Обычная такая картина — в первый месяц после нашего возвращения из путешествия по Эльзасу меня буквально разрывало от желания писать рассказы и делиться фотографиями, казалось невозможным быть единственным обладателем этой красоты и гармонии. С небывалым энтузиазмом я начала постить альбомы и рассказы. А потом потихонечку буря эмоций стала утихать, повседневность затягивать, а время диктовать свои правила. И вот до сих пор лежит — полеживает в незаконченном виде у меня еще один рассказ о Страсбурге. Ведь я показала пока только отражение города в Илль и рассказала о трех церквях Святого Петра, а впечатлений от Страсбурга у меня осталось еще очень много! И периодически мучает меня эдакая недосказанность и незавершенность сюжета. За это время первоначальный замысел рассказа полностью изменился, фотографии перетусовались и в результате получилась совсем другая история! Вернее, несколько разных зарисовок, набросков о наиболее запомнившихся моментах наших бродилок по городу.
Площадь Старого Госпиталя (Pl. de l'Hopital) Башня госпиталя сохранилась со времен средневековья, она являлась частью городских укреплений.
К нашей встрече со Страсбургом я готовилась так тщательно, как, пожалуй, не готовилась еще ни к одной другой поездке. Перечитала все имеющиеся в интернете рассказы и путеводители, заучила наизусть расположение страсбургских основных улочек, пути-дороги от одной достопримечательности до другой, все наши маршруты были расписала заранее. И в итоге наши прогулки стали похожими на встречи со старым хорошим другом, мы легко ориентировались и на местности, и на карте города, да и в трамвайных схемах. Мне понравилась в Страсбурге организация городского пространства — понятная, совершенно четкая и логичная дорожная сеть улиц и в старом городе, и в других районах. Во многом такая «понятность» является результатом генерального плана строительства Страсбурга по проекту «Великий прорыв», воплощение которого в жизнь началось в 1910 году, а было завершено лишь к 1960 году. При этом на первое место было поставлено улучшение качества жизни в городе. Чтобы сделать жизнь более комфортной было решено ограничить движение автомобилей, и с 1990 года центр города становится пешеходной зоной. Были построены новые парковки, а основным видом общественного транспорта выбран трамвай — как самый экологичный, практичный и современный вид траспорта. Строительство трамвайных путей соединило отдаленные кварталы с центром города, кроме того маршруты все пересекаются в цетре Страсбурга на Площади Железного Человека, что позволяет удобно пересаживаться с одного трамвая на другой. Всего в Страсбурге шесть трамвайных линий. Эта футуристическая марсианская тарелка не что иное, как крыша над основной траспортной развязкой.
Площадь Железного человека сейчас является основным транспортным узлом Страсбурга. Под этой стеклянной ротондой на трамвайной остановке сходятся четыре из шести трамвайных линий города.
Обычно мы не так часто включаем музеи в наши путешествия, хочется как можно больше охватить внешнего антуража, пропитаться атмосферой места, пройтись по всем улочкам-закоулочкам, но здесь посещение музеев Дворца Рогана стояло обязательным пунктиком. Тем более, он находился в шаговой доступности от нашего отеля. В здании Дворца Рогана находтся апартаменты самого кардинала, Музей прикладного мскусства, Археологический музей и Музей изобразительного искусства. В последнем хранятся старинные нидерландские картины XV–XVI веков, произведения Рубенса и Ван Дейка, картины итальянских и испанских художников, а так же французская живопись XVI–XVII веков. В первый наш день, вернее вечер, мы в музей не успели, потому что работает он всего лишь до 18–00, ну согласитесь, это же просто детское время! На второй день мне уже стало как-то жалко тратить дневные солнечные часы на музей, но!!! В четвертом часу дня неожиданно, буквально откуда не возьмись, набежала туча, и начался моросящий дождик. Удивительно, что случилось это как раз в тот момент, когда мы находились недалеко от музея, не иначе провидение! Спасибо тебе, Провидение! Мы уложились ровно в оставшиеся два часа до окончания работы музеев и я безумно этому рада. Я, как и мечтала, увидела воочию картину Никола де Ларжильера «Прекрасная страсбуржанка». И не спрашивайте меня- почему именно ее я хотела увидеть более всего, там есть что посмотреть и без этой картины! Зацепил меня в одном из отзывов этот ее взгляд — умный, слегка ироничный, взгляд через века, и хотелось увидеть картину в реальности. 1703 год между прочим…
Никола де Ларжильер "La Belle Strasbourgeoise" 1703 год
Впрочем, не только очаровательная жительница Страсбурга прошлых столетий заставила учащенно биться мое сердце, но и одна из лучших картин Луи Франсэ «Дафнис и Хлоя» никак не отпускала меня от себя. Да и вообще — собрание картин Музея изобразительных искусств просто великолепно!
