было за всю поездку.
В Касабланке жили рядом с центром, гостиница Hôtel Astrid. Цена 2800 руб. за ночь на двоих. Отель средний, номера требуют ремонта, но комната была большой. Район злачный, шумный. Марокко — мусульманская страна, алкоголь можно купить только в ограниченных местах, баров очень мало, но Касабланка это другой мир. Вокруг нашего отеля было полно баров и ночью шатались пьяные компании. Так что если вы любите погулять, пообщаться с местными, то вам сюда! В округе много кафе, ресторанов, выбор есть. Ужин на двоих около 100 дирхам (700 руб.). Алкоголь есть, но он тут дорогой и неизвестного качества. Если любите вино, везите из дома, не забудьте штопор! Ибо даже купив бутылку вина в одном из редких магазинов спирто-водочных изделий, штопор найти где-либо будет сложно. Парковки у гостиницы нет, мы оставили машину на одной из городских платных парковок, 24 часа около 30 дирхам (200 руб.).
На следующее утро позавтракали в атмосферном кафе, где утром собралось много местных Cafe National, безумно вкусные круассаны и кофе! Далее отправились осмотреть мечеть Хасана II. Грандиозное сооружение!
3
2
2
4
Дух захватывает масштаб строительства, внутри чувствуешь себя песчинкой. Мечеть расположена на полуострове и если обойти её с юга по набережной и посмотрев со стороны, создается такой эффект, как будто она парит над океаном. Днём мусульманам входить в мечеть можно в любое время бесплатно, для немусульман вход в определенное время с группой и платно.
После обеда наш путь лежал в Марракеш. В Марокко действует система платных дорог, однако ни на сайте, ни у администраторов гостиницы не удалось выяснить сколько же стоит проезд. Поехали по бесплатной, устали жутко и когда до Марракеша оставалось пара часов заехали на платную. По ней ехать одно удовольствие, прямая, быстрая, никаких населенных пунктов. От пункта Skhour Rhamna до Марракеша проезд по ней стоил 33 дирхама (230 руб.). Дизельное топливо стоит 10 дирхам за литр (70 руб.).
В Марракеше жили в центре рядом с площадью Аль-Фна, гостиница Hotel Atlas. Номера крошечные, в душе ничего нет, даже полотенец (надо всё тащить с собой). Пешком в 1 минуте от площади Аль-Фна, в тихом переулке. Своей парковки у гостиницы нет. Площадь притягивает туристов, но честно говоря, мне не понравилось, слишком многолюдно, шумно. В кафе на площади обманывают — смотришь меню, заказываешь, в чеке будет другая цена. При заказе уточняйте цену. Парковка рядом с площадью дорогая — 70 дирхам (490 руб.) за день.
1
Следующий день был посвящен осмотру города, визиту во дворец Бахиа. Территория дворца красива, много туристов. Вход на одного 70 дирхам (500 руб.):
1
Впервые посетили алкогольный магазин, он практически один на центр города. Цены высоки. Придя домой пожалели, что не попросили штопором вытащить пробки. Своего не было, пришлось искать ресторан со штопором. Это было непросто!
Хаммам был потрясающий. Надеваешь одноразовое белье, ложишься на теплый постамент. Сильная женщина натирает грязью, затем скрабит всё тело жесткой щёткой, потом моёт. Ощущение после процедуры — заново родился и спишь как младенец. Рекомендую! Хаммам при гостинице Riad Zaki, стоимость 45-минутной процедуры — 150 дирхам (1050 руб.).
2
Следующий день был снова наполнен переездом. Выехали из Марракеша и направились на юг, через Атласские горы к пустыне Сахара. Горные серпантины, снежные вершины, климат, растительность так быстро поменялись. Здесь уже платных дорог нет, так что ехали со всеми вместе довольно медленно. Дороги расширяют, везде стройка. Уже перевалив за горы оказались в городке Айт-бен-Хадду:
1
Старая часть города представляет собой холм, возвышающийся посреди равнины. Посещение бесплатно, но возможно за парковку придется заплатить 5 дирхам. Практически все дома старого города превращены в торговые ряды. Смотреть особо нечего.
Уже почти затемно доехали до города Загора, оттуда ещё минут 20 в полной темноте по пустыне, где нас ждало самое необычное размещение поездки — палатка в бивуаке бедуинов. Там собралась компания людей из разных стран, были немцы, аргентинцы, ещё кто-то. Накрыли отличный ужин, посидели у костра с песнями бедуинов. Потрясающее погружение в местную культуру, мне очень понравилось. Я ещё нигде не видел такого звездного неба, как здесь. Ночью было холодно, в палатке спали под парой одеял в куртках. Палатка большая, с двуспальной кроватью. Только помыться было нельзя, есть отдельный душ, но вода ледяная. Розеток в палатке тоже не было. Тем не менее стоит это попробовать! Bivouac Sahara Relax (2200 руб. за ночь, хороший ужин 700 руб. на человека).
