В тот день, когда жители Санкт-Петербурга толпились в очередях в Ораниенбаум и Петергоф, стараясь воспользоваться последними погожими осенними деньками, мы с мамой и сестрой отправились в небольшое путешествие по северу Эстонии, неамереваясь посетить поселки Вызу и Кясму, а может и еще что-то, что попадется по дороге.
Усадьба Малла попалась нам совершенно случайно. Хоть и полуразрушенная, но в обрамлении пожелтевших деревьев смотрелась она фантастически красиво.
Тут сестра вычитала где-то у себя в смартфоне, что совсем недалеко от этого места находится якобы самый большой валун в Эстонии — Ehalkivi. Туда мы и направились. Чем, правда, вызвали неудовольство мамы, которой вовсе не хотелось ехать в какую-то глушь:)
Объем валуна — 930 куб. м, охват — 49.6 м, длина — 16.6 м, высота — 7.6 м.
Вот только незадача — подойти к самому валуну не удалось, он сидел в море, окруженный топким грунтом и камышами:(
Так что пришлось ограничиться снятой издалека панорамой. Заодно я зашел на marinetraffic.com и пробил название вон того грузового судна, что виднелось на горизонте :)
Объехав город Кунда, дальше ехали по дороге вдоль моря. В одном месте вышли на берег погулять.
Угадайте, что за животные оставили здесь такие следы? :)
А это уже ветряная мельница у въезда на усадьбу Вихула. Усадьба, кстати, очень красивая, отреставрированная, но сейчас заезжать туда мы не собирались.
В этом месте я просто не мог не остановиться и не запечатлеть осенние краски:)
Еще одна остановка — порт Верги. В последние годы на севере Эстонии открылось много небольших портов для катеров, яхт и других маломерных судов.
Раньше, в советское время, здесь везде были погранзаставы. С той поры остались некие сооружения, которые я и полез исследовать.
Дошел до стоящего на мысу маяка. Судя по Викимапии, это развалины ПТН («пост технического наблюдения») в/ч 2294 (под этим номером скрывался Раквереский (Гдынский) погранотряд). Ну, Альберт наверно в курсе:)
Вокруг там повсюду валуны вперемешку с обломками бетона. Пришлось попрыгать:)
Осмотр Вызу тоже начали с порта
Здесь тоже в основном лодки, катера и яхты. От порта к центру поселка по берегу моря ведет красивый променад. Но были на машине, так что пришлось ехать в обход.
Вызу — это курортный поселок с населением всего около 500 человек
Здесь есть песчаный пляж длиной около 3 км. Правда по сравнению с Нарва-Йыэсуу смотрится он не столь интересно.
Вдоль пляжа идет пешеходная дорожка. Еще одна дорожка, деревянная, разобрана на зиму и сушится:)
Самый красивый кадр получился на заболоченной поляне, примыкающей к пляжу:)
После административной реформы 2017 года, когда в Эстонии объединили друг с другом очень много местных самоуправлений, в Вызу разместилась волостная управа Хальяла. На фото это как раз она.
Сейчас несезон, и народу в поселке очень мало. Хотя, по-моему, тут и летом не особенно многолюдно. Все же, в отличие от Усть-Нарвы, Вызу расположен слишком далеко и от центральных дорог, и от крупных городов.
Желтеющие деревья на перекрестке Морской (Mere) и Речной (Jõe) улиц
На обед заехали в корчму со странным названием O Kõrts :)
Желтый дом просто слился с опавшей листвой:)
А на автостоянке мне попалась электрическая заправка. Удивительно, да? Такая дыра, но даже здесь предусмотрена зарядка для электромобилей. Может показаться, что это Эстония такая продвинутая страна, но тут все неоднозначно. Как мне кажется, все эти электромобили, а также натыканные повсюду ветряки — это такая европейская «распильная» тема. Ну вот смотрите. Эстония по Киотскому протоколу получила квоты на выбросы, исходя из того, что здесь было много заводов. Заводы закрываются за ненадобностью, выбросы снижаются, а квоты Эстония продает тем, у кого производство растет. Взамен же получает всякие модные штуки типа электромобилей и заправок для них. Но кто на этом выигрывает? Производители электромобилей — несомненно. Особенно если учесть, сколько эти электромобили стоят:)
Тут постепенно начало темнеть, и я уже не знал, стоит нам ехать в Кясму или нет. Сестра сказала, что со мной путешествовать тяжело — я постоянно всех подгоняю и злюсь, когда мы куда-то не успеваем. А как не злиться, если мы наметили куда-то съездить, я взял фотоаппарат, а в итоге мы приезжаем на место, когда для фотографирования уже слишком темно.