Франсе, Франсуа-Луи (Francois-Louis Francois) "Daphnis et Chloe" 1872 год
Два часа- это конечно же не так много. Время неумолимо приближало час окончания работы музея, оно летело просто со сверхзвуковой скоростью и кое-что мы просматривали наспех, как ни жаль. Я выглянуло из здания в окно — дождик продолжался, мокрый и немного нахохлившийся Страсбург в рамке окна был еще одной прекрасной картиной этой экспозиции.
Выйдя из Музея, мы взяли билеты на батораму, которая как раз прикрыла нас от дождя своей прозрачной панорамной крышей и отправились осматривать город с воды. Влажный воздух приглушил краски и слегка размыл контуры зданий, словно прикрыв их легкой пеленой — погода дарила нам Страсбург в стиле импрессионизма.
И пусть я совсем не любительница дождливой погоды, но в этот момент мне нравилась и она, было свежо, но не холодно, а опустившиеся вечерние сумерки и зажегшиеся фонари, в свете которых капельки дождя сверкали разноцветными бликами, создавали лирико-поэтическое настроение.
Зато на другой день Страсбург проснулся совсем в другом настроении. И день этот был… субботой. Я давно заметила, как трепетно европейцы относятся к выходным дням, особенно к субботам, и особенно французы. Яркое солнце и синее-синее небо как по заказу гармонировали с атмосферой праздного времяпрепровождения и наслаждения жизнью во всех ее проявлениях.
Народа на главных улицах старого города заметно прибавилось. Но мы это предвидели заранее и потому наметили на этот день посмотреть Имперский и Европейский кварталы, а так же Парк Оранжери. Но сейчас я вам покажу только парк, тем более Европейский квартал я уже показала вам в предыдущем рассказе. Идиллические картинки в таком месте и при такой погоде складывались сами собой! Парк Оранжери (Parc de l’Orangerie) был спроектирован известным художником-пейзажистом Парижского Версальского дворца Ле Нотром между 1861 и 1892 годом. Своим названием парк обязан многочисленным апельсиновым деревьям, росшим когда-то на его территории. Хотя мы не встретили ни одного апельсинового дерева, но заметили, что многим деревьям в парке много-много лет. На сайте упоминается, что здесь сохранились некоторые многовековые деревья, посаженные в годы его создания, то есть еще при Людовике XIV! Здесь очень приятно можно провести время, покататься на лодочке, устроить на берегу пруда пикник, покормить лебедей и уточек, да устроить в конце концов тут свадебную фотосессию!
К приезду в Страсбург Наполеона в 1804 году на территории парка был построен павильон Жозефины для торжественных приемов. На крыше павильона любят гнездиться аисты. Но аисты решительно не показывались мне на глаза этим летом, я видела только их гнезда. А вот эта очаровательная беседка, просто классика жанра, появилась в парке в 1807 году, уже чуть позже.
Парк украшают каскады водопадов, фонтаны, изумительный розовый сад и живописные клумбы. Я ходила и восторгалась этим буйством красок и разнообразием цветов, минуты летели незаметно.
В 1895 году для проводимой промышленной выставки территория парка была расширена и сюда «переехал» оригинальный фахверковый дом 1607 года из Мольсайма, который сначала аккуратно по частям перевозили, а потом собирали и реставрировали. В доме открыли ресторан Buerehiesel, получивший в 2013 году звезду Мишлен.
