Мстёра. Что-то сказочное есть в этом названии. Не правда ли? Перед глазами возникают какие-то волшебные образы, дивная природа, диковинные звери, вычурные храмы, причудливые терема, рукастые ремесленники и чудаковатые современники. Приятно и интересно было бы побродить по такой сказке, да ещё Золотой Осенью.
Мстёра — посёлок на самом краю Владимирской области. Сначала подумал дать краткую информацию о селе, воспользовавшись общедоступной приземлённой и совсем не сказочной информацией в сети. Но какой смысл это делать, и так все знают про этот крупнейший центр лаковой миниатюры в России. Именно лаковая миниатюра и иконопись являются визитной карточкой Мстёры. Меньше известно про вышивку (белая мстёрская гладь) и про ювелирные изделия.
Да и мы сами не стали заморачиваться только на произведениях древнерусского искусства. Хотелось просто побродить по посёлку, а он и не такой уж маленький, пообщаться с местными жителями. Что главное осенью? Правильно, гулять по аллеям, вдыхая свежий аромат осени, и загребать опавшую листву ногами, слушая её тихое шуршание. Настоящее торжество природы перед зимним забвением. И древняя Мстёра — очень подходящее для этого занятия место.
Аллея на Ленинградской улице
Мы свернули с дороги М-7, не доезжая Вязников, налево и тут же попали на представление осени.
Дорога до Мстёры идёт вдоль Клязьмы и на небольшом участке примыкает к ней. Сделать остановку надо обязательно. Ноги размять, к берегу выйти, ландшафтом полюбоваться.
Подъехав к посёлку, остановились у моста через речку Тара. Пару лет тому назад был опрос местного населения — какого же цвета должны быть буквы в названии посёлка при въезде в него. Поменяли красный на белый. Когда краска облупится, непременно надо будет провести очередной референдум.
Мы оставили машину на площади Ленина у дома с вывеской «Три сазана» и сразу пошли куда глаза глядят.
Центральная площадь Мстёры
Глаза наши глядели в сторону реки, а ноги привели как раз к самым красивым видам. Забегая вперёд, сразу замечу, что мы, гуляя по посёлку по разным направлениям, трижды выходили на это место. Речка, высокий берег, силуэт Свято-Богоявленского монастыря, изящные главки храмов и грузный контур колокольни — это бесспорное архитектурное лицо посёлка.
Вид на монастырь через Мстёрку
Посёлок Мстёра стоит на реке Мстёрка. Мстёрка раньше была Мстёрой. И сам посёлок стали именовать по названию реки, на берегах которой он расположился. Позднее местные жители — мстеряне, чтобы не путаться в названиях, стали называть речку ласково — Мстёркой.
Местные жители — люди своеобразные, очень находчивые и талантливые. В большинстве своём ремесленники. Отдалённость от основных магистралей, как автомобильных, так и железнодорожных, заставило мстерян крутиться, кто как может. А руки-то у них из нужного места растут. И стали из-под их рук произведения искусства выходить: иконы, лаковые шкатулки с миниатюрной росписью, кружева, вышивки, чеканные и ювелирные изделия.
Чтобы всё это увидеть собственными глазами надо зайти в Мстёрский художественный музей. Нас там встретили как долгожданных гостей три бабуси — божиих одуванчика. Был буден день. Организованные туристы, видимо, приезжают только в выходные. Мы даже не подозревали, что с нашим приездом в Мстёре наступит Конец Света. Тем не менее, музей работал, нам выдали маленькие фонарики, и мы, как шпионы, стали тихо перемещаться от одной витрины к другой. В музее представлены лучшие образцы мстёрских художественных промыслов.