1
2
Утро было ранним, со встречей Солнца и завтраком. Чёткого восхода не увидели из-за облаков. Взяли курс на Тингир. Мир вокруг сильно отличался от того, что мы видели ранее — кругом песок, очень малый трафик — на дороги практически никого. Видно, что народ тут живёт гораздо беднее, чем на развитом севере страны. Население отличается очень тёмным цветом кожи. В основном живут за счёт сельского хозяйства.
1
Проехав пустынный участок снова въехали в горы, на сей раз местность чем-то напоминала Исландию.
2
1
Тингир маленький, тихий городок с узкими улочками. Гостиница была очень милой и гостеприимной — Riad Al Anwar. Находится в стороне от основной дороги, внутри квартала, пришлось немного поплутать. Это была одна из самых комфортных гостиниц за всю поездку — большая уютная комната, чисто, горячий душ без ограничений. Хозяева даже встали пораньше, чтобы приготовить нам завтрак. Они же подсказали лучший маршрут, ведь нам предстояло доехать до Феса.
Ещё одно раннее утро и наскоро позавтракав, отправились в ущелья Дадес и Тодра. Поехали рано, чтобы осмотреть ущелья без толп туристов и торговцев. Ущелье Дадес находится рядом с городом, решили заглянуть туда сначала. Место популярное, сюда приезжают автобусы с туристами, много торговых лавок. А пока здесь было пустынно, даже торговцы ещё не появились.
2
2
Осмотрели ближнюю в городу часть и поехали в ущелье Тодра. Оно находится совсем не там, куда нам после предстояло ехать, однако фотографии серпантина, которые видели в Интернете, заставили сделать крюк и лично убедиться в красоте этого места. Самые захватывающие виды и знаменитые снимки ущелья делались с гостиницы и ресторана Café-restaurant Timzzillite Chez Mohamed. Это опасный и крутой серпантин, наша машина с маленьким мотором поднатужилась и таки взяла эту высоту:
2
В ресторане вполне приемлемые цены, особая черта заведения в панорамном виде через окна. На улице столики тоже есть, но в ноябре был сильный и холодный ветер, находиться там было некомфортно. Туристов не было вообще, сюда организованные группы не ездят.
Пообедав, поехали обратно в Тингир, дорога пролегала по уже обследованному нами ущелью Дадес, теперь предстояло проехать по всему ущелью вглубь. В Марокко хорошие дороги, даже в пустыне асфальт был ровный, по краю дороги обычно были даже велосипедные дорожки. А вот в ущелье асфальт был в ямах, порой встречались участки с грунтовым покрытием. Ехали долго и вымотались. Были очень удивлены, доехав до города Ифран, это местная Швейцария. Тут даже горнолыжный курорт есть, а дома в городе очень сильно отличаются от всех виденных нами в Марокко. Территория ухоженная, всё зелено, контраст между пустыней и скалистыми горами с марсианскими пейзажами очень силен.
2
Якобы город был построен для богатых французов, немцев, которые жили в Марокко и очень скучали по Альпам. Мне понравилось тут. Времени было мало, перекусили и двинули дальше, уже затемно приехали в Фес. Остановились в Riad Verus (6300 руб. за 2 ночи).
2
Риад (традиционный дом с внутренним двором-колодцем, вокруг двора на разных уровнях проходит коридор, куда выходят двери комнат. Такая конструкция позволяла в жару охлаждать здание за счёт естественной циркуляции воздуха) блещет стильными фотографиями. Действительно, внутри красиво, в центре большая общая комната, где все гости общаются, делятся впечатлениями. Гостям наливают чай из мяты или кофе бесплатно. Перед поездкой в Марокко, я предполагал, что курят кальян тут повсеместно, это было ошибкой. Найти кальян довольно тяжело, в гостинице он был. Правда курить можно только на верхней террасе (1000 руб.).
Фес знаменит тем, что раньше был столицей государства, а так же кожевенной промышленностью. Перед поездкой искали на форумах, где лучше всего посмотреть на работу кожевенных красилен (шуары), так совпало, что рекомендация на сайтах и точка на карте Osmand совпали — View terrace #10
3
1
Тяжелая у людей работа! Проход к террасе бесплатный, однако перед этим вам придётся пройти через торговую лавку, где цены в три раза выше, чем в городе за абсолютно те же образцы. Рекомендую ничего не покупать в таких местах.
В Фесе много культовых сооружений — мечетей и медресе при них. Мы побывали в одной из них — Бу-Инания:
1
Вход в медресе — 20 дирхам (140 руб.). Для туристов открыт внутренний двор и пара комнат по краям. Видно, что здание очень древнее с искусной резьбой по камню.
Побродив по городу ещё день, отправились к нашей следующей цели — голубой город Шэфшауэн.