Перед поездкой я слюнявила клавиатуру, читая авторское меню этого ресторана в отзывах путешественников. Мусс из фуа-гра с клюквенным конфитюром, пассерованная клубника с ревенем и так далее. А время шло как раз к обеду, хотя собственно отобедать мы в этом ресторане и не собирались, слишком цены там кусачие. Но взять десерт и кофе, посидеть на террасе такого домика, осмотреть внутренние интерьеры- очень хотелось! И вот тут нас постигло самое горькое разочарование — ресторан был закрыт на спец. обслуживание… Ну что поделать, как говорится — не хлебом единым, тогда давайте нам зрелищ! И мы пошли пешком к центру по живописнейшей дороге вдоль реки Илль, фотографиями которой я уже поделилась с вами. Потом мы с грустью попрощались с моей студенческой подругой, проводили ее на вокзал, а сами вернулись на самые многолюдные центральные улочки Страсбурга. Надо сказать, что меня совсем даже не всегда раздражают толпы народа на улицах, например, на ярмарках или во время других торжественных событиий это наоборот создает атмосферу праздника, радости. Вроде была обычная суббота- а я с удовольствием смотрела на открытые радостные лица гуляющих людей, улыбающиеся, где-то восторженные, где-то влюбленные. Мое внимание неожиданно переключилось с внешнего антуража на лица людей и настроения вокруг нас на улицах. Бросилась в глаза терпеливо ожидающая хозяина собака — совсем еще молодой щенок сидел у ног мужчины, который болтал со своим знакомым. Кажется это был лабрадор- в собаках я не сильна, но в ее бархатистую серую шерсть хотелось немедленно запустить руки. Как говорит мой муж — мне не надо учить языки, если мне очень хочется, то мою эмоциональную смесь разноязычных слов и жестов понимают всегда. Мешая немецко-французско-итальянские слова, и больше, конечно, в русской транскрипции, я рассказала владельцу, как неповторимо очаровательна его собака, как я страстно хочу ее сфотографировать и как буду признательна ему, если он мне это разрешит. Сначала было растерявшись, владелец все же понял суть из потока слов, заулыбался и попросил собакена сесть и попозировать для меня. В итоге у меня есть портрет еще одной прекрасной страсбуржанки по имени Ольга. Она хороша!
А пройдя еще несколько шагов, мы оказались на импровизированном танцполе на площади перед нашим отелем. Я, кстати, не помню ни разу в Италии, чтобы именно так в субботы люди проводили время, а во Франции и в том году и в этом в разных городах я наблюдала похожие сцены. Эмоции в этот день у нас постоянно зашкаливали на волне сплошного позитива, которым мы пропитались. Не присоединиться к танцующим парам нам помешали два тяжеленьких пакета с продуктами на вечер- мы захотели устроить под нашей крышей романтический ужин и шли как раз закинуть пакеты в номер. Я выложила коротенькое видео, чтобы передать вам атмосферу этого дня.
Субботний вечер. Страсбург, площадь Корбо
Оставшуюся часть вечера мы собирались посвятить трем Соборам Святого Петра, но к этим планам естесственным образом добавились проходы по самым красивым улочкам старого города, захватывающим наше внимание не меньше. Сначала это была Rue du Maroquin, или Сафьяновая улица. Википедия пишет, что сафьян — это дубленая кожа козы, выкрашенная в яркие цвета, и это в точности соответствует впечатлению, которая эта улочка производит. Как вы видите, улочка пешеходная, можно смело задирать голову вверх и фотографировать, фотографировать… Справа в здании, на котором видна вывеска, начинающаяся словом Hotel…, на первом этаже расположено Cafe Rohan. В тот самый дождливый вечерок именно в нем мы отлично поужинали, завершенив ужин совершенно шикарной ром-бабой. С чистой совестью могу рекомендовать это заведение вам, ни грамма разочарования не испытали.
Начинается эта Сафьяновая улица с площади Рынка Молочных Поросят Place du marche aux cochons de lait. Правда, очередное нестандартное веселое название? На этом угловом домике с шикарными внешними деревянными галереями установлен флюгер в виде башмака. К флюгеру прилагается красивая легенда — якобы король Сигизмунд, любитель потанцевать и пофлиртовать с красотками, так натанцевался в Страсбурге в неудобной обуви, что стер себе ноги. Он побежал в ближайшую лавку башмачника, чтобы переобуться и она находилась именно в этом месте.