Здание Мстёрского художественного музея
Не скажу, что музей богат своими экспонатами. Наверное, он всё-таки не так крут, как музей в Палехе, но представление о народных промыслах даёт полное. Многие сюжеты лаковых миниатюр схожи: снегурочка, русская тройка, масленица, сказки Пушкина, сбор урожая, сенокос, колхозная советская тематика. И всё это на ярком цветном фоне, в отличие от чёрного (палехская школа). Все работы объединяет единство стиля, традиции формировались веками. Интересно, что ранние работы выполнены в иконописной манере, а более поздние — в реалистичной. Жаль, что толстые стёкла музейных витрин слегка искажают изображения и отсвечивают. Но где ещё как не в Мстёре можно походить по тёмному музею с фонариком в руке!
За нами хвостиком ходила одна бабуля и рассказывала про жизнь мстёрскую. Про богомазов, про вышивание, про жителей Мстёры о которых уже ходят легенды. Она сама когда-то вышивала, и поэтому у моей супруги с ней был обстоятельный разговор. А меня почему-то интересовал простой житейский вопрос — куда подевалась знаменитая «портомойня» на Мстёрке? Ведь когда мы вышли к реке, покрутили головами — мы её не обнаружили. Для тех, кто не в курсе, поясню, что «портомойня» — это место, где мстёрские женщины полоскали бельё. Это старое деревянное сооружение под крышей, где по широкому жёлобу, вода естественным образом перетекала от более высокой точки к более низкой. Женщины, таким образом, могли полоскать бельё не нагибаясь. К сожалению «портомойня» пострадала во время строительства бетонного моста и дамбы. Взамен неё сколотили обычную «полоскалку», которая лежит на воде. Мэр посёлка (или как он там нынче правильно называется?) обещал общественности вернуть населению историческую «портомойню».
Ещё когда мы были в Холуе (это недалеко от Мстёры, но придётся делать большой крюк через Ковров, так как между ними много воды в виде болот и рек) слышали про то, что старших мстерян издавна называют «сазанами» за их особенный, «глубинный» характер. А младших ласково кличут «мальками». Когда мы оставили свою машину у заведения с названием «Три сазана», меня пронзило чувство дежа-вю, я вспомнил тот разговор в Холуе, и решил, что не уеду из Мстёры, пока не проясню ситуацию.
Расставить все точки над i помогла служительница музея, внучке которой, то ли по внеклассному чтению, то ли по краеведению задали прочитать поэму местного писателя Александра Гауна «Легенда о сазанах». Я нашёл это произведение в открытом доступе — «Легенда о сазанах». Настоятельно рекомендую к прочтению! Здесь всё — и мстёрское остроумие, и смётка, и неповторимый местный говор.
Прочитали? Правильно сделали. Тому, кто поленился или просто некогда расскажу вкратце. Много лет тому назад в Мстёру приехал жадный купец, который привёз целую подводу свежепойманных сазанов, но местные жители отказались их покупать по причине очень высокой цены. Из-за бойкота (а упрямый купец ни в какую не соглашался снижать цену) рыба в конечном итоге протухла, и расстроенному купцу пришлось выбросить ее в овраг за мостом. А вечером местные жители вытащили рыбу, закоптили ее и съели. И с того момента о жителях Мстёры пошла слава как о людях хитрых и предприимчивых. Вот такая вот история приключилась много лет назад на мстёрской земле. Творческие наклонности во мстерянах формируются уже восьмое столетие. Способности к художествам сидят в подкорке современных «сазанов» тоже. Вот и установили недавно мстёрские кузнецы этот памятник на пересечении Ленинградской и Советской улиц.
Пора переходить к архитектуре. Начну с двух монастырей, мужского и женского. Они расположены рядом и имеют общую стену. Это очень удобно и их обитателям, и местным жителям, и туристам.
Свято-Богоявленский мужской монастырь
Вход под колокольней в Свято-Богоявленский монастырь
Свято — Богоявленский мужской монастырь — это, видимо, единственное архитектурное сооружение, имеющее подобающий вид. Монастырь красив и с реки, и внутри. Богоявленский собор отреставрирован, внутрь мы не попали. Но зато были во Владимирской церкви, маленькой и уютной, изумрудно — голубой, с невероятно красивыми, старинными и достаточно необычными иконами.