Но все же до Кясму мы доехали. Место это довольно примечательное. В Эстонии эта деревня известна тем, что здесь раньше строили корабли, и здесь же жили ходившие на этих кораблях моряки. Поэтому Кясму исторически так и называют — «деревня капитанов».
На фото ниже изображен морской музей Кясму, в котором мне как-то довелось побывать на экскурсии на летних днях у нас на работе. Раньше в этом здании располагалась советская погранзастава, поэтому вокруг разбросана всякая военная атрибутика — морские мины, бакены, прожекторы.
А еще здесь есть пограничная вышка, на которую мы тогда лазили всей конторой:)
Но что же за корабли могли строить в этой деревне, и что за деревенские капитаны ими управляли? В путеводителях об этом почему-то не рассказывали. Но тут всех сдал путеводитель по Эстонии от Томаса Кука, купленный мной в Казани —
«Очаровательный поселок Кясму на краю полуострова, разделяющего две спокойные бухты, пережил свой расцвет в XIX веке, когда стал прибежищем для контрабандистов, возивших соль (которая в то время облагалась высоким налогом). „Второе рождение“ произошло в 1920-х годах — тогда отсюда возили водку в Финляндию, где алкоголь находился под запретом. Как и другие прибрежные городки, Кясму пережил трудные времена советской власти, но теперь стал популярен среди обеспеченных эстонцев, покупающих и модернизирующих старые дома судовладельцев. Некоторые из этих традиционных деревянных домов превратились в уютные гостиницы. В Морском музее, расположенном в бывшем здании поста береговой охраны, экспонируется замечательная частная коллекция мореходных принадлежностей, собранная Арне Вайком, жителем Кясму.»
Итак, тайна «деревни капитанов» разгадана! Теперь до меня дошло, почему значительную часть «мореходных принадлежностей» в собрании музея составляли прикольные такие разноцветные бутылки из грубого стекла! :)
Но самое интересное здесь — это конечно вышка. Тогда, в 2000-м году, я лазил на нее без фотоаппарата, а это значит, что сейчас надо обязательно на нее подняться и заснять виды сверху.
Кстати, а что это за памятник стоит рядом с вышкой? Что это за таблички прибиты к камню? Поначалу я подумал, что это названия кораблей, погибших в море. Но нет — поиск в сети показал, что это просто корабли, когда-то построенные в Кясму. Я попытался пробить название одного из них в поиске и набрал — POLARIS 1899. Интернет ответил, что был такой пароход, и даже построен он был как раз в 1899 году, но вовсе не в Кясму, а в Шотландии. Причем в дальнейшем он был приписан к Финляндии и до Первой мировой войны ходил по Балтийскому морю, а потом перешел к СССР. Нет, это был явно не он.
Наводку на то, что за корабли строили в Кясму, дала другая табличка — AIMAR 2010. Завел в поиск и получил вот такую фотографию. Это построенная в 2010 году в Кясму уменьшенная копия лодки викингов. По-видимому, все остальные «корабли» были такие же. А что, возить водку в Финляндию можно и на таком. Главное в шторм не попасть:)
Однако пора лезть на пограничную вышку. Но для начала надо ознакомиться с правилами, написанными еще для советских пограничников. Эдакий образец военно-бюрократического новояза, сестру особенно рассмешило выражение «перильные устройства» :)
А виды сверху открываются и правда захватывающие. При этом «перильные устройства» на верхней площадке довольно низкие, так что стоять наверху не очень комфортно — слегка страшно:)
Вид в другую сторону. Осення листва и море.
Но вот мы наконец бросаем последний взгляд на морской музей и направляемся в сторону дома.
Маршрут за сегодня был примерно такой. Дорогу от Нарвы показывать не буду, завел сюда лишь те локации, куда мы заезжали.