Дом с галереями, Maison a galeries, построен в 1606. Сейчас в этом доме находится сувенирный магазинчик с товарами эльзасского производства.
Следующий домик на фотографиях в интернете выглядел совсем по-другому- его отлично отрестарировали и поменяли и внешнюю отделку и цветовую гамму. В результате дом стал смотреться гораздо эффектнее и очень торжественно.
Чуть дальше находится историческое здание 1651 года постройки, в котором долгие годы располагается пивная и ресторанчик Le Gruber. Красивейший эркер и цветочные гирлянды придают этому зданию неповторимый облик. Зайти в это здание, посмотреть внутренние интерьеры и отужинать ну просто очень хотелось! Тем более народ уже расслаблялся вовсю, вся обстановка располагала к такому опрометчивому решению. Но я не раз в нашей поездке проявляла твердость и, как позже выяснилось, не прогадала. Еще ни одного хорошего отзыва о кухне этого кафе я не читала, вот и наши туристеровцы Катя и Лена остались недовольны едой в этом ресторане. Там подают блюда эльзасской кухни, а они все же тяжеловаты…
Раз мы не зашли в этот ресторанчик, то наш позитивно- празднично-субботний настрой ничем не нарушился, чувство прекрасного не омрачилось разочарованием, мы продолжали наслаждаться атмосферой фахверковой сказочности старых кварталов.
Безусловной яркий и один из самых красивых фахверковых домиков- исторический памятник XVI–XVII века, находится как раз на повороте к Страсбургскому собору Нотр-Дам. Нарушая немного «правдивость» моих зарисовок, я выложила фотографии этого дома, снятые немного в другое время. Скажем так, у нас этого дома «уже было», и на вечернем блеклом небе мы его снова фотографировать не стали.
Верхние этажи его явно пора реставрировать, приходят резные скульптуры в негодность, а вот бородачи-богатыри на углах первого этажа совсем недавно отреставрированы и смотрятся великолепно!
И вот дальше каждого гостя Страсбурга ждет потрясение, потому что сразу за этим домом в довольно узкой улочке открывается вид на величественный фасад Страсбургского собора. И это очень эффектный момент, потому что происходит это несколько неожиданно, лично у меня в первый раз была ассоциация с джином, выскочившем из бутылки. Столько сравнений читала — «парящий розовый ангел», «каменные ажурные кружева», но никакие слова не могут передать то восторженное впечатление от возникшей перед глазами грандиозной картины.
Западный фасад Страсбургского Собора Нотр-Дам. Его строительство началось в 1277 году под руководством Эрвина де Штайнбаха из розового песчаника
Если б вы знали, как мы тщетно пытались красиво и неповторимо запечатлеть Страсбургский Нотр-Дам, мы фотографировали его в каждый из наших пяти дней! Я ведь заранее знала, что это будет нелегкой задачей. Практически все фотографии на просторах инета меня чем-то не устраивали и я надеялась найти нужную точку, ракурс удачный может быть, надеялась, что именно у нас Собор получился «Ах!» Но скорее получилось все наоборот, то есть — «Ха!» Нотр-Дам посмеивался над нашими планами, всеми своими горгулями хохотал.
Каким образом можно запечатлеть это грандиозное, словно взлетающее ввысь сооружение?! Как передать на фотографии эту кружевную легкость и тщательность проработки каждой детали, каждого элемента?! Мозг взрывается в попытке охватить все идеи и архитектурные замыслы его создателей. Даже не буду стараться выложить вам историю строительства Собора или рассказывать о его архитектурных решениях. Информации о нем достаточно много и на нашем сайте. Мне не подобрать слова, близкие к моей буре эмоций от увиденного.
Высота Собора 142 метра и на протяжении четырех веков он был самым высоким Собором в Западной Европе
Южный фасад Страсбургского Собора.