Богоявленский храм — одна из главных достопримечательностей Мстеры. Построен в далёком 1687 году, в кратковременный период правления царицы Софьи, крепостными князей Ромодановских. Князья хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквам, и они его получили.
За стеной — женская обитель Иоанна Милостливого, которое является подворьем Вязниковского Благовещенского женского монастыря. Главный храм обители имеет очень необычную форму и нетрудно догадаться почему. В начале 1930-х гг. храм был приспособлен под клуб имени Первого Мая, а позднее он стал клубом клеёночной фабрики им. Дзержинского. Стенная роспись закрашивается, в алтаре устраивается сцена, колокольня и ограда разбирается, часовня превращается в лавку по продаже керосина. В конце 1950-х гг. разобрали и часовню. Кирпич от разборки сооружений использовался для строительства с северной стороны здания фойе, а с западной — для устройства кинобудки и касс. После таких перестроек церковь теряет свой первозданный вид и становится учреждением культуры. (информация с сайта http://sobory.ru) Как говорится — «внедряйте культурку: вешайте коврики на сухую штукатурку».
Церковь Иоанна Милостливого
Ещё одно культовое сооружение (церковь Святого Николая) находится в конце Ленинградской улицы, там где к Мстёре вплотную примыкает село Барское Татарово, известное тем, что там находилась усадьба учёного-самоучки и издателя И. А. Голышева, где была его литография.
Прямо напротив мужского монастыря находится торговый ряд «Мстёра». Если хотите приобрести на память сувениры, то вам надо идти в «промтовары». Помимо странных для городского жителя вещей, там можно приобрести товары народных промыслов: иконы, шкатулки, расписные очечники и одежду из льна. Выбор невелик, но он есть.
Не смотря на табличку с графиком работы, магазин был почему-то закрыт. Увидев, как проходившая мимо по пустынной улице женщина стала открывать магазин, мы поспешили за ней. Пока мы мучительно выбирали, чтобы такое купить, продавщица успела по сотовому телефону переговорить с зятем, затем, плохо отозвавшись о своей соседке и услышав от нас слова сочувствия, обслужила нас и, выйдя за нами на улицу, закрыла дверь на замок и пошла по своим делам. «Всё равно света нет», — пояснила она нам.
А теперь пройдёмся по улицам посёлка. Если в двух словах, то — всё запущено, но живописно. В Мстёре около 40 памятников гражданской архитектуры, под которыми подразумеваются каменные и деревянные жилые дома, лавки и лабазы. Многим из них уже около 150-ти лет.
Всё самое интересное находится на улицах Дзержинского, Ленина, Ленинградская, 3-го Интернационала, Советская, Пионерская Гора (ничего себе списочек! вот где был бы простор для декоммунизаторов!), а также в Базарном переулке и на 1-й Набережной улице.
С Базарного переулка мы и начали. Этот небольшой переулок в три дома вывел нас самой короткой дорогой от площади Ленина к реке Мстёрке. В конце переулка стоит каменный лабаз, в котором разместилась мясо-контрольная станция, где сторожем исправно служит вот уже десяток лет кот Василий. За сторожем на всякий случай присматривают хозяева дома по-соседству.
Перед дамбой повернули направо, вышли на 1-ую Набережную улицу, где стоит дом Панова.
Дальше шли по вышеперечисленным улицам. Ближе к центральной площади и вдоль улицы Ленинградская разместились преимущественно каменные дома. Купеческие палаты, особняки фабрикантов, торговые и ремесленные лавки строились в разные годы, разными мастерами, в разных стилях. Здесь и обычные кирпичные дома, покрытые узорочьем, и претендующие на красивость вычурные здания с затейливыми наличниками, и постройки, копирующие столичные образцы прославленных зодчих. На некоторых домах есть соответствующие таблички с именами бывших хозяев и временем постройки. Но всё же очень не хватает брошюрки-путеводителя, в котором обо всём этом было бы рассказано подробно.