2
2
2
1
2
3
Известность населенный пункт приобрел за счёт использования жителями голубой краски для окрашивания своих домов. Город был основан как еврейское поселение. Медина Шефшауэна — спокойное место, чувствуешь себя гораздо уютнее, чем в Фесе или Марракеше, безопасно. Центр полон приличными ресторанами и оригинальными лавками с сувенирами. Стоить помнить, что на автомобиле заехать в медину нельзя, хотя Google и показывает там дороги, поэтому если вы забронировали жилье именно там, то при подъезде к городским стенам присмотрите парковку. Стоимость стоянки за 24 часа около 20 дирхам (140 руб.). Мы жили в Hotel Abi khancha. Номер был большой с чистой кроватью. Гостиница удобно расположена, только придётся тащить багаж какое-то расстояние. Ещё она располагается рядом с мечетью, с которой рано утром звучит азан — призыв на утреннюю молитву, скорее всего вы рано проснётесь. Цена порадовала — 1300 руб. за ночь.
Следующей точкой путешествия стал город на берегу Гибралтарского пролива — Танжер, портовый, торговый город. Уже при приближении стало понятно, что грузооборот тут очень велик — множество складов, цехов, грузовых автомобилей повсюду. Движение безумное.
Остановились в гостинице Dar el Kasbah Eastern Telegraph Company недалеко от стен медины. Гостиница стильно оформлена, широкие лестницы, картины на стенах в коридоре. Это сразу же бросается в глаза и остаётся в памяти. Номер чистый, большой, с обогревателем! Стоит около 3500 руб. за ночь. Недалеко, выше по склону, есть хорошая охраняемая стоянка — 210 руб. за сутки.
Заселившись и бросив багаж, отправились гулять на берег пролива, дабы посмотреть на испанскую землю. К сожалению, погода сделать это не позволила, но в ясную погоду видно хорошо.
1
Медина особо ничем не примечательна, посмотреть можно городской форт, откуда и сделал фото выше.
На следующий день нам предстояло вернуться в Касабланку, с заездом в Геркулесовы пещеры. Пещеры со входом, по форме напоминающим Африку, в которых, согласно мифам, Геркулес отдыхал перед подвигом. Находятся недалеко от Танжера.
Местность по пути к пещерам красивая, зёленая. Ехали через заповедник Спартель, ключевой достопримечательностью которого является одноименный маяк:
2
Район ухоженный, чистый, много дорогих домов. После маяка дорога спускается к побережью Атлантического океана со множеством пляжей. Мы решили сэкономить время и двинули по платной дороге мимо Рабата, стоимость проезда от Танжера до Касабланки составила около 800 руб.
За пару часов домчали до Касабланки, переночевали в той же гостинице, что и в начале путешествия и на следующее утро двинули в аэропорт. Благополучно сдали авто и отправились домой.
Цены в Марокко удивили, вроде бы бедная африканская страна, а стоимость еды, проезда, парковки гораздо выше, чем в России. В Марокко едет много европейцев на кемперах (дома на колесах), эта сфера довольно развита, места для их стоянок встречаются часто.
Краткие советы:
Осенью ешьте мандарины, они тут повсюду и очень вкусные! Ребята продают их с бортов пикапов, стоят около 25 руб. за кг, к тому же продавцы очень милы и вежливы, положат с горочкой.
С картами осторожно, могут украсть данные. Рекомендую привезти с собой евро или доллары, менять и расплачиваться налом. Тем более в Марокко мало мест, где можно платить картой, особенно в малых городах и селах.
Если у вас кредитка Сбербанка, проверьте лимит и увеличьте его до 300.000 руб., если планируете брать машину в аренду. Возьмите с собой кредитную карту другого банка на всякий случай.
Возьмите с собой штопор, если планируете пить вино. Вино лучше привезти с собой, здесь мало, где продаётся и цены на него высоки. Однако местное красное сухое вино вполне себе вкусное.
Попробуйте национальное блюдо — таджин, мясное блюдо с овощами. Нам особенно понравилось оно в пустыне в Южной части страны. Зачастую в меню большинства кафе только таджин был известным нам блюдом, если не хотите рисковать, берите, прогадать сложно.
В ноябре достаточно прохладно, не минус, конечно, но теплые куртки, флисы будут весьма кстати. Особенно по ночам и на побережье, там очень ветренно.
В Касабланке такси может подсаживать других пассажиров. Ездят они по счётчику, но он имеет несколько каналов. То есть, когда сажает вас, включают свой счётчик, когда следующих пассажиров — отдельный. То, что общая цена при этом снижается, я не заметил.
В медине крупных городов, вроде Феса, Танжера по вечерам/ночам лучше не ходить, могут ограбить.
Если днём вам навстречу едет машина с ближним светом, то за рулем - турист. Я тоже по привычке включал фары днём, мне моргали и сигналили. Думал в чём же дело? Возможно предупреждали о полицейской засаде, оказалось просто сообщали, мол, забыл фары выключить.
Международные права. У меня были, но ни разу не пригодилось. Полиция остановила единожды для проверки документов, увидели иностранца и махнули рукой, дескать двигай дальше. С радаром ни разу не видел. Местные правила не соблюдают, скорость в населенных пунктах только мы сбрасывали.
Если есть вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить и дополню отчёт.