Мы получили непередаваемое удовольствие от того, что каждый день приходили на Кафедральную площадь посмотреть на Нотр-Дам, а по утрам, открывая наши окна под крышей отеля, опять любовались взметнувшейся ввысь его одинокой башней. Это не единственный раз в истории, когда на вторую башню в итоге строительства не хватало средств. Но говорят, что здесь дело было не только в отсутствии средств. Первая башня готического Собора была закончена только к XV веку, началась эпоха Возрождения, мода на готический стиль прошла. Кроме того, были опасения по поводу зыбкости почвы, строительство второй башни могла повлечь за собой разрушение всей конструкции. Попытка все же попробовать построить пробную башню потерпела полное фиаско- башня обвалилась во время бури в 1553 году, укрепив таким образом суеверные мысли о том, что строительство следует прекратить. Ажурная красавица не желала терпеть конкурентки рядом с собой.
А из нашего окошка видно Кафедрал немножко...
Мы обходили Собор со стороны всех его четырех фасадов и каждый раз открывали новые детали и новые элементы отделки. А фотографии получались точно такими же, как и те, которые я подвергала критике перед поездкой.
Северный фасад Собора. По времени это самый поздний портал, его строительство относится к XV веку
Пытались сосредоточиться на мелких элементах и не могли постичь — как можно было все так продумать, и создать столько сцен, столько скульптур. Мы даже до сих пор не можем остановиться и время от времени рассматриваем детали порталов на наших фотографиях
Галерея апостолов (внизу) и группа ангелов, играющих на трубах, (вверху), расположенные над центральной розеткой.
Настоящая библия в камне изображена на Центральном портале — здесь представлены сцены и сюжеты из Нового и Ветхого Завета. создание Мира, Евы из ребра Адама, грехопадение и изгнание из рая — все можно увидеть на тимпане и сводах, его обрамляющих.
Центральный портал Западного фасада. Основная тема- Страсти Христовы. На тимпане представлены сцены Входа в Иерусалим,Тайной вечери, Бичевания Христа, Несение креста, Распятия, Воскресения
Удивительно, но только дома, загрузив в компьютер наши фотографии, мы заметили, что на фотографии Центрального портала Западного фасада над статуей Богоматери с Младенцем, рядом с изображением Бога-Отца сидит голубь. Настоящий, живой, символ Святого Духа!
Единственная печаль у меня, что от Собора внутри у меня не сложилось такого эмоционального отклика. Во-первых, там было очень темно, в общем-то и все готические храмы особым светом внутри не отличаются, но в Страсбургском Соборе было особенно сумрачно. Во-вторых, часть Собора с астрономическими часами была закрыта на реставрацию. В-третьих, не оказалось аудиогида на русском языке (да, кто бы говорил про дискриминацию!!!) В четвертых, нас отвлекло от более внимательного осмотра одно событие, которое буквально вытащило нас из Собора на площадь!
Вот такая картина на Кафедральной площади предстала перед нашим взором. Расскажите мне, что это было??? Клавдия klaudia, Леночка sonnenschein, может вы прольете свет на эту многочисленную демонстрацию чего-то? Мы пытались понять, что скандируют и изображают сидящие на мостовой молодые люди, но… Учите мат часть, то бишь язык! Некоторые из юношей и девушек были в одежде медицинских работников, как нам показалось. Может это были студенты? Организаторы (или вдохновители или зачинщики) данного мероприятия тоже были одеты в похожую одежду медицинских работников. На их халатах изображены хрюшки, бутылки- стаканы и надписи, перевод которых не добавил мне информации. Tirelire в переводе звучит как кружка или копилка. Как у Гамлета вертелась в голове мысль — они за то, чтобы пить или НЕ пить? Активисты выкрикивали лозунги, а сидящая на площади молодежь дружно их скандировала.
Потом все дружно взметнули вверх руки в едином порыве. За что-то они все-таки выступали, но мы так и не включились в тему. В общем, так и не знаю, что мы такое наблюдали в Страсбурге. Я подумала, что везет нам на разные такие события в последнее время, вот в прошлом году на митинге в Каталонии оказались, и здесь мимо не прошли, именно в этот час и этот день у нас оказалось по плану посещение Кафедрала! Кстати, это был четверг, а не суббота, о которой я вам до этого рассказывала.