Дом фабриканта Крестьянинова
Старинные ворота у дома на улице Ленинградской
О толщине кирпичной кладки в таких домах можно судить по этой фотографии.
Центр Мстёры — это церкви, лавки, лабазы и торговые ряды. Типичная картина провинциальной архитектуры. На центральной площади стоит памятник В. И. Ленину, который наверняка рассматривался советскими архитекторами как символ столкновения старого и нового мира.
Памятник Ленину на одноимённой площади
Со времён дореволюционных «богомазов» и коробейников при советской власти село изменилось внутренне, да и внешне тоже. Бывшая Большая Миллионная стала площадью Ленина.
Вместо кустарных мастерских возникли новые современные производства, где на смену дореволюционного «ученичества с подзатыльниками» пришло современное по тем временам художественное профессионально-техническое училище. Студенты изучали теорию композиции миниатюрной живописи, учебники по истории искусств, осваивали приёмы росписи по папье-маше. Сейчас массовое производство икон и шкатулок прекратилось и вновь всё вернулось к частным иконописным мастерским. Как насчёт подзатыльников не знаю.
Одна из немногих иконописных мастерских
После того, как мы нагулялись по исторической части Мстёры, по дамбе переехали на левый берег, чтобы погулять по 2-й Набережной улице. Очень атмосферное местечко. Виды красивые. Длинная улица вдоль реки. Перевёрнутые лодки. Деревянные настилы на воде. Старые, вросшие в землю избы, придающие особую выразительность и монументальность отживающей Мстёре. Осень…
Вид на левобережную Мстёру от монастыря
Вид на монастырь со 2-й Набережной улицы
Пешеходный мост через реку Мстёрку
Вот таков вот посёлок Мстёра. Если бы где-то подштукатурить, где-то подкрасить, где-то асфальт положить, то и турист бы сюда подтянулся. Ведь как преобразился Плёс после того, когда его посетил Медведев и что-то там себе на окраине построил. И деньги нашёл в федеральном бюджете, чтобы перенести линию электропередач у храма Покрова на Нерли, так уродующую историческое место — Боголюбовский луг. Теперь здесь первозданная красота! Или взять Кидекшу. Я был в ней на шестой день после посещения её высокими московскими персонами из Кремля. Такого чёрного и гладкого асфальта, который уложили от Суздаля до Кидекши, я доселе никогда не видел. Да и реставрационные работы в селе как-то сразу пошли веселее. Кто-нибудь скажет Премьеру, что есть такой посёлок — Мстёра? Вопрос, конечно же, риторический. Сколько ещё таких посёлков в России? Не счесть! А в этом году деньги на создание комфортной среды, если говорить про Владимирскую область, были выделены только достаточно благополучному Суздалю и юбиляру-Гороховцу.
Ну, о чём я ещё не рассказал?
Мстёра явила миру не так много известных личностей. В основном это династии известных в определённых кругах художников-иконописцев и реставраторов, таких как династии Чириковых и Брягиных, Котягин А.Ф. — один из основоположников мстёрской лаковой миниатюры, Юрин Е.В. — мастер изысканной орнаментальной росписи, получившей название «юринского орнамента», и другие мастера-одиночки. А также археолог-любитель и краевед Иван Голышев. Узнать о них больше и увидеть их работы можно в художественном музее.
Но есть ещё и фольклорные личности. Как же без них в глухих селениях? Из воспоминаний старожила этих мест Александра Гауна.
Жил на Нижней улице во Мстёре мужичок. Когда был, выпивши, а выпивши он был всегда, ходил по Мстёре, стучал себя кулаком в грудь, кричал: «Живой я! Живой! Я ещё живой!» Так и прозвали его — Живой. Спился. Помер. Когда его несли на кладбище, люди спрашивали: «Кого хоронят?». — «Живого…" Такой ответ людей, не знающих его и слабонервных, просто валил с ног.
Симка Кирьянова — известная тем, что из-за травмы при родах ходила пятками вперёд и при этом ещё и обладала неприятным голосом. Вдобавок ко всему была пьяницей и женщиной с низкой социальной ответственностью. Ходила по посёлку с палкой и котомкой и на потеху прохожих гнусаво напевала: «Называют меня некрасивою, так зачем же он ходит за мной?…»
Машенька-горошинка. В результате умственного расстройства, ходила одетая, как чучело. Она просто надевала на себя всё, что тогда имела, и ходила по улицам Мстёры. Теперь про людей, которые неопрятно одеваются, в Мстёре так и говорят: «ходит, как Машенька — горошинка».
Или взять Урусиху, соседку продавца магазина «Промтовары». «Сволочь ещё та! Уже три года тыщщу не возвращает, а сами себе культюватор купили».
К чему это я о них? Просто представляю, сколько подобных историй приходилось выслушивать в Чикинской земской больнице Антону Павловичу, «тонкому диагносту душевных состояний человека и чуткому изобразителю горестей людских», прежде чем поставить диагноз. Ведь менталитет в российской глубинке тяжело поддаётся корректировке. Ну как тут рассказы маленькие не писать? Но не родился в Мстёре свой Чехов, что поделаешь.
Но жизнь в Мстёре отнюдь не такая уж чёрно-белая. Очень даже цветная, хотя временами помятая. О чём нам на ходу промурлыкал этот рыжий кот, спешно направляющийся по своим делам по улице 3-го Интернационала.
Рыжий кот на променаде на улице 3-его Интернационала
…Вечерело. А нам ещё хотелось заехать в Акиньшинский скит. Урочише Акиньшино находится всего в семи километрах от Мстёры. Добраться сюда можно, если правильно повернуть по указателю в деревне Раменье.
Вечер. Свято-Богоявленский монастырь
Грунтовая дорога идёт сначала по полю, потом лесом. Но в непогоду проехать можно, пожалуй, только на машине с высоким клиренсом.
Когда-то здесь было село с населением почти в триста человек. Приход Казанского храма состоял из девяти соседних селений. Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-просветительским центром всей округи. Священослужители не только лечили души прихожан, но и обучали грамоте и счёту. Трагедия храма произошла в 1932 году. Храм был насильно закрыт. Колокола сброшены. Жизнь замерла. Люди покинули все окрестные сёла и их названия исчезли со всех современных карт (я дома проверил, только одна деревня осталась, да и в той только десяток домов). Об этом нам рассказал дьячок, случайно увиденный нами поодаль от храма. Он открыл нам двери, и это стало прекрасным завершением дня.
В храме Казанской иконы Божией Матери
Я так понимаю, что это первый рассказ о Мстёре на полях Туристера. Поэтому не лишне будет дать несколько советов.
- Мстёрский художественный музей находится на центральной площади посёлка. Работает с 9:30 до 16:30 кроме понедельника и последней пятницы месяца. В музее кроме трёх бабусь имеется штат научных сотрудников, так что можно заказать полноценную экскурсию по телефону 8-49233-5-03-62 или на месте.
- Гостиниц и точек питания в Мстёре нет. Заведение «Три сазана» судя по всему это кафе, но на момент нашего посещения было на ремонте. Есть около десятка продуктовых магазинов.
- Приобрести подарки и сувениры можно в торговом ряду «Мстёра» (магазин «Промтовары»). Книг и путеводителей по Мстёре не встречал. При подготовке к поездке рекомендую воспользоваться сайтом http://www.vomstyore.ru/. В Художественном музее есть буклеты об искусстве лаковой миниатюры.
- Свято — Казанский скит находится в 7-ми километрах от Мстёры. В деревне Раменье повернуть по указателю направо.
- На неспешный осмотр всего вышеперечисленного у нас ушёл полный день. Но мы же ещё успели покормить чьих-то гусей и погулять по осеннему лесу!