На этих предыдущих фотографиях хорошо видны две основные достопримечательности Кафедральной площади — прямо напротив входа в Собор находится Аптека Оленя, это самая старая аптека во Франции и она существовала в этом здании с 1348 года. Проверять стройность, протискиваясь между стеной и колонной, поддерживающей верхние этажи, мы не стали. Хотя другие туристы этим развлекались. А направо расположен знаменитый Дом Каммерцеля. Один из красивейших и самых высоких фахверковых домов Страсбурга, деревянные верхние этажи которого украшены многочисленным резным декором. в доме целых семьдесят пять окон в обрамлении фигурок знаков зодиака, музыкантов и мифических героев. Дом был построен в 1427 году, а такой шикарный резной декор добавили в 1589. В конце XIX века в здании открылся ресторан, который находится там и по сей день.
Мы же не могли пройти мимо? Ресторан был намечен у нас на пятницу после возвращения из города Мец. Но в Меце нас накормили в обед потрясающей форелью в ресторанчике, порции которой были как и везде в Эльзасе — Лотарингии увесистые, и проголодаться мы совершенно не успели. Мы зашли было в помещение ресторана, посмотреть интерьеры и автографы великих побывавших в нем людей — обстановка была конкретно ресторанная, интерьеры шикарные, с фресками, картинами, витражами, дамы и их спутники были одеты вполне соответствующе, официанты сновали с подносами, на которых стояли немыслимо красивые и объемные блюда с едой, и поняли — нам этого не одолеть. Заказать легкий десерт, как мы собирались сделать, выглядело бы в таком помпезном месте нелепо. Тогда мы решили расположиться на улице, свежо, тоже художественно, меню то же самое, на наши походные джинсы-кроссовки никто не посмотрит в конце концов, так и сделали. Но все равно, официант, получив наш заказ, не удержался и состроил разочарованную гримасу. Ну не знаю, в меня не входит такое количество пищи, которое бы устроило персонал ресторанов!
Но я заказала все же два разных десерта. Это было божественно вкусно и красиво! И главное — в меру!
Как и везде в Эльзасе, Страсбург поражает обилием интереснейших вывесок, из которых вполне можно создать самостоятельный альбом. И не только дядюшка Анси здесь постарался- когда есть традиция, ее надо поддерживать! И все равно, моя самая любимая в Страсбурге вывеска — это все же его работа. Мой фаворит — это вывеска на здании Музея Эльзаса
Вот как хотелось мне показать в этом рассказе всю разноплановость и разнообразие Страсбурга, но я опять зависла в районе Старого города!!!
Конечно же Страсбург интересен и фахверковый, и имперский, и современный! Площадь Гутенберга была совсем рядом с нами и мы много раз проходили по ней, но пожалуй большого впечатления она на нас все-таки не оказала. А вот площадь Клебера, будь мы там один-два дня или проездом могла совсем нас не вдохновить и не оставить фотографий на память, потому что была вся заставлена белыми ярмарочными палатками. Вздыхали мы и проходили мимо, но к вечеру воскресенья палатки стали сворачивать и в понедельник утром она предстала перед нами во всей красе! В те полдня, которые я так безжалостно украла у Кольмара, мы успели еще раз пробежаться в районе Маленькой Франции и сфотографировать эту площадь, забежав на часок в галерею Лафайет.
Бывшая гауптвахта Обетт. Построена в 1765-1778 годах. В 1877 году перестроено частично и отдано под Консерваторию. Фасад здания украшают медальоны с изображениями великих композиторов- Моцарта, Шумана, Мендельсона и других.
Нет, не получилось у меня показать все, что хотелось бы… но может и не надо пытаться объять необъятное? Надо оставить место для открытий и тем, кто еще ни разу не был в Страсбурге!
А закончить Страсбургские зарисовки мне захотелось классическим приемом — если по ходу пьесы на стене висит ружье, то оно просто обязано выстрелить! Помните ли вы те пакеты, которые не дали нам присоединиться к танцующим парам в субботний вечер и мои размышления о том, что в Страсбурге слишком большие порции? Мы не могли не устроить себе легкий ужин с вином в нашем уютнейшем номере, тем более для счастья вполне хватит французского багета, итальянского прошутто, ну можно еще какое-нибудь мяско на выбор, сыра «Филадельфия», обалденно вкусных спелых фермерских помидорок и бутылочки красного Сент-Эмильон… И да — для счастья в обязательном порядке должен прилагаться тот вид из нашего окошка на шпиль Страсбургского Собора! Как же я мечтаю вернуться в этот город еще раз!